Решение по рассотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства со стороны администрации Верхнбуреинского муниципального района

Номер дела: 8-01/211
Дата публикации: 23 сентября 2014, 11:11

РЕШЕНИЕ №142

                                                                                                                   г. Хабаровск

 

Резолютивная часть решения оглашена 16 сентября 2014 года

В полном объеме решение изготовлено 19 сентября 2014 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в присутствии представителей от: администрации Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края (по доверенности), рассмотрев дело № 8-01/211 по признакам нарушения администрацией Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края части 1 статьи 15 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

Хабаровским УФАС России в ходе осуществления контроля соблюдения органами местного самоуправления антимонопольного законодательства при принятии муниципальных правовых актов установлен административный регламент предоставления муниципальной услуги «Подготовка и выдача разрешений на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также ввод объектов в эксплуатацию на территории Верхнебуреинского муниципального района», утвержденный постановлением администрации от 01.03.2012 №180, который содержит требование о предоставлении документов, необходимых для получения муниципальной услуги, не предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации.

Представитель администрации в заседании комиссии пояснил, что отказов хозяйствующим субъектам в предоставлении муниципальной услуги по причине непредставления предусмотренных регламентом документов не принималось. Постановлением администрации от 20.08.2014 №942 «О внесении изменений в постановление администрации Верхнебуреинского муниципального района от 01.03.2012 №180 «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Подготовка и выдача разрешений на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также на ввод объектов в эксплуатацию на территории Верхнебуреинского муниципального района» в регламент внесены изменения, исключающие требование от заявителей документов, не предусмотренных законодательством.

Рассмотрение дела №8-01/211 определением от 13.08.2014 №7/9551 откладывалось в связи с необходимостью получения от администрации документов, подтверждающих внесение изменений по устранению выявленных нарушений в административный регламент, опубликование постановления с внесенными изменениями в официальном печатном издании.

Комиссия Хабаровского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, рассмотрев материалы дела, заслушав представителя администрации, пришла к следующему выводу.

Согласно части 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Правоотношения, связанные с подготовкой и выдачей разрешений на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также на ввод объектов в эксплуатацию регулируются градостроительным законодательством.

Статьей 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) предусмотрено, что по вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить настоящему Кодексу.

Перечень документов, прилагаемых к заявлению на выдачу разрешения на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, разрешения на  ввод объектов в эксплуатацию  установлен пунктом 7 статьи 51, пунктом 3 статьи 55 ГрК РФ.

Основания для отказа в выдаче разрешения на строительство, на ввод объекта в эксплуатацию установлены пунктом 13 статьи 51, пунктом 5 статьи 55 ГрК РФ ГрК РФ. Частью 10 статьи 51, частью 4.1. статьи 55 ГрК РФ не допускается требовать иные документы для получения разрешения на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

Отношения, связанные с предоставлением государственных или муниципальных услуг регламентируются Федеральным законом от 27.07.2010 №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее – Закон №210-ФЗ).

Муниципальная услуга, предоставляемая органами местного самоуправления, осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных правовыми актами Российской Федерации и муниципальными правовыми актами полномочий органов, предоставляющих муниципальные услуги (пункт 2 статьи 2 Закона №210-ФЗ).

Основными принципами предоставления государственных и муниципальных услуг являются правомерность предоставления муниципальных услуг органами, предоставляющими муниципальные услуги, а также предоставление услуг, которые являются необходимыми и обязательными (пункт 1 статьи 4 Закона №210-ФЗ).

Органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением таких услуг (пункт 1 части 1 статьи 7 указанного закона).

Как установлено пунктом 6 статьи 14 Закона №210-ФЗ, стандарт предоставления муниципальной услуги предусматривает правовые основания для ее предоставления, исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с законодательными или иными нормативными правовыми актами для предоставления услуги с разделением на документы, которые заявитель вправе представить самостоятельно, и документы, которые заявитель вправе представить по собственной инициативе, так как они подлежат представлению в рамках межведомственного информационного взаимодействия.

