ОАО "Азиатско-Тихоокеанский банк"

Дата публикации: 16 апреля 2009, 11:00

ПОСТАНОВЛЕНИЕ №  31

о наложении штрафа по делу №  4-05/47

 об административном правонарушении

 

 

         Руководитель  Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю, рассмотрев протокол от 16 апреля 2009 года и материалы дела № 4-05/47 об административном правонарушении, в отношении ОАО «Азиатско - Тихоокеанский банк» (место осуществления деятельности: г. Благовещенск, ул. Амурская, 225) в связи с распространением  рекламы финансовых услуг.

Дело рассмотрено в присутствии представителя ОАО «Азиатско - Тихоокеанский банк».

 

УСТАНОВИЛ:

 

При осуществлении государственного контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе Хабаровским УФАС России отслежена реклама (хронометраж 20 секунд) ОАО «Азиатско- Тихоокеанский банк», распространяемая  на телевизионном канале «Первое краевое телевидение»  с 16 по  22 марта  2009 года, в которой содержалась:

        - звуковая информация:

«Почему так много людей хранят свои сбережения в Азиатско - Тихоокеанском Банке? Потому что мы надежные партнеры. Нам доверяют, с нами выгодно. Азиатско – Тихоокеанский Банк. Ваш Банк».

- визуальная информация:

«Азиатско – Тихоокеанский Банк (ОАО)Телефон (4212) 414-515. www.atb.ru.  Более 17 лет на рынке финансовых услуг. Более 12 тысяч вкладчиков. Надежная защита. Ставки по вкладам до 15, 79% годовых. Азиатско – Тихоокеанский Банк. Ваш Банк. Информация на 18.02.2009 года. Лицензия ЦБ РФ № 1810».

Реклама ориентирована на неопределенный круг лиц  и целенаправленно направлена на мотивацию потребителя рекламы на выбор услуги и  на условия выгодного  накопления денежных средств путем депозитного вклада.

            Создавая привлекательные условия возможности по заключению  договоров, реклама стимулирует население для обращения  в кредитную организацию для заключения договора банковского вклада.

          Проверкой официального сайта ОАО «Азиатско – Тихоокеанский Банк» в Интернете (www. atb.ru)  установлено, что Банк предлагает физическим лицам следующие виды вкладов в рублях (процентная ставка вклада зависит от срока хранения вклада и минимальной суммы):

·        Блиц                                      (от 4,5 % до 5,5%)

·        Надежный                             (от 6,5 % до 14, 71%)

·        Женский взгляд                    (от 14, 54 до 15,19 %)

·        Вторая зарплата                    (от 12,79 % до 15,39%)

·        Копилка                                 (от 14,71% до 15,39%)

·        Пенсионная сберкнижка      (от  7% до 15, 39%)

·        VIP                                                (от 13, 47% до 15, 59%)

·        VIP Люкс                                      (от 13, 57% до 15, 79%)

·        Детский бюджет                    (от 14,59 % до 14, 99%)

 

Процентная ставка по вкладам в долларах/евро  составляет    от  5% до 11,2 %  годовых.

Таким образом, доходность 15,79% годовых имеет только рублевый  вклад «VIP Люкс» (15, 79%), минимальная сумма вклада по которому составляет три миллиона рублей при сроке хранения  1098 дней.

            Согласно части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе»  не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения  или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

В соответствии со статьей  432 ГК РФ  существенными условиями договора являются условия о предмете договора, условия, которые названы  в законе или иных правовых  актах  как существенные или необходимые для договора  данного вида, а также  все те условия, относительно которых  по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Статьей 30 ФЗ «О банках и банковской деятельности» в договоре между клиентом и кредитной организацией должны быть указаны процентная ставка по кредитам и вкладам (депозитам), стоимость банковских услуг и сроки их выполнения, в том числе сроки обработки платежных документов, имущественная ответственность сторон за нарушение договора, включая ответственность за нарушения обязательств по срокам осуществления платежей, порядок расторжения договора.

