ЗАО "Московская акционерная страховая компания"

Дата публикации: 26 апреля 2010, 15:25

РЕШЕНИЕ

 

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, рассмотрев дело № 4-03/1 по признакам нарушения  ЗАО «Московская акционерная страховая компания»  (115184, г. Москва, ул. Малая Ордынка, 50) части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – ФЗ «О защите конкуренции»). Дело рассмотрено в присутствии представителей ЗАО «Московская акционерная страховая компания» и ЗАО «Д2 Страхование,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управлении Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю поступила жалоба ЗАО «Д2 Страхование» в лице Хабаровского  филиала на действия  страховых компаний при размещении заказа на закупку услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельца транспортных средств в 2010 году, находящихся на балансе Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю (далее  - Управление Росреестра по Хабаровскому краю) в количестве 17 легковых автомобилей.

 

По результатам изучения представленных документов установлено следующее. Заявки на участие в конкурсе подали 10 страховых компаний. Допущены к участию в конкурсе 7 компаний:

ЗАО «Д2 Страхование» Хабаровский филиал;

ОСАО «Россия» в лице филиала в г. Хабаровске;

ЗАО «МАКС» в лице агентства в  г. Хабаровске;

ОСАО «Ингосстрах» в лице филиала в г. Хабаровске;

ООО «СК «Согласие» в лице  Дальневосточного окружного филиала;

ООО «СК «Паритет» в лице филиала «Хабаровский»;

ОАСО «Защита  - Находка» в лице филиала в г. Хабаровске.

 

Конкурсной документацией в соответствии  с требованиями части 4 статьи 28 ФЗ «О размещении заказов на поставку товаров, выполнении работ, оказании услуг для государственных и муниципальных нужд» установлены критерии оценки и сопоставления заявок, в том числе «цена контракта». В соответствии с Федеральным законом «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» от 25.04.2002  № 40-ФЗ (далее - ФЗ «Об ОСАГО») установлены условия и порядок обязательного страхования.

 

Согласно статье 8 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее - Закон N 40-ФЗ) государственное регулирование страховых тарифов осуществляется посредством установления в соответствии с настоящим Законом экономически обоснованных страховых тарифов или их предельных уровней, а также структуры страховых тарифов и порядка их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования. Предельные уровни страховых тарифов и порядок их применения страховщиками при определении страховой премии устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с настоящим Законом. Как следует из пункта 6 статьи 9 Закона N 40-ФЗ, установленные в соответствии с настоящим Федеральным законом страховые тарифы обязательны для применения страховщиками. Страховщики не вправе применять ставки и (или) коэффициенты, отличные от установленных страховыми тарифами.

 

В соответствии с тарифами обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, установленными Постановлением Правительства РФ от 08.12.2005 № 739 «Об утверждении страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структуры и порядка применения страховщиками при определении страховой премии» (далее – Постановление № 739), цена на данную услугу должна быть одинакова у всех страховых компаний.

 

Информация о транспортных средствах  размещена в конкурсной документации на официальном сайте и включала в себя данные о марке автомобиля, количестве машин, годе их выпуска, мощности двигателя, категории транспортного средства, места регистрации, сроке действия ОСАГО. В связи с тем, что при размещении  конкурсной документации заказчиком  не была указана информация  о  предыдущих  договорах страхования транспортных средств, один из участников конкурса в соответствии со статьей 24 ФЗ «О размещении заказов на поставку товаров, выполнении работ, оказании услуг для государственных и муниципальных нужд» обратился   за разъяснением положений конкурсной документации, а именно: указать коэффициент бонус – малус  (Кбм) каждого транспортного средства. 01 февраля 2010 года  необходимые сведения размещены на сайте для всех участников конкурса. На основании изложенного следует, что конкурсная документация содержала все сведения, необходимые для расчета страховой премии в соответствии с Постановлением  № 739. Учитывая, что цена контракта рассчитывалась  участниками размещения заказа на основании этой информации, то она должна быть одинаковой у всех участников размещения заказа.

