Решение Арбитражного суда Хабаровского края по заявлению ОАО "Дальневосточная энергетическая компания" о признании недействительным и отмене решения №4 и предписания №2 Хабаровского УФАС России от 20.02.2009 г.

Дата публикации: 9 апреля 2010, 21:27

   Арбитражный суд Хабаровского края

Именем Российской Федерации

 

РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть решения оглашена в судебном заседании 09.04.2010г. В полном объеме решение вынесено 09.04.2010г. Арбитражный суд, рассмотрел в заседании суда дело по заявлению открытого акционерного общества «Дальневосточная энергетическая компания» к управлению Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю с участием третьих лиц: МУП г. Хабаровска «Служба заказчика по содержанию муниципальных общежитий», Министерства Жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края о признании недействительными решения № 4 и предписания № 2 от 20.02.2009г. В заседании приняли участие представители заявителя, ответчика; от МУП СЗ СМО и Министерства ЖКХ по Хабаровскому краю не явились,

 

УСТАНОВИЛ:

 

Открытое акционерное общество «Дальневосточная энергетическая компания» (далее - ОАО «ДЭК», Общество, заявитель) обратилось в суд с заявлением о признании недействительным Решения Управления Федеральной антимонопольной службы    по    Хабаровскому    краю    (далее    -    Хабаровское    УФАС    России, антимонопольный орган, ответчик) № 4 от 20.02.2009г., которым ОАО «ДЭК» в лице филиала «Хабаровскэнергосбыт» признано нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», что выразилось в:

- неприменении с период с ноября 2007 года по апрель 2008 года понижающего коэффициента 0,7 при расчете за потребленную электрическую энергию в отношении объектов - общежитий, находящихся в управлении МУП ГЗ «СЗ по СМО», оборудованных стационарными электрическими плитами;

- не применении в период с ноября 2007 года по настоящее время понижающего коэффициента 0,7 при расчете за потребленную электрическую энергию в отношении объекта - общежития, расположенного по адресу г.Хабаровск, ул.Краснореченская, 7-а, оборудованного стационарными электрическими плитами;

- необоснованном требовании передачи финансовых средств от МУП ГЗ «СЗ по СМО» за объем потребленной электрической энергии гражданами в местах общего пользования объектов - общежитий, без учета оплачиваемых гражданами финансовых средств за потребленную электрическую энергию по нормативу потребления коммунальных услуг по электроснабжению населения Хабаровского края при отсутствии приборов учета, утвержденного постановлением Правительства Хабаровского края от 05.10.2006г. № 153-пр.

 

Также заявитель просит признать недействительным предписание № 2 от 20.02.2009г., выданное в адрес ОАО «ДЭК» с требованием прекратить выявленные нарушения Федерального закона «О защите конкуренции». К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Муниципальное унитарное предприятие города Хабаровска «Служба заказчика по содержанию муниципальных общежитий» (далее - МУП ГХ СЗ по СМО) и Министерство Жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края. Решением арбитражного суда Хабаровского края по настоящему делу от 04 августа 2009 года, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 05.10.2009г., заявленные требования удовлетворены в полном объеме. Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю № 4 от 20.02.2009г. и предписание № 2 от 20.02.2009г. признаны незаконными.

 

Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 28.01.2010г. № ФОЗ-8030/2009 решение от 04.08.2009г., постановление от 05.10.2009г. в части признания недействительными решения Хабаровского УФ АС России от 20.02.2009г. № 4 и предписания № 2 от 20.02.2009г. о нарушении ОАО «ДЭК» антимонопольного законодательства, выразившегося в необоснованном требовании передачи финансовых средств от МУП ГХ СЗО по СМО за объем потребления электрической энергии гражданами в местах общего пользования объектов - общежитий, без учета уплачиваемых гражданами финансовых средств за потребленную электрическую энергию по нормативу потребления коммунальных услуг по электроснабжению населения Хабаровского края при отсутствии приборов учета, утвержденного постановлением Правительства Хабаровского края от 05.10.2006г. № 153-ПР, отменены. Дело в отмененной части направлено на новое рассмотрение в арбитражный суд Хабаровского края. В остальной части судебные акты оставлены без изменения.

 

Таким образом, предметом настоящего рассмотрения являются решение антимонопольного органа № 4 от 20.02.2009г. и предписание № 2 от 20.02.2009г. в части выявленного нарушения, выразившегося в необоснованном требовании ОАО «ДЭК» передачи финансовых средств от МУП ГХ СЗО по СМО за объем потребления электрической энергии гражданами в местах общего пользования объектов - общежитий, без учета уплачиваемых гражданами финансовых средств за потребленную электрическую энергию по нормативу потребления коммунальных услуг по электроснабжению населения Хабаровского края при отсутствии приборов учета, утвержденному постановлением Правительства Хабаровского края от 05.10.2006г. № 153-ПР.

 

В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении и дополнении к нему. Представитель ответчика заявленные требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве на заявление. Представители третьих лиц в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом. О причинах неявки не сообщили. В силу ст. 156 АПК РФ суд признал причину неявки представителей не уважительной и рассмотрел дело в их отсутствие. В судебном заседании объявлялся перерыв с 07.04.2010г. по 09.04.2010г. В ходе рассмотрения дела судом установлены следующие обстоятельства. Между ОАО «ДЭК» и МУП ГХ СЗ по СМО заключен договор энергоснабжения электрической энергией от 27.06.2007г. № 5000 (далее - Договор), оформленный на 48 объектов - общежитий, находящихся в управлении МУП ГХ СЗ по СМО.

 

В соответствии с п. 1.1 Договора гарантирующий поставщик обязан осуществить продажу электрической энергии и мощности, а покупатель обязуется оплатить приобретенную электрическую энергию. Хабаровским УФАС России проведена проверка ОАО «ДЭК» по поводу ограничения режима потребления электроэнергии в общежитиях, находящихся в управлении МУП ГХ СЗ по СМО. При проведении проверки антимонопольным органом установлено, что ОАО «ДЭК» выставляет в адрес населения за потребленную электроэнергию счета-квитанции с учетом норматива, утвержденного Постановлением Правительства Хабаровского края № 153-пр от 05.10.2006г., в состав которого уже включен расход электроэнергии, потребленной в местах общего пользования и работа лифтового оборудования.

 

При этом в адрес МУП ГХ СЗ по СМО Общество выставляло к оплате объем потребленной   электроэнергии   в   местах   общего   пользования   без   учета   уже оплаченных населением расходов на места общего пользования в рамках норматива, утвержденного Постановлением Правительства Хабаровского края № 153-пр от 05.10.2006г. Выявив указанные факты, антимонопольный орган принял решение № 4 от 20.02.2009г., признав ОАО «ДЭК» нарушившим ч.1 ст. 10 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006г. «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции).

