РЕШЕНИЕ № 57
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, рассмотрев дело № 8-01/237 по признакам нарушения Администрацией Аяно-Майского муниципального района требований статьи 17.1 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закона о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю поступило обращение Следственного отдела по Аяно-Майскому району Следственного управления Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации по Хабаровскому краю (далее – Комитет) на действия Администрации Аяно-Майского муниципального района, в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Аяно-Майского муниципального района (далее –Комитет по имуществу), связанные с передачей объектов муниципальной собственности в пользование хозяйствующего субъекта, без проведения торгов.
Между Комитетом по имуществу и МУП «Аяно-Майская управляющая компания» (далее – Предприятие) заключен договор от 16.09.2008 №1 о передаче Предприятию в аренду имущества, являющегося муниципальной собственностью, для осуществления основной производственной деятельности и обеспечения непрерывного производственного процесса снабжения потребителей топливно-энергетическими ресурсами, согласно приложению 1 к договору, на сумму 174 млн. руб.
Комитет считает, что вышеуказанные действия Администрации препятствуют развитию конкуренции, ущемляют интересы хозяйствующих субъектов, желающих получить права пользования муниципальным имуществом.
Кроме того, одновременно с указанным имуществом Администрацией Аяно-Майского муниципального района Предприятию передан пирс инв. №000 000 34, расположенный в бухте Аян Охотского моря, являющийся единственным причалом на территории Аяно-Майского района. При осуществлении своей деятельности Предприятие оказывает услуги пирса (п.2.2 Устава). Оказание данных услуг осуществляется согласно заключенным договорам с судовладельцами, которые занимаются доставкой грузов, добычей водно-биологических ресурсов. Приказом предприятия от 13.04.2009 №50-п установлены тарифы на работу автомобильной техники на пирсе и стоянку судов у причальной стенки. Так, стоимость въезда и 1 часа работы автомобильной техники на пирсе составляет 237,50, стоянка судов у причальной стенки пирса 4483,86 за 1 час.
К обращению Комитета приложено 11 договоров, заключенных между Предприятием и хозяйствующими субъектами, осуществляющими доставку грузов, добычу водных биологических ресурсов, подтверждающих взимание Предприятием платы с данных хозяйствующих субъектов за услуги пирса.
Комитет считает, что действия предприятия, установившего тариф на доступ судов к берегу, препятствуют осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, связанной с доставкой грузов на берег и добычей водных биологических ресурсов.
Хабаровским УФАС России Определением о назначении дела №8-01/237 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению от 04.09.2009 №7/944 у Комитета по имуществу запрошено правовое основание передачи Предприятию муниципального имущества.
Письмом от 28.09.2009 №0-24/1512 Главой Аяно-Майского муниципального района пояснено следующее.
В соответствии с письмом Федеральной антимонопольной службы от 02.04.2008 №ИА/7334 «О применении антимонопольного законодательства при осуществлении контроля за сделками с объектами коммунальной инфраструктуры, находящимися в государственной или муниципальной собственности» администрацией муниципального района, Комитетом по имуществу, приняты меры по предупреждению нарушений антимонопольного законодательства при передаче прав на объекты коммунальной инфраструктуры
Кроме того, во исполнение Закона о защите конкуренции, а также в соответствии с Методическими рекомендациями ФАС России по проведению органами государственной власти и органами местного самоуправления торгов при передаче имущественных прав на объекты коммунальной инфраструктуры, а также с целью выбора хозяйствующего субъекта, обеспечивающего наиболее эффективную эксплуатацию объектов коммунальной инфраструктуры, а также лучшие условия оказания услуг потребителям, Администрацией проводятся мероприятия по приведению в соответствие с требованиями действующего антимонопольного законодательства документов, регулирующие арендные отношения на объекты коммунальной инфраструктуры.
Опубликовано информационное сообщение о проведении открытого конкурса на право заключения договора аренды имущества муниципального образования – Аяно - Майского муниципального района (объекты, входящие в состав единого производственно-технологического комплекса, используемые для обеспечения непрерывного производственного процесса снабжения потребителей топливно-энетргетическими ресурсами) в районной газете «Звезда Севера» от 21.09.2009 №74.