Непредставление (несвоевременное представление) органом или организацией по межведомственному запросу документов и информации, указанных в пункте 2 части 1 статьи 7 данного закона, в орган, указанный в абзаце первом части 1 статьи 7 указанного закона, не может являться основанием для отказа в предоставлении заявителю государственной или муниципальной услуги (пункт 6 статьи 7.1 Закона №210-ФЗ).

Стандарт предоставления муниципальной услуги должен предусматривать исчерпывающий перечень оснований для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной или муниципальной услуги. При этом понятия «отказ в приеме документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги» и «отказ в выдаче разрешения на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, на ввод объекта в эксплуатацию», то есть отказ в предоставлении муниципальной услуги, не равнозначны. 

Поскольку подготовка и выдача органом местного самоуправления разрешений на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также ввод объектов в эксплуатацию является муниципальной услугой, на возникшие правоотношения распространяются положения Закона №210-ФЗ (статья 3).

Постановлением администрации от 01.03.2012 №180 утвержден административный регламент предоставления муниципальной услуги «Подготовка и выдача разрешений на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также ввод объектов в эксплуатацию на территории Верхнебуреинского муниципального района».

Абзацем 17 подпункта 2.6.1 регламента, абзацем 13 пункта 2.6.3 регламента заявители при подаче заявления на выдачу разрешения на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию обязаны предоставлять документы, подтверждающие регистрацию юридического лица (свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, свидетельство о постановке на учет в налоговом органе по месту регистрации).

В соответствии с абзацем 2 подпункта 2.8.1, абзацем 2 подпункта 2.8.3.  пункта 2.8. административного регламента отсутствие документов, предусмотренных абзацем 17 подпункта 2.6.1, абзацем 13 подпункта  2.6.3 пункта 2.6. административного регламента, является основанием для отказа в предоставлении муниципальной услуги.

Вместе с тем предоставление указанных документов статьями 51, 55 ГрК РФ не предусмотрено.

Частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции установлен запрет на принятие органами местного самоуправления актов, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов. В частности, пунктом 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции установлен запрет на принятие органами местного самоуправления актов, которые необоснованно препятствуют осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.

Из данного законоположения следует, что для квалификации нарушения антимонопольного законодательства достаточно наличия возможности наступления негативных последствий для конкуренции, например, в будущем.

Под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого их них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (пункт 7 статьи 4).

К признакам ограничения конкуренции пункт 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции относит сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Устанавливая в административном регламенте требование о предоставлении не предусмотренных Градостроительным кодексом документов, администрация фактически вышла за пределы предоставленных ей полномочий в сфере правового регулирования данного вопроса, поскольку Градостроительный кодекс Российской Федерации не содержит положений, позволяющих органам местного самоуправления предъявлять к получателям муниципальной услуги и документам, необходимым для предоставления муниципальной услуги, какие-либо требования, за исключением требований, установленных законом.

В свою очередь предусмотренная регламентом обязанность лиц, обращающихся с заявлениями о выдаче разрешения на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, ввод объектов в эксплуатацию, представить соответствующие документы необоснованно понуждает таких лиц обратиться в соответствующие органы за оформлением этих документов, создает административные барьеры в оформлении разрешительной документации на строительство и может послужить основанием для отказа в предоставлении муниципальной услуги при непредоставлении этих документов.  

При таком положении Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу о несоответствии абзаца 17 подпункта 2.6.1, абзаца 13 подпункта 2.6.3 пункта 2, абзаца 2 подпункта 2.8.1, абзаца 2 подпункта 2.8.3.  пункта 2.8. административного регламента приведенным нормам Градостроительного кодекса.

Согласно представленному в материалы дела постановлению от 20.08.2014 №942, администрацией внесены изменения в указанный административный регламент, исключающие обязанность заявителей предоставлять в составе заявления документы, не предусмотренные Градостроительным кодексом Российской Федерации.

