ОАО «РЖД», в лице Дальневосточной железной дороги

Дата публикации: 20 февраля 2009, 14:06

РЕШЕНИЕ №8

                Резолютивная часть решения объявлена 18 февраля 2009 года

   Полный текст решения изготовлен 20 февраля 2009 года

         Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, в присутствии представителей ОАО «РЖД», рассмотрев дело № 08-01/9 по признакам нарушения ОАО «РЖД» ч. 1 ст. 17, ч. 1 ст. 18 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закона о конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

На основании поручения ФАС России Хабаровским УФАС России проведена проверка ОАО «РЖД», в лице Дальневосточной железной дороги – филиал ОАО «РЖД» (далее – ОАО «РЖД»), на предмет соблюдения ст.ст. 17, 18 Закона о защите конкуренции, в ходе которой установлено следующее.

В 2007 году филиалом проведено 11 конкурсов, связанных с переходом прав на объекты недвижимого имущества (купля-продажа, аренда, субаренда), находящиеся в пользовании (владении) филиала, по результатам которых заключены договоры на общую сумму 35464,08 тыс.руб., и 113 конкурсов на закупку товаров, работ, услуг, необходимых для обеспечения деятельности филиала, с общей суммой заключенных договоров 685729,663 тыс.руб. За 9 месяцев 2008 года по аналогичным направлениям проведены 3 аукциона и 6 конкурсов, по результатам которых заключены договоры на общую сумму 30268,35 тыс.руб., 39 конкурсов, с общей суммой заключенных договоров 583236,25144 тыс.руб.

Конкурсные документации конкурсов 2008 года на капитальный ремонт зданий предприятий службы пути (конкурс № 1), капитальный ремонт пути на территории пассажирского депо «Владивосток» (конкурс № 3), капитальный ремонт зданий (конкурс № 6), капитальный ремонт баз хранения на Хабаровском и Владивостокском отделениях ДВОСТ ЖД филиал ОАО «РЖД» (конкурс № 7), оснащение телевизионной сетью наблюдения объекта ДВОС (конкурс № 8), выполнение вспомогательных работ при выполнении ремонта пути (конкурс № 9), капитальный ремонт искусственных сооружений (конкурс № П/1), капитальный ремонт зданий (конкурс № 17), капитальный ремонт искусственных сооружений (конкурс № 20), ремонт верхнего строения пути (конкурс № 19) содержат требования к претендентам на заключение договора и составу представляемых ими документов в составе конкурсной заявки, существенным образом сокращающие круг участников торгов, в том числе требование о наличии опыта работ, аналогичных предмету торгов, с корпоративными клиентами, подтверждаемого соответствующими документами (претенденты, осуществляющие деятельность, связанную с предметом торгов, но не имеющие опыта с корпоративными клиентами, к участию в торгах не допускаются), влияющие на результат оценки квалификации претендента экспертной группой заказчика.

Указанные действия содержат признаки нарушения ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции.

В заседании комиссии представители ОАО «РЖД» пояснили, что квалификационные требования к участникам являются дополнительными и не могут являться основанием для отклонения конкурсной заявки. При проведении поименованных конкурсов железной дорогой не отклонено ни одного конкурсного предложения. Аналогичная позиция ОАО «РЖД» изложена в письменном пояснении от 22.12.2008 № 2675/Н. 

24.03.2008 ОАО «РЖД», в лице Дальневосточной железной дороги – филиал ОАО «РЖД», с ОАО «ДальЖасо» заключен договор № НЮ 821, предметом которого является страхование гражданской ответственности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты. Данный договор заключен по результатам открытого конкурса, извещение о проведении которого размещено на официальном сайте филиала 22.01.2008, проведенного не по правилам, установленным Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о размещении заказов).

По данному факту представители ОАО «РЖД» пояснили, что договор страхования ответственности с финансовой организацией заключен по результатам конкурса, что соответствует требованиям антимонопольного законодательства.

