Дальневосточное Управление государственного автодорожного надзора

Дата публикации: 24 декабря 2008, 14:18

РЕШЕНИЕ № 22

 

 

Резолютивная часть решения объявлена 10 декабря 2008 года. Полный текст решения изготовлен 24 декабря 2008 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, в присутствии представителей Дальневосточного Управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта и ООО «Вираж»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю поступило заявление ООО «Вираж» на действия Дальневосточного Управления государственного автодорожного надзора, выразившиеся в необоснованном требовании документа «Одобрение типа транспортного средства» при выдаче дополнительной выписки из документа, подтверждающего наличие лицензии (лицензионных карточек) на транспортное средство KIA GRANBIRD регистрационный знак АА <…> (далее – транспортное средство).

 

В ходе рассмотрения заявления, представленных документов и сведений установлено следующее. ООО «Вираж», имеющее лицензию на перевозку пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозки более 8 человек, в связи с изменением состава транспортных средств, используемых при перевозке пассажиров, подало заявку в Дальневосточное Управление государственного автодорожного надзора на выдачу лицензионной карточки на транспортное средство (год изготовления-1997), бывшее ранее в  эксплуатации в Южной Корее, в последующем, с 2004 года - в России. Заявителем были поданы документы в соответствии с п. 6, п. 12 «Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)», утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.10.06 г. № 637 (далее – Положение), а именно: заявление о выдаче дополнительных выписок из документа, подтверждающих наличие лицензии (лицензионных карточек), а также копии документов, подтверждающих наличие на праве собственности или ином законном основании транспортных средств, их государственную регистрацию, копии талонов о прохождении государственного технического осмотра транспортных средств, предполагаемых к использованию для перевозок пассажиров.

 

Приказом от 09.01.2008 № 06 -/ 01 лиц Дальневосточного Управления государственного автодорожного надзора (далее – лицензирующий орган) ООО «Вираж» отказано (уведомление от 10.01.2008 № 03/49) в выдаче дополнительных выписок из документа, подтверждающего наличие лицензии (лицензионной карточки) на указанное транспортное средство. Обоснованием отказа лицензирующего органа является то, что на заявленное транспортное средство не подтверждено документально соответствие по назначению, конструкции, внешнему и внутреннему оборудованию техническим требованиям в отношении перевозок пассажиров, что не соответствует ст.2 Федерального Закона от 08.08.2001 № 128 - ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», а именно: по результатам контрольного мероприятия, проведенного лицензирующим органом (акт проверки от 29.12.2007 № 447), установлено, что на указанное транспортное средство отсутствует документ «Одобрение типа транспортного средства».

 

Согласно пояснению представителя лицензирующего органа (письмо от 30.10.2008 № 02/4108) основанием для принятия такого решения явилось несоответствие транспортного средства лицензионным требованиям и условиям, поскольку заявителем не подтверждено документально соответствие автобуса по назначению, конструкции, внешнему и внутреннему оборудованию техническим требованиям в отношении перевозок пассажиров, что является нарушением статьи 2 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» № 128-ФЗ от 08.08.01г., пунктов 4а, 46 Положения.

 

Согласно п. 1 ст. 15 Федерального закона от 10.12.1995г. №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» транспортные средства, изготовленные нв письменном пояснении в полном объеме.а территории Российской Федерации или ввозимые из-за рубежа более чем на 6 месяцев и предназначенные для участия в дорожном движении на ее территории, а также составные части, конструкции, предметы дополнительного оборудования, запасные части и принадлежности транспортных средств в части, относящейся к обеспечению безопасности дорожного движения подлежат обязательной сертификации в соответствии с правилами и процедурами, утверждаемыми уполномоченными на то Федеральными органами исполнительной власти.

 

В соответствии с Правилами по проведению работ в системе сертификации механических транспортных средств и прицепов, утвержденными Постановлением Госстандарта России от 01.04.98г. № 19 (зарегистрировано в Минюсте РФ 15.05.98г. № 1522):

- п.2 - транспортные средства..., а так же составные части конструкции, предметы дополнительного оборудования подлежат сертификации в целях: обеспечения безопасности дорожного  движения, ... контроля  безопасности  продукции  для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества;

- п.6 - соответствие транспортного средства, составных частей его конструкции, предметов дополнительного оборудования или запасных частей, требованиям конкретного нормативного документа, включая Правила ЕЭК ООН удостоверяется выдачей Сертификата соответствия или сообщения, касающегося официального утверждения по типу конструкции транспортного средства; соответствие транспортного средства перечню обязательных при сертификации нормативных документов, включая Правила ЕЭК ООН, удостоверяется выдачей «Одобрение типа транспортного средства».