 

20.02.2009г. антимонопольным органом выдано предписание № 2, согласно которому ОАО «ДЭК» обязано прекратить требования передачи финансовых средств от МУП ГХ СЗ по СМО за объем потребленной электроэнергии гражданами в местах общего пользования общежитий, без учета оплачиваемых гражданами финансовых средств за потребленную электроэнергию по нормативу потребления коммунальных услуг по электроснабжению населения Хабаровского края при отсутствии приборов учета, Утвержденному Постановлением Правительства Хабаровского края от 05.10.2006г. № 153-пр, в состав которого уже включен расход электроэнергии, потребленной в местах общего пользования и работа лифтового оборудования.

 

ОАО «ДЭК», не согласившись с решением и предписанием антимонопольного органа, обжаловало их в судебном порядке.

В соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления, за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

 

Порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) и требования к их формированию определен Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства РФ от 23.05.2006г. № 306 (далее - Правила № 306). Согласно пунктам 25 и 26 Правил № 306 при определении нормативов потребления коммунальных услуг учитываются технологические потери коммунальных ресурсов (технически неизбежные и обоснованные потери электрической энергии во внутридомовых коммуникациях и оборудовании многоквартирного жилого дома). Коммунальные услуги, предназначенные для содержания общего имущества в таком доме, учитывается при установлении нормативов потребления коммунальных услуг для потребителей.

 

Согласно пункту 30 Правил № 306 в норматив электроснабжения включается расход электрической энергии исходя из расчета расхода электрической энергии на 1  потребителя, необходимой для освещения жилых помещений, использования бытовых приборов, содержания общего имущества многоквартирного дома,   а при наличии стационарных электрических плит - также для приготовления пищи. На основании указанных Правил Правительством Хабаровского края было принято постановление от 05.10.2006г. № 153-пр, которым утверждены нормативы потребления коммунальных услуг по электроснабжению населения при отсутствии приборов учета. В этом нормативе учтены расходы электрической энергии, потребленной в местах общего пользования и работу лифтового оборудования.

 

В ходе рассмотрения материалов антимонопольным органом установлено, что в общежитиях, находящихся в управлении МУП ГХ СЗ по СМО, ОАО «ДЭК» выставляет счета-квитанции в адрес населения за потребленную электрическую энергию с учетом норматива, утвержденного постановлением Правительства Хабаровского края от 05.10.2006г. № 153-пр, в состав которого уже включен расход электрической энергии, потребленной в местах общего пользования и работу лифтового оборудования. При этом ОАО «ДЭК» в адрес МУП ГХ СЗ по СМО выставлял к оплате объем потребленной электрической энергии в местах общего пользования, без учета уже оплачиваемых населением расходов на места общего пользования в рамках норматива.

 

Данный факт подтверждается счетами-фактурами (с приложением ведомостей потребления): от 31.05.2008г. № 04-35395; от 30.06.2008г. № 04-41751;, от 31.07.2008г. № 04-48841; от 31.08.2008г. № 04-55406; от 30.09.2008г. № 04-61963; от 31.10.2008г. № 04-69649; от 30.11.2008г. № 04-77067. Также в материалах дела имеются ведомости поквартирного расхода электрической энергии, в соответствии с которыми установлено, что ОАО «ДЭК» производило выставление счетов-квитанций в адрес граждан за потребленную электроэнергию с учетом норматива, утвержденного постановлением Правительства Хабаровского края № 153-пр от 05.10.2006г., одновременно с этим выставлялись в адрес МУП ГХ СЗ по СМО счета-фактуры, содержащие объемы потребленной электрической энергии в местах общего пользования общежитий, при условии, что эти объемы уже были оплачены в составе норматива.

 

Это, в частности, касается общежитий, не имеющих общедомовых приборов учета, и расположенных по адресам: ул.Тихоокеанская, 197, Тихоокеанская, 199, Осетинская, 1а, Трехгорная, 43. Факты требования двойной оплаты за потребленную электроэнергию в местах общего пользования в общежитиях, не имеющих общедомовых приборов учета, также нашли подтверждение и в судебных актах по делам А73-11172/2008, А73-579/2008. В результате исследования данных документов суд приходит к выводу о том, что факты, установленные антимонопольным органом в ходе рассмотрения материалов о нарушении антимонопольного законодательства нашли подтверждение и в ходе рассмотрения настоящего дела в суде. Данные факты свидетельствуют о двойном взимании с граждан платы за потребленный энергоресурс.

Суд не принимает во внимание ссылку заявителя на то, что расчеты ОАО «ДЭК» осуществлялись в соответствии с заключенным договором энергоснабжения № 5000 от 27.06.2007г., в частности на основании п.7.2., в соответствии с которым до установки покупателем коллективного (общедомового) средства учета электрической энергии в многоквартирном доме и до отпуска гарантирующим поставщиком в качестве расчетного, объем электроэнергии, отпущенный в многоквартирный дом, определяется как сумма объема электроэнергии, отпущенного в нежилые помещения (при отсутствии средства учета определяется по установленной мощности электроприемников и числу часов работы покупателя), и объема электроэнергии, отпущенной гражданам, проживающим в многоквартирном доме (при наличии средств учета определяется по их показаниям, при отсутствии - по нормативам электропотребления).

 

Названные условия договора предусматривают такой порядок определения объемов отпуска энергии, при котором на стороне покупателя всегда возникает недоплата за потребленный энергоресурс за счет увеличения стоимости энергопотребления, оплаченной по нормативу, учитывающему стоимость энергоснабжения местами общего пользования, на дополнительно начисленные суммы стоимости энергии, потребленной нежилыми помещениями. Фактически условия данного пункта не допускают возможности корректировки оплаты в пользу исполнителя и заведомо возлагают на него и опосредованно на граждан, проживающих в обслуживаемых предприятием домах (общежитиях) бремя оплаты дополнительных сумм, независимо от того, покрывает ли оплата энергии по нормативу затраты ОАО «ДЭК» на обеспечение данных домов энергией.

 

Условия пункта 7.2 Договора от 07.06.2007г. № 5000 не учитывают заложенный в пункте 19 и подпунктах 3, 4 пункта 1 приложения № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ, от 23.05.2006г. № 307 баланс интересов гарантирующего поставщика и исполнителя коммунальных услуг, а также граждан потребителей, в интересах которых действует последний, и не могут быть признаны соответствующими данным нормам, а, следовательно, не соответствуют пункту 4 ст.426 ГК РФ, устанавливающему, что в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации может издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.), что в соответствии со ст. 168 ГК РФ влечет ничтожность данного пункта договора.

