Арбитражный суд Хабаровского края
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
Г. Хабаровск
2 ноября 2009 года
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 28.10.2009 г. Арбитражный суд Хабаровского края рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению ОАО «ДЭК» к Хабаровскому УФАС России о признании решения от 09.06.2009 г. №5 незаконным и предписания от 09.06.2009 №3 недействительным при участии представителей заявителя и ответчика.
Суд установил: ОАО «ДЭК» (далее – общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании решения Хабаровского УФАС России (далее – антимонопольный орган) от 09.06.2009 №5 незаконным и предписания от 09.06.2009 г. №3 недействительным. В судебном заседании представители заявителя настаивают на требованиях по основаниям, изложенным в заявлении и дополнении к нему. Представитель Хабаровского УФАС России возражает против заявленных требований, полагая оспариваемые ненормативные правовые акты законными и обоснованными. Представлен отзыв, материалы проверки.
Выслушав доводы представителей сторон, исследовав материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований. Антимонопольным органом проведена проверка деятельности ОАО «ДЭК» в лице филиала «Хабаровскэнергосбыт» на предмет соблюдения Федерального закона от 27.06.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – закон о конкуренции). Решением от 09.06.2009 №5 общество признано нарушившим пункт 8 части 1 статьи 10 закона о конкуренции. На основании данного решения выдано предписание от 09.06.2009 №3 об устранении выявленных нарушений. Посчитав названные решение и предписание незаконными, ОАО «ДЭК» обратилось в суд с рассматриваемым заявлением.
Проведенной антимонопольным органом проверкой установлено, что по состоянию на декабрь 2008 обществом было заключено 12 516 договоров энергоснабжения электрической энергией с хозяйствующими субъектами на территории Хабаровского края. При этом в 5 396 договоров изначально содержалось условие (пункт 3.1.27) о том, что в случае несоблюдения договорных величин энергопотребления покупатель обязан компенсировать гарантирующему поставщику стоимость отклонений фактического объёма потребления электрической энергии от договорного объёма потребления. До вступления в силу «Правил определения стоимости электрической энергии (мощности), поставляемой на розничном рынке по регулируемым ценам (тарифам), оплаты отклонений фактических объёмов потребления от договорных, а также возмещения расходов в связи с изменением договорного объёма потребления электрической энергии» (далее - Правила) при отклонении фактического потребления от договорных величин в сторону увеличения или недобора покупателем выплачивается штраф, рассчитанный по формуле, приведённой в том же пункте договора.
В 7120 действующих договоров пункт 3.1.27 изложен в иной редакции, устанавливающей, что обязанность по компенсации стоимости отклонений фактического объёма потребления электрической энергии от договорного объёма потребления возникает у покупателя с момента вступления в силу названных Правил. При этом в 4 775 договоров такая редакция содержалась изначально, в 1 802 договорах такая редакция пункта 3.1.27 принята по результатам согласования разногласий, а в 543 договорах условие п. 3.1.27 изменено по решению суда при рассмотрении споров, возникших при заключении договоров. Данные обстоятельства ОАО «ДЭК» не оспариваются.
Неправомерность включения в договор пункта 3.1.27 в редакции, предполагающей взимание штрафа по рассчитанной ОАО «ДЭК» формуле установлена вступившими в законную силу решениями Арбитражного суда Хабаровского края по рассмотренным ранее дела, в которых участвовали ОАО «ДЭК» и Хабаровский УФАС России, в частности, решением от 25.09.2007 по делу № А73-6527/2007-21. Согласно пп.8 п.1 ст. 10 закона о конкуренции, запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе создание дискриминационных условий.
Понятие «дискриминационные условия» определено в статье 4 закона о конкуренции как «условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами». Доводы общества о том, что практика заключения договоров с условием о компенсации отклонений энергопотребления по рассчитанной ОАО «ДЭК» формуле прекращена в 2007 г. после установления Арбитражным судом Хабаровского края неправомерности такой редакции пункта 3.1:27 договора суд отклоняет.
