Администрация сельского поселения "Село Аван" Вяземского муниципального района

Дата публикации: 17 июня 2009, 11:00

РЕШЕНИЕ №  25

                                                                                                               

          Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в присутствии представителей Администрации сельского поселения «Село Аван», от представителя МУП ЖКХ «Спектр» поступило ходатайство о рассмотрение настоящего дела в его отсутствие, рассмотрев дело № 8-01/99 по признакам нарушения администрацией сельского поселения «Село Аван» Вяземского муниципального района Хабаровского края требований ст.ст. 15, 20 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

 УСТАНОВИЛА:

 

          Хабаровским УФАС России в рамках осуществления контроля соблюдения антимонопольного законодательства установлено, что администрацией сельского поселения «Село Аван» (далее – Администрация) по договору аренды  от 03.07.2008 муниципальному унитарному предприятию жилищно-коммунального хозяйства «Спектр» (далее - МУП ЖКХ «Спектр») передано недвижимое муниципальное имущество (объекты тепло-, водоснабжения и водоотведения). Указанный договор заключен без проведения публичных процедур, а также без получения предусмотренного антимонопольным законодательством предварительного письменного согласия антимонопольного органа на передачу такого имущества.

При рассмотрении дела представитель администрации сельского поселения «Село Аван» пояснил следующее.

        Договор аренды имущественного комплекса от 03.07.2008 № 3 заключен Администрацией  с МУП ЖКХ «Спектр» для обеспечения населения поселения тепло-, водоснабжением и водоотведением, так как на территории сельского поселения отсутствуют организации, оказывающие данные виды услуг. Администрация не знала о необходимости направления в антимонопольный орган ходатайства о даче согласия на предоставление муниципальной помощи, в связи с отсутствием специалиста по антимонопольному законодательству.

        Дополнительных документов и информации в заседание Комиссии представлено не было.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, изучив материалы дела, заслушав доводы представителя ответчика, пришла к следующим выводам.

В соответствии с учредительными документами МУП ЖКХ «Спектр» является предприятием, созданным, в том числе для осуществления деятельности, приносящей ему прибыль (п. 2.1. Устава), следовательно, в понятии п.5 ст. 4 Закона о защите конкуренции данное предприятие является хозяйствующим субъектом.

В соответствии с п. 20 ст. 4 Закона о защите конкуренции, предоставление органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями преимущества, которое обеспечивает отдельным хозяйствующим субъектам по сравнению с другими участниками рынка (потенциальными участниками рынка) более выгодные условия деятельности на соответствующем товарном рынке, путем передачи имущества и (или) иных объектов гражданских прав, является муниципальной помощью, при этом данная норма не содержит исключений по видам и составу объектов гражданских прав, передача которых признается муниципальной помощью.

Ч. 2 ст. 19 Закона о защите конкуренции установлено, что не является муниципальной помощью:

- предоставление преимуществ в результате определённых федеральными законами действий уполномоченного органа на основании вступившего в законную силу решения суда, по результатам торгов или иным способом, определённым законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд;

- закрепление государственного или муниципального имущества за хозяйствующими субъектами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления;

- передача, выделение распределение государственного или муниципального имущества отдельным лицам в целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, военных действий и проведения контртеррористических операций;

- предусмотренное законом субъекта Российской Федерации о бюджете на соответствующий финансовый год или нормативным правовым актом представительного органа местного самоуправления о бюджете на соответствующий финансовый год предоставление денежных средств (бюджетного кредита, субсидии, субвенции, бюджетных инвестиций) из бюджета субъекта Российской Федерации на соответствующий год, местного бюджета на соответствующий год лицу, которое обратилось с просьбой о предоставлении денежных средств и соответствует установленному в указанном законе или нормативном акте требованию к виду деятельности получателя и месту её осуществления получателем.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» под вопросами местного значения понимаются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и данным Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

П. 4 ч.1 ст.14 названного закона организация в границах поселения водоснабжения населения и водоотведения отнесена к вопросам местного значения поселения.

С целью предоставления услуг жилищно-коммунального комплекса, согласно договору аренды имущественного комплекса от 03.07.2008 № 3, Администрацией МУП ЖКХ «Спектр» передано недвижимое имущество, что в понятии п. 20 ст. 4 Закона о защите конкуренции является муниципальной помощью, подлежащей контролю в порядке, установленном главой 5 данного закона.