 

Согласно ст. 2 Федерального закона от 27.12.2002г. № 184 -ФЗ «О техническом регулировании» - Сертификат соответствия - документ, удостоверяющий соответствие объекта требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров. Пунктом 5.2.4 «Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами», утвержденного приказом Минтранса России от 08.01.97г. № 2 предусмотрено, что владельцы автобусов обязаны выбирать тип и марку автобусов в зависимости от вида перевозок. В силу п. 3 ст. 55 Конституции РФ, п.2 ст.1 Гражданского Кодекса РФ, не могут быть признаны ущемляющими интересы хозяйствующих субъектов акты уполномоченных органов, принятые в случаях, предусмотренных федеральным законом в целях защиты здоровья, прав и законных интересов других лиц. В рассматриваемой ситуации таким федеральным законом является Федеральный закон от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», статья 3 которого устанавливает приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности. В заседании комиссии представитель лицензирующего органа в полном объеме поддержал доводы, ранее изложенные в письме от 30.10.2008 № 02/4108.

 

На основании определения от 06.11.2008 заседание комиссии отложено до 10.12.2008, с целью получения дополнительной информации от Ростехрегулирования и ФАС России, связанной с применением порядка сертификации, утвержденного постановлением Государственного комитета стандартизации, метрологии и сертификации от 01.04.1998 № 19, в части необходимости проведения сертификации механических транспортных средств, оборудованных для перевозок более 8 человек (получения «одобрения типа транспортного средства»), ранее находившихся в эксплуатации. После отложения рассмотрения дела ООО «Вираж» было надлежащим образом извещено о дате, времени и месте заседания комиссии по рассмотрению дела № 3-03/32. В заседание комиссии 10.12.2008 ООО «Вираж» своего представителя не направило, ходатайства об отложении рассмотрения дела не представлено.

 

В ходе рассмотрения заявления, предоставленных документов и сведений, установлено следующее. Согласно ст. 17 Федерального Закона от 08.08.2001 № 128 - ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозки более 8 человек подлежит лицензированию. Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2006 № 637 утверждено Положение «О лицензировании перевозок пассажиров транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случаев, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)».

 

При изменении состава транспортных средств, используемых при перевозке пассажиров, в соответствии с п. 12 Положения о лицензировании, лицензиат обязан направить в лицензирующий орган заявление о выдаче дополнительных выписок из документа, подтверждающих наличие лицензии (лицензионных карточек), а также копии документов, подтверждающих наличие на праве собственности или ином законном основании транспортных средств, их государственную регистрацию, копии талонов о прохождении государственного технического осмотра транспортных средств, предполагаемых к использованию для перевозок пассажиров. В п.7 Положения указано, что лицензирующий орган не вправе требовать иные документы, кроме предусмотренных  п.6 данного Положения. Порядок оценки соответствия механических транспортных средств и прицепов требованиям нормативных документов установлен «Правилами по проведению работ в системе сертификации механических транспортных средств и прицепов», утвержденных Постановлением Госстандарта России от 01.04.1998 № 19 (далее – Правила).

 

В Главе II  Правил определен порядок сертификации механических средств механических транспортных средств и прицепов, составных частей, их конструкций и предметов дополнительного оборудования. Порядок включает в себя подачу и рассмотрение соответствующей заявки, испытания сертифицируемой продукции, проверку производства, выдачу и регистрацию "сообщения, касающегося официального утверждения по типу конструкции транспортного средства", или сертификата соответствия, или "Одобрение типа транспортного средства", осуществление инспекционного контроля за сертифицированной продукцией.

 

Настоящий порядок полностью соответствует процедуре официального утверждения по типу конструкции транспортного средства, предусматриваемой Женевским Соглашением 1958 г. Указанный порядок не распространяется на бывшие в эксплуатации (в употреблении) транспортные средства, то есть ранее зарегистрированные для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации или территории других стран (4 абзац введения Главы II  Правил). «Одобрение типа транспортного средства» на такие транспортные средства не выдается. Таким образом, выполнение со стороны соискателя лицензии одного из лицензионных требований и условий в отношении наличия у лицензиата транспортных средств, соответствующих по назначению, конструкции, внешнему и внутреннему оборудованию техническим требованиям в отношении перевозок пассажиров, путем получения «Одобрение типа транспортного средства» на транспортные средства, бывшие в эксплуатации (употреблении), не представляется возможным.

