РЕШЕНИЕ № 105
г. Хабаровск
Резолютивная часть решения объявлена 03 июля 2014 г.
Полный текст решения изготовлен 11 июля 2014 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства
в присутствии представителя:
Совет депутатов сельского поселения «Село Бычиха» - ….,
рассмотрев дело № 8-01/165 по признакам нарушения Советом депутатов сельского поселения «Село Бычиха» Хабаровского муниципального района части 1 статьи 15 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закона о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В ходе осуществления контроля соблюдения органами местного самоуправления антимонопольного законодательства Хабаровским УФАС России установлено, что Советом депутатов сельского поселения «Село Бычиха» (далее – Совет депутатов) принято Положение об организации похоронного дела в сельском поселении «Село Бычиха» (далее – Положение), утвержденное решением от 26.05.2009 № 15, отдельные положения которого нарушают статью 15 Закона о защите конкуренции.
При рассмотрении дела представитель Совета депутатов пояснил, что Положение принималось в 2009 году, подписано прежним главой поселения. Положение на соответствие антимонопольному законодательству не проверялось, и в ближайшее время будет пересмотрено.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, заслушав пояснения представителя Совета депутатов, изучив материалы дела, пришла к следующему выводу.
В целях реализации Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее – Закон о погребении)ния (в томгребения (в том числ, регулирующего отношения, связанные с погребением умерших, и устанавливающего правовые основы организации похоронного дела в Российской Федерации, решением Совета депутатов сельского поселения «Село Бычиха» от 26.05.2009 № 15 утверждено Положение об организации похоронного дела в сельском поселении «Село Бычиха».
Положением установлено, что организация похоронного дела осуществляется Администрацией через специализированную службу или предприятие ритуальных услуг (п. 1 ст. 3).
Пунктом 4 статьи 3 Положения закреплено право специализированной службы на осуществление обслуживания, хозяйственной деятельности на муниципальном общественном кладбище. При отсутствии специализированной службы обслуживание и хозяйственная деятельность осуществляется юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, заключившим муниципальный контракт по содержанию муниципального общественного кладбища
Специализированная служба органами местного самоуправления поселения не создана.
Решением Совета депутатов от 26.05.2009 № 15 принят Порядок деятельности муниципального общественного кладбища и правила содержания мест погребения в сельском поселении «Село Бычиха», которым специализированной службе переданы полномочия по осуществлению функций контрольно-распорядительного характера на территории муниципального общественного кладбища (ведение регистрации и учета произведенных захоронений, памятников, осуществление контроля за соблюдением порядка захоронений на кладбище, выдача разрешений на захоронение).
Наделение специализированной службы функциями по содержанию муниципального общественного кладбища, в совокупности с возможностью осуществления контрольно-распорядительной и хозяйственной деятельности на муниципальном общественном кладбище приводит к созданию преимущественных условий деятельности для данной службы и необоснованному препятствованию осуществлению деятельности иными субъектами, действующими на рынке ритуальных услуг.родского послениятвления захоронения с ранее умершими, захоронения на 2Городлском адресатом волеизъявлений является специализ
Статьей 25 Закона о погребении закреплены гарантии осуществления погребения путем организации похоронного дела, предусматривающей создание специализированных служб, которые обязаны оказывать гарантированный перечень услуг по погребению на безвозмездной основе. Закон о погребении не предусматривает, что субъектный состав лиц, имеющих право осуществлять погребение умершего и оказывать услуги по погребению, ограничивается специализированными службами, и что иные юридические и физические лица лишены права заниматься этой деятельностью.
Супруг, близкие родственники, иные родственники, законные представители, иные лица, взявшие на себя обязанность осуществить погребение умершего, могут получать ритуальные услуги (в том числе и услуги погребения) у любого лица, осуществляющего оказание таких услуг. Иначе следовало бы признать, что у граждан отсутствует право выбора организации, оказывающей такие услуги.
Согласно статье 1 Закона о погребении погребение умершего гарантируется с учетом волеизъявления, выраженного лицом при жизни, и пожелания родственников.