         Согласно ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами, при этом осуществление прав владения, пользования, распоряжения муниципальным имуществом в первую очередь должно основываться на требованиях законодательства, в том числе антимонопольного.

Согласно ч. 1 ст. 20 Закона о защите конкуренции муниципальная помощь предоставляется с предварительного письменного согласия антимонопольного органа, за исключением случаев, если муниципальная помощь предоставляется в соответствии с федеральным законом; в соответствии с законом субъекта Российской Федерации о бюджете на соответствующий финансовый год; в соответствии с нормативным правовым актом представительного органа местного самоуправления о бюджете на соответствующий финансовый год; за счёт резервного фонда органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации; за счёт резервного фонда органа местного самоуправления.

Ч. 2 ст. 20 Закона о защите конкуренции установлено, что орган местного самоуправления, имеющий намерение предоставить муниципальную помощь, направляет в антимонопольный орган ходатайство о даче письменного согласия на предоставление такой помощи.

Таким образом, Законом о защите конкуренции установлено, что передача муниципального имущества органом местного самоуправления хозяйствующему субъекту возможна посредством трех основных способов:

1. через решение представительного органа власти (решение о бюджете);

2. через торги (в соответствии с действующим законодательством);

3. через согласование с антимонопольным органом (в соответствии с главой   5 Закона о защите конкуренции).

Все три способа исключают единоличное принятие решения, в той или иной степени являются публичными и конкурентными.

Установленный порядок предоставления муниципальной помощи направлен на обеспечение контроля состояния конкурентной среды и последствий передачи органами местного самоуправления имущества и иных объектов гражданских прав хозяйствующим субъектам для состояния конкурентной среды соответствующего товарного рынка.

Учитывая, что передача хозяйствующему субъекту прав на имущество обусловлена проведением торгов на право заключения соответствующего договора, либо предоставлением муниципальной помощи, в установленном законом порядке, Администрация, в зависимости от выбранного способа передачи такого имущества, должна была соблюсти определенные процедуры (согласование муниципальной помощи, проведение торгов).

Передача прав пользования муниципальным имуществом по вышеуказанному договору Администрацией осуществлена в целях, не предусмотренных ч. 1 ст. 19 Закона о защите конкуренции.

Таким образом, действия Администрации, в части заключения с МУП ЖКХ «Спектр» договора аренды от 03.07.2008 № 3 (передача в пользование муниципального имущества), в целях не соответствующих ст.19 Закона о защите конкуренции, а также без получения предварительного письменного согласия антимонопольного органа на предоставление названному хозяйствующему субъекту муниципальной помощи, являются нарушением установленного порядка предоставления муниципальной помощи, предусмотренного ст. 20 Закона о защите конкуренции.

       Кроме того, 02.07.2008 вступил в действие Федеральный закон от 30.06.2008 № 108-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 108), в соответствии с которым в Закон о защите конкуренции внесена статья 17.1 «Особенности порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества».

В соответствии с указанной статьей заключение договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения таких договоров, за исключением законодательно установленных случаев. Передача объектов муниципальной собственности в арендное пользование муниципального унитарного предприятия без проведения торгов к законодательно установленным исключениям не относится.

       Заключение после 02.07.2008 договоров передачи имущества без проведения конкурса или аукциона является нарушением требований, предусмотренных ст. 17.1 Закона о защите конкуренции.

Таким образом, действия Администрации, выразившиеся в заключении с МУП ЖКХ «Спектр» договора аренды имущественного комплекса от 03.07.2008 № 3 без проведения торгов на право его заключения, являются нарушением ст. 17.1 Закона о защите конкуренции.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, ч. 1- 4 ст. 41, ч. 1 ст. 49 Федерального Закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

                                                                                                   РЕШИЛА:

 

         1. Признать действия администрации сельского поселения «Село Аван», в части

передачи МУП ЖКХ «Спектр» в аренду муниципального имущества без проведения торгов, а также без получения предварительного письменного согласия антимонопольного органа, нарушением ст.ст. 17.1, 20 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Выдать администрации сельского поселения  «Село Аван» Вяземского муниципального района предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