Добровольное устранение нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение, является в силу пункта 1 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции основанием прекращения рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства. При этом резолютивная часть решения о прекращении рассмотрения дела должна содержать сведения об установлении факта нарушения ответчиком антимонопольного законодательства.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

                                                   РЕШИЛА:

 

1. Признать абзац 17 подпункта 2.6.1, абзац 13 подпункта 2.6.3 пункта 2.6, абзац 2 подпункта 2.8.1, абзац 2 подпункта 2.8.3 пункта 2.8 в части установленного основания отказа в предоставлении муниципальной услуги по причине непредставления документов, предусмотренных абзацем 17 подпункта 2.6.1, абзацем 13 подпункта 2.6.3 пункта 2.6 административного регламента «Подготовка и выдача разрешений на строительство, реконструкцию объектов  капитального строительства, а также ввод объектов в эксплуатацию на территории Верхнебуреинского муниципального района», утвержденного постановлением администрации Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края  от 01.03.2012 №180, нарушающими пункт 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

2. Рассмотрение дела № 8-01/211 прекратить в связи с добровольным устранением администрацией Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края нарушения антимонопольного законодательства.

 

stdClass Object ( [vid] => 10248 [uid] => 5 [title] => Решение по рассотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства со стороны администрации Верхнбуреинского муниципального района [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 10248 [type] => solution [language] => ru [created] => 1411431202 [changed] => 1411431202 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1411431202 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

РЕШЕНИЕ №142

                                                                                                                   г. Хабаровск

 

Резолютивная часть решения оглашена 16 сентября 2014 года

В полном объеме решение изготовлено 19 сентября 2014 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в присутствии представителей от: администрации Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края (по доверенности), рассмотрев дело № 8-01/211 по признакам нарушения администрацией Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края части 1 статьи 15 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

Хабаровским УФАС России в ходе осуществления контроля соблюдения органами местного самоуправления антимонопольного законодательства при принятии муниципальных правовых актов установлен административный регламент предоставления муниципальной услуги «Подготовка и выдача разрешений на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также ввод объектов в эксплуатацию на территории Верхнебуреинского муниципального района», утвержденный постановлением администрации от 01.03.2012 №180, который содержит требование о предоставлении документов, необходимых для получения муниципальной услуги, не предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации.

Представитель администрации в заседании комиссии пояснил, что отказов хозяйствующим субъектам в предоставлении муниципальной услуги по причине непредставления предусмотренных регламентом документов не принималось. Постановлением администрации от 20.08.2014 №942 «О внесении изменений в постановление администрации Верхнебуреинского муниципального района от 01.03.2012 №180 «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Подготовка и выдача разрешений на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также на ввод объектов в эксплуатацию на территории Верхнебуреинского муниципального района» в регламент внесены изменения, исключающие требование от заявителей документов, не предусмотренных законодательством.

Рассмотрение дела №8-01/211 определением от 13.08.2014 №7/9551 откладывалось в связи с необходимостью получения от администрации документов, подтверждающих внесение изменений по устранению выявленных нарушений в административный регламент, опубликование постановления с внесенными изменениями в официальном печатном издании.

Комиссия Хабаровского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, рассмотрев материалы дела, заслушав представителя администрации, пришла к следующему выводу.

Согласно части 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Правоотношения, связанные с подготовкой и выдачей разрешений на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также на ввод объектов в эксплуатацию регулируются градостроительным законодательством.

Статьей 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) предусмотрено, что по вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить настоящему Кодексу.

Перечень документов, прилагаемых к заявлению на выдачу разрешения на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, разрешения на  ввод объектов в эксплуатацию  установлен пунктом 7 статьи 51, пунктом 3 статьи 55 ГрК РФ.