Органы местного самоуправления и специализированные службы по вопросам похоронного дела не вправе препятствовать в осуществлении погребения лицам, исполняющим волеизъявление умершего, а также действующим от имени и по поручению супруга, близких родственников, иных родственников, законных представителей, иных лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение умершего.
Системный анализ норм Закона о погребении свидетельствует, что, устанавливая гарантии, связанные с погребением умерших, в частности возлагая обязанность по осуществлению погребения умерших на специализированные службы, Закон не исключает возможности выполнения данной деятельности другими коммерческими организациями.
Статьями 1 и 421 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривается, что граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.
Пунктом 22 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения отнесена организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
Согласно пункту 1 статьи 18 и статьи 26 Закона о погребении общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления. Финансовое обеспечение похоронного дела осуществляется за счет средств бюджета.
В соответствии с приведенными положениями функции по обслуживанию и содержанию муниципальных общественных кладбищ отнесены к функциям органа местного самоуправления, осуществляемым за счет средств местного бюджета. Законодательством не установлена возможность передачи полномочий по решению вопросов, связанных с организацией ритуальных услуг и содержанием мест захоронения хозяйствующему субъекту.
Также законодательством не предусмотрена возможность осуществления хозяйствующим субъектом на муниципальных общественных кладбищах какой-либо хозяйственной деятельности. Установление муниципальным правовым актом такой возможности ведет к созданию отдельному хозяйствующему субъекту преимущественных условий осуществления деятельности, что может привести к необоснованному препятствованию осуществлению деятельности иными хозяйствующими субъектами, действующими на рынке ритуальных услуг, недопущению, ограничению, устранению конкуренции на данном рынке.
Частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции установлен запрет на принятие органами местного самоуправления актов, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в том числе акты, необоснованно препятствующие осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами.
Из данного положения следует, что достаточным основанием для вывода о нарушении части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции является создание условий, возможностей для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции.
Под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при которым самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (п. 7 ст. 4 Закона о защите конкуренции).
Признаки ограничения конкуренции - сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации (п. 17 ст. 4 Закона о защите конкуренции).
Наделение специализированной службы функциями по обслуживанию муниципального общественного кладбища, в совокупности с возможностью осуществления хозяйственной деятельности на муниципальном общественном кладбище может привести к необоснованному препятствованию осуществлению деятельности иными хозяйствующими субъектами на рынке ритуальных услуг сельского поселения «Село Бычиха», обеспечивает преимущественное положение специализированной службе на данном рынке услуг, соответственно пункт 8 статьи 2, пункты 1, 4 статьи 3 Положения противоречат части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
РЕШИЛА:
1. Признать пункт 1 в части слов «через специализированную службу или предприятие ритуальных услуг», пункт 4 статьи 3 Положения об организации похоронного дела в сельском поселении «Село Бычиха» Хабаровского муниципального района Хабаровского края, утвержденного решением Совета депутатов сельского поселения «Село Бычиха» от 26.05.2009 № 15, нарушающими часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
2. Выдать Совету депутатов сельского поселения Село Бычиха» предписание об изменении акта, нарушающего антимонопольное законодательство.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ № 64
10 июля 2014 год г. Хабаровск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии:
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ “О защите конкуренции” на основании своего решения от 10.07.2014 № 105 по делу № 8-01/165 о нарушении Советом депутатов сельского поселения «Село Бычиха» Хабаровского муниципального района части 1 1стическая, 8муниципальнымльным имушщестом Вяземского муниципального района статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ “О защите конкуренции” (далее – Закон о защите конкуренции)
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
Совету депутатов Мичуринского сельского поселения в срок до 01.09.2014 изменить Положение об организации похоронного дела в сельском поселении «Село Бычиха», утвержденное решением Совета депутатов сельского поселения «Село Бычиха» от 26.05.2009 № 15, с целью чего исключить из пункта 1 слова «через специализированную службу или предприятие ритуальных услуг», пункта 4 статьи 3 Положения об организации похоронного дела в сельском поселении «Село Бычиха».