 

Также суд не принимает довод заявителя о том, что в решении антимонопольного органа не указаны конкретные адреса общежитий, в отношении которых, по мнению антимонопольного органа, было допущено необоснованное требование передачи финансовых средств, ни их количество, ни сумма (расчет) необоснованных требований, а также не указан период, в течение которого имело место указанное нарушение. Также заявитель указывает, что в решении отсутствует ссылка на конкретные нормативные правовые акты, которые нарушил ОАО «ДЭК» своими действиями при осуществлении расчетов и как в данной ситуации должны осуществляться расчеты. А из выданного предписания невозможно сделать вывод о том, какие действия должен совершить ОАО «ДЭК» для устранения выявленного нарушения.

 

Как следует из оспариваемого решения, в ходе рассмотрения материалов исследовался договор энергоснабжения № 5000 от 07.06.2007г., приложение № 1 к которому (список общежитий) оформлено на 48 объектов - общежитий, находящихся в управлении МУП ГХ СЗ по СМО. В решении антимонопольного органа не указывается конкретно, по каким общежитиям выявлены нарушения, отраженные в решении. Решение и предписание антимонопольного органа имеет своей целью не защиту субъективных гражданских прав конкретного потребителя, проживающего в конкретной квартире. Антимонопольный орган, установив в ходе рассмотрения дела факты необоснованного двойного выставления денежных средств, выявил нарушение антимонопольного законодательства, выразившееся в злоупотреблении ОАО «ДЭК» своим доминирующим положением, и в соответствии со статьей 1 Закона о защите конкуренции реализовал одну из основополагающих функций антимонопольного органа - предупреждение монополистической деятельности, в связи с чем Хабаровское УФАС России выдало предписание № 2 от 20.02.2009г. о прекращении нарушения антимонопольного законодательства и недопущении необоснованного требования передачи финансовых средств от МУП ГХ СЗ по СМО за объем потребленной электрической энергии гражданами в местах общего пользования объектов - общежитий, без учета оплачиваемых гражданами финансовых средств за потребленную электрическую энергию по нормативу потребления коммунальных услуг по электроснабжению населения Хабаровского края при отсутствии приборов учета, утвержденному постановлением Правительства Хабаровского края от 05.10.2006г. № 153-пр, в состав которого уже включен расход электрической энергии, потребленной в местах общего пользования и работу лифтового оборудования.

То есть антимонопольный орган осуществил защиту публичных интересов и реализовал функции и полномочия антимонопольного органа в сфере охраняемых общественных отношений, которыми наделен в соответствии с Главой 6 Закона о защите конкуренции. Установив конкретный факт нарушения антимонопольного законодательства даже по одному потребителю либо по одному объекту, антимонопольный орган обязан осуществить действия, направленные на недопущение антимонопольного законодательства.

 

При этом ни оспариваемое решение, ни предписание не содержат запрет осуществлять расчеты за потребленную электрическую энергию в порядке, установленном Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства РФ от 23.05.2006г. № 307, а лишь предписывают учитывать оплату гражданами финансовых средств за потребленную электроэнергию по нормативу потребления коммунальных услуг, в состав которых уже включен расход электрической энергии, потребленной в местах общего пользования и работу лифтового оборудования. Данное обстоятельство свидетельствует о том, что оспариваемые решение и предписание антимонопольного органа не противоречат требованиям закона и не нарушают прав заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Заявленные    требования    являются    необоснованными     и     не     подлежат удовлетворению. Руководствуясь ст. ст. 167-170, 201 АПК РФ,

 

РЕШИЛ:

 

В удовлетворении заявленных требований отказать.

 

Решение вступает в законную силу по истечении срока со дня его принятия в окончательной форме, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи

апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

 

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой  арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения в окончательной форме, а также в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев с даты вступления в решения в законную силу.

Апелляционная   и   кассационная   жалобы   подаются   в   арбитражный   суд апелляционной и кассационной инстанции через арбитражный суд, принявший решение - Арбитражный суд Хабаровского края.

 

stdClass Object ( [vid] => 6993 [uid] => 1 [title] => Решение Арбитражного суда Хабаровского края по заявлению ОАО "Дальневосточная энергетическая компания" о признании недействительным и отмене решения №4 и предписания №2 Хабаровского УФАС России от 20.02.2009 г. [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 6993 [type] => solution [language] => ru [created] => 1270794464 [changed] => 1370523932 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370523932 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

   Арбитражный суд Хабаровского края

Именем Российской Федерации

 

РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть решения оглашена в судебном заседании 09.04.2010г. В полном объеме решение вынесено 09.04.2010г. Арбитражный суд, рассмотрел в заседании суда дело по заявлению открытого акционерного общества «Дальневосточная энергетическая компания» к управлению Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю с участием третьих лиц: МУП г. Хабаровска «Служба заказчика по содержанию муниципальных общежитий», Министерства Жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края о признании недействительными решения № 4 и предписания № 2 от 20.02.2009г. В заседании приняли участие представители заявителя, ответчика; от МУП СЗ СМО и Министерства ЖКХ по Хабаровскому краю не явились,

 

УСТАНОВИЛ:

 

Открытое акционерное общество «Дальневосточная энергетическая компания» (далее - ОАО «ДЭК», Общество, заявитель) обратилось в суд с заявлением о признании недействительным Решения Управления Федеральной антимонопольной службы    по    Хабаровскому    краю    (далее    -    Хабаровское    УФАС    России, антимонопольный орган, ответчик) № 4 от 20.02.2009г., которым ОАО «ДЭК» в лице филиала «Хабаровскэнергосбыт» признано нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», что выразилось в:

- неприменении с период с ноября 2007 года по апрель 2008 года понижающего коэффициента 0,7 при расчете за потребленную электрическую энергию в отношении объектов - общежитий, находящихся в управлении МУП ГЗ «СЗ по СМО», оборудованных стационарными электрическими плитами;

- не применении в период с ноября 2007 года по настоящее время понижающего коэффициента 0,7 при расчете за потребленную электрическую энергию в отношении объекта - общежития, расположенного по адресу г.Хабаровск, ул.Краснореченская, 7-а, оборудованного стационарными электрическими плитами;

- необоснованном требовании передачи финансовых средств от МУП ГЗ «СЗ по СМО» за объем потребленной электрической энергии гражданами в местах общего пользования объектов - общежитий, без учета оплачиваемых гражданами финансовых средств за потребленную электрическую энергию по нормативу потребления коммунальных услуг по электроснабжению населения Хабаровского края при отсутствии приборов учета, утвержденного постановлением Правительства Хабаровского края от 05.10.2006г. № 153-пр.