Дополнительных документов и информации в заседание Комиссии стороны не представили.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, изучив материалы дела, пришла к следующему выводу.
Распоряжением Главы Аяно-Майского муниципального района от 09.01.2008 №1-р создано МУП «Аяно-Майская управляющая компания». Согласно п.2.2. Устава Предприятие осуществляет следующие виды деятельности:
- теплоснабжение;
- электроснабжение;
- водоснабжение;
- санитарная очистка;
- услуги бани;
- услуги гостиницы;
-лесозаготовки, обеспечение дровами;
- услуги пирса;
- прием, хранение и реализация нефтепродуктов;
- услуги транспорта, в том числе пассажирские перевозки;
- содержание погоста и оказание ритуальных услуг;
-строительные работы, посредническая и прочая коммерческая деятельность.
Согласно договору от 16.09.08 № 1 и акту приема-передачи имущества к данному договору Комитетом по имуществу Предприятию передано муниципальное имущество для осуществления основной производственной деятельности и обеспечения непрерывного производственного процесса снабжения потребителей топливно-энергетическими ресурсами. Документы, подтверждающие проведение торгов на право заключения договора, ни Администрация Аяно-Майского муниципального района, ни Комитет по имуществу не представили.
Вышеназванные виды услуг являются самостоятельными видами деятельности, оказание которых может осуществляться любым хозяйствующим субъектом, имеющим свободный доступ к соответствующей производственной инфраструктуре.
Вместе с тем, Предприятию без проведения торгов передан комплекс объектов муниципальной собственности, предназначенный для осуществления поименованных видов деятельности в совокупности.
Согласно ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
02.07.2008 вступил в действие Федеральный закон от 30.06.2008 № 108-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 108), в соответствии с которым в Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) внесена статья 17.1 «Особенности порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества».
В соответствии с указанной статьей заключение договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения таких договоров, за исключением законодательно установленных случаев. Передача объектов муниципальной собственности в арендное пользование муниципального унитарного предприятия без проведения торгов к законодательно установленным исключениям не относится.
Проведение торгов способствует развитию конкуренции за обладание ограниченным ресурсом путем создания условий для выбора контрагента, предлагающего наилучшие условия его использования, что обеспечивает равный доступ к муниципальному имуществу всех заинтересованных лиц, а также обеспечивает соблюдение интересов собственника имущества, имеющего намерение передать его на наиболее выгодных условиях. Проведение торгов ведет к эффективному использованию и обеспечению благоприятных и безопасных условий пользования объектами коммунальной инфраструктуры, находящимися в муниципальной собственности, развитию конкурентной среды на соответствующем товарном рынке.
Заключение с хозяйствующими субъектами после 02.07.2008 договоров передачи имущества без проведения конкурса или аукциона является нарушением порядка заключения таких договоров, установленного ст. 17.1 Закона о защите конкуренции.
Таким образом, действия Комитета по имуществу, выразившиеся в передаче в аренду муниципального имущества Предприятию без проведения торгов, противоречат ст. 17.1 Закона о защите конкуренции.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1статьи 41, частью 1 статьи 48, 49 Федерального закона от 26.07.2007 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
РЕШИЛА:
1. Признать действия Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Аяно-Майского муниципального района, выразившееся в передаче в арендное пользование без проведения торгов МУП «Аяно-Майская управляющая компания» муниципального имущества (договор аренды от 16.09.2008 №1), нарушением ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
2. Выдать Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации Аяно-Майского муниципального района предписание о совершении действий направленных на обеспечение конкуренции.
3. Рекомендовать Комитету по управлению муниципальным имуществом Администрации Аяно-Майского муниципального района рассмотреть вопрос о расторжении договора аренды муниципального имущества от 16.09.2008 №1, заключенного с МУП «Аяно-Майская управляющая компания», с предоставлением в Хабаровское УФАС России подтверждающих документов.