О выполнении настоящего предписания сообщить в Хабаровское УФАС России не позднее пяти дней со дня его выполнения (с приложением подтверждающих документов).
stdClass Object
(
[vid] => 10032
[uid] => 5
[title] => Решение и предписание в отношении совета депутатов села Бычиха
[log] =>
[status] => 1
[comment] => 1
[promote] => 0
[sticky] => 0
[nid] => 10032
[type] => solution
[language] => ru
[created] => 1405307213
[changed] => 1405307213
[tnid] => 0
[translate] => 0
[revision_timestamp] => 1405307213
[revision_uid] => 5
[body] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[value] =>
РЕШЕНИЕ № 105
г. Хабаровск
Резолютивная часть решения объявлена 03 июля 2014 г.
Полный текст решения изготовлен 11 июля 2014 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства
в присутствии представителя:
Совет депутатов сельского поселения «Село Бычиха» - ….,
рассмотрев дело № 8-01/165 по признакам нарушения Советом депутатов сельского поселения «Село Бычиха» Хабаровского муниципального района части 1 статьи 15 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закона о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В ходе осуществления контроля соблюдения органами местного самоуправления антимонопольного законодательства Хабаровским УФАС России установлено, что Советом депутатов сельского поселения «Село Бычиха» (далее – Совет депутатов) принято Положение об организации похоронного дела в сельском поселении «Село Бычиха» (далее – Положение), утвержденное решением от 26.05.2009 № 15, отдельные положения которого нарушают статью 15 Закона о защите конкуренции.
При рассмотрении дела представитель Совета депутатов пояснил, что Положение принималось в 2009 году, подписано прежним главой поселения. Положение на соответствие антимонопольному законодательству не проверялось, и в ближайшее время будет пересмотрено.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, заслушав пояснения представителя Совета депутатов, изучив материалы дела, пришла к следующему выводу.
В целях реализации Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее – Закон о погребении)ния (в томгребения (в том числ, регулирующего отношения, связанные с погребением умерших, и устанавливающего правовые основы организации похоронного дела в Российской Федерации, решением Совета депутатов сельского поселения «Село Бычиха» от 26.05.2009 № 15 утверждено Положение об организации похоронного дела в сельском поселении «Село Бычиха».
Положением установлено, что организация похоронного дела осуществляется Администрацией через специализированную службу или предприятие ритуальных услуг (п. 1 ст. 3).
Пунктом 4 статьи 3 Положения закреплено право специализированной службы на осуществление обслуживания, хозяйственной деятельности на муниципальном общественном кладбище. При отсутствии специализированной службы обслуживание и хозяйственная деятельность осуществляется юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, заключившим муниципальный контракт по содержанию муниципального общественного кладбища
Специализированная служба органами местного самоуправления поселения не создана.
Решением Совета депутатов от 26.05.2009 № 15 принят Порядок деятельности муниципального общественного кладбища и правила содержания мест погребения в сельском поселении «Село Бычиха», которым специализированной службе переданы полномочия по осуществлению функций контрольно-распорядительного характера на территории муниципального общественного кладбища (ведение регистрации и учета произведенных захоронений, памятников, осуществление контроля за соблюдением порядка захоронений на кладбище, выдача разрешений на захоронение).
Наделение специализированной службы функциями по содержанию муниципального общественного кладбища, в совокупности с возможностью осуществления контрольно-распорядительной и хозяйственной деятельности на муниципальном общественном кладбище приводит к созданию преимущественных условий деятельности для данной службы и необоснованному препятствованию осуществлению деятельности иными субъектами, действующими на рынке ритуальных услуг.родского послениятвления захоронения с ранее умершими, захоронения на 2Городлском адресатом волеизъявлений является специализ
Статьей 25 Закона о погребении закреплены гарантии осуществления погребения путем организации похоронного дела, предусматривающей создание специализированных служб, которые обязаны оказывать гарантированный перечень услуг по погребению на безвозмездной основе. Закон о погребении не предусматривает, что субъектный состав лиц, имеющих право осуществлять погребение умершего и оказывать услуги по погребению, ограничивается специализированными службами, и что иные юридические и физические лица лишены права заниматься этой деятельностью.