Из существенных  условий в рекламе указан только максимальный размер  процентов по вкладам.  Вместе с тем, процентная ставка по вкладу напрямую зависит от суммы вклада и от срока хранения вклада, которые также являются существенной информацией   и подлежат указанию в рекламе. Указание в рекламе  процентной ставки – одного из условий договора,  влечет за собой необходимость указания  и других условий.

            Таким образом, реклама не позволяет определить о каких именно вкладах в ней идет речь, тем не менее,  указание в ней только одного условия –  максимальной возможной процентной ставки, является неполной информацией по условиям, влияющим на окончательную сумму доходов, которую рассчитывает получить вкладчик при заключении договора  вклада.

            Остальные условия  в рекламе не указаны, в то время как каждое из вышеперечисленных условий влияет на окончательную сумму доходов, которую рассчитывает получить вкладчик по любому виду вклада,  независимо от того, рекламируется конкретный вид вклада или в рекламе изложены  отдельные  выборочные  условия   вкладов. Отсутствие этих условий искажает смысл информации в целом и  вводит потребителей в заблуждение в нарушение части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

В соответствии с пунктом 2  части 2   статьи 28 ФЗ «О рекламе», реклама  банковских,  страховых и иных финансовых услуг не должна  умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

            К условиям, влияющим на сумму  доходов, относятся: минимальная  сумма вклада, срок размещения вклада, процентная ставка, возможность пополнения, минимальный размер дополнительного взноса, периодичность начисления процентов, наличие или отсутствие капитализации, изменение процентной   ставки внутри срока договора,  процентная ставка при досрочном  востребовании вклада, периодичность выплаты процентов по вкладу,  начисление процентов по вкладу в случае полного или частичного   востребования вклада до истечения срока договора, иные условия, если их включение в  договор  может повлиять на сумму денежных средств, которую вкладчик должен получить по договору вклада.

В рекламе указано только  одно условие  – максимальная процентная ставка, т.е.  указывается отдельное  существенное условие договора банковского вклада и при этом данная реклама в нарушение требований ФЗ «О рекламе» не содержит всех существенных условий договора.

Таким образом, реклама вкладов  ОАО «Азиатско – Тихоокеанский банк», распространявшаяся с 16 по 22 марта 2009 года  на телеканале «Первое краевое телевидение», противоречит части 7 статьи 5, пункту 2 части 2   статьи 28 ФЗ «О рекламе».

В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований статей 5, 28 Закона  несет рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Установлено, что рекламодателем, в интересах которого непосредственно распространялась рекламная кампания, является ОАО  «Азиатско – Тихоокеанский банк» в лице филиала «АТБ» в г. Хабаровске.  Данный факт подтверждается договором  от 01.01.2008 года, платежным поручением, эфирной справкой.

 

В процессе рассмотрения дела представитель ОАО  «Азиатско- Тихоокеанский банк» с выявленными нарушениями не согласился,  пояснив,  что  вина банка отсутствует, нормы действующего законодательства не нарушены. В спорной рекламе  не содержится определенных условий банковских услуг  и информации об определенных условиях по вкладам, а лишь указаны сведения о максимальном размере процентной ставки (с доходностью не более 15, 79%) без указания конкретных процентов по вкладам, что не является существенным условием, влияющим на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица.

Данные доводы отклоняются по  основаниям, изложенным выше.

В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований статей 5, 28 Закона  несет рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Установлено, что рекламодателем, в интересах которого непосредственно распространялась рекламная кампания, является ОАО  «Азиатско – Тихоокеанский банк» в лице филиала «АТБ» в г. Хабаровске.  Данный факт подтверждается договором  от 01.01.2008 года, платежным поручением, эфирной справкой.

На основании статьи 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях нарушение рекламодателем, рекламораспространителем законодательства о рекламе (ненадлежащая реклама) влечет наложение административного штрафа.

При назначении административного наказания ОАО «Азиатско –Тихоокеанский банк» учитывалось, что в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 4.3. КоАП РФ повторное совершение однородного административного правонарушения, если за совершение первого административного правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию, по которому не истек срок, предусмотренный статьей 4.6. КоАП РФ является обстоятельством, отягчающим административную ответственность.