  ПРЕДПИСАНИЕ №21

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, руководствуясь частью 1 статьи 21, статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ “О защите конкуренции” на основании своего решения от 17.06.2009 № 25 по делу № 8-01/99 о нарушении администрацией сельского поселения «Село Аван» Вяземского муниципального района Хабаровского края (682946, с. Аван, ул. Садовая, 10) статей 17.1, 20 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ “О защите конкуренции”,

 

           ПРЕДПИСЫВАЕТ

 

      1. Администрации сельского поселения «Село Аван» Вяземского муниципального района прекратить нарушение ст.ст. 17.1, 20 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ “О защите конкуренции”, с целью чего впредь при передаче в пользование хозяйствующим субъектам объектов муниципальной собственности, в том числе при продлении (переоформлении) договорных отношений, соблюдать требования, установленные антимонопольным законодательством.

     2.  В срок до 31.07.2009 сообщить в Хабаровское УФАС России о решении, принятом в целях исполнения п.1 настоящего предписания.

 

Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

stdClass Object ( [vid] => 7156 [uid] => 1 [title] => Администрация сельского поселения "Село Аван" Вяземского муниципального района [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 7156 [type] => solution [language] => ru [created] => 1245182400 [changed] => 1370523932 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370523932 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

РЕШЕНИЕ №  25

                                                                                                               

          Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в присутствии представителей Администрации сельского поселения «Село Аван», от представителя МУП ЖКХ «Спектр» поступило ходатайство о рассмотрение настоящего дела в его отсутствие, рассмотрев дело № 8-01/99 по признакам нарушения администрацией сельского поселения «Село Аван» Вяземского муниципального района Хабаровского края требований ст.ст. 15, 20 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

 УСТАНОВИЛА:

 

          Хабаровским УФАС России в рамках осуществления контроля соблюдения антимонопольного законодательства установлено, что администрацией сельского поселения «Село Аван» (далее – Администрация) по договору аренды  от 03.07.2008 муниципальному унитарному предприятию жилищно-коммунального хозяйства «Спектр» (далее - МУП ЖКХ «Спектр») передано недвижимое муниципальное имущество (объекты тепло-, водоснабжения и водоотведения). Указанный договор заключен без проведения публичных процедур, а также без получения предусмотренного антимонопольным законодательством предварительного письменного согласия антимонопольного органа на передачу такого имущества.

При рассмотрении дела представитель администрации сельского поселения «Село Аван» пояснил следующее.

        Договор аренды имущественного комплекса от 03.07.2008 № 3 заключен Администрацией  с МУП ЖКХ «Спектр» для обеспечения населения поселения тепло-, водоснабжением и водоотведением, так как на территории сельского поселения отсутствуют организации, оказывающие данные виды услуг. Администрация не знала о необходимости направления в антимонопольный орган ходатайства о даче согласия на предоставление муниципальной помощи, в связи с отсутствием специалиста по антимонопольному законодательству.

        Дополнительных документов и информации в заседание Комиссии представлено не было.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, изучив материалы дела, заслушав доводы представителя ответчика, пришла к следующим выводам.

В соответствии с учредительными документами МУП ЖКХ «Спектр» является предприятием, созданным, в том числе для осуществления деятельности, приносящей ему прибыль (п. 2.1. Устава), следовательно, в понятии п.5 ст. 4 Закона о защите конкуренции данное предприятие является хозяйствующим субъектом.

В соответствии с п. 20 ст. 4 Закона о защите конкуренции, предоставление органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями преимущества, которое обеспечивает отдельным хозяйствующим субъектам по сравнению с другими участниками рынка (потенциальными участниками рынка) более выгодные условия деятельности на соответствующем товарном рынке, путем передачи имущества и (или) иных объектов гражданских прав, является муниципальной помощью, при этом данная норма не содержит исключений по видам и составу объектов гражданских прав, передача которых признается муниципальной помощью.