Супруг, близкие родственники, иные родственники, законные представители, иные лица, взявшие на себя обязанность осуществить погребение умершего, могут получать ритуальные услуги (в том числе и услуги погребения) у любого лица, осуществляющего оказание таких услуг. Иначе следовало бы признать, что у граждан отсутствует право выбора организации, оказывающей такие услуги.
Согласно статье 1 Закона о погребении погребение умершего гарантируется с учетом волеизъявления, выраженного лицом при жизни, и пожелания родственников.
Органы местного самоуправления и специализированные службы по вопросам похоронного дела не вправе препятствовать в осуществлении погребения лицам, исполняющим волеизъявление умершего, а также действующим от имени и по поручению супруга, близких родственников, иных родственников, законных представителей, иных лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение умершего.
Системный анализ норм Закона о погребении свидетельствует, что, устанавливая гарантии, связанные с погребением умерших, в частности возлагая обязанность по осуществлению погребения умерших на специализированные службы, Закон не исключает возможности выполнения данной деятельности другими коммерческими организациями.
Статьями 1 и 421 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривается, что граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.
Пунктом 22 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения отнесена организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
Согласно пункту 1 статьи 18 и статьи 26 Закона о погребении общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления. Финансовое обеспечение похоронного дела осуществляется за счет средств бюджета.
В соответствии с приведенными положениями функции по обслуживанию и содержанию муниципальных общественных кладбищ отнесены к функциям органа местного самоуправления, осуществляемым за счет средств местного бюджета. Законодательством не установлена возможность передачи полномочий по решению вопросов, связанных с организацией ритуальных услуг и содержанием мест захоронения хозяйствующему субъекту.
Также законодательством не предусмотрена возможность осуществления хозяйствующим субъектом на муниципальных общественных кладбищах какой-либо хозяйственной деятельности. Установление муниципальным правовым актом такой возможности ведет к созданию отдельному хозяйствующему субъекту преимущественных условий осуществления деятельности, что может привести к необоснованному препятствованию осуществлению деятельности иными хозяйствующими субъектами, действующими на рынке ритуальных услуг, недопущению, ограничению, устранению конкуренции на данном рынке.
Частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции установлен запрет на принятие органами местного самоуправления актов, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в том числе акты, необоснованно препятствующие осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами.
Из данного положения следует, что достаточным основанием для вывода о нарушении части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции является создание условий, возможностей для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции.
Под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при которым самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (п. 7 ст. 4 Закона о защите конкуренции).
Признаки ограничения конкуренции - сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации (п. 17 ст. 4 Закона о защите конкуренции).
Наделение специализированной службы функциями по обслуживанию муниципального общественного кладбища, в совокупности с возможностью осуществления хозяйственной деятельности на муниципальном общественном кладбище может привести к необоснованному препятствованию осуществлению деятельности иными хозяйствующими субъектами на рынке ритуальных услуг сельского поселения «Село Бычиха», обеспечивает преимущественное положение специализированной службе на данном рынке услуг, соответственно пункт 8 статьи 2, пункты 1, 4 статьи 3 Положения противоречат части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
РЕШИЛА:
1. Признать пункт 1 в части слов «через специализированную службу или предприятие ритуальных услуг», пункт 4 статьи 3 Положения об организации похоронного дела в сельском поселении «Село Бычиха» Хабаровского муниципального района Хабаровского края, утвержденного решением Совета депутатов сельского поселения «Село Бычиха» от 26.05.2009 № 15, нарушающими часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
2. Выдать Совету депутатов сельского поселения Село Бычиха» предписание об изменении акта, нарушающего антимонопольное законодательство.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ № 64
10 июля 2014 год г. Хабаровск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии:
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ “О защите конкуренции” на основании своего решения от 10.07.2014 № 105 по делу № 8-01/165 о нарушении Советом депутатов сельского поселения «Село Бычиха» Хабаровского муниципального района части 1 1стическая, 8муниципальнымльным имушщестом Вяземского муниципального района статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ “О защите конкуренции” (далее – Закон о защите конкуренции)
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
Совету депутатов Мичуринского сельского поселения в срок до 01.09.2014 изменить Положение об организации похоронного дела в сельском поселении «Село Бычиха», утвержденное решением Совета депутатов сельского поселения «Село Бычиха» от 26.05.2009 № 15, с целью чего исключить из пункта 1 слова «через специализированную службу или предприятие ритуальных услуг», пункта 4 статьи 3 Положения об организации похоронного дела в сельском поселении «Село Бычиха».