Постановлением №  107 от 29.12.2008 года по делу № 4-05/125 ОАО «Азиатско – Тихоокеанский банк» подвергалось административному штрафу в размере 40 000 рублей за ненадлежащую рекламу финансовых услуг (реклама вклада «Новогодний клад»), распространяемая  на телевизионном канале «Первое краевое телевидение» с 08 по 14 декабря  2008 года.

Руководствуясь статьей  33 Федерального закона «О рекламе», статьями 14.3, 23.48, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

  1. Признать ОАО «Азиатско – Тихоокеанский банк» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей  14.3. КоАП РФ.

  2. Применить к ОАО «Азиатско – Тихоокеанский банк» меры ответственности в виде административного штрафа за ненадлежащую рекламу в размере 80 000   (восемьдесят тысяч)  рублей.

 

  Согласно части 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не  позднее тридцати дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

          При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении тридцати дней  со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу , должностное лицо, вынесшее постановление, направляет соответствующие материалы судебному приставу - исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, должностное лицо, вынесшее постановление, принимает решение о привлечении лица, не уплатившего административный штраф, к административной ответственности в соответствии с частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ.

         В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в  арбитражный суд  в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

 

stdClass Object ( [vid] => 6877 [uid] => 1 [title] => ОАО "Азиатско-Тихоокеанский банк" [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 6877 [type] => solution [language] => ru [created] => 1239825600 [changed] => 1370523932 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370523932 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

ПОСТАНОВЛЕНИЕ №  31

о наложении штрафа по делу №  4-05/47

 об административном правонарушении

 

 

         Руководитель  Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю, рассмотрев протокол от 16 апреля 2009 года и материалы дела № 4-05/47 об административном правонарушении, в отношении ОАО «Азиатско - Тихоокеанский банк» (место осуществления деятельности: г. Благовещенск, ул. Амурская, 225) в связи с распространением  рекламы финансовых услуг.

Дело рассмотрено в присутствии представителя ОАО «Азиатско - Тихоокеанский банк».

 

УСТАНОВИЛ:

 

При осуществлении государственного контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе Хабаровским УФАС России отслежена реклама (хронометраж 20 секунд) ОАО «Азиатско- Тихоокеанский банк», распространяемая  на телевизионном канале «Первое краевое телевидение»  с 16 по  22 марта  2009 года, в которой содержалась:

        - звуковая информация:

«Почему так много людей хранят свои сбережения в Азиатско - Тихоокеанском Банке? Потому что мы надежные партнеры. Нам доверяют, с нами выгодно. Азиатско – Тихоокеанский Банк. Ваш Банк».

- визуальная информация:

«Азиатско – Тихоокеанский Банк (ОАО)Телефон (4212) 414-515. www.atb.ru.  Более 17 лет на рынке финансовых услуг. Более 12 тысяч вкладчиков. Надежная защита. Ставки по вкладам до 15, 79% годовых. Азиатско – Тихоокеанский Банк. Ваш Банк. Информация на 18.02.2009 года. Лицензия ЦБ РФ № 1810».

Реклама ориентирована на неопределенный круг лиц  и целенаправленно направлена на мотивацию потребителя рекламы на выбор услуги и  на условия выгодного  накопления денежных средств путем депозитного вклада.

            Создавая привлекательные условия возможности по заключению  договоров, реклама стимулирует население для обращения  в кредитную организацию для заключения договора банковского вклада.

          Проверкой официального сайта ОАО «Азиатско – Тихоокеанский Банк» в Интернете (www. atb.ru)  установлено, что Банк предлагает физическим лицам следующие виды вкладов в рублях (процентная ставка вклада зависит от срока хранения вклада и минимальной суммы):

·        Блиц                                      (от 4,5 % до 5,5%)

·        Надежный                             (от 6,5 % до 14, 71%)

·        Женский взгляд                    (от 14, 54 до 15,19 %)

·        Вторая зарплата                    (от 12,79 % до 15,39%)

·        Копилка                                 (от 14,71% до 15,39%)

·        Пенсионная сберкнижка      (от  7% до 15, 39%)

·        VIP                                                (от 13, 47% до 15, 59%)

·        VIP Люкс                                      (от 13, 57% до 15, 79%)

·        Детский бюджет                    (от 14,59 % до 14, 99%)

 

Процентная ставка по вкладам в долларах/евро  составляет    от  5% до 11,2 %  годовых.