 

В ходе рассмотрения заявления было установлено, что ЗАО   «Московская акционерная страховая компания» в лице агентства в г. Хабаровске филиала ЗАО «МАКС» в г. Владивостоке (далее  - ЗАО «МАКС»)  в конкурсной заявке при расчете страховой премии  неправильно  применило коэффициент страховых тарифов в зависимости от наличия или отсутствия страховых выплат при наступлении страховых случаев, произошедших в период предыдущих договоров ОСАГО (коэффициент бонус-малус (далее - КБМ)  в нарушение положений Постановления № 739. При расчете страховой премии на основании данных представленных в конкурсной документации должен был быть применен следующий коэффициент КБМ:

- по автомобилям ГАЗ 3110,  УАЗ 3962, Кио Сорренто, Нисан Авенир – 0,75 вместо – 0,7;

 - по автомобилям Лада 2140  (7 штук)– 0, 95 вместо – 0,9.

  

Сумма страховой премии, рассчитанная в соответствии с Постановлением Правительства № 739 и на основании информации представленной заказчиком в конкурсной документации, составляет 107 365, 20 вместо 103 424, 6 рублей, рассчитанной   ЗАО «МАКС». Таким образом, ЗАО «МАКС», рассчитывая страховую премию, применило базовые страховые тарифы, отличные от установленных Постановлением    N 739.  Общество своими неправомерными действиями уменьшило итоговую сумму страховой премии, следовательно, предложило лучшую цену контракта. В первоначально опубликованной конкурсной документации сведения о классе и КБМ отсутствовали. Эти сведения в качестве разъяснений были опубликованы на официальном сайте для всех участников конкурса и  были доступны. Общество имело возможность с учетом опубликованных разъяснений заказчика правильно определить класс  КБМ, однако уклонилось от этого.

 

ЗАО «МАКС» в ответ на запрос Хабаровского УФАС России  от 18.03.2010 года  сообщило, что  информация  о ранее произведенных выплатах по транспортным средствам, указанным   в техническом задании, в конкурсной документации не представлена, однако в Разъяснении положений конкурсной документации от 01.02.2010 конкретно указано на отсутствие осуществленных и предстоящих страховых выплат по данным ТС. Исходя из представленных  сведений, а также основываясь на том, что Закон № 40 ФЗ вступил в силу с 01.07.2003 года и было определено, что ТС с датой выпуска по 2003 год включительно присваивается 9 класс и применяется понижающий коэффициент бонус  - малус 0,7. КБМ для ТС более позднего года выпуска определялся аналогично.

 

В процессе рассмотрения дела представители ЗАО «МАКС» пояснили, что об изменениях, внесенных заказчиком в конкурсную документацию,  извещен не был, на вскрытии конвертов представитель от ЗАО «МАКС» не присутствовал. Разъяснения заказчика на официальном сайте увидели после получения определения Хабаровского УФАС России о  назначении дела о нарушении антимонопольного законодательства  к рассмотрению. Кроме того, к лицам, допустившим халатность, выразившейся в не отслеживании информации касательно объявленных конкурсов по страхованию, применены меры дисциплинарного взыскания.

 

Согласно пункту 9 статьи 4 Федерального закона N 135-ФЗ недобросовестная конкуренция - любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанести вред их деловой репутации. Статьей 14 Федерального закона N 135-ФЗ недобросовестная конкуренция не допускается.

 

ЗАО «МАКС» допустило недобросовестную конкуренцию, так как, участвуя в конкурсе, при наличии полной информации со стороны заказчика о транспортных средствах, позволявших произвести расчет страховой премии в соответствии с требованиями законодательства, тем не менее, применило заниженные коэффициенты. Учитывая изложенное,  установлено, что действия Общества противоречат Закону об ОСАГО, Постановлению № 739, поскольку нарушен установленный порядок начисления тарифов обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортный средств, направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, указанные действия повлияли на принятие решения конкурсной комиссией  при проведении открытого конкурса, в результате чего, остальные участники конкурса были лишены возможности участвовать в нем на равных условиях с ЗАО «МАКС».

 

Таким образом, все признаки недобросовестной конкуренции, указанные в пункте 9 статьи 4 Закона о защите конкуренции, присутствуют в действиях Общества:

1. направленность на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности выразилась в предоставлении ложных, неточных, искаженных сведений  по расчету страховой премии;

2. противоречие действующему законодательству выражается в нарушении   Закона об ОСАГО, Постановления № 739;

3. способность причинения убытков конкуренту выразилась в том, что Заявитель вследствие неправильного расчета суммы страховой премии  ЗАО «МАКС» лишился возможности участвовать в конкурсе на равных условиях и достичь результата (прибыли), на который  он был вправе рассчитывать при обычных условиях.