Основания для отказа в выдаче разрешения на строительство, на ввод объекта в эксплуатацию установлены пунктом 13 статьи 51, пунктом 5 статьи 55 ГрК РФ ГрК РФ. Частью 10 статьи 51, частью 4.1. статьи 55 ГрК РФ не допускается требовать иные документы для получения разрешения на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

Отношения, связанные с предоставлением государственных или муниципальных услуг регламентируются Федеральным законом от 27.07.2010 №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее – Закон №210-ФЗ).

Муниципальная услуга, предоставляемая органами местного самоуправления, осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных правовыми актами Российской Федерации и муниципальными правовыми актами полномочий органов, предоставляющих муниципальные услуги (пункт 2 статьи 2 Закона №210-ФЗ).

Основными принципами предоставления государственных и муниципальных услуг являются правомерность предоставления муниципальных услуг органами, предоставляющими муниципальные услуги, а также предоставление услуг, которые являются необходимыми и обязательными (пункт 1 статьи 4 Закона №210-ФЗ).

Органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением таких услуг (пункт 1 части 1 статьи 7 указанного закона).

Как установлено пунктом 6 статьи 14 Закона №210-ФЗ, стандарт предоставления муниципальной услуги предусматривает правовые основания для ее предоставления, исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с законодательными или иными нормативными правовыми актами для предоставления услуги с разделением на документы, которые заявитель вправе представить самостоятельно, и документы, которые заявитель вправе представить по собственной инициативе, так как они подлежат представлению в рамках межведомственного информационного взаимодействия.

Непредставление (несвоевременное представление) органом или организацией по межведомственному запросу документов и информации, указанных в пункте 2 части 1 статьи 7 данного закона, в орган, указанный в абзаце первом части 1 статьи 7 указанного закона, не может являться основанием для отказа в предоставлении заявителю государственной или муниципальной услуги (пункт 6 статьи 7.1 Закона №210-ФЗ).

Стандарт предоставления муниципальной услуги должен предусматривать исчерпывающий перечень оснований для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной или муниципальной услуги. При этом понятия «отказ в приеме документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги» и «отказ в выдаче разрешения на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, на ввод объекта в эксплуатацию», то есть отказ в предоставлении муниципальной услуги, не равнозначны. 

Поскольку подготовка и выдача органом местного самоуправления разрешений на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также ввод объектов в эксплуатацию является муниципальной услугой, на возникшие правоотношения распространяются положения Закона №210-ФЗ (статья 3).

Постановлением администрации от 01.03.2012 №180 утвержден административный регламент предоставления муниципальной услуги «Подготовка и выдача разрешений на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также ввод объектов в эксплуатацию на территории Верхнебуреинского муниципального района».

Абзацем 17 подпункта 2.6.1 регламента, абзацем 13 пункта 2.6.3 регламента заявители при подаче заявления на выдачу разрешения на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию обязаны предоставлять документы, подтверждающие регистрацию юридического лица (свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, свидетельство о постановке на учет в налоговом органе по месту регистрации).

В соответствии с абзацем 2 подпункта 2.8.1, абзацем 2 подпункта 2.8.3.  пункта 2.8. административного регламента отсутствие документов, предусмотренных абзацем 17 подпункта 2.6.1, абзацем 13 подпункта  2.6.3 пункта 2.6. административного регламента, является основанием для отказа в предоставлении муниципальной услуги.

Вместе с тем предоставление указанных документов статьями 51, 55 ГрК РФ не предусмотрено.

Частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции установлен запрет на принятие органами местного самоуправления актов, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов. В частности, пунктом 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции установлен запрет на принятие органами местного самоуправления актов, которые необоснованно препятствуют осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.

Из данного законоположения следует, что для квалификации нарушения антимонопольного законодательства достаточно наличия возможности наступления негативных последствий для конкуренции, например, в будущем.

Под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого их них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (пункт 7 статьи 4).