О выполнении настоящего предписания сообщить в Хабаровское УФАС России не позднее пяти дней со дня его выполнения (с приложением подтверждающих документов).
[summary] =>
[format] => full_html
[safe_value] =>
РЕШЕНИЕ № 105
г. Хабаровск
Резолютивная часть решения объявлена 03 июля 2014 г.
Полный текст решения изготовлен 11 июля 2014 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства
в присутствии представителя:
Совет депутатов сельского поселения «Село Бычиха» - ….,
рассмотрев дело № 8-01/165 по признакам нарушения Советом депутатов сельского поселения «Село Бычиха» Хабаровского муниципального района части 1 статьи 15 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закона о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В ходе осуществления контроля соблюдения органами местного самоуправления антимонопольного законодательства Хабаровским УФАС России установлено, что Советом депутатов сельского поселения «Село Бычиха» (далее – Совет депутатов) принято Положение об организации похоронного дела в сельском поселении «Село Бычиха» (далее – Положение), утвержденное решением от 26.05.2009 № 15, отдельные положения которого нарушают статью 15 Закона о защите конкуренции.
При рассмотрении дела представитель Совета депутатов пояснил, что Положение принималось в 2009 году, подписано прежним главой поселения. Положение на соответствие антимонопольному законодательству не проверялось, и в ближайшее время будет пересмотрено.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, заслушав пояснения представителя Совета депутатов, изучив материалы дела, пришла к следующему выводу.
В целях реализации Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее – Закон о погребении)ния (в томгребения (в том числ, регулирующего отношения, связанные с погребением умерших, и устанавливающего правовые основы организации похоронного дела в Российской Федерации, решением Совета депутатов сельского поселения «Село Бычиха» от 26.05.2009 № 15 утверждено Положение об организации похоронного дела в сельском поселении «Село Бычиха».
Положением установлено, что организация похоронного дела осуществляется Администрацией через специализированную службу или предприятие ритуальных услуг (п. 1 ст. 3).
Пунктом 4 статьи 3 Положения закреплено право специализированной службы на осуществление обслуживания, хозяйственной деятельности на муниципальном общественном кладбище. При отсутствии специализированной службы обслуживание и хозяйственная деятельность осуществляется юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, заключившим муниципальный контракт по содержанию муниципального общественного кладбища
Специализированная служба органами местного самоуправления поселения не создана.
Решением Совета депутатов от 26.05.2009 № 15 принят Порядок деятельности муниципального общественного кладбища и правила содержания мест погребения в сельском поселении «Село Бычиха», которым специализированной службе переданы полномочия по осуществлению функций контрольно-распорядительного характера на территории муниципального общественного кладбища (ведение регистрации и учета произведенных захоронений, памятников, осуществление контроля за соблюдением порядка захоронений на кладбище, выдача разрешений на захоронение).
Наделение специализированной службы функциями по содержанию муниципального общественного кладбища, в совокупности с возможностью осуществления контрольно-распорядительной и хозяйственной деятельности на муниципальном общественном кладбище приводит к созданию преимущественных условий деятельности для данной службы и необоснованному препятствованию осуществлению деятельности иными субъектами, действующими на рынке ритуальных услуг.родского послениятвления захоронения с ранее умершими, захоронения на 2Городлском адресатом волеизъявлений является специализ
Статьей 25 Закона о погребении закреплены гарантии осуществления погребения путем организации похоронного дела, предусматривающей создание специализированных служб, которые обязаны оказывать гарантированный перечень услуг по погребению на безвозмездной основе. Закон о погребении не предусматривает, что субъектный состав лиц, имеющих право осуществлять погребение умершего и оказывать услуги по погребению, ограничивается специализированными службами, и что иные юридические и физические лица лишены права заниматься этой деятельностью.