 

Также заявитель просит признать недействительным предписание № 2 от 20.02.2009г., выданное в адрес ОАО «ДЭК» с требованием прекратить выявленные нарушения Федерального закона «О защите конкуренции». К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Муниципальное унитарное предприятие города Хабаровска «Служба заказчика по содержанию муниципальных общежитий» (далее - МУП ГХ СЗ по СМО) и Министерство Жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края. Решением арбитражного суда Хабаровского края по настоящему делу от 04 августа 2009 года, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 05.10.2009г., заявленные требования удовлетворены в полном объеме. Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю № 4 от 20.02.2009г. и предписание № 2 от 20.02.2009г. признаны незаконными.

 

Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 28.01.2010г. № ФОЗ-8030/2009 решение от 04.08.2009г., постановление от 05.10.2009г. в части признания недействительными решения Хабаровского УФ АС России от 20.02.2009г. № 4 и предписания № 2 от 20.02.2009г. о нарушении ОАО «ДЭК» антимонопольного законодательства, выразившегося в необоснованном требовании передачи финансовых средств от МУП ГХ СЗО по СМО за объем потребления электрической энергии гражданами в местах общего пользования объектов - общежитий, без учета уплачиваемых гражданами финансовых средств за потребленную электрическую энергию по нормативу потребления коммунальных услуг по электроснабжению населения Хабаровского края при отсутствии приборов учета, утвержденного постановлением Правительства Хабаровского края от 05.10.2006г. № 153-ПР, отменены. Дело в отмененной части направлено на новое рассмотрение в арбитражный суд Хабаровского края. В остальной части судебные акты оставлены без изменения.

 

Таким образом, предметом настоящего рассмотрения являются решение антимонопольного органа № 4 от 20.02.2009г. и предписание № 2 от 20.02.2009г. в части выявленного нарушения, выразившегося в необоснованном требовании ОАО «ДЭК» передачи финансовых средств от МУП ГХ СЗО по СМО за объем потребления электрической энергии гражданами в местах общего пользования объектов - общежитий, без учета уплачиваемых гражданами финансовых средств за потребленную электрическую энергию по нормативу потребления коммунальных услуг по электроснабжению населения Хабаровского края при отсутствии приборов учета, утвержденному постановлением Правительства Хабаровского края от 05.10.2006г. № 153-ПР.

 

В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении и дополнении к нему. Представитель ответчика заявленные требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве на заявление. Представители третьих лиц в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом. О причинах неявки не сообщили. В силу ст. 156 АПК РФ суд признал причину неявки представителей не уважительной и рассмотрел дело в их отсутствие. В судебном заседании объявлялся перерыв с 07.04.2010г. по 09.04.2010г. В ходе рассмотрения дела судом установлены следующие обстоятельства. Между ОАО «ДЭК» и МУП ГХ СЗ по СМО заключен договор энергоснабжения электрической энергией от 27.06.2007г. № 5000 (далее - Договор), оформленный на 48 объектов - общежитий, находящихся в управлении МУП ГХ СЗ по СМО.

 

В соответствии с п. 1.1 Договора гарантирующий поставщик обязан осуществить продажу электрической энергии и мощности, а покупатель обязуется оплатить приобретенную электрическую энергию. Хабаровским УФАС России проведена проверка ОАО «ДЭК» по поводу ограничения режима потребления электроэнергии в общежитиях, находящихся в управлении МУП ГХ СЗ по СМО. При проведении проверки антимонопольным органом установлено, что ОАО «ДЭК» выставляет в адрес населения за потребленную электроэнергию счета-квитанции с учетом норматива, утвержденного Постановлением Правительства Хабаровского края № 153-пр от 05.10.2006г., в состав которого уже включен расход электроэнергии, потребленной в местах общего пользования и работа лифтового оборудования.

 

При этом в адрес МУП ГХ СЗ по СМО Общество выставляло к оплате объем потребленной   электроэнергии   в   местах   общего   пользования   без   учета   уже оплаченных населением расходов на места общего пользования в рамках норматива, утвержденного Постановлением Правительства Хабаровского края № 153-пр от 05.10.2006г. Выявив указанные факты, антимонопольный орган принял решение № 4 от 20.02.2009г., признав ОАО «ДЭК» нарушившим ч.1 ст. 10 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006г. «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции).

 

20.02.2009г. антимонопольным органом выдано предписание № 2, согласно которому ОАО «ДЭК» обязано прекратить требования передачи финансовых средств от МУП ГХ СЗ по СМО за объем потребленной электроэнергии гражданами в местах общего пользования общежитий, без учета оплачиваемых гражданами финансовых средств за потребленную электроэнергию по нормативу потребления коммунальных услуг по электроснабжению населения Хабаровского края при отсутствии приборов учета, Утвержденному Постановлением Правительства Хабаровского края от 05.10.2006г. № 153-пр, в состав которого уже включен расход электроэнергии, потребленной в местах общего пользования и работа лифтового оборудования.

 

ОАО «ДЭК», не согласившись с решением и предписанием антимонопольного органа, обжаловало их в судебном порядке.

В соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления, за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

 

Порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) и требования к их формированию определен Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства РФ от 23.05.2006г. № 306 (далее - Правила № 306). Согласно пунктам 25 и 26 Правил № 306 при определении нормативов потребления коммунальных услуг учитываются технологические потери коммунальных ресурсов (технически неизбежные и обоснованные потери электрической энергии во внутридомовых коммуникациях и оборудовании многоквартирного жилого дома). Коммунальные услуги, предназначенные для содержания общего имущества в таком доме, учитывается при установлении нормативов потребления коммунальных услуг для потребителей.

 

Согласно пункту 30 Правил № 306 в норматив электроснабжения включается расход электрической энергии исходя из расчета расхода электрической энергии на 1  потребителя, необходимой для освещения жилых помещений, использования бытовых приборов, содержания общего имущества многоквартирного дома,   а при наличии стационарных электрических плит - также для приготовления пищи. На основании указанных Правил Правительством Хабаровского края было принято постановление от 05.10.2006г. № 153-пр, которым утверждены нормативы потребления коммунальных услуг по электроснабжению населения при отсутствии приборов учета. В этом нормативе учтены расходы электрической энергии, потребленной в местах общего пользования и работу лифтового оборудования.