К признакам ограничения конкуренции пункт 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции относит сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Устанавливая в административном регламенте требование о предоставлении не предусмотренных Градостроительным кодексом документов, администрация фактически вышла за пределы предоставленных ей полномочий в сфере правового регулирования данного вопроса, поскольку Градостроительный кодекс Российской Федерации не содержит положений, позволяющих органам местного самоуправления предъявлять к получателям муниципальной услуги и документам, необходимым для предоставления муниципальной услуги, какие-либо требования, за исключением требований, установленных законом.

В свою очередь предусмотренная регламентом обязанность лиц, обращающихся с заявлениями о выдаче разрешения на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, ввод объектов в эксплуатацию, представить соответствующие документы необоснованно понуждает таких лиц обратиться в соответствующие органы за оформлением этих документов, создает административные барьеры в оформлении разрешительной документации на строительство и может послужить основанием для отказа в предоставлении муниципальной услуги при непредоставлении этих документов.  

При таком положении Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу о несоответствии абзаца 17 подпункта 2.6.1, абзаца 13 подпункта 2.6.3 пункта 2, абзаца 2 подпункта 2.8.1, абзаца 2 подпункта 2.8.3.  пункта 2.8. административного регламента приведенным нормам Градостроительного кодекса.

Согласно представленному в материалы дела постановлению от 20.08.2014 №942, администрацией внесены изменения в указанный административный регламент, исключающие обязанность заявителей предоставлять в составе заявления документы, не предусмотренные Градостроительным кодексом Российской Федерации.

Добровольное устранение нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение, является в силу пункта 1 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции основанием прекращения рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства. При этом резолютивная часть решения о прекращении рассмотрения дела должна содержать сведения об установлении факта нарушения ответчиком антимонопольного законодательства.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

                                                   РЕШИЛА:

 

1. Признать абзац 17 подпункта 2.6.1, абзац 13 подпункта 2.6.3 пункта 2.6, абзац 2 подпункта 2.8.1, абзац 2 подпункта 2.8.3 пункта 2.8 в части установленного основания отказа в предоставлении муниципальной услуги по причине непредставления документов, предусмотренных абзацем 17 подпункта 2.6.1, абзацем 13 подпункта 2.6.3 пункта 2.6 административного регламента «Подготовка и выдача разрешений на строительство, реконструкцию объектов  капитального строительства, а также ввод объектов в эксплуатацию на территории Верхнебуреинского муниципального района», утвержденного постановлением администрации Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края  от 01.03.2012 №180, нарушающими пункт 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

2. Рассмотрение дела № 8-01/211 прекратить в связи с добровольным устранением администрацией Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края нарушения антимонопольного законодательства.

 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

РЕШЕНИЕ №142

                                                                                                                   г. Хабаровск

 

Резолютивная часть решения оглашена 16 сентября 2014 года

В полном объеме решение изготовлено 19 сентября 2014 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в присутствии представителей от: администрации Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края (по доверенности), рассмотрев дело № 8-01/211 по признакам нарушения администрацией Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края части 1 статьи 15 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

Хабаровским УФАС России в ходе осуществления контроля соблюдения органами местного самоуправления антимонопольного законодательства при принятии муниципальных правовых актов установлен административный регламент предоставления муниципальной услуги «Подготовка и выдача разрешений на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также ввод объектов в эксплуатацию на территории Верхнебуреинского муниципального района», утвержденный постановлением администрации от 01.03.2012 №180, который содержит требование о предоставлении документов, необходимых для получения муниципальной услуги, не предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации.

Представитель администрации в заседании комиссии пояснил, что отказов хозяйствующим субъектам в предоставлении муниципальной услуги по причине непредставления предусмотренных регламентом документов не принималось. Постановлением администрации от 20.08.2014 №942 «О внесении изменений в постановление администрации Верхнебуреинского муниципального района от 01.03.2012 №180 «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Подготовка и выдача разрешений на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также на ввод объектов в эксплуатацию на территории Верхнебуреинского муниципального района» в регламент внесены изменения, исключающие требование от заявителей документов, не предусмотренных законодательством.