Супруг, близкие родственники, иные родственники, законные представители, иные лица, взявшие на себя обязанность осуществить погребение умершего, могут получать ритуальные услуги (в том числе и услуги погребения) у любого лица, осуществляющего оказание таких услуг. Иначе следовало бы признать, что у граждан отсутствует право выбора организации, оказывающей такие услуги.
Согласно статье 1 Закона о погребении погребение умершего гарантируется с учетом волеизъявления, выраженного лицом при жизни, и пожелания родственников.
Органы местного самоуправления и специализированные службы по вопросам похоронного дела не вправе препятствовать в осуществлении погребения лицам, исполняющим волеизъявление умершего, а также действующим от имени и по поручению супруга, близких родственников, иных родственников, законных представителей, иных лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение умершего.
Системный анализ норм Закона о погребении свидетельствует, что, устанавливая гарантии, связанные с погребением умерших, в частности возлагая обязанность по осуществлению погребения умерших на специализированные службы, Закон не исключает возможности выполнения данной деятельности другими коммерческими организациями.
Статьями 1 и 421 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривается, что граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.
Пунктом 22 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения отнесена организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
Согласно пункту 1 статьи 18 и статьи 26 Закона о погребении общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления. Финансовое обеспечение похоронного дела осуществляется за счет средств бюджета.
В соответствии с приведенными положениями функции по обслуживанию и содержанию муниципальных общественных кладбищ отнесены к функциям органа местного самоуправления, осуществляемым за счет средств местного бюджета. Законодательством не установлена возможность передачи полномочий по решению вопросов, связанных с организацией ритуальных услуг и содержанием мест захоронения хозяйствующему субъекту.
Также законодательством не предусмотрена возможность осуществления хозяйствующим субъектом на муниципальных общественных кладбищах какой-либо хозяйственной деятельности. Установление муниципальным правовым актом такой возможности ведет к созданию отдельному хозяйствующему субъекту преимущественных условий осуществления деятельности, что может привести к необоснованному препятствованию осуществлению деятельности иными хозяйствующими субъектами, действующими на рынке ритуальных услуг, недопущению, ограничению, устранению конкуренции на данном рынке.
Частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции установлен запрет на принятие органами местного самоуправления актов, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в том числе акты, необоснованно препятствующие осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами.
Из данного положения следует, что достаточным основанием для вывода о нарушении части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции является создание условий, возможностей для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции.
Под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при которым самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (п. 7 ст. 4 Закона о защите конкуренции).
Признаки ограничения конкуренции - сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации (п. 17 ст. 4 Закона о защите конкуренции).
Наделение специализированной службы функциями по обслуживанию муниципального общественного кладбища, в совокупности с возможностью осуществления хозяйственной деятельности на муниципальном общественном кладбище может привести к необоснованному препятствованию осуществлению деятельности иными хозяйствующими субъектами на рынке ритуальных услуг сельского поселения «Село Бычиха», обеспечивает преимущественное положение специализированной службе на данном рынке услуг, соответственно пункт 8 статьи 2, пункты 1, 4 статьи 3 Положения противоречат части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
РЕШИЛА:
1. Признать пункт 1 в части слов «через специализированную службу или предприятие ритуальных услуг», пункт 4 статьи 3 Положения об организации похоронного дела в сельском поселении «Село Бычиха» Хабаровского муниципального района Хабаровского края, утвержденного решением Совета депутатов сельского поселения «Село Бычиха» от 26.05.2009 № 15, нарушающими часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
2. Выдать Совету депутатов сельского поселения Село Бычиха» предписание об изменении акта, нарушающего антимонопольное законодательство.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ № 64
10 июля 2014 год г. Хабаровск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии:
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ “О защите конкуренции” на основании своего решения от 10.07.2014 № 105 по делу № 8-01/165 о нарушении Советом депутатов сельского поселения «Село Бычиха» Хабаровского муниципального района части 1 1стическая, 8муниципальнымльным имушщестом Вяземского муниципального района статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ “О защите конкуренции” (далее – Закон о защите конкуренции)
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
Совету депутатов Мичуринского сельского поселения в срок до 01.09.2014 изменить Положение об организации похоронного дела в сельском поселении «Село Бычиха», утвержденное решением Совета депутатов сельского поселения «Село Бычиха» от 26.05.2009 № 15, с целью чего исключить из пункта 1 слова «через специализированную службу или предприятие ритуальных услуг», пункта 4 статьи 3 Положения об организации похоронного дела в сельском поселении «Село Бычиха».