 

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,  Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать  ЗАО «Московская акционерная страховая компания» нарушившим  часть 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части  нарушения порядка расчета страховой премии, установленного Постановлением Правительства  № 739 «Об утверждении страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структуры и порядка применения страховщиками при определении страховой премии». 

2. Выдать ЗАО «Московская акционерная страховая компания» предписание о  прекращении недобросовестной конкуренции.

 

 

          ПРЕДПИСАНИЕ

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю   по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего  решения  от "26" апреля  2010 г. по делу № 4-03/1 о нарушении  ЗАО «Московская акционерная страховая компания» части 1 статьи 14 Федерального закона «О защите конкуренции», 

 

         ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

ЗАО «Московская акционерная страховая компания» в срок до 05 мая 2010 года прекратить  действия по недобросовестной конкуренции, выразившееся  в нарушении порядка расчета страховой премии, установленного Постановлением Правительства № 739 «Об утверждении страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структуры и порядка применения страховщиками при определении страховой премии». 

 

О выполнении настоящего предписания ЗАО «Московская акционерная страховая компания» сообщить  в Хабаровское УФАС России в срок до 15 мая  2010 года.

 

stdClass Object ( [vid] => 6964 [uid] => 1 [title] => ЗАО "Московская акционерная страховая компания" [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 6964 [type] => solution [language] => ru [created] => 1272241530 [changed] => 1370523932 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370523932 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

РЕШЕНИЕ

 

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, рассмотрев дело № 4-03/1 по признакам нарушения  ЗАО «Московская акционерная страховая компания»  (115184, г. Москва, ул. Малая Ордынка, 50) части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – ФЗ «О защите конкуренции»). Дело рассмотрено в присутствии представителей ЗАО «Московская акционерная страховая компания» и ЗАО «Д2 Страхование,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управлении Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю поступила жалоба ЗАО «Д2 Страхование» в лице Хабаровского  филиала на действия  страховых компаний при размещении заказа на закупку услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельца транспортных средств в 2010 году, находящихся на балансе Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю (далее  - Управление Росреестра по Хабаровскому краю) в количестве 17 легковых автомобилей.

 

По результатам изучения представленных документов установлено следующее. Заявки на участие в конкурсе подали 10 страховых компаний. Допущены к участию в конкурсе 7 компаний:

ЗАО «Д2 Страхование» Хабаровский филиал;

ОСАО «Россия» в лице филиала в г. Хабаровске;

ЗАО «МАКС» в лице агентства в  г. Хабаровске;

ОСАО «Ингосстрах» в лице филиала в г. Хабаровске;

ООО «СК «Согласие» в лице  Дальневосточного окружного филиала;

ООО «СК «Паритет» в лице филиала «Хабаровский»;

ОАСО «Защита  - Находка» в лице филиала в г. Хабаровске.

 

Конкурсной документацией в соответствии  с требованиями части 4 статьи 28 ФЗ «О размещении заказов на поставку товаров, выполнении работ, оказании услуг для государственных и муниципальных нужд» установлены критерии оценки и сопоставления заявок, в том числе «цена контракта». В соответствии с Федеральным законом «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» от 25.04.2002  № 40-ФЗ (далее - ФЗ «Об ОСАГО») установлены условия и порядок обязательного страхования.

 

Согласно статье 8 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее - Закон N 40-ФЗ) государственное регулирование страховых тарифов осуществляется посредством установления в соответствии с настоящим Законом экономически обоснованных страховых тарифов или их предельных уровней, а также структуры страховых тарифов и порядка их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования. Предельные уровни страховых тарифов и порядок их применения страховщиками при определении страховой премии устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с настоящим Законом. Как следует из пункта 6 статьи 9 Закона N 40-ФЗ, установленные в соответствии с настоящим Федеральным законом страховые тарифы обязательны для применения страховщиками. Страховщики не вправе применять ставки и (или) коэффициенты, отличные от установленных страховыми тарифами.

 

В соответствии с тарифами обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, установленными Постановлением Правительства РФ от 08.12.2005 № 739 «Об утверждении страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структуры и порядка применения страховщиками при определении страховой премии» (далее – Постановление № 739), цена на данную услугу должна быть одинакова у всех страховых компаний.