4. В случае непоступления от Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации Аяно-Майского муниципального района в срок до 11 декабря 2009 года документов, указанных в п. 3 настоящего решения, обратиться в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании договора аренды от 16.09.2008 №1 недействительным.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ № 48
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ “О защите конкуренции” на основании своего решения от 09.10.2009 № 57 по делу № 8-01/237 о нарушении Комитетом по управлению муниципальным имуществом Аяно-Майского муниципального района 1стическая, 8муниципальнымльным имушщестом Вяземского муниципального района статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ “О защите конкуренции”,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации Аяно-Майского муниципального района прекратить нарушение ст.17.1 Федерального Закона от 26.06.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в передаче в арендное пользование без проведения торгов МУП «Аяно-Майская управляющая компания» муниципального имущества (договор аренды от 16.09.2008 №1), с целью чего совершить действия направленные на обеспечение конкуренции:
- при заключении договоров в отношении муниципального имущества, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении такого имущества соблюдать положения ст.17.1 Федерального Закона от 26.06.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»;
- в срок до 11 декабря 2009 провести торги на право заключения договора в отношении объектов муниципальной собственности, указанных в приложении к договору аренды от 16.09.2008 №1, в порядке установленном Федеральным Законом от 26.06.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».
4. Об исполнении настоящего предписания письменно сообщить в Хабаровское УФАС России в срок до 15 декабря 2009 года, с приложением подтверждающих документов.
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
stdClass Object
(
[vid] => 7168
[uid] => 1
[title] => Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Аяно-Майского муниципального района
[log] =>
[status] => 1
[comment] => 1
[promote] => 0
[sticky] => 0
[nid] => 7168
[type] => solution
[language] => ru
[created] => 1255045945
[changed] => 1370523932
[tnid] => 0
[translate] => 0
[revision_timestamp] => 1370523932
[revision_uid] => 0
[body] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[value] =>
РЕШЕНИЕ № 57
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, рассмотрев дело № 8-01/237 по признакам нарушения Администрацией Аяно-Майского муниципального района требований статьи 17.1 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закона о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю поступило обращение Следственного отдела по Аяно-Майскому району Следственного управления Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации по Хабаровскому краю (далее – Комитет) на действия Администрации Аяно-Майского муниципального района, в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Аяно-Майского муниципального района (далее –Комитет по имуществу), связанные с передачей объектов муниципальной собственности в пользование хозяйствующего субъекта, без проведения торгов.
Между Комитетом по имуществу и МУП «Аяно-Майская управляющая компания» (далее – Предприятие) заключен договор от 16.09.2008 №1 о передаче Предприятию в аренду имущества, являющегося муниципальной собственностью, для осуществления основной производственной деятельности и обеспечения непрерывного производственного процесса снабжения потребителей топливно-энергетическими ресурсами, согласно приложению 1 к договору, на сумму 174 млн. руб.
Комитет считает, что вышеуказанные действия Администрации препятствуют развитию конкуренции, ущемляют интересы хозяйствующих субъектов, желающих получить права пользования муниципальным имуществом.
Кроме того, одновременно с указанным имуществом Администрацией Аяно-Майского муниципального района Предприятию передан пирс инв. №000 000 34, расположенный в бухте Аян Охотского моря, являющийся единственным причалом на территории Аяно-Майского района. При осуществлении своей деятельности Предприятие оказывает услуги пирса (п.2.2 Устава). Оказание данных услуг осуществляется согласно заключенным договорам с судовладельцами, которые занимаются доставкой грузов, добычей водно-биологических ресурсов. Приказом предприятия от 13.04.2009 №50-п установлены тарифы на работу автомобильной техники на пирсе и стоянку судов у причальной стенки. Так, стоимость въезда и 1 часа работы автомобильной техники на пирсе составляет 237,50, стоянка судов у причальной стенки пирса 4483,86 за 1 час.
К обращению Комитета приложено 11 договоров, заключенных между Предприятием и хозяйствующими субъектами, осуществляющими доставку грузов, добычу водных биологических ресурсов, подтверждающих взимание Предприятием платы с данных хозяйствующих субъектов за услуги пирса.
Комитет считает, что действия предприятия, установившего тариф на доступ судов к берегу, препятствуют осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, связанной с доставкой грузов на берег и добычей водных биологических ресурсов.