17.01.2007 ОАО «РЖД», в лице Дальневосточной железной дороги – филиал ОАО «РЖД», с ООО «Росгосстрах-Дальний Восток» заключен договор № НЮ 167 об организации обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО). Исходя из пояснения финансовой службы филиала (письмо от 23.10.2008 № 339-НФБ) отбор финансовых организаций, оказывающих услуги ОСАГО, осуществляется конкурсной комиссией ОАО «РЖД». Решения конкурсной комиссии ежегодно доводятся до сведения филиала посредством телеграмм. В подтверждение изложенному представлены телеграммы ОАО «РЖД» НР 862 17.01.2008 1024, НР 457 10.01.2007 1852, НР ОООЧЧЧ А 12.08.2005 1311, в соответствии с которыми ОАО «РЖД» доводит до сведения филиала перечень аккредитованных страховых компаний, с которыми следует заключать договоры ОСАГО, КАСКО (ОАО «СО «ЖАСО», ОАО «СО «ГАЗ», ОАО «Росгосстрах», ОСАО «Ингосстрах», ОАО «РОСНО», ОАО «Военно-Страховая компания», ОАО «Альфастраховвание»). Документы, подтверждающие факт проведения торгов, соблюдение процессуального порядка проведения торгов, установленного Законом о размещении заказов, филиалом не представлены.

Указанные действия содержат признаки нарушения ч. 1 ст. 18 Закона о защите конкуренции.

Комиссия Хабаровского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, рассмотрев материалы дела, заслушав доводы представителей ОАО «РЖД», пришла к следующему выводу.

Ст. 17 Закона о защите конкуренции установлены антимонопольные требования к торгам, в том числе запрет на осуществление действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Установление в конкурсной документации требования к претендентам на заключение договора о наличии опыта работ с корпоративными клиентами может привести к ограничению доступа к участию в торгах, так как не все хозяйствующие субъекты обладают таким опытом, но, тем не менее, имеют возможность оказывать услуги, выполнять работы, осуществлять поставку товаров по предмету торгов и имеют соответствующий опыт в данных сферах.  

Не может быть принят довод представителей ОАО «РЖД», что установление требования о наличии опыта с корпоративными клиентами не является основанием отказа в допуске к участию в торгах, и поэтому не может привести к ограничению доступа к участию в торгах, так как в конкурсных документациях отсутствует указание на второстепенность квалификационных требований и отсутствие последствий, в случае их несоблюдения.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях», осуществление железнодорожных перевозок отнесено к сферам деятельности субъектов естественных монополий. Приказом ФСТ России от 29.12.2004 № 435-т «О включении (исключении) организаций в (из) Реестр (а) субъектов естественных монополий на транспорте» ОАО «РЖД» включено в Реестр по виду деятельности - железнодорожные перевозки.

Ст. 18 Закона о защите конкуренции установлена обязанность субъектов естественных монополий осуществлять отбор финансовых организаций исключительно путем проведения торгов, в форме конкурса или аукциона, в порядке, определенном федеральным законом о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. В том числе финансовые организации, оказывающие услуги по страхованию ответственности.

Приведенное законоположение определяет единый порядок заключения договоров с финансовыми организациями, указанными в нем субъектами, по правилам, установленным Законом о размещении заказов, в связи с чем, проведение конкурса в отличном от установленного порядке является нарушением рассматриваемой нормы.

Доказательств соблюдения процедурного порядка заключения поименованных договоров в ходе контрольного мероприятия не установлено, а также не представлено в заседание комиссии представителями ОАО «РЖД».

На основании изложенного, руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, ч.ч. 1 – 4 ст. 41, ч. 1 ст. 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

      РЕШИЛА:

 

1. Признать действия ОАО «РЖД», в лице ДВОСТ ЖД филиал ОАО «РЖД», выразившиеся в установлении в конкурных документациях требования к претендентам на заключение договора и составу представляемых ими документов в составе конкурсной заявки о наличии опыта работ, аналогичных предмету торгов, с корпоративными клиентами, подтверждаемого соответствующими документами, нарушением ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции.