Таким образом, доходность 15,79% годовых имеет только рублевый  вклад «VIP Люкс» (15, 79%), минимальная сумма вклада по которому составляет три миллиона рублей при сроке хранения  1098 дней.

            Согласно части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе»  не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения  или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

В соответствии со статьей  432 ГК РФ  существенными условиями договора являются условия о предмете договора, условия, которые названы  в законе или иных правовых  актах  как существенные или необходимые для договора  данного вида, а также  все те условия, относительно которых  по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Статьей 30 ФЗ «О банках и банковской деятельности» в договоре между клиентом и кредитной организацией должны быть указаны процентная ставка по кредитам и вкладам (депозитам), стоимость банковских услуг и сроки их выполнения, в том числе сроки обработки платежных документов, имущественная ответственность сторон за нарушение договора, включая ответственность за нарушения обязательств по срокам осуществления платежей, порядок расторжения договора.

Из существенных  условий в рекламе указан только максимальный размер  процентов по вкладам.  Вместе с тем, процентная ставка по вкладу напрямую зависит от суммы вклада и от срока хранения вклада, которые также являются существенной информацией   и подлежат указанию в рекламе. Указание в рекламе  процентной ставки – одного из условий договора,  влечет за собой необходимость указания  и других условий.

            Таким образом, реклама не позволяет определить о каких именно вкладах в ней идет речь, тем не менее,  указание в ней только одного условия –  максимальной возможной процентной ставки, является неполной информацией по условиям, влияющим на окончательную сумму доходов, которую рассчитывает получить вкладчик при заключении договора  вклада.

            Остальные условия  в рекламе не указаны, в то время как каждое из вышеперечисленных условий влияет на окончательную сумму доходов, которую рассчитывает получить вкладчик по любому виду вклада,  независимо от того, рекламируется конкретный вид вклада или в рекламе изложены  отдельные  выборочные  условия   вкладов. Отсутствие этих условий искажает смысл информации в целом и  вводит потребителей в заблуждение в нарушение части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

В соответствии с пунктом 2  части 2   статьи 28 ФЗ «О рекламе», реклама  банковских,  страховых и иных финансовых услуг не должна  умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

            К условиям, влияющим на сумму  доходов, относятся: минимальная  сумма вклада, срок размещения вклада, процентная ставка, возможность пополнения, минимальный размер дополнительного взноса, периодичность начисления процентов, наличие или отсутствие капитализации, изменение процентной   ставки внутри срока договора,  процентная ставка при досрочном  востребовании вклада, периодичность выплаты процентов по вкладу,  начисление процентов по вкладу в случае полного или частичного   востребования вклада до истечения срока договора, иные условия, если их включение в  договор  может повлиять на сумму денежных средств, которую вкладчик должен получить по договору вклада.

В рекламе указано только  одно условие  – максимальная процентная ставка, т.е.  указывается отдельное  существенное условие договора банковского вклада и при этом данная реклама в нарушение требований ФЗ «О рекламе» не содержит всех существенных условий договора.

Таким образом, реклама вкладов  ОАО «Азиатско – Тихоокеанский банк», распространявшаяся с 16 по 22 марта 2009 года  на телеканале «Первое краевое телевидение», противоречит части 7 статьи 5, пункту 2 части 2   статьи 28 ФЗ «О рекламе».

В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований статей 5, 28 Закона  несет рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Установлено, что рекламодателем, в интересах которого непосредственно распространялась рекламная кампания, является ОАО  «Азиатско – Тихоокеанский банк» в лице филиала «АТБ» в г. Хабаровске.  Данный факт подтверждается договором  от 01.01.2008 года, платежным поручением, эфирной справкой.