В материалах дела имеются копии договоров энергоснабжения от 01.07.2007 № 7001-5*22, от 29.10.2007 № 7001-2*84 и от 28.11.2007 № 184*70, в п. 3.1.27 которых формула расчета штрафа отсутствует, и от 15.13.2007 № 50004408, в п. 3.1.27 которого такая формула имеется. Вступившими в законную силу решениями Арбитражного суда Хабаровского края от 04.12.2008 по делу № A73-I2765/2008, от 25.12.2008 по делу № А73-12773/2008 также установлено, что в 2008 г. общество отказывало абонентам в изменении редакции п. 3.1.27 договора, подписанного с включением в него условия о компенсации отклонений энергопотребления по рассчитанной ОАО «ДЭК» формуле.
В результате применения ОАО «ДЭК» положений п. 3.1.27 договора в части взимания санкций по изложенной в нём формуле обществом в 2008 г. получено от потребителей 9 431 908,15 руб., в январе 2009 г. - 1 022,89 руб., всего - 9 432 931 руб. Данные сведения представлены обществом антимонопольному органу в ходе проверки и их достоверность, как пояснили в судебном заседании представители заявителя, обществом не оспаривается.
При таких обстоятельствах суд находит, что действия ОАО «ДЭК», выразившиеся в заключении с одними покупателями договоров с редакцией п. 3.1.27, предполагающей взимание санкций за отклонение от договорного объёма энергопотребления (с учётом фактического применения в отношениях с потребителями данного условия договора), при одновременном заключении с другими покупателями договоров с иной редакцией того же пункта, предполагающей применение такой ответственности только после вступления в силу Правил, правильно квалифицированы антимонопольным органом как создание дискриминационных условий. Данные действия ставят одних покупателей электроэнергии в неравное положение по сравнению с другими покупателями.
Доводы общества о нарушении антимонопольным органом процедуры проверки, выразившейся в неустановлении доминирующего положения общества на соответствующем рынке в нарушение п. 3.25 Административного регламента ФАС России по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства РФ, утверждённого Приказом ФАС России от 25.12.2007, суд отклоняет. ОАО «ДЭК» приказом Хабаровского УФАС России от 23.04.2007 № 84-П включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определённого товара долю более 35% как занимающее доминирующее положение на розничном рынке купли-продажи электрической энергии в Хабаровском крае.
Доводы ОАО «ДЭК» о повторности привлечения к ответственности и о неправомерном включении в предписание от 09.06.2009 № 3, выданное на основании оспариваемого решения, требования о перечислении в федеральный бюджет 9 432 931 руб., полученных вследствие нарушения антимонопольного законодательства, суд отклоняет. Подпунктом «к» пункта 2 части 1 статьи 23 Закона о конкуренции предусмотрено право антимонопольного органа выдавать предписания о перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства.
Пунктом 9 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 № 30 разъяснено, что и взыскание в федеральный бюджет дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства, и штрафы, предусмотренные статьями 14.31 - 14.33 КоАП РФ, являются мерами публичной ответственности за одни и те же нарушения антимонопольного законодательства, применение которых одновременно недопустимо. Вместе с тем, ранее за нарушение пп. 8 п.] ст. 10 закона о конкуренции (создание дискриминационных условий) ОАО «ДЭК» к ответственности не привлекалось. Проведёнными ранее антимонопольным органом в отношении общества проверками были установлены иные нарушения антимонопольного законодательства, преимущественно - навязывание невыгодных условий договора отдельным абонентам, за что общество было привлечено к административной ответственности.
Таким образом, повторность привлечения общества к ответственности за совершение одного и того же правонарушения материалами дела не подтверждается. Проанализировав в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд приходит к выводу о том, что оспариваемые решение и предписание антимонопольного органа приняты с правильным применением приведённых положений закона о конкуренции и Постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.200S № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства», в связи с чем оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 167-170, 198. 201 АПК РФ, арбитражный суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия (изготовления его в полном объёме), если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения, а также в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев с даты вступления решения в законную силу. Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанции через Арбитражный суд Хабаровского края.
stdClass Object
(
[vid] => 7004
[uid] => 1
[title] => Решение Арбитражного суда Хабаровского края по заявлению ОАО "ДЭК" об оспаривании решения №5 и предписания №3 Хабаровского УФАС России от 09.06.2009 г.