2. Признать действия ОАО «РЖД», в лице ДВОСТ ЖД филиал ОАО «РЖД», выразившиеся в заключении договора от 24.03.2008 № НЮ 821 с ОАО «ДальЖасо», предметом которого является страхование гражданской ответственности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, по результатам открытого конкурса, проведенного не в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», нарушением ч. 1 ст. 18 Закона о защите конкуренции.

3. Признать действия ОАО «РЖД», в лице ДВОСТ ЖД филиал ОАО «РЖД», выразившиеся в заключении договора от 17.01.2007 № НЮ 167 с ООО «Росгосстрах-Дальний Восток» об организации обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств без проведения торгов, нарушением ч. 1 ст. 18 Закона о защите конкуренции.

4. Выдать ОАО «РЖД» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

 

 Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

                                               

            ПРЕДПИСАНИЕ №6

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, ч. 4 ст. 41, ст. 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) на основании своего решения от 20.02.2009 № 5 по делу № 08-01/09 о нарушении ОАО «РЖД» ч. 1 ст. 17, ч. 1 ст. 18 Закона о защите конкуренции,

 

                      ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. ОАО «РЖД» прекратить нарушение ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции, с целью чего не допускать установление в тендерной документации требования к претендентам на заключение договора и составу представляемых ими документов в составе конкурсной или аукционной заявки о наличии опыта работ, аналогичных предмету торгов, с корпоративными клиентами, подтверждаемого соответствующими документами.

2. ОАО «РЖД» прекратить нарушение ч. 1 ст. 18 Закона о защите конкуренции, с целью чего совершить действия, направленные на обеспечение конкуренции:

- не допускать заключение договоров с финансовыми организациями, оказывающими финансовые услуги, указанные в ч. 1 ст. 18 Закона о защите конкуренции, без проведения торгов,

 - в срок до 20 апреля 2009 года провести торги на право заключения договора страхования гражданской ответственности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

3. Об исполнении п. 1 настоящего предписания сообщить в Хабаровское УФАС России в срок до 01 марта 2009 года.

Об исполнении п. 2 настоящего предписания сообщить в Хабаровское УФАС России в срок до 20 апреля 2009 года, с приложением подтверждающих документов (извещения о проведении торгов, тендерная документация, протоколы, составленные в ходе проведения торгов, с подтверждением их размещения на официальном сайте, договоры с финансовыми организациями, заключенные по результатам таких торгов).

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

stdClass Object ( [vid] => 7145 [uid] => 1 [title] => ОАО «РЖД», в лице Дальневосточной железной дороги [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 7145 [type] => solution [language] => ru [created] => 1235091987 [changed] => 1370523932 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370523932 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

РЕШЕНИЕ №8

                Резолютивная часть решения объявлена 18 февраля 2009 года

   Полный текст решения изготовлен 20 февраля 2009 года

         Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, в присутствии представителей ОАО «РЖД», рассмотрев дело № 08-01/9 по признакам нарушения ОАО «РЖД» ч. 1 ст. 17, ч. 1 ст. 18 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закона о конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

На основании поручения ФАС России Хабаровским УФАС России проведена проверка ОАО «РЖД», в лице Дальневосточной железной дороги – филиал ОАО «РЖД» (далее – ОАО «РЖД»), на предмет соблюдения ст.ст. 17, 18 Закона о защите конкуренции, в ходе которой установлено следующее.

В 2007 году филиалом проведено 11 конкурсов, связанных с переходом прав на объекты недвижимого имущества (купля-продажа, аренда, субаренда), находящиеся в пользовании (владении) филиала, по результатам которых заключены договоры на общую сумму 35464,08 тыс.руб., и 113 конкурсов на закупку товаров, работ, услуг, необходимых для обеспечения деятельности филиала, с общей суммой заключенных договоров 685729,663 тыс.руб. За 9 месяцев 2008 года по аналогичным направлениям проведены 3 аукциона и 6 конкурсов, по результатам которых заключены договоры на общую сумму 30268,35 тыс.руб., 39 конкурсов, с общей суммой заключенных договоров 583236,25144 тыс.руб.