 

В процессе рассмотрения дела представитель ОАО  «Азиатско- Тихоокеанский банк» с выявленными нарушениями не согласился,  пояснив,  что  вина банка отсутствует, нормы действующего законодательства не нарушены. В спорной рекламе  не содержится определенных условий банковских услуг  и информации об определенных условиях по вкладам, а лишь указаны сведения о максимальном размере процентной ставки (с доходностью не более 15, 79%) без указания конкретных процентов по вкладам, что не является существенным условием, влияющим на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица.

Данные доводы отклоняются по  основаниям, изложенным выше.

В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований статей 5, 28 Закона  несет рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Установлено, что рекламодателем, в интересах которого непосредственно распространялась рекламная кампания, является ОАО  «Азиатско – Тихоокеанский банк» в лице филиала «АТБ» в г. Хабаровске.  Данный факт подтверждается договором  от 01.01.2008 года, платежным поручением, эфирной справкой.

На основании статьи 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях нарушение рекламодателем, рекламораспространителем законодательства о рекламе (ненадлежащая реклама) влечет наложение административного штрафа.

При назначении административного наказания ОАО «Азиатско –Тихоокеанский банк» учитывалось, что в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 4.3. КоАП РФ повторное совершение однородного административного правонарушения, если за совершение первого административного правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию, по которому не истек срок, предусмотренный статьей 4.6. КоАП РФ является обстоятельством, отягчающим административную ответственность.

Постановлением №  107 от 29.12.2008 года по делу № 4-05/125 ОАО «Азиатско – Тихоокеанский банк» подвергалось административному штрафу в размере 40 000 рублей за ненадлежащую рекламу финансовых услуг (реклама вклада «Новогодний клад»), распространяемая  на телевизионном канале «Первое краевое телевидение» с 08 по 14 декабря  2008 года.

Руководствуясь статьей  33 Федерального закона «О рекламе», статьями 14.3, 23.48, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

  1. Признать ОАО «Азиатско – Тихоокеанский банк» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей  14.3. КоАП РФ.

  2. Применить к ОАО «Азиатско – Тихоокеанский банк» меры ответственности в виде административного штрафа за ненадлежащую рекламу в размере 80 000   (восемьдесят тысяч)  рублей.

 

  Согласно части 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не  позднее тридцати дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

          При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении тридцати дней  со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу , должностное лицо, вынесшее постановление, направляет соответствующие материалы судебному приставу - исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, должностное лицо, вынесшее постановление, принимает решение о привлечении лица, не уплатившего административный штраф, к административной ответственности в соответствии с частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ.

         В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в  арбитражный суд  в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

ПОСТАНОВЛЕНИЕ №  31

о наложении штрафа по делу №  4-05/47

 об административном правонарушении

 

 

         Руководитель  Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю, рассмотрев протокол от 16 апреля 2009 года и материалы дела № 4-05/47 об административном правонарушении, в отношении ОАО «Азиатско - Тихоокеанский банк» (место осуществления деятельности: г. Благовещенск, ул. Амурская, 225) в связи с распространением  рекламы финансовых услуг.

Дело рассмотрено в присутствии представителя ОАО «Азиатско - Тихоокеанский банк».

 

УСТАНОВИЛ:

 

При осуществлении государственного контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе Хабаровским УФАС России отслежена реклама (хронометраж 20 секунд) ОАО «Азиатско- Тихоокеанский банк», распространяемая  на телевизионном канале «Первое краевое телевидение»  с 16 по  22 марта  2009 года, в которой содержалась:

        - звуковая информация:

«Почему так много людей хранят свои сбережения в Азиатско - Тихоокеанском Банке? Потому что мы надежные партнеры. Нам доверяют, с нами выгодно. Азиатско – Тихоокеанский Банк. Ваш Банк».

- визуальная информация:

«Азиатско – Тихоокеанский Банк (ОАО)Телефон (4212) 414-515. www.atb.ru.  Более 17 лет на рынке финансовых услуг. Более 12 тысяч вкладчиков. Надежная защита. Ставки по вкладам до 15, 79% годовых. Азиатско – Тихоокеанский Банк. Ваш Банк. Информация на 18.02.2009 года. Лицензия ЦБ РФ № 1810».