Рассмотрение дела №8-01/211 определением от 13.08.2014 №7/9551 откладывалось в связи с необходимостью получения от администрации документов, подтверждающих внесение изменений по устранению выявленных нарушений в административный регламент, опубликование постановления с внесенными изменениями в официальном печатном издании.

Комиссия Хабаровского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, рассмотрев материалы дела, заслушав представителя администрации, пришла к следующему выводу.

Согласно части 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Правоотношения, связанные с подготовкой и выдачей разрешений на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также на ввод объектов в эксплуатацию регулируются градостроительным законодательством.

Статьей 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) предусмотрено, что по вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить настоящему Кодексу.

Перечень документов, прилагаемых к заявлению на выдачу разрешения на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, разрешения на  ввод объектов в эксплуатацию  установлен пунктом 7 статьи 51, пунктом 3 статьи 55 ГрК РФ.

Основания для отказа в выдаче разрешения на строительство, на ввод объекта в эксплуатацию установлены пунктом 13 статьи 51, пунктом 5 статьи 55 ГрК РФ ГрК РФ. Частью 10 статьи 51, частью 4.1. статьи 55 ГрК РФ не допускается требовать иные документы для получения разрешения на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

Отношения, связанные с предоставлением государственных или муниципальных услуг регламентируются Федеральным законом от 27.07.2010 №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее – Закон №210-ФЗ).

Муниципальная услуга, предоставляемая органами местного самоуправления, осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных правовыми актами Российской Федерации и муниципальными правовыми актами полномочий органов, предоставляющих муниципальные услуги (пункт 2 статьи 2 Закона №210-ФЗ).

Основными принципами предоставления государственных и муниципальных услуг являются правомерность предоставления муниципальных услуг органами, предоставляющими муниципальные услуги, а также предоставление услуг, которые являются необходимыми и обязательными (пункт 1 статьи 4 Закона №210-ФЗ).

Органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением таких услуг (пункт 1 части 1 статьи 7 указанного закона).

Как установлено пунктом 6 статьи 14 Закона №210-ФЗ, стандарт предоставления муниципальной услуги предусматривает правовые основания для ее предоставления, исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с законодательными или иными нормативными правовыми актами для предоставления услуги с разделением на документы, которые заявитель вправе представить самостоятельно, и документы, которые заявитель вправе представить по собственной инициативе, так как они подлежат представлению в рамках межведомственного информационного взаимодействия.

Непредставление (несвоевременное представление) органом или организацией по межведомственному запросу документов и информации, указанных в пункте 2 части 1 статьи 7 данного закона, в орган, указанный в абзаце первом части 1 статьи 7 указанного закона, не может являться основанием для отказа в предоставлении заявителю государственной или муниципальной услуги (пункт 6 статьи 7.1 Закона №210-ФЗ).

Стандарт предоставления муниципальной услуги должен предусматривать исчерпывающий перечень оснований для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной или муниципальной услуги. При этом понятия «отказ в приеме документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги» и «отказ в выдаче разрешения на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, на ввод объекта в эксплуатацию», то есть отказ в предоставлении муниципальной услуги, не равнозначны. 

Поскольку подготовка и выдача органом местного самоуправления разрешений на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также ввод объектов в эксплуатацию является муниципальной услугой, на возникшие правоотношения распространяются положения Закона №210-ФЗ (статья 3).

Постановлением администрации от 01.03.2012 №180 утвержден административный регламент предоставления муниципальной услуги «Подготовка и выдача разрешений на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также ввод объектов в эксплуатацию на территории Верхнебуреинского муниципального района».

Абзацем 17 подпункта 2.6.1 регламента, абзацем 13 пункта 2.6.3 регламента заявители при подаче заявления на выдачу разрешения на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию обязаны предоставлять документы, подтверждающие регистрацию юридического лица (свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, свидетельство о постановке на учет в налоговом органе по месту регистрации).