Конкурсные документации конкурсов 2008 года на капитальный ремонт зданий предприятий службы пути (конкурс № 1), капитальный ремонт пути на территории пассажирского депо «Владивосток» (конкурс № 3), капитальный ремонт зданий (конкурс № 6), капитальный ремонт баз хранения на Хабаровском и Владивостокском отделениях ДВОСТ ЖД филиал ОАО «РЖД» (конкурс № 7), оснащение телевизионной сетью наблюдения объекта ДВОС (конкурс № 8), выполнение вспомогательных работ при выполнении ремонта пути (конкурс № 9), капитальный ремонт искусственных сооружений (конкурс № П/1), капитальный ремонт зданий (конкурс № 17), капитальный ремонт искусственных сооружений (конкурс № 20), ремонт верхнего строения пути (конкурс № 19) содержат требования к претендентам на заключение договора и составу представляемых ими документов в составе конкурсной заявки, существенным образом сокращающие круг участников торгов, в том числе требование о наличии опыта работ, аналогичных предмету торгов, с корпоративными клиентами, подтверждаемого соответствующими документами (претенденты, осуществляющие деятельность, связанную с предметом торгов, но не имеющие опыта с корпоративными клиентами, к участию в торгах не допускаются), влияющие на результат оценки квалификации претендента экспертной группой заказчика.

Указанные действия содержат признаки нарушения ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции.

В заседании комиссии представители ОАО «РЖД» пояснили, что квалификационные требования к участникам являются дополнительными и не могут являться основанием для отклонения конкурсной заявки. При проведении поименованных конкурсов железной дорогой не отклонено ни одного конкурсного предложения. Аналогичная позиция ОАО «РЖД» изложена в письменном пояснении от 22.12.2008 № 2675/Н. 

24.03.2008 ОАО «РЖД», в лице Дальневосточной железной дороги – филиал ОАО «РЖД», с ОАО «ДальЖасо» заключен договор № НЮ 821, предметом которого является страхование гражданской ответственности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты. Данный договор заключен по результатам открытого конкурса, извещение о проведении которого размещено на официальном сайте филиала 22.01.2008, проведенного не по правилам, установленным Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о размещении заказов).

По данному факту представители ОАО «РЖД» пояснили, что договор страхования ответственности с финансовой организацией заключен по результатам конкурса, что соответствует требованиям антимонопольного законодательства.

17.01.2007 ОАО «РЖД», в лице Дальневосточной железной дороги – филиал ОАО «РЖД», с ООО «Росгосстрах-Дальний Восток» заключен договор № НЮ 167 об организации обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО). Исходя из пояснения финансовой службы филиала (письмо от 23.10.2008 № 339-НФБ) отбор финансовых организаций, оказывающих услуги ОСАГО, осуществляется конкурсной комиссией ОАО «РЖД». Решения конкурсной комиссии ежегодно доводятся до сведения филиала посредством телеграмм. В подтверждение изложенному представлены телеграммы ОАО «РЖД» НР 862 17.01.2008 1024, НР 457 10.01.2007 1852, НР ОООЧЧЧ А 12.08.2005 1311, в соответствии с которыми ОАО «РЖД» доводит до сведения филиала перечень аккредитованных страховых компаний, с которыми следует заключать договоры ОСАГО, КАСКО (ОАО «СО «ЖАСО», ОАО «СО «ГАЗ», ОАО «Росгосстрах», ОСАО «Ингосстрах», ОАО «РОСНО», ОАО «Военно-Страховая компания», ОАО «Альфастраховвание»). Документы, подтверждающие факт проведения торгов, соблюдение процессуального порядка проведения торгов, установленного Законом о размещении заказов, филиалом не представлены.

Указанные действия содержат признаки нарушения ч. 1 ст. 18 Закона о защите конкуренции.

Комиссия Хабаровского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, рассмотрев материалы дела, заслушав доводы представителей ОАО «РЖД», пришла к следующему выводу.

Ст. 17 Закона о защите конкуренции установлены антимонопольные требования к торгам, в том числе запрет на осуществление действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Установление в конкурсной документации требования к претендентам на заключение договора о наличии опыта работ с корпоративными клиентами может привести к ограничению доступа к участию в торгах, так как не все хозяйствующие субъекты обладают таким опытом, но, тем не менее, имеют возможность оказывать услуги, выполнять работы, осуществлять поставку товаров по предмету торгов и имеют соответствующий опыт в данных сферах.  