Ч. 2 ст. 19 Закона о защите конкуренции установлено, что не является муниципальной помощью:

- предоставление преимуществ в результате определённых федеральными законами действий уполномоченного органа на основании вступившего в законную силу решения суда, по результатам торгов или иным способом, определённым законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд;

- закрепление государственного или муниципального имущества за хозяйствующими субъектами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления;

- передача, выделение распределение государственного или муниципального имущества отдельным лицам в целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, военных действий и проведения контртеррористических операций;

- предусмотренное законом субъекта Российской Федерации о бюджете на соответствующий финансовый год или нормативным правовым актом представительного органа местного самоуправления о бюджете на соответствующий финансовый год предоставление денежных средств (бюджетного кредита, субсидии, субвенции, бюджетных инвестиций) из бюджета субъекта Российской Федерации на соответствующий год, местного бюджета на соответствующий год лицу, которое обратилось с просьбой о предоставлении денежных средств и соответствует установленному в указанном законе или нормативном акте требованию к виду деятельности получателя и месту её осуществления получателем.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» под вопросами местного значения понимаются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и данным Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

П. 4 ч.1 ст.14 названного закона организация в границах поселения водоснабжения населения и водоотведения отнесена к вопросам местного значения поселения.

С целью предоставления услуг жилищно-коммунального комплекса, согласно договору аренды имущественного комплекса от 03.07.2008 № 3, Администрацией МУП ЖКХ «Спектр» передано недвижимое имущество, что в понятии п. 20 ст. 4 Закона о защите конкуренции является муниципальной помощью, подлежащей контролю в порядке, установленном главой 5 данного закона.

         Согласно ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами, при этом осуществление прав владения, пользования, распоряжения муниципальным имуществом в первую очередь должно основываться на требованиях законодательства, в том числе антимонопольного.

Согласно ч. 1 ст. 20 Закона о защите конкуренции муниципальная помощь предоставляется с предварительного письменного согласия антимонопольного органа, за исключением случаев, если муниципальная помощь предоставляется в соответствии с федеральным законом; в соответствии с законом субъекта Российской Федерации о бюджете на соответствующий финансовый год; в соответствии с нормативным правовым актом представительного органа местного самоуправления о бюджете на соответствующий финансовый год; за счёт резервного фонда органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации; за счёт резервного фонда органа местного самоуправления.

Ч. 2 ст. 20 Закона о защите конкуренции установлено, что орган местного самоуправления, имеющий намерение предоставить муниципальную помощь, направляет в антимонопольный орган ходатайство о даче письменного согласия на предоставление такой помощи.

Таким образом, Законом о защите конкуренции установлено, что передача муниципального имущества органом местного самоуправления хозяйствующему субъекту возможна посредством трех основных способов:

1. через решение представительного органа власти (решение о бюджете);

2. через торги (в соответствии с действующим законодательством);

3. через согласование с антимонопольным органом (в соответствии с главой   5 Закона о защите конкуренции).

Все три способа исключают единоличное принятие решения, в той или иной степени являются публичными и конкурентными.

Установленный порядок предоставления муниципальной помощи направлен на обеспечение контроля состояния конкурентной среды и последствий передачи органами местного самоуправления имущества и иных объектов гражданских прав хозяйствующим субъектам для состояния конкурентной среды соответствующего товарного рынка.

Учитывая, что передача хозяйствующему субъекту прав на имущество обусловлена проведением торгов на право заключения соответствующего договора, либо предоставлением муниципальной помощи, в установленном законом порядке, Администрация, в зависимости от выбранного способа передачи такого имущества, должна была соблюсти определенные процедуры (согласование муниципальной помощи, проведение торгов).

Передача прав пользования муниципальным имуществом по вышеуказанному договору Администрацией осуществлена в целях, не предусмотренных ч. 1 ст. 19 Закона о защите конкуренции.

Таким образом, действия Администрации, в части заключения с МУП ЖКХ «Спектр» договора аренды от 03.07.2008 № 3 (передача в пользование муниципального имущества), в целях не соответствующих ст.19 Закона о защите конкуренции, а также без получения предварительного письменного согласия антимонопольного органа на предоставление названному хозяйствующему субъекту муниципальной помощи, являются нарушением установленного порядка предоставления муниципальной помощи, предусмотренного ст. 20 Закона о защите конкуренции.

       Кроме того, 02.07.2008 вступил в действие Федеральный закон от 30.06.2008 № 108-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 108), в соответствии с которым в Закон о защите конкуренции внесена статья 17.1 «Особенности порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества».