В соответствии с абзацем 2 подпункта 2.8.1, абзацем 2 подпункта 2.8.3.  пункта 2.8. административного регламента отсутствие документов, предусмотренных абзацем 17 подпункта 2.6.1, абзацем 13 подпункта  2.6.3 пункта 2.6. административного регламента, является основанием для отказа в предоставлении муниципальной услуги.

Вместе с тем предоставление указанных документов статьями 51, 55 ГрК РФ не предусмотрено.

Частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции установлен запрет на принятие органами местного самоуправления актов, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов. В частности, пунктом 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции установлен запрет на принятие органами местного самоуправления актов, которые необоснованно препятствуют осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.

Из данного законоположения следует, что для квалификации нарушения антимонопольного законодательства достаточно наличия возможности наступления негативных последствий для конкуренции, например, в будущем.

Под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого их них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (пункт 7 статьи 4).

К признакам ограничения конкуренции пункт 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции относит сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Устанавливая в административном регламенте требование о предоставлении не предусмотренных Градостроительным кодексом документов, администрация фактически вышла за пределы предоставленных ей полномочий в сфере правового регулирования данного вопроса, поскольку Градостроительный кодекс Российской Федерации не содержит положений, позволяющих органам местного самоуправления предъявлять к получателям муниципальной услуги и документам, необходимым для предоставления муниципальной услуги, какие-либо требования, за исключением требований, установленных законом.

В свою очередь предусмотренная регламентом обязанность лиц, обращающихся с заявлениями о выдаче разрешения на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, ввод объектов в эксплуатацию, представить соответствующие документы необоснованно понуждает таких лиц обратиться в соответствующие органы за оформлением этих документов, создает административные барьеры в оформлении разрешительной документации на строительство и может послужить основанием для отказа в предоставлении муниципальной услуги при непредоставлении этих документов.  

При таком положении Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу о несоответствии абзаца 17 подпункта 2.6.1, абзаца 13 подпункта 2.6.3 пункта 2, абзаца 2 подпункта 2.8.1, абзаца 2 подпункта 2.8.3.  пункта 2.8. административного регламента приведенным нормам Градостроительного кодекса.

Согласно представленному в материалы дела постановлению от 20.08.2014 №942, администрацией внесены изменения в указанный административный регламент, исключающие обязанность заявителей предоставлять в составе заявления документы, не предусмотренные Градостроительным кодексом Российской Федерации.

Добровольное устранение нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение, является в силу пункта 1 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции основанием прекращения рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства. При этом резолютивная часть решения о прекращении рассмотрения дела должна содержать сведения об установлении факта нарушения ответчиком антимонопольного законодательства.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

                                                   РЕШИЛА:

 

1. Признать абзац 17 подпункта 2.6.1, абзац 13 подпункта 2.6.3 пункта 2.6, абзац 2 подпункта 2.8.1, абзац 2 подпункта 2.8.3 пункта 2.8 в части установленного основания отказа в предоставлении муниципальной услуги по причине непредставления документов, предусмотренных абзацем 17 подпункта 2.6.1, абзацем 13 подпункта 2.6.3 пункта 2.6 административного регламента «Подготовка и выдача разрешений на строительство, реконструкцию объектов  капитального строительства, а также ввод объектов в эксплуатацию на территории Верхнебуреинского муниципального района», утвержденного постановлением администрации Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края  от 01.03.2012 №180, нарушающими пункт 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

2. Рассмотрение дела № 8-01/211 прекратить в связи с добровольным устранением администрацией Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края нарушения антимонопольного законодательства.

 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 142 [format] => [safe_value] => 142 ) ) ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 8-01/211 [format] => [safe_value] => 8-01/211 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] =>

 

Методологические положения официального статистического учета по форме федерального статистического наблюдения № 1-МОН.doc

Форма № 1-МОН.doc

 

[format] => full_html [weight] => 6 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-09-23 00:11:00 [timezone] => Asia/Vladivostok [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-09-19 00:11:00 [timezone] => Asia/Vladivostok [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1411431202 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Хабаровское УФАС России )