Не может быть принят довод представителей ОАО «РЖД», что установление требования о наличии опыта с корпоративными клиентами не является основанием отказа в допуске к участию в торгах, и поэтому не может привести к ограничению доступа к участию в торгах, так как в конкурсных документациях отсутствует указание на второстепенность квалификационных требований и отсутствие последствий, в случае их несоблюдения.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях», осуществление железнодорожных перевозок отнесено к сферам деятельности субъектов естественных монополий. Приказом ФСТ России от 29.12.2004 № 435-т «О включении (исключении) организаций в (из) Реестр (а) субъектов естественных монополий на транспорте» ОАО «РЖД» включено в Реестр по виду деятельности - железнодорожные перевозки.

Ст. 18 Закона о защите конкуренции установлена обязанность субъектов естественных монополий осуществлять отбор финансовых организаций исключительно путем проведения торгов, в форме конкурса или аукциона, в порядке, определенном федеральным законом о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. В том числе финансовые организации, оказывающие услуги по страхованию ответственности.

Приведенное законоположение определяет единый порядок заключения договоров с финансовыми организациями, указанными в нем субъектами, по правилам, установленным Законом о размещении заказов, в связи с чем, проведение конкурса в отличном от установленного порядке является нарушением рассматриваемой нормы.

Доказательств соблюдения процедурного порядка заключения поименованных договоров в ходе контрольного мероприятия не установлено, а также не представлено в заседание комиссии представителями ОАО «РЖД».

На основании изложенного, руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, ч.ч. 1 – 4 ст. 41, ч. 1 ст. 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

      РЕШИЛА:

 

1. Признать действия ОАО «РЖД», в лице ДВОСТ ЖД филиал ОАО «РЖД», выразившиеся в установлении в конкурных документациях требования к претендентам на заключение договора и составу представляемых ими документов в составе конкурсной заявки о наличии опыта работ, аналогичных предмету торгов, с корпоративными клиентами, подтверждаемого соответствующими документами, нарушением ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции.

2. Признать действия ОАО «РЖД», в лице ДВОСТ ЖД филиал ОАО «РЖД», выразившиеся в заключении договора от 24.03.2008 № НЮ 821 с ОАО «ДальЖасо», предметом которого является страхование гражданской ответственности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, по результатам открытого конкурса, проведенного не в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», нарушением ч. 1 ст. 18 Закона о защите конкуренции.

3. Признать действия ОАО «РЖД», в лице ДВОСТ ЖД филиал ОАО «РЖД», выразившиеся в заключении договора от 17.01.2007 № НЮ 167 с ООО «Росгосстрах-Дальний Восток» об организации обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств без проведения торгов, нарушением ч. 1 ст. 18 Закона о защите конкуренции.

4. Выдать ОАО «РЖД» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

 

 Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

                                               

            ПРЕДПИСАНИЕ №6

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, ч. 4 ст. 41, ст. 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) на основании своего решения от 20.02.2009 № 5 по делу № 08-01/09 о нарушении ОАО «РЖД» ч. 1 ст. 17, ч. 1 ст. 18 Закона о защите конкуренции,

 

                      ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. ОАО «РЖД» прекратить нарушение ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции, с целью чего не допускать установление в тендерной документации требования к претендентам на заключение договора и составу представляемых ими документов в составе конкурсной или аукционной заявки о наличии опыта работ, аналогичных предмету торгов, с корпоративными клиентами, подтверждаемого соответствующими документами.

2. ОАО «РЖД» прекратить нарушение ч. 1 ст. 18 Закона о защите конкуренции, с целью чего совершить действия, направленные на обеспечение конкуренции:

- не допускать заключение договоров с финансовыми организациями, оказывающими финансовые услуги, указанные в ч. 1 ст. 18 Закона о защите конкуренции, без проведения торгов,

 - в срок до 20 апреля 2009 года провести торги на право заключения договора страхования гражданской ответственности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

3. Об исполнении п. 1 настоящего предписания сообщить в Хабаровское УФАС России в срок до 01 марта 2009 года.

