ФАС облегчит слияния банков

 

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) пересмотрела параметры контроля за банковскими сделками. По информации «Известий», ведомство Игоря Артемьева разработало поправки, повышающие с 24 млрд рублей до 29 млрд рублей планку обязательного согласования в ФАС сделок с акциями (долями) банков. По сути, ведомство ослабило контроль за сделками кредитных организаций, дав им фору в 5 млрд рублей — эксперты считают, что это увеличит число сделок по слиянию и поглощению в банковском секторе. Надо сказать, ФАС еще не накладывала вето на такие сделки, но повышение порога — сигнал о дальнейшей консолидации рынка.


Речь идет о поправках в постановление правительства правительства от 30 мая 2007 года («Об установлении величин активов кредитных организаций в целях осуществления антимонопольного контроля»). Сейчас ФАС осуществляет контроль за концентрацией капиталов банков: если стоимость активов кредитной организации превысит 24 млрд рублей, то для совершения сделок с акциями (долями) этих банков требуется предварительное согласие антимонопольного ведомства. Повысить регулятивный лимит в 24 млрд рублей в прошлом году просили банковские ассоциации.


Для остальных участников финансовых рынков пороги остались прежними. 3 млрд рублей — для микрофинансовых организаций, 2 млрд — для негосударственных пенсионных фондов, 1 млрд — для организаторов торговли, 500 млн рублей — для обществ взаимного страхования и кредитно-потребительских кооперативов, 200 млн — для страховщиков, брокеров, профучастников рынка ценных бумаг, клиринговых и управляющих компаний, а также 100 млн рублей — для страховых медицинских организаций.


— Повышение текущей планки с 24 млрд до 29 млрд рублей (на 20,8%) выше прироста активов банковской системы (активы банков в 2013 году выросли на 16% против 18,9% в 2012 году, свидетельствуют данные ЦБ. — «Известия»), — комментирует аналитик по макроэкономике UFS Investment Company Станислав Савинов. — Решение, вероятно, продиктовано стремлением ускорить процесс консолидации банковского сектора, что должно способствовать повышению его устойчивости. С 1 января следующего года повышается требование по минимальному уровню собственных средств со 180 млн до 300 млн рублей, нарушители лишатся лицензий. По словам Михаила Сухова, заместителя председателя Банка России, по состоянию на 1 марта, до конца года эту проблему предстоит решить 171 банку. С учетом сложного характера докапитализации банка в сложившихся условиях повышение рубежа, до достижения которого не потребуется согласование ФАС, облегчит этот процесс.


Руководитель практики инвестиционного консультирования ФБК Роман Кенигсберг отметил, что одной из особенностей банковского бизнеса является высокий леверидж (соотношение собственных и заемных средств). При этом активы банков могут расти значительно быстрее собственных средств. Возможно, этим объясняется избирательность ФАС в отношении именно банков, рассуждает аналитик. Он добавил, что последний раз антимонопольный порог для банковских слияний меняли в декабре 2012 года, тогда планка была увеличена с 22 млрд до 24 млрд рублей.


Как считает замдиректора юридического департамента Бинбанка Анатолий Корнев, кредитным организациям выгодно нововведение, поскольку оно значительно сокращает временные рамки и трудозатраты на заключение сделок.


C 2001 года на банковском рынке совершено 1267 сделок на $192 млрд. В январе 2014 года на банковском рынке произошло 7 сделок на сумму $550 млн. Число сделок превысило результат января 2013 года в два с лишним раза, тогда как общая сумма выросла в годовом сравнении более чем в 20 раз, приводит данные AK&M.


— Еще несколько лет назад порог антимонопольного контроля сделок по слияниям и поглощениям с участием банков составлял 6 млрд рублей, — говорит предправления БКС Банка Эмиль Юсупов. — Банковское сообщество отметило в тот момент, что нововведение позволит ускорить процедуру консолидации, а рынок получит новых сильных игроков.


Опрошенные эксперты при этом указывают, что ФАС до сих пор не блокировала крупные банковские сделки, то есть формально не пользовалась имеющимся у нее инструментом — согласователем выступал Центробанк, говорит Юсупов.


— Я не помню случаев, когда ФАС блокировала бы сделки по объединению банков, — говорит старший аналитик Национального рейтингового агентства Максим Васин. — Тем не менее перед одобрением, выдаваемым ФАС, условия сделок изучались ведомством. Если бы были причины для блокировки или выставления дополнительных требований к сделке, ФАС бы это сделала. Так, в 2009 году антимонопольная служба затягивала рассмотрение сделки по объединению банков на Дальнем Востоке в Азиатско-Тихоокеанский банк.


Один из банкиров на условиях анонимности отмечает, что антимонопольная служба всегда осторожно отслеживала покупки российских банков иностранными кредитными организациями. По мнению директора аналитического департамента United Traders Михаила Крылова, ослабление контроля выгодно государственным банкам, прежде всего Сбербанку и ВТБ, так как они активно включены в M&A (слияния и поглощения).


— Порог в 29 млрд рублей приемлемый, а вот в процедуре согласования с участием ЦБ есть конфликт интересов, пока у регулятора есть пакет акций Сбербанка, — говорит Крылов. Он заметил, что ФАС ни разу не блокировала сделки банков с активами свыше 24 млрд рублей, потому что ЦБ выступал в них посредником. По мнению Крылова, число сделок M&A в банковском секторе в связи с нововведением может увеличиться в 1,5 раза.