В соответствии с указанной статьей заключение договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения таких договоров, за исключением законодательно установленных случаев. Передача объектов муниципальной собственности в арендное пользование муниципального унитарного предприятия без проведения торгов к законодательно установленным исключениям не относится.

       Заключение после 02.07.2008 договоров передачи имущества без проведения конкурса или аукциона является нарушением требований, предусмотренных ст. 17.1 Закона о защите конкуренции.

Таким образом, действия Администрации, выразившиеся в заключении с МУП ЖКХ «Спектр» договора аренды имущественного комплекса от 03.07.2008 № 3 без проведения торгов на право его заключения, являются нарушением ст. 17.1 Закона о защите конкуренции.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, ч. 1- 4 ст. 41, ч. 1 ст. 49 Федерального Закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

                                                                                                   РЕШИЛА:

 

         1. Признать действия администрации сельского поселения «Село Аван», в части

передачи МУП ЖКХ «Спектр» в аренду муниципального имущества без проведения торгов, а также без получения предварительного письменного согласия антимонопольного органа, нарушением ст.ст. 17.1, 20 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Выдать администрации сельского поселения  «Село Аван» Вяземского муниципального района предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

  ПРЕДПИСАНИЕ №21

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, руководствуясь частью 1 статьи 21, статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ “О защите конкуренции” на основании своего решения от 17.06.2009 № 25 по делу № 8-01/99 о нарушении администрацией сельского поселения «Село Аван» Вяземского муниципального района Хабаровского края (682946, с. Аван, ул. Садовая, 10) статей 17.1, 20 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ “О защите конкуренции”,

 

           ПРЕДПИСЫВАЕТ

 

      1. Администрации сельского поселения «Село Аван» Вяземского муниципального района прекратить нарушение ст.ст. 17.1, 20 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ “О защите конкуренции”, с целью чего впредь при передаче в пользование хозяйствующим субъектам объектов муниципальной собственности, в том числе при продлении (переоформлении) договорных отношений, соблюдать требования, установленные антимонопольным законодательством.

     2.  В срок до 31.07.2009 сообщить в Хабаровское УФАС России о решении, принятом в целях исполнения п.1 настоящего предписания.

 

Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

РЕШЕНИЕ №  25

                                                                                                               

          Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в присутствии представителей Администрации сельского поселения «Село Аван», от представителя МУП ЖКХ «Спектр» поступило ходатайство о рассмотрение настоящего дела в его отсутствие, рассмотрев дело № 8-01/99 по признакам нарушения администрацией сельского поселения «Село Аван» Вяземского муниципального района Хабаровского края требований ст.ст. 15, 20 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

 УСТАНОВИЛА:

 

          Хабаровским УФАС России в рамках осуществления контроля соблюдения антимонопольного законодательства установлено, что администрацией сельского поселения «Село Аван» (далее – Администрация) по договору аренды  от 03.07.2008 муниципальному унитарному предприятию жилищно-коммунального хозяйства «Спектр» (далее - МУП ЖКХ «Спектр») передано недвижимое муниципальное имущество (объекты тепло-, водоснабжения и водоотведения). Указанный договор заключен без проведения публичных процедур, а также без получения предусмотренного антимонопольным законодательством предварительного письменного согласия антимонопольного органа на передачу такого имущества.

При рассмотрении дела представитель администрации сельского поселения «Село Аван» пояснил следующее.

        Договор аренды имущественного комплекса от 03.07.2008 № 3 заключен Администрацией  с МУП ЖКХ «Спектр» для обеспечения населения поселения тепло-, водоснабжением и водоотведением, так как на территории сельского поселения отсутствуют организации, оказывающие данные виды услуг. Администрация не знала о необходимости направления в антимонопольный орган ходатайства о даче согласия на предоставление муниципальной помощи, в связи с отсутствием специалиста по антимонопольному законодательству.

        Дополнительных документов и информации в заседание Комиссии представлено не было.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, изучив материалы дела, заслушав доводы представителя ответчика, пришла к следующим выводам.

В соответствии с учредительными документами МУП ЖКХ «Спектр» является предприятием, созданным, в том числе для осуществления деятельности, приносящей ему прибыль (п. 2.1. Устава), следовательно, в понятии п.5 ст. 4 Закона о защите конкуренции данное предприятие является хозяйствующим субъектом.