[log] =>
[status] => 1
[comment] => 1
[promote] => 0
[sticky] => 0
[nid] => 7004
[type] => solution
[language] => ru
[created] => 1257109200
[changed] => 1370523932
[tnid] => 0
[translate] => 0
[revision_timestamp] => 1370523932
[revision_uid] => 0
[body] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[value] =>
Арбитражный суд Хабаровского края
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
Г. Хабаровск
2 ноября 2009 года
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 28.10.2009 г. Арбитражный суд Хабаровского края рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению ОАО «ДЭК» к Хабаровскому УФАС России о признании решения от 09.06.2009 г. №5 незаконным и предписания от 09.06.2009 №3 недействительным при участии представителей заявителя и ответчика.
Суд установил: ОАО «ДЭК» (далее – общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании решения Хабаровского УФАС России (далее – антимонопольный орган) от 09.06.2009 №5 незаконным и предписания от 09.06.2009 г. №3 недействительным. В судебном заседании представители заявителя настаивают на требованиях по основаниям, изложенным в заявлении и дополнении к нему. Представитель Хабаровского УФАС России возражает против заявленных требований, полагая оспариваемые ненормативные правовые акты законными и обоснованными. Представлен отзыв, материалы проверки.
Выслушав доводы представителей сторон, исследовав материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований. Антимонопольным органом проведена проверка деятельности ОАО «ДЭК» в лице филиала «Хабаровскэнергосбыт» на предмет соблюдения Федерального закона от 27.06.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – закон о конкуренции). Решением от 09.06.2009 №5 общество признано нарушившим пункт 8 части 1 статьи 10 закона о конкуренции. На основании данного решения выдано предписание от 09.06.2009 №3 об устранении выявленных нарушений. Посчитав названные решение и предписание незаконными, ОАО «ДЭК» обратилось в суд с рассматриваемым заявлением.
Проведенной антимонопольным органом проверкой установлено, что по состоянию на декабрь 2008 обществом было заключено 12 516 договоров энергоснабжения электрической энергией с хозяйствующими субъектами на территории Хабаровского края. При этом в 5 396 договоров изначально содержалось условие (пункт 3.1.27) о том, что в случае несоблюдения договорных величин энергопотребления покупатель обязан компенсировать гарантирующему поставщику стоимость отклонений фактического объёма потребления электрической энергии от договорного объёма потребления. До вступления в силу «Правил определения стоимости электрической энергии (мощности), поставляемой на розничном рынке по регулируемым ценам (тарифам), оплаты отклонений фактических объёмов потребления от договорных, а также возмещения расходов в связи с изменением договорного объёма потребления электрической энергии» (далее - Правила) при отклонении фактического потребления от договорных величин в сторону увеличения или недобора покупателем выплачивается штраф, рассчитанный по формуле, приведённой в том же пункте договора.
В 7120 действующих договоров пункт 3.1.27 изложен в иной редакции, устанавливающей, что обязанность по компенсации стоимости отклонений фактического объёма потребления электрической энергии от договорного объёма потребления возникает у покупателя с момента вступления в силу названных Правил. При этом в 4 775 договоров такая редакция содержалась изначально, в 1 802 договорах такая редакция пункта 3.1.27 принята по результатам согласования разногласий, а в 543 договорах условие п. 3.1.27 изменено по решению суда при рассмотрении споров, возникших при заключении договоров. Данные обстоятельства ОАО «ДЭК» не оспариваются.