 

В ходе рассмотрения материалов антимонопольным органом установлено, что в общежитиях, находящихся в управлении МУП ГХ СЗ по СМО, ОАО «ДЭК» выставляет счета-квитанции в адрес населения за потребленную электрическую энергию с учетом норматива, утвержденного постановлением Правительства Хабаровского края от 05.10.2006г. № 153-пр, в состав которого уже включен расход электрической энергии, потребленной в местах общего пользования и работу лифтового оборудования. При этом ОАО «ДЭК» в адрес МУП ГХ СЗ по СМО выставлял к оплате объем потребленной электрической энергии в местах общего пользования, без учета уже оплачиваемых населением расходов на места общего пользования в рамках норматива.

 

Данный факт подтверждается счетами-фактурами (с приложением ведомостей потребления): от 31.05.2008г. № 04-35395; от 30.06.2008г. № 04-41751;, от 31.07.2008г. № 04-48841; от 31.08.2008г. № 04-55406; от 30.09.2008г. № 04-61963; от 31.10.2008г. № 04-69649; от 30.11.2008г. № 04-77067. Также в материалах дела имеются ведомости поквартирного расхода электрической энергии, в соответствии с которыми установлено, что ОАО «ДЭК» производило выставление счетов-квитанций в адрес граждан за потребленную электроэнергию с учетом норматива, утвержденного постановлением Правительства Хабаровского края № 153-пр от 05.10.2006г., одновременно с этим выставлялись в адрес МУП ГХ СЗ по СМО счета-фактуры, содержащие объемы потребленной электрической энергии в местах общего пользования общежитий, при условии, что эти объемы уже были оплачены в составе норматива.

 

Это, в частности, касается общежитий, не имеющих общедомовых приборов учета, и расположенных по адресам: ул.Тихоокеанская, 197, Тихоокеанская, 199, Осетинская, 1а, Трехгорная, 43. Факты требования двойной оплаты за потребленную электроэнергию в местах общего пользования в общежитиях, не имеющих общедомовых приборов учета, также нашли подтверждение и в судебных актах по делам А73-11172/2008, А73-579/2008. В результате исследования данных документов суд приходит к выводу о том, что факты, установленные антимонопольным органом в ходе рассмотрения материалов о нарушении антимонопольного законодательства нашли подтверждение и в ходе рассмотрения настоящего дела в суде. Данные факты свидетельствуют о двойном взимании с граждан платы за потребленный энергоресурс.

Суд не принимает во внимание ссылку заявителя на то, что расчеты ОАО «ДЭК» осуществлялись в соответствии с заключенным договором энергоснабжения № 5000 от 27.06.2007г., в частности на основании п.7.2., в соответствии с которым до установки покупателем коллективного (общедомового) средства учета электрической энергии в многоквартирном доме и до отпуска гарантирующим поставщиком в качестве расчетного, объем электроэнергии, отпущенный в многоквартирный дом, определяется как сумма объема электроэнергии, отпущенного в нежилые помещения (при отсутствии средства учета определяется по установленной мощности электроприемников и числу часов работы покупателя), и объема электроэнергии, отпущенной гражданам, проживающим в многоквартирном доме (при наличии средств учета определяется по их показаниям, при отсутствии - по нормативам электропотребления).

 

Названные условия договора предусматривают такой порядок определения объемов отпуска энергии, при котором на стороне покупателя всегда возникает недоплата за потребленный энергоресурс за счет увеличения стоимости энергопотребления, оплаченной по нормативу, учитывающему стоимость энергоснабжения местами общего пользования, на дополнительно начисленные суммы стоимости энергии, потребленной нежилыми помещениями. Фактически условия данного пункта не допускают возможности корректировки оплаты в пользу исполнителя и заведомо возлагают на него и опосредованно на граждан, проживающих в обслуживаемых предприятием домах (общежитиях) бремя оплаты дополнительных сумм, независимо от того, покрывает ли оплата энергии по нормативу затраты ОАО «ДЭК» на обеспечение данных домов энергией.

 

Условия пункта 7.2 Договора от 07.06.2007г. № 5000 не учитывают заложенный в пункте 19 и подпунктах 3, 4 пункта 1 приложения № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ, от 23.05.2006г. № 307 баланс интересов гарантирующего поставщика и исполнителя коммунальных услуг, а также граждан потребителей, в интересах которых действует последний, и не могут быть признаны соответствующими данным нормам, а, следовательно, не соответствуют пункту 4 ст.426 ГК РФ, устанавливающему, что в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации может издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.), что в соответствии со ст. 168 ГК РФ влечет ничтожность данного пункта договора.

 

Также суд не принимает довод заявителя о том, что в решении антимонопольного органа не указаны конкретные адреса общежитий, в отношении которых, по мнению антимонопольного органа, было допущено необоснованное требование передачи финансовых средств, ни их количество, ни сумма (расчет) необоснованных требований, а также не указан период, в течение которого имело место указанное нарушение. Также заявитель указывает, что в решении отсутствует ссылка на конкретные нормативные правовые акты, которые нарушил ОАО «ДЭК» своими действиями при осуществлении расчетов и как в данной ситуации должны осуществляться расчеты. А из выданного предписания невозможно сделать вывод о том, какие действия должен совершить ОАО «ДЭК» для устранения выявленного нарушения.

 

Как следует из оспариваемого решения, в ходе рассмотрения материалов исследовался договор энергоснабжения № 5000 от 07.06.2007г., приложение № 1 к которому (список общежитий) оформлено на 48 объектов - общежитий, находящихся в управлении МУП ГХ СЗ по СМО. В решении антимонопольного органа не указывается конкретно, по каким общежитиям выявлены нарушения, отраженные в решении. Решение и предписание антимонопольного органа имеет своей целью не защиту субъективных гражданских прав конкретного потребителя, проживающего в конкретной квартире. Антимонопольный орган, установив в ходе рассмотрения дела факты необоснованного двойного выставления денежных средств, выявил нарушение антимонопольного законодательства, выразившееся в злоупотреблении ОАО «ДЭК» своим доминирующим положением, и в соответствии со статьей 1 Закона о защите конкуренции реализовал одну из основополагающих функций антимонопольного органа - предупреждение монополистической деятельности, в связи с чем Хабаровское УФАС России выдало предписание № 2 от 20.02.2009г. о прекращении нарушения антимонопольного законодательства и недопущении необоснованного требования передачи финансовых средств от МУП ГХ СЗ по СМО за объем потребленной электрической энергии гражданами в местах общего пользования объектов - общежитий, без учета оплачиваемых гражданами финансовых средств за потребленную электрическую энергию по нормативу потребления коммунальных услуг по электроснабжению населения Хабаровского края при отсутствии приборов учета, утвержденному постановлением Правительства Хабаровского края от 05.10.2006г. № 153-пр, в состав которого уже включен расход электрической энергии, потребленной в местах общего пользования и работу лифтового оборудования.