Хабаровским УФАС России Определением о назначении дела №8-01/237 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению от 04.09.2009 №7/944 у Комитета по имуществу запрошено правовое основание передачи Предприятию муниципального имущества.
Письмом от 28.09.2009 №0-24/1512 Главой Аяно-Майского муниципального района пояснено следующее.
В соответствии с письмом Федеральной антимонопольной службы от 02.04.2008 №ИА/7334 «О применении антимонопольного законодательства при осуществлении контроля за сделками с объектами коммунальной инфраструктуры, находящимися в государственной или муниципальной собственности» администрацией муниципального района, Комитетом по имуществу, приняты меры по предупреждению нарушений антимонопольного законодательства при передаче прав на объекты коммунальной инфраструктуры
Кроме того, во исполнение Закона о защите конкуренции, а также в соответствии с Методическими рекомендациями ФАС России по проведению органами государственной власти и органами местного самоуправления торгов при передаче имущественных прав на объекты коммунальной инфраструктуры, а также с целью выбора хозяйствующего субъекта, обеспечивающего наиболее эффективную эксплуатацию объектов коммунальной инфраструктуры, а также лучшие условия оказания услуг потребителям, Администрацией проводятся мероприятия по приведению в соответствие с требованиями действующего антимонопольного законодательства документов, регулирующие арендные отношения на объекты коммунальной инфраструктуры.
Опубликовано информационное сообщение о проведении открытого конкурса на право заключения договора аренды имущества муниципального образования – Аяно - Майского муниципального района (объекты, входящие в состав единого производственно-технологического комплекса, используемые для обеспечения непрерывного производственного процесса снабжения потребителей топливно-энетргетическими ресурсами) в районной газете «Звезда Севера» от 21.09.2009 №74.
Дополнительных документов и информации в заседание Комиссии стороны не представили.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, изучив материалы дела, пришла к следующему выводу.
Распоряжением Главы Аяно-Майского муниципального района от 09.01.2008 №1-р создано МУП «Аяно-Майская управляющая компания». Согласно п.2.2. Устава Предприятие осуществляет следующие виды деятельности:
- теплоснабжение;
- электроснабжение;
- водоснабжение;
- санитарная очистка;
- услуги бани;
- услуги гостиницы;
-лесозаготовки, обеспечение дровами;
- услуги пирса;
- прием, хранение и реализация нефтепродуктов;
- услуги транспорта, в том числе пассажирские перевозки;
- содержание погоста и оказание ритуальных услуг;
-строительные работы, посредническая и прочая коммерческая деятельность.
Согласно договору от 16.09.08 № 1 и акту приема-передачи имущества к данному договору Комитетом по имуществу Предприятию передано муниципальное имущество для осуществления основной производственной деятельности и обеспечения непрерывного производственного процесса снабжения потребителей топливно-энергетическими ресурсами. Документы, подтверждающие проведение торгов на право заключения договора, ни Администрация Аяно-Майского муниципального района, ни Комитет по имуществу не представили.
Вышеназванные виды услуг являются самостоятельными видами деятельности, оказание которых может осуществляться любым хозяйствующим субъектом, имеющим свободный доступ к соответствующей производственной инфраструктуре.
Вместе с тем, Предприятию без проведения торгов передан комплекс объектов муниципальной собственности, предназначенный для осуществления поименованных видов деятельности в совокупности.
Согласно ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
02.07.2008 вступил в действие Федеральный закон от 30.06.2008 № 108-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 108), в соответствии с которым в Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) внесена статья 17.1 «Особенности порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества».
В соответствии с указанной статьей заключение договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения таких договоров, за исключением законодательно установленных случаев. Передача объектов муниципальной собственности в арендное пользование муниципального унитарного предприятия без проведения торгов к законодательно установленным исключениям не относится.
Проведение торгов способствует развитию конкуренции за обладание ограниченным ресурсом путем создания условий для выбора контрагента, предлагающего наилучшие условия его использования, что обеспечивает равный доступ к муниципальному имуществу всех заинтересованных лиц, а также обеспечивает соблюдение интересов собственника имущества, имеющего намерение передать его на наиболее выгодных условиях. Проведение торгов ведет к эффективному использованию и обеспечению благоприятных и безопасных условий пользования объектами коммунальной инфраструктуры, находящимися в муниципальной собственности, развитию конкурентной среды на соответствующем товарном рынке.