Реклама ориентирована на неопределенный круг лиц  и целенаправленно направлена на мотивацию потребителя рекламы на выбор услуги и  на условия выгодного  накопления денежных средств путем депозитного вклада.

            Создавая привлекательные условия возможности по заключению  договоров, реклама стимулирует население для обращения  в кредитную организацию для заключения договора банковского вклада.

          Проверкой официального сайта ОАО «Азиатско – Тихоокеанский Банк» в Интернете (www. atb.ru)  установлено, что Банк предлагает физическим лицам следующие виды вкладов в рублях (процентная ставка вклада зависит от срока хранения вклада и минимальной суммы):

·        Блиц                                      (от 4,5 % до 5,5%)

·        Надежный                             (от 6,5 % до 14, 71%)

·        Женский взгляд                    (от 14, 54 до 15,19 %)

·        Вторая зарплата                    (от 12,79 % до 15,39%)

·        Копилка                                 (от 14,71% до 15,39%)

·        Пенсионная сберкнижка      (от  7% до 15, 39%)

·        VIP                                                (от 13, 47% до 15, 59%)

·        VIP Люкс                                      (от 13, 57% до 15, 79%)

·        Детский бюджет                    (от 14,59 % до 14, 99%)

 

Процентная ставка по вкладам в долларах/евро  составляет    от  5% до 11,2 %  годовых.

Таким образом, доходность 15,79% годовых имеет только рублевый  вклад «VIP Люкс» (15, 79%), минимальная сумма вклада по которому составляет три миллиона рублей при сроке хранения  1098 дней.

            Согласно части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе»  не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения  или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

В соответствии со статьей  432 ГК РФ  существенными условиями договора являются условия о предмете договора, условия, которые названы  в законе или иных правовых  актах  как существенные или необходимые для договора  данного вида, а также  все те условия, относительно которых  по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Статьей 30 ФЗ «О банках и банковской деятельности» в договоре между клиентом и кредитной организацией должны быть указаны процентная ставка по кредитам и вкладам (депозитам), стоимость банковских услуг и сроки их выполнения, в том числе сроки обработки платежных документов, имущественная ответственность сторон за нарушение договора, включая ответственность за нарушения обязательств по срокам осуществления платежей, порядок расторжения договора.

Из существенных  условий в рекламе указан только максимальный размер  процентов по вкладам.  Вместе с тем, процентная ставка по вкладу напрямую зависит от суммы вклада и от срока хранения вклада, которые также являются существенной информацией   и подлежат указанию в рекламе. Указание в рекламе  процентной ставки – одного из условий договора,  влечет за собой необходимость указания  и других условий.

            Таким образом, реклама не позволяет определить о каких именно вкладах в ней идет речь, тем не менее,  указание в ней только одного условия –  максимальной возможной процентной ставки, является неполной информацией по условиям, влияющим на окончательную сумму доходов, которую рассчитывает получить вкладчик при заключении договора  вклада.

            Остальные условия  в рекламе не указаны, в то время как каждое из вышеперечисленных условий влияет на окончательную сумму доходов, которую рассчитывает получить вкладчик по любому виду вклада,  независимо от того, рекламируется конкретный вид вклада или в рекламе изложены  отдельные  выборочные  условия   вкладов. Отсутствие этих условий искажает смысл информации в целом и  вводит потребителей в заблуждение в нарушение части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

В соответствии с пунктом 2  части 2   статьи 28 ФЗ «О рекламе», реклама  банковских,  страховых и иных финансовых услуг не должна  умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

            К условиям, влияющим на сумму  доходов, относятся: минимальная  сумма вклада, срок размещения вклада, процентная ставка, возможность пополнения, минимальный размер дополнительного взноса, периодичность начисления процентов, наличие или отсутствие капитализации, изменение процентной   ставки внутри срока договора,  процентная ставка при досрочном  востребовании вклада, периодичность выплаты процентов по вкладу,  начисление процентов по вкладу в случае полного или частичного   востребования вклада до истечения срока договора, иные условия, если их включение в  договор  может повлиять на сумму денежных средств, которую вкладчик должен получить по договору вклада.