Неправомерность включения в договор пункта 3.1.27 в редакции, предполагающей взимание штрафа по рассчитанной ОАО «ДЭК» формуле установлена вступившими в законную силу решениями Арбитражного суда Хабаровского края по рассмотренным ранее дела, в которых участвовали ОАО «ДЭК» и Хабаровский УФАС России, в частности, решением от 25.09.2007 по делу № А73-6527/2007-21. Согласно пп.8 п.1 ст. 10 закона о конкуренции, запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе создание дискриминационных условий.
Понятие «дискриминационные условия» определено в статье 4 закона о конкуренции как «условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами». Доводы общества о том, что практика заключения договоров с условием о компенсации отклонений энергопотребления по рассчитанной ОАО «ДЭК» формуле прекращена в 2007 г. после установления Арбитражным судом Хабаровского края неправомерности такой редакции пункта 3.1:27 договора суд отклоняет.
В материалах дела имеются копии договоров энергоснабжения от 01.07.2007 № 7001-5*22, от 29.10.2007 № 7001-2*84 и от 28.11.2007 № 184*70, в п. 3.1.27 которых формула расчета штрафа отсутствует, и от 15.13.2007 № 50004408, в п. 3.1.27 которого такая формула имеется. Вступившими в законную силу решениями Арбитражного суда Хабаровского края от 04.12.2008 по делу № A73-I2765/2008, от 25.12.2008 по делу № А73-12773/2008 также установлено, что в 2008 г. общество отказывало абонентам в изменении редакции п. 3.1.27 договора, подписанного с включением в него условия о компенсации отклонений энергопотребления по рассчитанной ОАО «ДЭК» формуле.
В результате применения ОАО «ДЭК» положений п. 3.1.27 договора в части взимания санкций по изложенной в нём формуле обществом в 2008 г. получено от потребителей 9 431 908,15 руб., в январе 2009 г. - 1 022,89 руб., всего - 9 432 931 руб. Данные сведения представлены обществом антимонопольному органу в ходе проверки и их достоверность, как пояснили в судебном заседании представители заявителя, обществом не оспаривается.
При таких обстоятельствах суд находит, что действия ОАО «ДЭК», выразившиеся в заключении с одними покупателями договоров с редакцией п. 3.1.27, предполагающей взимание санкций за отклонение от договорного объёма энергопотребления (с учётом фактического применения в отношениях с потребителями данного условия договора), при одновременном заключении с другими покупателями договоров с иной редакцией того же пункта, предполагающей применение такой ответственности только после вступления в силу Правил, правильно квалифицированы антимонопольным органом как создание дискриминационных условий. Данные действия ставят одних покупателей электроэнергии в неравное положение по сравнению с другими покупателями.
Доводы общества о нарушении антимонопольным органом процедуры проверки, выразившейся в неустановлении доминирующего положения общества на соответствующем рынке в нарушение п. 3.25 Административного регламента ФАС России по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства РФ, утверждённого Приказом ФАС России от 25.12.2007, суд отклоняет. ОАО «ДЭК» приказом Хабаровского УФАС России от 23.04.2007 № 84-П включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определённого товара долю более 35% как занимающее доминирующее положение на розничном рынке купли-продажи электрической энергии в Хабаровском крае.
Доводы ОАО «ДЭК» о повторности привлечения к ответственности и о неправомерном включении в предписание от 09.06.2009 № 3, выданное на основании оспариваемого решения, требования о перечислении в федеральный бюджет 9 432 931 руб., полученных вследствие нарушения антимонопольного законодательства, суд отклоняет. Подпунктом «к» пункта 2 части 1 статьи 23 Закона о конкуренции предусмотрено право антимонопольного органа выдавать предписания о перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства.
Пунктом 9 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 № 30 разъяснено, что и взыскание в федеральный бюджет дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства, и штрафы, предусмотренные статьями 14.31 - 14.33 КоАП РФ, являются мерами публичной ответственности за одни и те же нарушения антимонопольного законодательства, применение которых одновременно недопустимо. Вместе с тем, ранее за нарушение пп. 8 п.] ст. 10 закона о конкуренции (создание дискриминационных условий) ОАО «ДЭК» к ответственности не привлекалось. Проведёнными ранее антимонопольным органом в отношении общества проверками были установлены иные нарушения антимонопольного законодательства, преимущественно - навязывание невыгодных условий договора отдельным абонентам, за что общество было привлечено к административной ответственности.