Об исполнении п. 2 настоящего предписания сообщить в Хабаровское УФАС России в срок до 20 апреля 2009 года, с приложением подтверждающих документов (извещения о проведении торгов, тендерная документация, протоколы, составленные в ходе проведения торгов, с подтверждением их размещения на официальном сайте, договоры с финансовыми организациями, заключенные по результатам таких торгов).

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

РЕШЕНИЕ №8

                Резолютивная часть решения объявлена 18 февраля 2009 года

   Полный текст решения изготовлен 20 февраля 2009 года

         Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, в присутствии представителей ОАО «РЖД», рассмотрев дело № 08-01/9 по признакам нарушения ОАО «РЖД» ч. 1 ст. 17, ч. 1 ст. 18 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закона о конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

На основании поручения ФАС России Хабаровским УФАС России проведена проверка ОАО «РЖД», в лице Дальневосточной железной дороги – филиал ОАО «РЖД» (далее – ОАО «РЖД»), на предмет соблюдения ст.ст. 17, 18 Закона о защите конкуренции, в ходе которой установлено следующее.

В 2007 году филиалом проведено 11 конкурсов, связанных с переходом прав на объекты недвижимого имущества (купля-продажа, аренда, субаренда), находящиеся в пользовании (владении) филиала, по результатам которых заключены договоры на общую сумму 35464,08 тыс.руб., и 113 конкурсов на закупку товаров, работ, услуг, необходимых для обеспечения деятельности филиала, с общей суммой заключенных договоров 685729,663 тыс.руб. За 9 месяцев 2008 года по аналогичным направлениям проведены 3 аукциона и 6 конкурсов, по результатам которых заключены договоры на общую сумму 30268,35 тыс.руб., 39 конкурсов, с общей суммой заключенных договоров 583236,25144 тыс.руб.

Конкурсные документации конкурсов 2008 года на капитальный ремонт зданий предприятий службы пути (конкурс № 1), капитальный ремонт пути на территории пассажирского депо «Владивосток» (конкурс № 3), капитальный ремонт зданий (конкурс № 6), капитальный ремонт баз хранения на Хабаровском и Владивостокском отделениях ДВОСТ ЖД филиал ОАО «РЖД» (конкурс № 7), оснащение телевизионной сетью наблюдения объекта ДВОС (конкурс № 8), выполнение вспомогательных работ при выполнении ремонта пути (конкурс № 9), капитальный ремонт искусственных сооружений (конкурс № П/1), капитальный ремонт зданий (конкурс № 17), капитальный ремонт искусственных сооружений (конкурс № 20), ремонт верхнего строения пути (конкурс № 19) содержат требования к претендентам на заключение договора и составу представляемых ими документов в составе конкурсной заявки, существенным образом сокращающие круг участников торгов, в том числе требование о наличии опыта работ, аналогичных предмету торгов, с корпоративными клиентами, подтверждаемого соответствующими документами (претенденты, осуществляющие деятельность, связанную с предметом торгов, но не имеющие опыта с корпоративными клиентами, к участию в торгах не допускаются), влияющие на результат оценки квалификации претендента экспертной группой заказчика.

Указанные действия содержат признаки нарушения ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции.

В заседании комиссии представители ОАО «РЖД» пояснили, что квалификационные требования к участникам являются дополнительными и не могут являться основанием для отклонения конкурсной заявки. При проведении поименованных конкурсов железной дорогой не отклонено ни одного конкурсного предложения. Аналогичная позиция ОАО «РЖД» изложена в письменном пояснении от 22.12.2008 № 2675/Н. 

24.03.2008 ОАО «РЖД», в лице Дальневосточной железной дороги – филиал ОАО «РЖД», с ОАО «ДальЖасо» заключен договор № НЮ 821, предметом которого является страхование гражданской ответственности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты. Данный договор заключен по результатам открытого конкурса, извещение о проведении которого размещено на официальном сайте филиала 22.01.2008, проведенного не по правилам, установленным Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о размещении заказов).