В рекламе указано только  одно условие  – максимальная процентная ставка, т.е.  указывается отдельное  существенное условие договора банковского вклада и при этом данная реклама в нарушение требований ФЗ «О рекламе» не содержит всех существенных условий договора.

Таким образом, реклама вкладов  ОАО «Азиатско – Тихоокеанский банк», распространявшаяся с 16 по 22 марта 2009 года  на телеканале «Первое краевое телевидение», противоречит части 7 статьи 5, пункту 2 части 2   статьи 28 ФЗ «О рекламе».

В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований статей 5, 28 Закона  несет рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Установлено, что рекламодателем, в интересах которого непосредственно распространялась рекламная кампания, является ОАО  «Азиатско – Тихоокеанский банк» в лице филиала «АТБ» в г. Хабаровске.  Данный факт подтверждается договором  от 01.01.2008 года, платежным поручением, эфирной справкой.

 

В процессе рассмотрения дела представитель ОАО  «Азиатско- Тихоокеанский банк» с выявленными нарушениями не согласился,  пояснив,  что  вина банка отсутствует, нормы действующего законодательства не нарушены. В спорной рекламе  не содержится определенных условий банковских услуг  и информации об определенных условиях по вкладам, а лишь указаны сведения о максимальном размере процентной ставки (с доходностью не более 15, 79%) без указания конкретных процентов по вкладам, что не является существенным условием, влияющим на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица.

Данные доводы отклоняются по  основаниям, изложенным выше.

В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований статей 5, 28 Закона  несет рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Установлено, что рекламодателем, в интересах которого непосредственно распространялась рекламная кампания, является ОАО  «Азиатско – Тихоокеанский банк» в лице филиала «АТБ» в г. Хабаровске.  Данный факт подтверждается договором  от 01.01.2008 года, платежным поручением, эфирной справкой.

На основании статьи 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях нарушение рекламодателем, рекламораспространителем законодательства о рекламе (ненадлежащая реклама) влечет наложение административного штрафа.

При назначении административного наказания ОАО «Азиатско –Тихоокеанский банк» учитывалось, что в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 4.3. КоАП РФ повторное совершение однородного административного правонарушения, если за совершение первого административного правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию, по которому не истек срок, предусмотренный статьей 4.6. КоАП РФ является обстоятельством, отягчающим административную ответственность.

Постановлением №  107 от 29.12.2008 года по делу № 4-05/125 ОАО «Азиатско – Тихоокеанский банк» подвергалось административному штрафу в размере 40 000 рублей за ненадлежащую рекламу финансовых услуг (реклама вклада «Новогодний клад»), распространяемая  на телевизионном канале «Первое краевое телевидение» с 08 по 14 декабря  2008 года.

Руководствуясь статьей  33 Федерального закона «О рекламе», статьями 14.3, 23.48, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

  1. Признать ОАО «Азиатско – Тихоокеанский банк» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей  14.3. КоАП РФ.

  2. Применить к ОАО «Азиатско – Тихоокеанский банк» меры ответственности в виде административного штрафа за ненадлежащую рекламу в размере 80 000   (восемьдесят тысяч)  рублей.

 

  Согласно части 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не  позднее тридцати дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

          При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении тридцати дней  со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу , должностное лицо, вынесшее постановление, направляет соответствующие материалы судебному приставу - исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, должностное лицо, вынесшее постановление, принимает решение о привлечении лица, не уплатившего административный штраф, к административной ответственности в соответствии с частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ.

         В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в  арбитражный суд  в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => [format] => full_html [safe_value] => ) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 12 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 12 [vid] => 3 [name] => Постановления о привлечении к административной ответственности [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 5 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 5 [vid] => 6 [name] => Контроль рекламы и недобросовестной конкуренции [description] => [format] => full_html [weight] => 9 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 32 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 32 [vid] => 1 [name] => реклама [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => tags [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2009-04-16 00:00:00 [timezone] => Asia/Vladivostok [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2009-04-16 00:00:00 [timezone] => Asia/Vladivostok [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1321553489 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 1 [comment_count] => 0 [name] => admin [picture] => 0 [data] => a:1:{s:7:"contact";i:0;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Хабаровское УФАС России )