 

Информация о транспортных средствах  размещена в конкурсной документации на официальном сайте и включала в себя данные о марке автомобиля, количестве машин, годе их выпуска, мощности двигателя, категории транспортного средства, места регистрации, сроке действия ОСАГО. В связи с тем, что при размещении  конкурсной документации заказчиком  не была указана информация  о  предыдущих  договорах страхования транспортных средств, один из участников конкурса в соответствии со статьей 24 ФЗ «О размещении заказов на поставку товаров, выполнении работ, оказании услуг для государственных и муниципальных нужд» обратился   за разъяснением положений конкурсной документации, а именно: указать коэффициент бонус – малус  (Кбм) каждого транспортного средства. 01 февраля 2010 года  необходимые сведения размещены на сайте для всех участников конкурса. На основании изложенного следует, что конкурсная документация содержала все сведения, необходимые для расчета страховой премии в соответствии с Постановлением  № 739. Учитывая, что цена контракта рассчитывалась  участниками размещения заказа на основании этой информации, то она должна быть одинаковой у всех участников размещения заказа.

 

В ходе рассмотрения заявления было установлено, что ЗАО   «Московская акционерная страховая компания» в лице агентства в г. Хабаровске филиала ЗАО «МАКС» в г. Владивостоке (далее  - ЗАО «МАКС»)  в конкурсной заявке при расчете страховой премии  неправильно  применило коэффициент страховых тарифов в зависимости от наличия или отсутствия страховых выплат при наступлении страховых случаев, произошедших в период предыдущих договоров ОСАГО (коэффициент бонус-малус (далее - КБМ)  в нарушение положений Постановления № 739. При расчете страховой премии на основании данных представленных в конкурсной документации должен был быть применен следующий коэффициент КБМ:

- по автомобилям ГАЗ 3110,  УАЗ 3962, Кио Сорренто, Нисан Авенир – 0,75 вместо – 0,7;

 - по автомобилям Лада 2140  (7 штук)– 0, 95 вместо – 0,9.

  

Сумма страховой премии, рассчитанная в соответствии с Постановлением Правительства № 739 и на основании информации представленной заказчиком в конкурсной документации, составляет 107 365, 20 вместо 103 424, 6 рублей, рассчитанной   ЗАО «МАКС». Таким образом, ЗАО «МАКС», рассчитывая страховую премию, применило базовые страховые тарифы, отличные от установленных Постановлением    N 739.  Общество своими неправомерными действиями уменьшило итоговую сумму страховой премии, следовательно, предложило лучшую цену контракта. В первоначально опубликованной конкурсной документации сведения о классе и КБМ отсутствовали. Эти сведения в качестве разъяснений были опубликованы на официальном сайте для всех участников конкурса и  были доступны. Общество имело возможность с учетом опубликованных разъяснений заказчика правильно определить класс  КБМ, однако уклонилось от этого.

 

ЗАО «МАКС» в ответ на запрос Хабаровского УФАС России  от 18.03.2010 года  сообщило, что  информация  о ранее произведенных выплатах по транспортным средствам, указанным   в техническом задании, в конкурсной документации не представлена, однако в Разъяснении положений конкурсной документации от 01.02.2010 конкретно указано на отсутствие осуществленных и предстоящих страховых выплат по данным ТС. Исходя из представленных  сведений, а также основываясь на том, что Закон № 40 ФЗ вступил в силу с 01.07.2003 года и было определено, что ТС с датой выпуска по 2003 год включительно присваивается 9 класс и применяется понижающий коэффициент бонус  - малус 0,7. КБМ для ТС более позднего года выпуска определялся аналогично.

 

В процессе рассмотрения дела представители ЗАО «МАКС» пояснили, что об изменениях, внесенных заказчиком в конкурсную документацию,  извещен не был, на вскрытии конвертов представитель от ЗАО «МАКС» не присутствовал. Разъяснения заказчика на официальном сайте увидели после получения определения Хабаровского УФАС России о  назначении дела о нарушении антимонопольного законодательства  к рассмотрению. Кроме того, к лицам, допустившим халатность, выразившейся в не отслеживании информации касательно объявленных конкурсов по страхованию, применены меры дисциплинарного взыскания.

 

Согласно пункту 9 статьи 4 Федерального закона N 135-ФЗ недобросовестная конкуренция - любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанести вред их деловой репутации. Статьей 14 Федерального закона N 135-ФЗ недобросовестная конкуренция не допускается.