По данному факту представители ОАО «РЖД» пояснили, что договор страхования ответственности с финансовой организацией заключен по результатам конкурса, что соответствует требованиям антимонопольного законодательства.

17.01.2007 ОАО «РЖД», в лице Дальневосточной железной дороги – филиал ОАО «РЖД», с ООО «Росгосстрах-Дальний Восток» заключен договор № НЮ 167 об организации обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО). Исходя из пояснения финансовой службы филиала (письмо от 23.10.2008 № 339-НФБ) отбор финансовых организаций, оказывающих услуги ОСАГО, осуществляется конкурсной комиссией ОАО «РЖД». Решения конкурсной комиссии ежегодно доводятся до сведения филиала посредством телеграмм. В подтверждение изложенному представлены телеграммы ОАО «РЖД» НР 862 17.01.2008 1024, НР 457 10.01.2007 1852, НР ОООЧЧЧ А 12.08.2005 1311, в соответствии с которыми ОАО «РЖД» доводит до сведения филиала перечень аккредитованных страховых компаний, с которыми следует заключать договоры ОСАГО, КАСКО (ОАО «СО «ЖАСО», ОАО «СО «ГАЗ», ОАО «Росгосстрах», ОСАО «Ингосстрах», ОАО «РОСНО», ОАО «Военно-Страховая компания», ОАО «Альфастраховвание»). Документы, подтверждающие факт проведения торгов, соблюдение процессуального порядка проведения торгов, установленного Законом о размещении заказов, филиалом не представлены.

Указанные действия содержат признаки нарушения ч. 1 ст. 18 Закона о защите конкуренции.

Комиссия Хабаровского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, рассмотрев материалы дела, заслушав доводы представителей ОАО «РЖД», пришла к следующему выводу.

Ст. 17 Закона о защите конкуренции установлены антимонопольные требования к торгам, в том числе запрет на осуществление действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Установление в конкурсной документации требования к претендентам на заключение договора о наличии опыта работ с корпоративными клиентами может привести к ограничению доступа к участию в торгах, так как не все хозяйствующие субъекты обладают таким опытом, но, тем не менее, имеют возможность оказывать услуги, выполнять работы, осуществлять поставку товаров по предмету торгов и имеют соответствующий опыт в данных сферах.  

Не может быть принят довод представителей ОАО «РЖД», что установление требования о наличии опыта с корпоративными клиентами не является основанием отказа в допуске к участию в торгах, и поэтому не может привести к ограничению доступа к участию в торгах, так как в конкурсных документациях отсутствует указание на второстепенность квалификационных требований и отсутствие последствий, в случае их несоблюдения.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях», осуществление железнодорожных перевозок отнесено к сферам деятельности субъектов естественных монополий. Приказом ФСТ России от 29.12.2004 № 435-т «О включении (исключении) организаций в (из) Реестр (а) субъектов естественных монополий на транспорте» ОАО «РЖД» включено в Реестр по виду деятельности - железнодорожные перевозки.

Ст. 18 Закона о защите конкуренции установлена обязанность субъектов естественных монополий осуществлять отбор финансовых организаций исключительно путем проведения торгов, в форме конкурса или аукциона, в порядке, определенном федеральным законом о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. В том числе финансовые организации, оказывающие услуги по страхованию ответственности.

Приведенное законоположение определяет единый порядок заключения договоров с финансовыми организациями, указанными в нем субъектами, по правилам, установленным Законом о размещении заказов, в связи с чем, проведение конкурса в отличном от установленного порядке является нарушением рассматриваемой нормы.

Доказательств соблюдения процедурного порядка заключения поименованных договоров в ходе контрольного мероприятия не установлено, а также не представлено в заседание комиссии представителями ОАО «РЖД».

На основании изложенного, руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, ч.ч. 1 – 4 ст. 41, ч. 1 ст. 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

      РЕШИЛА:

 

1. Признать действия ОАО «РЖД», в лице ДВОСТ ЖД филиал ОАО «РЖД», выразившиеся в установлении в конкурных документациях требования к претендентам на заключение договора и составу представляемых ими документов в составе конкурсной заявки о наличии опыта работ, аналогичных предмету торгов, с корпоративными клиентами, подтверждаемого соответствующими документами, нарушением ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции.