То есть антимонопольный орган осуществил защиту публичных интересов и реализовал функции и полномочия антимонопольного органа в сфере охраняемых общественных отношений, которыми наделен в соответствии с Главой 6 Закона о защите конкуренции. Установив конкретный факт нарушения антимонопольного законодательства даже по одному потребителю либо по одному объекту, антимонопольный орган обязан осуществить действия, направленные на недопущение антимонопольного законодательства.

 

При этом ни оспариваемое решение, ни предписание не содержат запрет осуществлять расчеты за потребленную электрическую энергию в порядке, установленном Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства РФ от 23.05.2006г. № 307, а лишь предписывают учитывать оплату гражданами финансовых средств за потребленную электроэнергию по нормативу потребления коммунальных услуг, в состав которых уже включен расход электрической энергии, потребленной в местах общего пользования и работу лифтового оборудования. Данное обстоятельство свидетельствует о том, что оспариваемые решение и предписание антимонопольного органа не противоречат требованиям закона и не нарушают прав заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Заявленные    требования    являются    необоснованными     и     не     подлежат удовлетворению. Руководствуясь ст. ст. 167-170, 201 АПК РФ,

 

РЕШИЛ:

 

В удовлетворении заявленных требований отказать.

 

Решение вступает в законную силу по истечении срока со дня его принятия в окончательной форме, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи

апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

 

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой  арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения в окончательной форме, а также в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев с даты вступления в решения в законную силу.

Апелляционная   и   кассационная   жалобы   подаются   в   арбитражный   суд апелляционной и кассационной инстанции через арбитражный суд, принявший решение - Арбитражный суд Хабаровского края.

 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

   Арбитражный суд Хабаровского края

Именем Российской Федерации

 

РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть решения оглашена в судебном заседании 09.04.2010г. В полном объеме решение вынесено 09.04.2010г. Арбитражный суд, рассмотрел в заседании суда дело по заявлению открытого акционерного общества «Дальневосточная энергетическая компания» к управлению Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю с участием третьих лиц: МУП г. Хабаровска «Служба заказчика по содержанию муниципальных общежитий», Министерства Жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края о признании недействительными решения № 4 и предписания № 2 от 20.02.2009г. В заседании приняли участие представители заявителя, ответчика; от МУП СЗ СМО и Министерства ЖКХ по Хабаровскому краю не явились,

 

УСТАНОВИЛ:

 

Открытое акционерное общество «Дальневосточная энергетическая компания» (далее - ОАО «ДЭК», Общество, заявитель) обратилось в суд с заявлением о признании недействительным Решения Управления Федеральной антимонопольной службы    по    Хабаровскому    краю    (далее    -    Хабаровское    УФАС    России, антимонопольный орган, ответчик) № 4 от 20.02.2009г., которым ОАО «ДЭК» в лице филиала «Хабаровскэнергосбыт» признано нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», что выразилось в:

- неприменении с период с ноября 2007 года по апрель 2008 года понижающего коэффициента 0,7 при расчете за потребленную электрическую энергию в отношении объектов - общежитий, находящихся в управлении МУП ГЗ «СЗ по СМО», оборудованных стационарными электрическими плитами;

- не применении в период с ноября 2007 года по настоящее время понижающего коэффициента 0,7 при расчете за потребленную электрическую энергию в отношении объекта - общежития, расположенного по адресу г.Хабаровск, ул.Краснореченская, 7-а, оборудованного стационарными электрическими плитами;

- необоснованном требовании передачи финансовых средств от МУП ГЗ «СЗ по СМО» за объем потребленной электрической энергии гражданами в местах общего пользования объектов - общежитий, без учета оплачиваемых гражданами финансовых средств за потребленную электрическую энергию по нормативу потребления коммунальных услуг по электроснабжению населения Хабаровского края при отсутствии приборов учета, утвержденного постановлением Правительства Хабаровского края от 05.10.2006г. № 153-пр.

 

Также заявитель просит признать недействительным предписание № 2 от 20.02.2009г., выданное в адрес ОАО «ДЭК» с требованием прекратить выявленные нарушения Федерального закона «О защите конкуренции». К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Муниципальное унитарное предприятие города Хабаровска «Служба заказчика по содержанию муниципальных общежитий» (далее - МУП ГХ СЗ по СМО) и Министерство Жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края. Решением арбитражного суда Хабаровского края по настоящему делу от 04 августа 2009 года, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 05.10.2009г., заявленные требования удовлетворены в полном объеме. Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю № 4 от 20.02.2009г. и предписание № 2 от 20.02.2009г. признаны незаконными.

 

Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 28.01.2010г. № ФОЗ-8030/2009 решение от 04.08.2009г., постановление от 05.10.2009г. в части признания недействительными решения Хабаровского УФ АС России от 20.02.2009г. № 4 и предписания № 2 от 20.02.2009г. о нарушении ОАО «ДЭК» антимонопольного законодательства, выразившегося в необоснованном требовании передачи финансовых средств от МУП ГХ СЗО по СМО за объем потребления электрической энергии гражданами в местах общего пользования объектов - общежитий, без учета уплачиваемых гражданами финансовых средств за потребленную электрическую энергию по нормативу потребления коммунальных услуг по электроснабжению населения Хабаровского края при отсутствии приборов учета, утвержденного постановлением Правительства Хабаровского края от 05.10.2006г. № 153-ПР, отменены. Дело в отмененной части направлено на новое рассмотрение в арбитражный суд Хабаровского края. В остальной части судебные акты оставлены без изменения.

 

Таким образом, предметом настоящего рассмотрения являются решение антимонопольного органа № 4 от 20.02.2009г. и предписание № 2 от 20.02.2009г. в части выявленного нарушения, выразившегося в необоснованном требовании ОАО «ДЭК» передачи финансовых средств от МУП ГХ СЗО по СМО за объем потребления электрической энергии гражданами в местах общего пользования объектов - общежитий, без учета уплачиваемых гражданами финансовых средств за потребленную электрическую энергию по нормативу потребления коммунальных услуг по электроснабжению населения Хабаровского края при отсутствии приборов учета, утвержденному постановлением Правительства Хабаровского края от 05.10.2006г. № 153-ПР.