Заключение с хозяйствующими субъектами после 02.07.2008 договоров передачи имущества без проведения конкурса или аукциона является нарушением порядка заключения таких договоров, установленного ст. 17.1 Закона о защите конкуренции.
Таким образом, действия Комитета по имуществу, выразившиеся в передаче в аренду муниципального имущества Предприятию без проведения торгов, противоречат ст. 17.1 Закона о защите конкуренции.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1статьи 41, частью 1 статьи 48, 49 Федерального закона от 26.07.2007 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
РЕШИЛА:
1. Признать действия Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Аяно-Майского муниципального района, выразившееся в передаче в арендное пользование без проведения торгов МУП «Аяно-Майская управляющая компания» муниципального имущества (договор аренды от 16.09.2008 №1), нарушением ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
2. Выдать Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации Аяно-Майского муниципального района предписание о совершении действий направленных на обеспечение конкуренции.
3. Рекомендовать Комитету по управлению муниципальным имуществом Администрации Аяно-Майского муниципального района рассмотреть вопрос о расторжении договора аренды муниципального имущества от 16.09.2008 №1, заключенного с МУП «Аяно-Майская управляющая компания», с предоставлением в Хабаровское УФАС России подтверждающих документов.
4. В случае непоступления от Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации Аяно-Майского муниципального района в срок до 11 декабря 2009 года документов, указанных в п. 3 настоящего решения, обратиться в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании договора аренды от 16.09.2008 №1 недействительным.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ № 48
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ “О защите конкуренции” на основании своего решения от 09.10.2009 № 57 по делу № 8-01/237 о нарушении Комитетом по управлению муниципальным имуществом Аяно-Майского муниципального района 1стическая, 8муниципальнымльным имушщестом Вяземского муниципального района статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ “О защите конкуренции”,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации Аяно-Майского муниципального района прекратить нарушение ст.17.1 Федерального Закона от 26.06.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в передаче в арендное пользование без проведения торгов МУП «Аяно-Майская управляющая компания» муниципального имущества (договор аренды от 16.09.2008 №1), с целью чего совершить действия направленные на обеспечение конкуренции:
- при заключении договоров в отношении муниципального имущества, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении такого имущества соблюдать положения ст.17.1 Федерального Закона от 26.06.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»;
- в срок до 11 декабря 2009 провести торги на право заключения договора в отношении объектов муниципальной собственности, указанных в приложении к договору аренды от 16.09.2008 №1, в порядке установленном Федеральным Законом от 26.06.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».
4. Об исполнении настоящего предписания письменно сообщить в Хабаровское УФАС России в срок до 15 декабря 2009 года, с приложением подтверждающих документов.
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
[summary] =>
[format] => full_html
[safe_value] =>
РЕШЕНИЕ № 57
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, рассмотрев дело № 8-01/237 по признакам нарушения Администрацией Аяно-Майского муниципального района требований статьи 17.1 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закона о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю поступило обращение Следственного отдела по Аяно-Майскому району Следственного управления Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации по Хабаровскому краю (далее – Комитет) на действия Администрации Аяно-Майского муниципального района, в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Аяно-Майского муниципального района (далее –Комитет по имуществу), связанные с передачей объектов муниципальной собственности в пользование хозяйствующего субъекта, без проведения торгов.
Между Комитетом по имуществу и МУП «Аяно-Майская управляющая компания» (далее – Предприятие) заключен договор от 16.09.2008 №1 о передаче Предприятию в аренду имущества, являющегося муниципальной собственностью, для осуществления основной производственной деятельности и обеспечения непрерывного производственного процесса снабжения потребителей топливно-энергетическими ресурсами, согласно приложению 1 к договору, на сумму 174 млн. руб.
Комитет считает, что вышеуказанные действия Администрации препятствуют развитию конкуренции, ущемляют интересы хозяйствующих субъектов, желающих получить права пользования муниципальным имуществом.