2. Признать действия ОАО «РЖД», в лице ДВОСТ ЖД филиал ОАО «РЖД», выразившиеся в заключении договора от 24.03.2008 № НЮ 821 с ОАО «ДальЖасо», предметом которого является страхование гражданской ответственности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, по результатам открытого конкурса, проведенного не в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», нарушением ч. 1 ст. 18 Закона о защите конкуренции.

3. Признать действия ОАО «РЖД», в лице ДВОСТ ЖД филиал ОАО «РЖД», выразившиеся в заключении договора от 17.01.2007 № НЮ 167 с ООО «Росгосстрах-Дальний Восток» об организации обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств без проведения торгов, нарушением ч. 1 ст. 18 Закона о защите конкуренции.

4. Выдать ОАО «РЖД» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

 

 Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

                                               

            ПРЕДПИСАНИЕ №6

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, ч. 4 ст. 41, ст. 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) на основании своего решения от 20.02.2009 № 5 по делу № 08-01/09 о нарушении ОАО «РЖД» ч. 1 ст. 17, ч. 1 ст. 18 Закона о защите конкуренции,

 

                      ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. ОАО «РЖД» прекратить нарушение ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции, с целью чего не допускать установление в тендерной документации требования к претендентам на заключение договора и составу представляемых ими документов в составе конкурсной или аукционной заявки о наличии опыта работ, аналогичных предмету торгов, с корпоративными клиентами, подтверждаемого соответствующими документами.

2. ОАО «РЖД» прекратить нарушение ч. 1 ст. 18 Закона о защите конкуренции, с целью чего совершить действия, направленные на обеспечение конкуренции:

- не допускать заключение договоров с финансовыми организациями, оказывающими финансовые услуги, указанные в ч. 1 ст. 18 Закона о защите конкуренции, без проведения торгов,

 - в срок до 20 апреля 2009 года провести торги на право заключения договора страхования гражданской ответственности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

3. Об исполнении п. 1 настоящего предписания сообщить в Хабаровское УФАС России в срок до 01 марта 2009 года.

Об исполнении п. 2 настоящего предписания сообщить в Хабаровское УФАС России в срок до 20 апреля 2009 года, с приложением подтверждающих документов (извещения о проведении торгов, тендерная документация, протоколы, составленные в ходе проведения торгов, с подтверждением их размещения на официальном сайте, договоры с финансовыми организациями, заключенные по результатам таких торгов).

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Нарушение требований части 1 статьи 17, части 1 статьи 18 Федерального закона «О защите конкуренции» (установление в конкурсной документации требований к претендентам на заключение договора о наличии аналогичного предмету торгов опыта работ с корпоративными клиентами, подтверждаемого соответствующими документами; заключение договора по результатам открытого конкурса, проведенного не в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»; заключение договора об организации обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств без проведения торгов).

[format] => full_html [safe_value] =>

Нарушение требований части 1 статьи 17, части 1 статьи 18 Федерального закона «О защите конкуренции» (установление в конкурсной документации требований к претендентам на заключение договора о наличии аналогичного предмету торгов опыта работ с корпоративными клиентами, подтверждаемого соответствующими документами; заключение договора по результатам открытого конкурса, проведенного не в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»; заключение договора об организации обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств без проведения торгов).

) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] =>

 

Методологические положения официального статистического учета по форме федерального статистического наблюдения № 1-МОН.doc

Форма № 1-МОН.doc

 

[format] => full_html [weight] => 6 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) [1] => Array ( [tid] => 31 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 31 [vid] => 6 [name] => Контроль органов власти [description] => [format] => full_html [weight] => 6 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2009-02-20 04:06:27 [timezone] => Asia/Vladivostok [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2009-02-20 04:06:27 [timezone] => Asia/Vladivostok [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1321553489 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 1 [comment_count] => 0 [name] => admin [picture] => 0 [data] => a:1:{s:7:"contact";i:0;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Хабаровское УФАС России )