 

В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении и дополнении к нему. Представитель ответчика заявленные требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве на заявление. Представители третьих лиц в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом. О причинах неявки не сообщили. В силу ст. 156 АПК РФ суд признал причину неявки представителей не уважительной и рассмотрел дело в их отсутствие. В судебном заседании объявлялся перерыв с 07.04.2010г. по 09.04.2010г. В ходе рассмотрения дела судом установлены следующие обстоятельства. Между ОАО «ДЭК» и МУП ГХ СЗ по СМО заключен договор энергоснабжения электрической энергией от 27.06.2007г. № 5000 (далее - Договор), оформленный на 48 объектов - общежитий, находящихся в управлении МУП ГХ СЗ по СМО.

 

В соответствии с п. 1.1 Договора гарантирующий поставщик обязан осуществить продажу электрической энергии и мощности, а покупатель обязуется оплатить приобретенную электрическую энергию. Хабаровским УФАС России проведена проверка ОАО «ДЭК» по поводу ограничения режима потребления электроэнергии в общежитиях, находящихся в управлении МУП ГХ СЗ по СМО. При проведении проверки антимонопольным органом установлено, что ОАО «ДЭК» выставляет в адрес населения за потребленную электроэнергию счета-квитанции с учетом норматива, утвержденного Постановлением Правительства Хабаровского края № 153-пр от 05.10.2006г., в состав которого уже включен расход электроэнергии, потребленной в местах общего пользования и работа лифтового оборудования.

 

При этом в адрес МУП ГХ СЗ по СМО Общество выставляло к оплате объем потребленной   электроэнергии   в   местах   общего   пользования   без   учета   уже оплаченных населением расходов на места общего пользования в рамках норматива, утвержденного Постановлением Правительства Хабаровского края № 153-пр от 05.10.2006г. Выявив указанные факты, антимонопольный орган принял решение № 4 от 20.02.2009г., признав ОАО «ДЭК» нарушившим ч.1 ст. 10 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006г. «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции).

 

20.02.2009г. антимонопольным органом выдано предписание № 2, согласно которому ОАО «ДЭК» обязано прекратить требования передачи финансовых средств от МУП ГХ СЗ по СМО за объем потребленной электроэнергии гражданами в местах общего пользования общежитий, без учета оплачиваемых гражданами финансовых средств за потребленную электроэнергию по нормативу потребления коммунальных услуг по электроснабжению населения Хабаровского края при отсутствии приборов учета, Утвержденному Постановлением Правительства Хабаровского края от 05.10.2006г. № 153-пр, в состав которого уже включен расход электроэнергии, потребленной в местах общего пользования и работа лифтового оборудования.

 

ОАО «ДЭК», не согласившись с решением и предписанием антимонопольного органа, обжаловало их в судебном порядке.

В соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления, за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

 

Порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) и требования к их формированию определен Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства РФ от 23.05.2006г. № 306 (далее - Правила № 306). Согласно пунктам 25 и 26 Правил № 306 при определении нормативов потребления коммунальных услуг учитываются технологические потери коммунальных ресурсов (технически неизбежные и обоснованные потери электрической энергии во внутридомовых коммуникациях и оборудовании многоквартирного жилого дома). Коммунальные услуги, предназначенные для содержания общего имущества в таком доме, учитывается при установлении нормативов потребления коммунальных услуг для потребителей.

 

Согласно пункту 30 Правил № 306 в норматив электроснабжения включается расход электрической энергии исходя из расчета расхода электрической энергии на 1  потребителя, необходимой для освещения жилых помещений, использования бытовых приборов, содержания общего имущества многоквартирного дома,   а при наличии стационарных электрических плит - также для приготовления пищи. На основании указанных Правил Правительством Хабаровского края было принято постановление от 05.10.2006г. № 153-пр, которым утверждены нормативы потребления коммунальных услуг по электроснабжению населения при отсутствии приборов учета. В этом нормативе учтены расходы электрической энергии, потребленной в местах общего пользования и работу лифтового оборудования.

 

В ходе рассмотрения материалов антимонопольным органом установлено, что в общежитиях, находящихся в управлении МУП ГХ СЗ по СМО, ОАО «ДЭК» выставляет счета-квитанции в адрес населения за потребленную электрическую энергию с учетом норматива, утвержденного постановлением Правительства Хабаровского края от 05.10.2006г. № 153-пр, в состав которого уже включен расход электрической энергии, потребленной в местах общего пользования и работу лифтового оборудования. При этом ОАО «ДЭК» в адрес МУП ГХ СЗ по СМО выставлял к оплате объем потребленной электрической энергии в местах общего пользования, без учета уже оплачиваемых населением расходов на места общего пользования в рамках норматива.

 

Данный факт подтверждается счетами-фактурами (с приложением ведомостей потребления): от 31.05.2008г. № 04-35395; от 30.06.2008г. № 04-41751;, от 31.07.2008г. № 04-48841; от 31.08.2008г. № 04-55406; от 30.09.2008г. № 04-61963; от 31.10.2008г. № 04-69649; от 30.11.2008г. № 04-77067. Также в материалах дела имеются ведомости поквартирного расхода электрической энергии, в соответствии с которыми установлено, что ОАО «ДЭК» производило выставление счетов-квитанций в адрес граждан за потребленную электроэнергию с учетом норматива, утвержденного постановлением Правительства Хабаровского края № 153-пр от 05.10.2006г., одновременно с этим выставлялись в адрес МУП ГХ СЗ по СМО счета-фактуры, содержащие объемы потребленной электрической энергии в местах общего пользования общежитий, при условии, что эти объемы уже были оплачены в составе норматива.

 

Это, в частности, касается общежитий, не имеющих общедомовых приборов учета, и расположенных по адресам: ул.Тихоокеанская, 197, Тихоокеанская, 199, Осетинская, 1а, Трехгорная, 43. Факты требования двойной оплаты за потребленную электроэнергию в местах общего пользования в общежитиях, не имеющих общедомовых приборов учета, также нашли подтверждение и в судебных актах по делам А73-11172/2008, А73-579/2008. В результате исследования данных документов суд приходит к выводу о том, что факты, установленные антимонопольным органом в ходе рассмотрения материалов о нарушении антимонопольного законодательства нашли подтверждение и в ходе рассмотрения настоящего дела в суде. Данные факты свидетельствуют о двойном взимании с граждан платы за потребленный энергоресурс.