Таким образом, повторность привлечения общества к ответственности за совершение одного и того же правонарушения материалами дела не подтверждается. Проанализировав в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд приходит к выводу о том, что оспариваемые решение и предписание антимонопольного органа приняты с правильным применением приведённых положений закона о конкуренции и Постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.200S № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства», в связи с чем оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 167-170, 198. 201 АПК РФ, арбитражный суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия (изготовления его в полном объёме), если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения, а также в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев с даты вступления решения в законную силу. Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанции через Арбитражный суд Хабаровского края.
[summary] =>
[format] => full_html
[safe_value] =>
Арбитражный суд Хабаровского края
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
Г. Хабаровск
2 ноября 2009 года
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 28.10.2009 г. Арбитражный суд Хабаровского края рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению ОАО «ДЭК» к Хабаровскому УФАС России о признании решения от 09.06.2009 г. №5 незаконным и предписания от 09.06.2009 №3 недействительным при участии представителей заявителя и ответчика.
Суд установил: ОАО «ДЭК» (далее – общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании решения Хабаровского УФАС России (далее – антимонопольный орган) от 09.06.2009 №5 незаконным и предписания от 09.06.2009 г. №3 недействительным. В судебном заседании представители заявителя настаивают на требованиях по основаниям, изложенным в заявлении и дополнении к нему. Представитель Хабаровского УФАС России возражает против заявленных требований, полагая оспариваемые ненормативные правовые акты законными и обоснованными. Представлен отзыв, материалы проверки.
Выслушав доводы представителей сторон, исследовав материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований. Антимонопольным органом проведена проверка деятельности ОАО «ДЭК» в лице филиала «Хабаровскэнергосбыт» на предмет соблюдения Федерального закона от 27.06.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – закон о конкуренции). Решением от 09.06.2009 №5 общество признано нарушившим пункт 8 части 1 статьи 10 закона о конкуренции. На основании данного решения выдано предписание от 09.06.2009 №3 об устранении выявленных нарушений. Посчитав названные решение и предписание незаконными, ОАО «ДЭК» обратилось в суд с рассматриваемым заявлением.
Проведенной антимонопольным органом проверкой установлено, что по состоянию на декабрь 2008 обществом было заключено 12 516 договоров энергоснабжения электрической энергией с хозяйствующими субъектами на территории Хабаровского края. При этом в 5 396 договоров изначально содержалось условие (пункт 3.1.27) о том, что в случае несоблюдения договорных величин энергопотребления покупатель обязан компенсировать гарантирующему поставщику стоимость отклонений фактического объёма потребления электрической энергии от договорного объёма потребления. До вступления в силу «Правил определения стоимости электрической энергии (мощности), поставляемой на розничном рынке по регулируемым ценам (тарифам), оплаты отклонений фактических объёмов потребления от договорных, а также возмещения расходов в связи с изменением договорного объёма потребления электрической энергии» (далее - Правила) при отклонении фактического потребления от договорных величин в сторону увеличения или недобора покупателем выплачивается штраф, рассчитанный по формуле, приведённой в том же пункте договора.
В 7120 действующих договоров пункт 3.1.27 изложен в иной редакции, устанавливающей, что обязанность по компенсации стоимости отклонений фактического объёма потребления электрической энергии от договорного объёма потребления возникает у покупателя с момента вступления в силу названных Правил. При этом в 4 775 договоров такая редакция содержалась изначально, в 1 802 договорах такая редакция пункта 3.1.27 принята по результатам согласования разногласий, а в 543 договорах условие п. 3.1.27 изменено по решению суда при рассмотрении споров, возникших при заключении договоров. Данные обстоятельства ОАО «ДЭК» не оспариваются.