 

ЗАО «МАКС» допустило недобросовестную конкуренцию, так как, участвуя в конкурсе, при наличии полной информации со стороны заказчика о транспортных средствах, позволявших произвести расчет страховой премии в соответствии с требованиями законодательства, тем не менее, применило заниженные коэффициенты. Учитывая изложенное,  установлено, что действия Общества противоречат Закону об ОСАГО, Постановлению № 739, поскольку нарушен установленный порядок начисления тарифов обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортный средств, направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, указанные действия повлияли на принятие решения конкурсной комиссией  при проведении открытого конкурса, в результате чего, остальные участники конкурса были лишены возможности участвовать в нем на равных условиях с ЗАО «МАКС».

 

Таким образом, все признаки недобросовестной конкуренции, указанные в пункте 9 статьи 4 Закона о защите конкуренции, присутствуют в действиях Общества:

1. направленность на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности выразилась в предоставлении ложных, неточных, искаженных сведений  по расчету страховой премии;

2. противоречие действующему законодательству выражается в нарушении   Закона об ОСАГО, Постановления № 739;

3. способность причинения убытков конкуренту выразилась в том, что Заявитель вследствие неправильного расчета суммы страховой премии  ЗАО «МАКС» лишился возможности участвовать в конкурсе на равных условиях и достичь результата (прибыли), на который  он был вправе рассчитывать при обычных условиях.

 

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,  Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать  ЗАО «Московская акционерная страховая компания» нарушившим  часть 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части  нарушения порядка расчета страховой премии, установленного Постановлением Правительства  № 739 «Об утверждении страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структуры и порядка применения страховщиками при определении страховой премии». 

2. Выдать ЗАО «Московская акционерная страховая компания» предписание о  прекращении недобросовестной конкуренции.

 

 

          ПРЕДПИСАНИЕ

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю   по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего  решения  от "26" апреля  2010 г. по делу № 4-03/1 о нарушении  ЗАО «Московская акционерная страховая компания» части 1 статьи 14 Федерального закона «О защите конкуренции», 

 

         ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

ЗАО «Московская акционерная страховая компания» в срок до 05 мая 2010 года прекратить  действия по недобросовестной конкуренции, выразившееся  в нарушении порядка расчета страховой премии, установленного Постановлением Правительства № 739 «Об утверждении страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структуры и порядка применения страховщиками при определении страховой премии». 

 

О выполнении настоящего предписания ЗАО «Московская акционерная страховая компания» сообщить  в Хабаровское УФАС России в срок до 15 мая  2010 года.

 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

РЕШЕНИЕ

 

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, рассмотрев дело № 4-03/1 по признакам нарушения  ЗАО «Московская акционерная страховая компания»  (115184, г. Москва, ул. Малая Ордынка, 50) части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – ФЗ «О защите конкуренции»). Дело рассмотрено в присутствии представителей ЗАО «Московская акционерная страховая компания» и ЗАО «Д2 Страхование,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управлении Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю поступила жалоба ЗАО «Д2 Страхование» в лице Хабаровского  филиала на действия  страховых компаний при размещении заказа на закупку услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельца транспортных средств в 2010 году, находящихся на балансе Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю (далее  - Управление Росреестра по Хабаровскому краю) в количестве 17 легковых автомобилей.

 

По результатам изучения представленных документов установлено следующее. Заявки на участие в конкурсе подали 10 страховых компаний. Допущены к участию в конкурсе 7 компаний:

ЗАО «Д2 Страхование» Хабаровский филиал;

ОСАО «Россия» в лице филиала в г. Хабаровске;

ЗАО «МАКС» в лице агентства в  г. Хабаровске;

ОСАО «Ингосстрах» в лице филиала в г. Хабаровске;

ООО «СК «Согласие» в лице  Дальневосточного окружного филиала;

ООО «СК «Паритет» в лице филиала «Хабаровский»;

ОАСО «Защита  - Находка» в лице филиала в г. Хабаровске.

 

Конкурсной документацией в соответствии  с требованиями части 4 статьи 28 ФЗ «О размещении заказов на поставку товаров, выполнении работ, оказании услуг для государственных и муниципальных нужд» установлены критерии оценки и сопоставления заявок, в том числе «цена контракта». В соответствии с Федеральным законом «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» от 25.04.2002  № 40-ФЗ (далее - ФЗ «Об ОСАГО») установлены условия и порядок обязательного страхования.