Кроме того, одновременно с указанным имуществом Администрацией Аяно-Майского муниципального района Предприятию передан пирс инв. №000 000 34, расположенный в бухте Аян Охотского моря, являющийся единственным причалом на территории Аяно-Майского района. При осуществлении своей деятельности Предприятие оказывает услуги пирса (п.2.2 Устава). Оказание данных услуг осуществляется согласно заключенным договорам с судовладельцами, которые занимаются доставкой грузов, добычей водно-биологических ресурсов. Приказом предприятия от 13.04.2009 №50-п установлены тарифы на работу автомобильной техники на пирсе и стоянку судов у причальной стенки. Так, стоимость въезда и 1 часа работы автомобильной техники на пирсе составляет 237,50, стоянка судов у причальной стенки пирса 4483,86 за 1 час.
К обращению Комитета приложено 11 договоров, заключенных между Предприятием и хозяйствующими субъектами, осуществляющими доставку грузов, добычу водных биологических ресурсов, подтверждающих взимание Предприятием платы с данных хозяйствующих субъектов за услуги пирса.
Комитет считает, что действия предприятия, установившего тариф на доступ судов к берегу, препятствуют осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, связанной с доставкой грузов на берег и добычей водных биологических ресурсов.
Хабаровским УФАС России Определением о назначении дела №8-01/237 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению от 04.09.2009 №7/944 у Комитета по имуществу запрошено правовое основание передачи Предприятию муниципального имущества.
Письмом от 28.09.2009 №0-24/1512 Главой Аяно-Майского муниципального района пояснено следующее.
В соответствии с письмом Федеральной антимонопольной службы от 02.04.2008 №ИА/7334 «О применении антимонопольного законодательства при осуществлении контроля за сделками с объектами коммунальной инфраструктуры, находящимися в государственной или муниципальной собственности» администрацией муниципального района, Комитетом по имуществу, приняты меры по предупреждению нарушений антимонопольного законодательства при передаче прав на объекты коммунальной инфраструктуры
Кроме того, во исполнение Закона о защите конкуренции, а также в соответствии с Методическими рекомендациями ФАС России по проведению органами государственной власти и органами местного самоуправления торгов при передаче имущественных прав на объекты коммунальной инфраструктуры, а также с целью выбора хозяйствующего субъекта, обеспечивающего наиболее эффективную эксплуатацию объектов коммунальной инфраструктуры, а также лучшие условия оказания услуг потребителям, Администрацией проводятся мероприятия по приведению в соответствие с требованиями действующего антимонопольного законодательства документов, регулирующие арендные отношения на объекты коммунальной инфраструктуры.
Опубликовано информационное сообщение о проведении открытого конкурса на право заключения договора аренды имущества муниципального образования – Аяно - Майского муниципального района (объекты, входящие в состав единого производственно-технологического комплекса, используемые для обеспечения непрерывного производственного процесса снабжения потребителей топливно-энетргетическими ресурсами) в районной газете «Звезда Севера» от 21.09.2009 №74.
Дополнительных документов и информации в заседание Комиссии стороны не представили.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, изучив материалы дела, пришла к следующему выводу.
Распоряжением Главы Аяно-Майского муниципального района от 09.01.2008 №1-р создано МУП «Аяно-Майская управляющая компания». Согласно п.2.2. Устава Предприятие осуществляет следующие виды деятельности:
- теплоснабжение;
- электроснабжение;
- водоснабжение;
- санитарная очистка;
- услуги бани;
- услуги гостиницы;
-лесозаготовки, обеспечение дровами;
- услуги пирса;
- прием, хранение и реализация нефтепродуктов;
- услуги транспорта, в том числе пассажирские перевозки;
- содержание погоста и оказание ритуальных услуг;
-строительные работы, посредническая и прочая коммерческая деятельность.
Согласно договору от 16.09.08 № 1 и акту приема-передачи имущества к данному договору Комитетом по имуществу Предприятию передано муниципальное имущество для осуществления основной производственной деятельности и обеспечения непрерывного производственного процесса снабжения потребителей топливно-энергетическими ресурсами. Документы, подтверждающие проведение торгов на право заключения договора, ни Администрация Аяно-Майского муниципального района, ни Комитет по имуществу не представили.