Неправомерность включения в договор пункта 3.1.27 в редакции, предполагающей взимание штрафа по рассчитанной ОАО «ДЭК» формуле установлена вступившими в законную силу решениями Арбитражного суда Хабаровского края по рассмотренным ранее дела, в которых участвовали ОАО «ДЭК» и Хабаровский УФАС России, в частности, решением от 25.09.2007 по делу № А73-6527/2007-21. Согласно пп.8 п.1 ст. 10 закона о конкуренции, запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе создание дискриминационных условий.
Понятие «дискриминационные условия» определено в статье 4 закона о конкуренции как «условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами». Доводы общества о том, что практика заключения договоров с условием о компенсации отклонений энергопотребления по рассчитанной ОАО «ДЭК» формуле прекращена в 2007 г. после установления Арбитражным судом Хабаровского края неправомерности такой редакции пункта 3.1:27 договора суд отклоняет.
В материалах дела имеются копии договоров энергоснабжения от 01.07.2007 № 7001-5*22, от 29.10.2007 № 7001-2*84 и от 28.11.2007 № 184*70, в п. 3.1.27 которых формула расчета штрафа отсутствует, и от 15.13.2007 № 50004408, в п. 3.1.27 которого такая формула имеется. Вступившими в законную силу решениями Арбитражного суда Хабаровского края от 04.12.2008 по делу № A73-I2765/2008, от 25.12.2008 по делу № А73-12773/2008 также установлено, что в 2008 г. общество отказывало абонентам в изменении редакции п. 3.1.27 договора, подписанного с включением в него условия о компенсации отклонений энергопотребления по рассчитанной ОАО «ДЭК» формуле.
В результате применения ОАО «ДЭК» положений п. 3.1.27 договора в части взимания санкций по изложенной в нём формуле обществом в 2008 г. получено от потребителей 9 431 908,15 руб., в январе 2009 г. - 1 022,89 руб., всего - 9 432 931 руб. Данные сведения представлены обществом антимонопольному органу в ходе проверки и их достоверность, как пояснили в судебном заседании представители заявителя, обществом не оспаривается.
При таких обстоятельствах суд находит, что действия ОАО «ДЭК», выразившиеся в заключении с одними покупателями договоров с редакцией п. 3.1.27, предполагающей взимание санкций за отклонение от договорного объёма энергопотребления (с учётом фактического применения в отношениях с потребителями данного условия договора), при одновременном заключении с другими покупателями договоров с иной редакцией того же пункта, предполагающей применение такой ответственности только после вступления в силу Правил, правильно квалифицированы антимонопольным органом как создание дискриминационных условий. Данные действия ставят одних покупателей электроэнергии в неравное положение по сравнению с другими покупателями.
Доводы общества о нарушении антимонопольным органом процедуры проверки, выразившейся в неустановлении доминирующего положения общества на соответствующем рынке в нарушение п. 3.25 Административного регламента ФАС России по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства РФ, утверждённого Приказом ФАС России от 25.12.2007, суд отклоняет. ОАО «ДЭК» приказом Хабаровского УФАС России от 23.04.2007 № 84-П включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определённого товара долю более 35% как занимающее доминирующее положение на розничном рынке купли-продажи электрической энергии в Хабаровском крае.
Доводы ОАО «ДЭК» о повторности привлечения к ответственности и о неправомерном включении в предписание от 09.06.2009 № 3, выданное на основании оспариваемого решения, требования о перечислении в федеральный бюджет 9 432 931 руб., полученных вследствие нарушения антимонопольного законодательства, суд отклоняет. Подпунктом «к» пункта 2 части 1 статьи 23 Закона о конкуренции предусмотрено право антимонопольного органа выдавать предписания о перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства.