В соответствии с п. 20 ст. 4 Закона о защите конкуренции, предоставление органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями преимущества, которое обеспечивает отдельным хозяйствующим субъектам по сравнению с другими участниками рынка (потенциальными участниками рынка) более выгодные условия деятельности на соответствующем товарном рынке, путем передачи имущества и (или) иных объектов гражданских прав, является муниципальной помощью, при этом данная норма не содержит исключений по видам и составу объектов гражданских прав, передача которых признается муниципальной помощью.

Ч. 2 ст. 19 Закона о защите конкуренции установлено, что не является муниципальной помощью:

- предоставление преимуществ в результате определённых федеральными законами действий уполномоченного органа на основании вступившего в законную силу решения суда, по результатам торгов или иным способом, определённым законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд;

- закрепление государственного или муниципального имущества за хозяйствующими субъектами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления;

- передача, выделение распределение государственного или муниципального имущества отдельным лицам в целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, военных действий и проведения контртеррористических операций;

- предусмотренное законом субъекта Российской Федерации о бюджете на соответствующий финансовый год или нормативным правовым актом представительного органа местного самоуправления о бюджете на соответствующий финансовый год предоставление денежных средств (бюджетного кредита, субсидии, субвенции, бюджетных инвестиций) из бюджета субъекта Российской Федерации на соответствующий год, местного бюджета на соответствующий год лицу, которое обратилось с просьбой о предоставлении денежных средств и соответствует установленному в указанном законе или нормативном акте требованию к виду деятельности получателя и месту её осуществления получателем.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» под вопросами местного значения понимаются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и данным Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

П. 4 ч.1 ст.14 названного закона организация в границах поселения водоснабжения населения и водоотведения отнесена к вопросам местного значения поселения.

С целью предоставления услуг жилищно-коммунального комплекса, согласно договору аренды имущественного комплекса от 03.07.2008 № 3, Администрацией МУП ЖКХ «Спектр» передано недвижимое имущество, что в понятии п. 20 ст. 4 Закона о защите конкуренции является муниципальной помощью, подлежащей контролю в порядке, установленном главой 5 данного закона.

         Согласно ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами, при этом осуществление прав владения, пользования, распоряжения муниципальным имуществом в первую очередь должно основываться на требованиях законодательства, в том числе антимонопольного.

Согласно ч. 1 ст. 20 Закона о защите конкуренции муниципальная помощь предоставляется с предварительного письменного согласия антимонопольного органа, за исключением случаев, если муниципальная помощь предоставляется в соответствии с федеральным законом; в соответствии с законом субъекта Российской Федерации о бюджете на соответствующий финансовый год; в соответствии с нормативным правовым актом представительного органа местного самоуправления о бюджете на соответствующий финансовый год; за счёт резервного фонда органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации; за счёт резервного фонда органа местного самоуправления.

Ч. 2 ст. 20 Закона о защите конкуренции установлено, что орган местного самоуправления, имеющий намерение предоставить муниципальную помощь, направляет в антимонопольный орган ходатайство о даче письменного согласия на предоставление такой помощи.

Таким образом, Законом о защите конкуренции установлено, что передача муниципального имущества органом местного самоуправления хозяйствующему субъекту возможна посредством трех основных способов:

1. через решение представительного органа власти (решение о бюджете);

2. через торги (в соответствии с действующим законодательством);

3. через согласование с антимонопольным органом (в соответствии с главой   5 Закона о защите конкуренции).

Все три способа исключают единоличное принятие решения, в той или иной степени являются публичными и конкурентными.

Установленный порядок предоставления муниципальной помощи направлен на обеспечение контроля состояния конкурентной среды и последствий передачи органами местного самоуправления имущества и иных объектов гражданских прав хозяйствующим субъектам для состояния конкурентной среды соответствующего товарного рынка.

Учитывая, что передача хозяйствующему субъекту прав на имущество обусловлена проведением торгов на право заключения соответствующего договора, либо предоставлением муниципальной помощи, в установленном законом порядке, Администрация, в зависимости от выбранного способа передачи такого имущества, должна была соблюсти определенные процедуры (согласование муниципальной помощи, проведение торгов).