Суд не принимает во внимание ссылку заявителя на то, что расчеты ОАО «ДЭК» осуществлялись в соответствии с заключенным договором энергоснабжения № 5000 от 27.06.2007г., в частности на основании п.7.2., в соответствии с которым до установки покупателем коллективного (общедомового) средства учета электрической энергии в многоквартирном доме и до отпуска гарантирующим поставщиком в качестве расчетного, объем электроэнергии, отпущенный в многоквартирный дом, определяется как сумма объема электроэнергии, отпущенного в нежилые помещения (при отсутствии средства учета определяется по установленной мощности электроприемников и числу часов работы покупателя), и объема электроэнергии, отпущенной гражданам, проживающим в многоквартирном доме (при наличии средств учета определяется по их показаниям, при отсутствии - по нормативам электропотребления).

 

Названные условия договора предусматривают такой порядок определения объемов отпуска энергии, при котором на стороне покупателя всегда возникает недоплата за потребленный энергоресурс за счет увеличения стоимости энергопотребления, оплаченной по нормативу, учитывающему стоимость энергоснабжения местами общего пользования, на дополнительно начисленные суммы стоимости энергии, потребленной нежилыми помещениями. Фактически условия данного пункта не допускают возможности корректировки оплаты в пользу исполнителя и заведомо возлагают на него и опосредованно на граждан, проживающих в обслуживаемых предприятием домах (общежитиях) бремя оплаты дополнительных сумм, независимо от того, покрывает ли оплата энергии по нормативу затраты ОАО «ДЭК» на обеспечение данных домов энергией.

 

Условия пункта 7.2 Договора от 07.06.2007г. № 5000 не учитывают заложенный в пункте 19 и подпунктах 3, 4 пункта 1 приложения № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ, от 23.05.2006г. № 307 баланс интересов гарантирующего поставщика и исполнителя коммунальных услуг, а также граждан потребителей, в интересах которых действует последний, и не могут быть признаны соответствующими данным нормам, а, следовательно, не соответствуют пункту 4 ст.426 ГК РФ, устанавливающему, что в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации может издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.), что в соответствии со ст. 168 ГК РФ влечет ничтожность данного пункта договора.

 

Также суд не принимает довод заявителя о том, что в решении антимонопольного органа не указаны конкретные адреса общежитий, в отношении которых, по мнению антимонопольного органа, было допущено необоснованное требование передачи финансовых средств, ни их количество, ни сумма (расчет) необоснованных требований, а также не указан период, в течение которого имело место указанное нарушение. Также заявитель указывает, что в решении отсутствует ссылка на конкретные нормативные правовые акты, которые нарушил ОАО «ДЭК» своими действиями при осуществлении расчетов и как в данной ситуации должны осуществляться расчеты. А из выданного предписания невозможно сделать вывод о том, какие действия должен совершить ОАО «ДЭК» для устранения выявленного нарушения.

 

Как следует из оспариваемого решения, в ходе рассмотрения материалов исследовался договор энергоснабжения № 5000 от 07.06.2007г., приложение № 1 к которому (список общежитий) оформлено на 48 объектов - общежитий, находящихся в управлении МУП ГХ СЗ по СМО. В решении антимонопольного органа не указывается конкретно, по каким общежитиям выявлены нарушения, отраженные в решении. Решение и предписание антимонопольного органа имеет своей целью не защиту субъективных гражданских прав конкретного потребителя, проживающего в конкретной квартире. Антимонопольный орган, установив в ходе рассмотрения дела факты необоснованного двойного выставления денежных средств, выявил нарушение антимонопольного законодательства, выразившееся в злоупотреблении ОАО «ДЭК» своим доминирующим положением, и в соответствии со статьей 1 Закона о защите конкуренции реализовал одну из основополагающих функций антимонопольного органа - предупреждение монополистической деятельности, в связи с чем Хабаровское УФАС России выдало предписание № 2 от 20.02.2009г. о прекращении нарушения антимонопольного законодательства и недопущении необоснованного требования передачи финансовых средств от МУП ГХ СЗ по СМО за объем потребленной электрической энергии гражданами в местах общего пользования объектов - общежитий, без учета оплачиваемых гражданами финансовых средств за потребленную электрическую энергию по нормативу потребления коммунальных услуг по электроснабжению населения Хабаровского края при отсутствии приборов учета, утвержденному постановлением Правительства Хабаровского края от 05.10.2006г. № 153-пр, в состав которого уже включен расход электрической энергии, потребленной в местах общего пользования и работу лифтового оборудования.

То есть антимонопольный орган осуществил защиту публичных интересов и реализовал функции и полномочия антимонопольного органа в сфере охраняемых общественных отношений, которыми наделен в соответствии с Главой 6 Закона о защите конкуренции. Установив конкретный факт нарушения антимонопольного законодательства даже по одному потребителю либо по одному объекту, антимонопольный орган обязан осуществить действия, направленные на недопущение антимонопольного законодательства.

 

При этом ни оспариваемое решение, ни предписание не содержат запрет осуществлять расчеты за потребленную электрическую энергию в порядке, установленном Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства РФ от 23.05.2006г. № 307, а лишь предписывают учитывать оплату гражданами финансовых средств за потребленную электроэнергию по нормативу потребления коммунальных услуг, в состав которых уже включен расход электрической энергии, потребленной в местах общего пользования и работу лифтового оборудования. Данное обстоятельство свидетельствует о том, что оспариваемые решение и предписание антимонопольного органа не противоречат требованиям закона и не нарушают прав заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Заявленные    требования    являются    необоснованными     и     не     подлежат удовлетворению. Руководствуясь ст. ст. 167-170, 201 АПК РФ,

 

РЕШИЛ:

 

В удовлетворении заявленных требований отказать.

 

Решение вступает в законную силу по истечении срока со дня его принятия в окончательной форме, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи

апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

 

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой  арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения в окончательной форме, а также в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев с даты вступления в решения в законную силу.

Апелляционная   и   кассационная   жалобы   подаются   в   арбитражный   суд апелляционной и кассационной инстанции через арбитражный суд, принявший решение - Арбитражный суд Хабаровского края.

 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => [format] => full_html [safe_value] => ) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 13 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 13 [vid] => 3 [name] => Судебные решения [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] =>

 

Методологические положения официального статистического учета по форме федерального статистического наблюдения № 1-МОН.doc

Форма № 1-МОН.doc

 

[format] => full_html [weight] => 6 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2010-04-09 10:27:44 [timezone] => Asia/Vladivostok [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2010-04-09 10:27:44 [timezone] => Asia/Vladivostok [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1321553489 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 1 [comment_count] => 0 [name] => admin [picture] => 0 [data] => a:1:{s:7:"contact";i:0;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Хабаровское УФАС России )