Пунктом 9 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 № 30 разъяснено, что и взыскание в федеральный бюджет дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства, и штрафы, предусмотренные статьями 14.31 - 14.33 КоАП РФ, являются мерами публичной ответственности за одни и те же нарушения антимонопольного законодательства, применение которых одновременно недопустимо. Вместе с тем, ранее за нарушение пп. 8 п.] ст. 10 закона о конкуренции (создание дискриминационных условий) ОАО «ДЭК» к ответственности не привлекалось. Проведёнными ранее антимонопольным органом в отношении общества проверками были установлены иные нарушения антимонопольного законодательства, преимущественно - навязывание невыгодных условий договора отдельным абонентам, за что общество было привлечено к административной ответственности.
Таким образом, повторность привлечения общества к ответственности за совершение одного и того же правонарушения материалами дела не подтверждается. Проанализировав в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд приходит к выводу о том, что оспариваемые решение и предписание антимонопольного органа приняты с правильным применением приведённых положений закона о конкуренции и Постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.200S № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства», в связи с чем оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 167-170, 198. 201 АПК РФ, арбитражный суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия (изготовления его в полном объёме), если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения, а также в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев с даты вступления решения в законную силу. Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанции через Арбитражный суд Хабаровского края.
[safe_summary] =>
)
)
)
[field_solution_num] => Array
(
)
[field_solution_file_num] => Array
(
)
[field_solution_preview] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[value] =>
[format] => full_html
[safe_value] =>
)
)
)
[field_solution_cat] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[tid] => 13
[taxonomy_term] => stdClass Object
(
[tid] => 13
[vid] => 3
[name] => Судебные решения
[description] =>
[format] => full_html
[weight] => 0
[vocabulary_machine_name] => category_solutions
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => skos:Concept
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => rdfs:label
[1] => skos:prefLabel
)
)
[description] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:definition
)
)
[vid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:inScheme
)
[type] => rel
)
[parent] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:broader
)
[type] => rel
)
)
)
)
)
)
[field_solution_file] => Array
(
)
[field_solution_scope] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[tid] => 3
[taxonomy_term] => stdClass Object
(
[tid] => 3
[vid] => 6
[name] => Антимонопольное регулирование
[description] =>
Методологические положения официального статистического учета по форме федерального статистического наблюдения № 1-МОН.doc
Форма № 1-МОН.doc
[format] => full_html
[weight] => 6
[vocabulary_machine_name] => practice_areas
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => skos:Concept
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => rdfs:label
[1] => skos:prefLabel
)
)
[description] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:definition
)
)
[vid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:inScheme
)
[type] => rel
)
[parent] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:broader
)
[type] => rel
)
)
)
)
)
)
[field_solution_tags] => Array
(
)
[field_solution_datetime_public] => Array
(
[und] => Array
(
[0] => Array
(
[value] => 2009-11-02 00:00:00
[timezone] => Asia/Vladivostok
[timezone_db] => UTC
[date_type] => datetime
)
)
)
[field_nodes_related] => Array
(
)
[field_date] => Array
(
[und] => Array
(
[0] => Array
(
[value] => 2009-11-02 00:00:00
[timezone] => Asia/Vladivostok
[timezone_db] => UTC
[date_type] => datetime
)
)
)
[field_simplenews_term] => Array
(
)
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => sioc:Item
[1] => foaf:Document
)
[title] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => dc:title
)
)
[created] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => dc:date
[1] => dc:created
)
[datatype] => xsd:dateTime
[callback] => date_iso8601
)
[changed] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => dc:modified
)
[datatype] => xsd:dateTime
[callback] => date_iso8601
)
[body] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => content:encoded
)
)
[uid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => sioc:has_creator
)
[type] => rel
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => foaf:name
)
)
[comment_count] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => sioc:num_replies
)
[datatype] => xsd:integer
)
[last_activity] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => sioc:last_activity_date
)
[datatype] => xsd:dateTime
[callback] => date_iso8601
)
)
[cid] => 0
[last_comment_timestamp] => 1321553489
[last_comment_name] =>
[last_comment_uid] => 1
[comment_count] => 0
[name] => admin
[picture] => 0
[data] => a:1:{s:7:"contact";i:0;}
[subscriptions_notify] =>
[entity_view_prepared] => 1
[region_name] => Хабаровское УФАС России
)