 

Согласно статье 8 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее - Закон N 40-ФЗ) государственное регулирование страховых тарифов осуществляется посредством установления в соответствии с настоящим Законом экономически обоснованных страховых тарифов или их предельных уровней, а также структуры страховых тарифов и порядка их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования. Предельные уровни страховых тарифов и порядок их применения страховщиками при определении страховой премии устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с настоящим Законом. Как следует из пункта 6 статьи 9 Закона N 40-ФЗ, установленные в соответствии с настоящим Федеральным законом страховые тарифы обязательны для применения страховщиками. Страховщики не вправе применять ставки и (или) коэффициенты, отличные от установленных страховыми тарифами.

 

В соответствии с тарифами обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, установленными Постановлением Правительства РФ от 08.12.2005 № 739 «Об утверждении страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структуры и порядка применения страховщиками при определении страховой премии» (далее – Постановление № 739), цена на данную услугу должна быть одинакова у всех страховых компаний.

 

Информация о транспортных средствах  размещена в конкурсной документации на официальном сайте и включала в себя данные о марке автомобиля, количестве машин, годе их выпуска, мощности двигателя, категории транспортного средства, места регистрации, сроке действия ОСАГО. В связи с тем, что при размещении  конкурсной документации заказчиком  не была указана информация  о  предыдущих  договорах страхования транспортных средств, один из участников конкурса в соответствии со статьей 24 ФЗ «О размещении заказов на поставку товаров, выполнении работ, оказании услуг для государственных и муниципальных нужд» обратился   за разъяснением положений конкурсной документации, а именно: указать коэффициент бонус – малус  (Кбм) каждого транспортного средства. 01 февраля 2010 года  необходимые сведения размещены на сайте для всех участников конкурса. На основании изложенного следует, что конкурсная документация содержала все сведения, необходимые для расчета страховой премии в соответствии с Постановлением  № 739. Учитывая, что цена контракта рассчитывалась  участниками размещения заказа на основании этой информации, то она должна быть одинаковой у всех участников размещения заказа.

 

В ходе рассмотрения заявления было установлено, что ЗАО   «Московская акционерная страховая компания» в лице агентства в г. Хабаровске филиала ЗАО «МАКС» в г. Владивостоке (далее  - ЗАО «МАКС»)  в конкурсной заявке при расчете страховой премии  неправильно  применило коэффициент страховых тарифов в зависимости от наличия или отсутствия страховых выплат при наступлении страховых случаев, произошедших в период предыдущих договоров ОСАГО (коэффициент бонус-малус (далее - КБМ)  в нарушение положений Постановления № 739. При расчете страховой премии на основании данных представленных в конкурсной документации должен был быть применен следующий коэффициент КБМ:

- по автомобилям ГАЗ 3110,  УАЗ 3962, Кио Сорренто, Нисан Авенир – 0,75 вместо – 0,7;

 - по автомобилям Лада 2140  (7 штук)– 0, 95 вместо – 0,9.

  

Сумма страховой премии, рассчитанная в соответствии с Постановлением Правительства № 739 и на основании информации представленной заказчиком в конкурсной документации, составляет 107 365, 20 вместо 103 424, 6 рублей, рассчитанной   ЗАО «МАКС». Таким образом, ЗАО «МАКС», рассчитывая страховую премию, применило базовые страховые тарифы, отличные от установленных Постановлением    N 739.  Общество своими неправомерными действиями уменьшило итоговую сумму страховой премии, следовательно, предложило лучшую цену контракта. В первоначально опубликованной конкурсной документации сведения о классе и КБМ отсутствовали. Эти сведения в качестве разъяснений были опубликованы на официальном сайте для всех участников конкурса и  были доступны. Общество имело возможность с учетом опубликованных разъяснений заказчика правильно определить класс  КБМ, однако уклонилось от этого.

 

ЗАО «МАКС» в ответ на запрос Хабаровского УФАС России  от 18.03.2010 года  сообщило, что  информация  о ранее произведенных выплатах по транспортным средствам, указанным   в техническом задании, в конкурсной документации не представлена, однако в Разъяснении положений конкурсной документации от 01.02.2010 конкретно указано на отсутствие осуществленных и предстоящих страховых выплат по данным ТС. Исходя из представленных  сведений, а также основываясь на том, что Закон № 40 ФЗ вступил в силу с 01.07.2003 года и было определено, что ТС с датой выпуска по 2003 год включительно присваивается 9 класс и применяется понижающий коэффициент бонус  - малус 0,7. КБМ для ТС более позднего года выпуска определялся аналогично.