Вышеназванные виды услуг являются самостоятельными видами деятельности, оказание которых может осуществляться любым хозяйствующим субъектом, имеющим свободный доступ к соответствующей производственной инфраструктуре.
Вместе с тем, Предприятию без проведения торгов передан комплекс объектов муниципальной собственности, предназначенный для осуществления поименованных видов деятельности в совокупности.
Согласно ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
02.07.2008 вступил в действие Федеральный закон от 30.06.2008 № 108-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 108), в соответствии с которым в Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) внесена статья 17.1 «Особенности порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества».
В соответствии с указанной статьей заключение договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения таких договоров, за исключением законодательно установленных случаев. Передача объектов муниципальной собственности в арендное пользование муниципального унитарного предприятия без проведения торгов к законодательно установленным исключениям не относится.
Проведение торгов способствует развитию конкуренции за обладание ограниченным ресурсом путем создания условий для выбора контрагента, предлагающего наилучшие условия его использования, что обеспечивает равный доступ к муниципальному имуществу всех заинтересованных лиц, а также обеспечивает соблюдение интересов собственника имущества, имеющего намерение передать его на наиболее выгодных условиях. Проведение торгов ведет к эффективному использованию и обеспечению благоприятных и безопасных условий пользования объектами коммунальной инфраструктуры, находящимися в муниципальной собственности, развитию конкурентной среды на соответствующем товарном рынке.
Заключение с хозяйствующими субъектами после 02.07.2008 договоров передачи имущества без проведения конкурса или аукциона является нарушением порядка заключения таких договоров, установленного ст. 17.1 Закона о защите конкуренции.
Таким образом, действия Комитета по имуществу, выразившиеся в передаче в аренду муниципального имущества Предприятию без проведения торгов, противоречат ст. 17.1 Закона о защите конкуренции.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1статьи 41, частью 1 статьи 48, 49 Федерального закона от 26.07.2007 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
РЕШИЛА:
1. Признать действия Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Аяно-Майского муниципального района, выразившееся в передаче в арендное пользование без проведения торгов МУП «Аяно-Майская управляющая компания» муниципального имущества (договор аренды от 16.09.2008 №1), нарушением ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
2. Выдать Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации Аяно-Майского муниципального района предписание о совершении действий направленных на обеспечение конкуренции.
3. Рекомендовать Комитету по управлению муниципальным имуществом Администрации Аяно-Майского муниципального района рассмотреть вопрос о расторжении договора аренды муниципального имущества от 16.09.2008 №1, заключенного с МУП «Аяно-Майская управляющая компания», с предоставлением в Хабаровское УФАС России подтверждающих документов.
4. В случае непоступления от Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации Аяно-Майского муниципального района в срок до 11 декабря 2009 года документов, указанных в п. 3 настоящего решения, обратиться в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании договора аренды от 16.09.2008 №1 недействительным.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ № 48
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ “О защите конкуренции” на основании своего решения от 09.10.2009 № 57 по делу № 8-01/237 о нарушении Комитетом по управлению муниципальным имуществом Аяно-Майского муниципального района 1стическая, 8муниципальнымльным имушщестом Вяземского муниципального района статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ “О защите конкуренции”,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации Аяно-Майского муниципального района прекратить нарушение ст.17.1 Федерального Закона от 26.06.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в передаче в арендное пользование без проведения торгов МУП «Аяно-Майская управляющая компания» муниципального имущества (договор аренды от 16.09.2008 №1), с целью чего совершить действия направленные на обеспечение конкуренции:
- при заключении договоров в отношении муниципального имущества, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении такого имущества соблюдать положения ст.17.1 Федерального Закона от 26.06.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»;
- в срок до 11 декабря 2009 провести торги на право заключения договора в отношении объектов муниципальной собственности, указанных в приложении к договору аренды от 16.09.2008 №1, в порядке установленном Федеральным Законом от 26.06.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».