Передача прав пользования муниципальным имуществом по вышеуказанному договору Администрацией осуществлена в целях, не предусмотренных ч. 1 ст. 19 Закона о защите конкуренции.

Таким образом, действия Администрации, в части заключения с МУП ЖКХ «Спектр» договора аренды от 03.07.2008 № 3 (передача в пользование муниципального имущества), в целях не соответствующих ст.19 Закона о защите конкуренции, а также без получения предварительного письменного согласия антимонопольного органа на предоставление названному хозяйствующему субъекту муниципальной помощи, являются нарушением установленного порядка предоставления муниципальной помощи, предусмотренного ст. 20 Закона о защите конкуренции.

       Кроме того, 02.07.2008 вступил в действие Федеральный закон от 30.06.2008 № 108-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 108), в соответствии с которым в Закон о защите конкуренции внесена статья 17.1 «Особенности порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества».

В соответствии с указанной статьей заключение договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения таких договоров, за исключением законодательно установленных случаев. Передача объектов муниципальной собственности в арендное пользование муниципального унитарного предприятия без проведения торгов к законодательно установленным исключениям не относится.

       Заключение после 02.07.2008 договоров передачи имущества без проведения конкурса или аукциона является нарушением требований, предусмотренных ст. 17.1 Закона о защите конкуренции.

Таким образом, действия Администрации, выразившиеся в заключении с МУП ЖКХ «Спектр» договора аренды имущественного комплекса от 03.07.2008 № 3 без проведения торгов на право его заключения, являются нарушением ст. 17.1 Закона о защите конкуренции.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, ч. 1- 4 ст. 41, ч. 1 ст. 49 Федерального Закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

                                                                                                   РЕШИЛА:

 

         1. Признать действия администрации сельского поселения «Село Аван», в части

передачи МУП ЖКХ «Спектр» в аренду муниципального имущества без проведения торгов, а также без получения предварительного письменного согласия антимонопольного органа, нарушением ст.ст. 17.1, 20 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Выдать администрации сельского поселения  «Село Аван» Вяземского муниципального района предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

  ПРЕДПИСАНИЕ №21

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, руководствуясь частью 1 статьи 21, статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ “О защите конкуренции” на основании своего решения от 17.06.2009 № 25 по делу № 8-01/99 о нарушении администрацией сельского поселения «Село Аван» Вяземского муниципального района Хабаровского края (682946, с. Аван, ул. Садовая, 10) статей 17.1, 20 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ “О защите конкуренции”,

 

           ПРЕДПИСЫВАЕТ

 

      1. Администрации сельского поселения «Село Аван» Вяземского муниципального района прекратить нарушение ст.ст. 17.1, 20 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ “О защите конкуренции”, с целью чего впредь при передаче в пользование хозяйствующим субъектам объектов муниципальной собственности, в том числе при продлении (переоформлении) договорных отношений, соблюдать требования, установленные антимонопольным законодательством.

     2.  В срок до 31.07.2009 сообщить в Хабаровское УФАС России о решении, принятом в целях исполнения п.1 настоящего предписания.

 

Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Нарушение требований  статей 17.1, 20 Федерального закона «О защите конкуренции» (передача МУП ЖКХ «Спектр» муниципального имущества без проведения торгов, а также без получения предварительного письменного согласия антимонопольного органа).

[format] => full_html [safe_value] =>

Нарушение требований  статей 17.1, 20 Федерального закона «О защите конкуренции» (передача МУП ЖКХ «Спектр» муниципального имущества без проведения торгов, а также без получения предварительного письменного согласия антимонопольного органа).

) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] =>

 

Методологические положения официального статистического учета по форме федерального статистического наблюдения № 1-МОН.doc

Форма № 1-МОН.doc

 

[format] => full_html [weight] => 6 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) [1] => Array ( [tid] => 31 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 31 [vid] => 6 [name] => Контроль органов власти [description] => [format] => full_html [weight] => 6 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2009-06-17 00:00:00 [timezone] => Asia/Vladivostok [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2009-06-17 00:00:00 [timezone] => Asia/Vladivostok [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1321553489 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 1 [comment_count] => 0 [name] => admin [picture] => 0 [data] => a:1:{s:7:"contact";i:0;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Хабаровское УФАС России )