О выполнении настоящего предписания сообщить в Хабаровское УФАС России не позднее пяти дней со дня его выполнения (с приложением подтверждающих документов).
[safe_summary] =>
)
)
)
[field_solution_num] => Array
(
)
[field_solution_file_num] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[value] => 8-01/165
[format] =>
[safe_value] => 8-01/165
)
)
)
[field_solution_preview] => Array
(
)
[field_solution_cat] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[tid] => 11
[taxonomy_term] => stdClass Object
(
[tid] => 11
[vid] => 3
[name] => Решения по делам
[description] =>
[format] => full_html
[weight] => 0
[vocabulary_machine_name] => category_solutions
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => skos:Concept
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => rdfs:label
[1] => skos:prefLabel
)
)
[description] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:definition
)
)
[vid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:inScheme
)
[type] => rel
)
[parent] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:broader
)
[type] => rel
)
)
)
)
)
)
[field_solution_file] => Array
(
)
[field_solution_scope] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[tid] => 3
[taxonomy_term] => stdClass Object
(
[tid] => 3
[vid] => 6
[name] => Антимонопольное регулирование
[description] =>
Методологические положения официального статистического учета по форме федерального статистического наблюдения № 1-МОН.doc
Форма № 1-МОН.doc
[format] => full_html
[weight] => 6
[vocabulary_machine_name] => practice_areas
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => skos:Concept
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => rdfs:label
[1] => skos:prefLabel
)
)
[description] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:definition
)
)
[vid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:inScheme
)
[type] => rel
)
[parent] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:broader
)
[type] => rel
)
)
)
)
)
)
[field_solution_tags] => Array
(
)
[field_solution_datetime_public] => Array
(
[und] => Array
(
[0] => Array
(
[value] => 2014-07-14 03:05:00
[timezone] => Asia/Vladivostok
[timezone_db] => UTC
[date_type] => datetime
)
)
)
[field_nodes_related] => Array
(
)
[field_date] => Array
(
[und] => Array
(
[0] => Array
(
[value] => 2014-07-11 03:05:00
[timezone] => Asia/Vladivostok
[timezone_db] => UTC
[date_type] => datetime
)
)
)
[field_simplenews_term] => Array
(
)
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => sioc:Item
[1] => foaf:Document
)
[title] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => dc:title
)
)
[created] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => dc:date
[1] => dc:created
)
[datatype] => xsd:dateTime
[callback] => date_iso8601
)
[changed] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => dc:modified
)
[datatype] => xsd:dateTime
[callback] => date_iso8601
)
[body] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => content:encoded
)
)
[uid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => sioc:has_creator
)
[type] => rel
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => foaf:name
)
)
[comment_count] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => sioc:num_replies
)
[datatype] => xsd:integer
)
[last_activity] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => sioc:last_activity_date
)
[datatype] => xsd:dateTime
[callback] => date_iso8601
)
)
[cid] => 0
[last_comment_timestamp] => 1405307213
[last_comment_name] =>
[last_comment_uid] => 5
[comment_count] => 0
[name] => moder
[picture] => 0
[data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;}
[subscriptions_notify] =>
[entity_view_prepared] => 1
[region_name] => Хабаровское УФАС России
)