 

В процессе рассмотрения дела представители ЗАО «МАКС» пояснили, что об изменениях, внесенных заказчиком в конкурсную документацию,  извещен не был, на вскрытии конвертов представитель от ЗАО «МАКС» не присутствовал. Разъяснения заказчика на официальном сайте увидели после получения определения Хабаровского УФАС России о  назначении дела о нарушении антимонопольного законодательства  к рассмотрению. Кроме того, к лицам, допустившим халатность, выразившейся в не отслеживании информации касательно объявленных конкурсов по страхованию, применены меры дисциплинарного взыскания.

 

Согласно пункту 9 статьи 4 Федерального закона N 135-ФЗ недобросовестная конкуренция - любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанести вред их деловой репутации. Статьей 14 Федерального закона N 135-ФЗ недобросовестная конкуренция не допускается.

 

ЗАО «МАКС» допустило недобросовестную конкуренцию, так как, участвуя в конкурсе, при наличии полной информации со стороны заказчика о транспортных средствах, позволявших произвести расчет страховой премии в соответствии с требованиями законодательства, тем не менее, применило заниженные коэффициенты. Учитывая изложенное,  установлено, что действия Общества противоречат Закону об ОСАГО, Постановлению № 739, поскольку нарушен установленный порядок начисления тарифов обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортный средств, направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, указанные действия повлияли на принятие решения конкурсной комиссией  при проведении открытого конкурса, в результате чего, остальные участники конкурса были лишены возможности участвовать в нем на равных условиях с ЗАО «МАКС».

 

Таким образом, все признаки недобросовестной конкуренции, указанные в пункте 9 статьи 4 Закона о защите конкуренции, присутствуют в действиях Общества:

1. направленность на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности выразилась в предоставлении ложных, неточных, искаженных сведений  по расчету страховой премии;

2. противоречие действующему законодательству выражается в нарушении   Закона об ОСАГО, Постановления № 739;

3. способность причинения убытков конкуренту выразилась в том, что Заявитель вследствие неправильного расчета суммы страховой премии  ЗАО «МАКС» лишился возможности участвовать в конкурсе на равных условиях и достичь результата (прибыли), на который  он был вправе рассчитывать при обычных условиях.

 

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,  Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать  ЗАО «Московская акционерная страховая компания» нарушившим  часть 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части  нарушения порядка расчета страховой премии, установленного Постановлением Правительства  № 739 «Об утверждении страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структуры и порядка применения страховщиками при определении страховой премии». 

2. Выдать ЗАО «Московская акционерная страховая компания» предписание о  прекращении недобросовестной конкуренции.

 

 

          ПРЕДПИСАНИЕ

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю   по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего  решения  от "26" апреля  2010 г. по делу № 4-03/1 о нарушении  ЗАО «Московская акционерная страховая компания» части 1 статьи 14 Федерального закона «О защите конкуренции», 

 

         ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

ЗАО «Московская акционерная страховая компания» в срок до 05 мая 2010 года прекратить  действия по недобросовестной конкуренции, выразившееся  в нарушении порядка расчета страховой премии, установленного Постановлением Правительства № 739 «Об утверждении страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структуры и порядка применения страховщиками при определении страховой премии». 

 

О выполнении настоящего предписания ЗАО «Московская акционерная страховая компания» сообщить  в Хабаровское УФАС России в срок до 15 мая  2010 года.

 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Нарушение требований части 1 статьи 14 Федерального закона «О защите конкуренции» (недобросовестная конкуренция, выразившаяся в нарушении порядка  расчета страховой премии).

[format] => full_html [safe_value] =>

Нарушение требований части 1 статьи 14 Федерального закона «О защите конкуренции» (недобросовестная конкуренция, выразившаяся в нарушении порядка  расчета страховой премии).

) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] =>

 

Методологические положения официального статистического учета по форме федерального статистического наблюдения № 1-МОН.doc

Форма № 1-МОН.doc

 

[format] => full_html [weight] => 6 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2010-04-26 04:25:30 [timezone] => Asia/Vladivostok [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2010-04-26 04:25:30 [timezone] => Asia/Vladivostok [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1321553489 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 1 [comment_count] => 0 [name] => admin [picture] => 0 [data] => a:1:{s:7:"contact";i:0;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Хабаровское УФАС России )