4. Об исполнении настоящего предписания письменно сообщить в Хабаровское УФАС России в срок до 15 декабря 2009 года, с приложением подтверждающих документов.
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
[safe_summary] =>
)
)
)
[field_solution_num] => Array
(
)
[field_solution_file_num] => Array
(
)
[field_solution_preview] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[value] =>
Нарушение требований статьи 17.1 Федерального закона «О защите конкуренции» (заключение с хозяйствующими субъектами договоров передачи имущества без проведения конкурса или аукциона).
[format] => full_html
[safe_value] =>
Нарушение требований статьи 17.1 Федерального закона «О защите конкуренции» (заключение с хозяйствующими субъектами договоров передачи имущества без проведения конкурса или аукциона).
)
)
)
[field_solution_cat] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[tid] => 11
[taxonomy_term] => stdClass Object
(
[tid] => 11
[vid] => 3
[name] => Решения по делам
[description] =>
[format] => full_html
[weight] => 0
[vocabulary_machine_name] => category_solutions
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => skos:Concept
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => rdfs:label
[1] => skos:prefLabel
)
)
[description] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:definition
)
)
[vid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:inScheme
)
[type] => rel
)
[parent] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:broader
)
[type] => rel
)
)
)
)
)
)
[field_solution_file] => Array
(
)
[field_solution_scope] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[tid] => 3
[taxonomy_term] => stdClass Object
(
[tid] => 3
[vid] => 6
[name] => Антимонопольное регулирование
[description] =>
Методологические положения официального статистического учета по форме федерального статистического наблюдения № 1-МОН.doc
Форма № 1-МОН.doc
[format] => full_html
[weight] => 6
[vocabulary_machine_name] => practice_areas
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => skos:Concept
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => rdfs:label
[1] => skos:prefLabel
)
)
[description] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:definition
)
)
[vid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:inScheme
)
[type] => rel
)
[parent] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:broader
)
[type] => rel
)
)
)
)
[1] => Array
(
[tid] => 31
[taxonomy_term] => stdClass Object
(
[tid] => 31
[vid] => 6
[name] => Контроль органов власти
[description] =>
[format] => full_html
[weight] => 6
[vocabulary_machine_name] => practice_areas
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => skos:Concept
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => rdfs:label
[1] => skos:prefLabel
)
)
[description] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:definition
)
)
[vid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:inScheme
)
[type] => rel
)
[parent] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:broader
)
[type] => rel
)
)
)
)
)
)
[field_solution_tags] => Array
(
)
[field_solution_datetime_public] => Array
(
[und] => Array
(
[0] => Array
(
[value] => 2009-10-09 03:52:25
[timezone] => Asia/Vladivostok
[timezone_db] => UTC
[date_type] => datetime
)
)
)
[field_nodes_related] => Array
(
)
[field_date] => Array
(
[und] => Array
(
[0] => Array
(
[value] => 2009-10-09 03:52:25
[timezone] => Asia/Vladivostok
[timezone_db] => UTC
[date_type] => datetime
)
)
)
[field_simplenews_term] => Array
(
)
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => sioc:Item
[1] => foaf:Document
)
[title] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => dc:title
)
)
[created] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => dc:date
[1] => dc:created
)
[datatype] => xsd:dateTime
[callback] => date_iso8601
)
[changed] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => dc:modified
)
[datatype] => xsd:dateTime
[callback] => date_iso8601
)
[body] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => content:encoded
)
)
[uid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => sioc:has_creator
)
[type] => rel
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => foaf:name
)
)
[comment_count] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => sioc:num_replies
)
[datatype] => xsd:integer
)
[last_activity] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => sioc:last_activity_date
)
[datatype] => xsd:dateTime
[callback] => date_iso8601
)
)
[cid] => 0
[last_comment_timestamp] => 1321553489
[last_comment_name] =>
[last_comment_uid] => 1
[comment_count] => 0
[name] => admin
[picture] => 0
[data] => a:1:{s:7:"contact";i:0;}
[subscriptions_notify] =>
[entity_view_prepared] => 1
[region_name] => Хабаровское УФАС России
)