 

Аналогичные разъяснения, в части применения положений указанных Правил, даны  Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии  в письме от 08.12.2008 № СП-101-32/6922 (представлены согласно определению об отложении рассмотрении дела № 3-03/32 от 06.11.2008), в котором в т.ч. указано на то, что в настоящее время Правила ЕЭК ООН, являющиеся в рамках «Правил по проведению работ в системе сертификации механических транспортных средств и прицепов» основными нормативными документами при оценке соответствия новых транспортных средств, введены в действие в Российской Федерации в качестве национальных стандартов, которые могли бы послужить нормативными документами для подтверждения соответствия не имеющих «Одобрение типа транспортного средства» автобусов требованиям Положения о лицензировании.

 

Согласно разъяснению Федеральной Службы по надзору в сфере транспорта (письмо Ространснадзора от 23.10.2008 № 3.13-1493 в адрес Президента Российского автотранспортного союза) сертификация механических транспортных средств, с выдачей «Одобрение типа транспортного средства» осуществляется в соответствии с порядком, установленным постановлением Госстандарта России от 01.04.1998 № 19, который не распространяется на бывшие в эксплуатации автобусы, в том числе иностранного производства. На основании изложенного, отсутствие «Одобрение типа транспортного средства» не должно являться основанием отказа в выдаче на них лицензионных карточек.

 

В случае отсутствия «Одобрение типа транспортного средства», в качестве подтверждения соответствия транспортного средства требованиям законодательства РФ, могут быть использованы экспертные заключения, добровольные сертификаты соответствия, протоколы испытаний, выданные соответствующими компетентными организациями. В качестве таких организаций могут выступать: органы по сертификации; организации, уполномоченные МВД России для выдачи заключений о возможности внесения изменений в конструкцию транспортных средств; компетентные научные и исследовательские организации в области автомобильного транспорта.

 

В связи с изложенным, до решения Минтрансом России вопроса о выдаче перевозчикам лицензионных карточек на бывшие в эксплуатации (употреблении) транспортные средства без «Одобрение типа транспортного средства», Дальневосточному управлению государственного автодорожного надзора дано указание выдавать лицензионные карточки при наличии положительного заключения соответствующих организаций.

 

В ходе рассмотрения материалов дела установлено, что по аналогичному основанию (отсутствие «Одобрение типа транспортного средства») лицензирующим органом ранее было отказано ООО «Интур–Хабаровск», также оказывающего услуги в сфере пассажирских автоперевозок, в выдаче дополнительных выписок из документа, подтверждающего наличие лицензии (лицензионной карточки) (уведомления от 03.12.2007 и 21.07.2008 № 03/2869) на бывшие в эксплуатации (употреблении) транспортные средства, находящиеся в пользовании у данного хозяйствующего субъекта. ООО «Интур – Хабаровск»  в отсутствие «Одобрение типа транспортного средства» к заявкам были приложены заключения Центра технической экспертизы - ФГУП ГНЦ РФ «НАМИ» о назначении и возможности эксплуатации заявленных автобусов.

 

В заседании комиссии представитель ответчика по вопросу о возможности принимать в качестве подтверждения соответствия транспортного средства требованиям законодательства РФ соответствующие письма, заключения органов и организаций по сертификации пояснил, что на сегодняшний день лицензирующим органом, принято решение о взаимодействии с Уральским центром сертификации, имеющим соответствующую государственную аккредитацию.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, заслушав доводы представителя ответчика, изучив материалы дела, пришла к  выводу, что действия Дальневосточного Управления государственного автодорожного надзора, в части требования документа «Одобрение типа транспортного средства» на бывшие в эксплуатации (употреблении) транспортные средства, при рассмотрении вопроса о выдаче дополнительной выписки из документа, подтверждающего наличие лицензии, являются необоснованным препятствованием осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, осуществляющими услуги по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, так как предоставление поименованного документа на бывшие в эксплуатации транспортные средства не предусмотрено действующим законодательством. Данные действия Дальневосточного Управления государственного автодорожного надзора также могут привести к ограничению конкуренции, в частности – к сокращению числа хозяйствующих субъектов и иным негативным последствиям на рынке пассажирских автоперевозок, ввиду того, что выполнение со стороны соискателя лицензии одного из лицензионных требований и условий в отношении наличия у лицензиата транспортных средств, соответствующих по назначению, конструкции, внешнему и внутреннему оборудованию техническим требованиям в отношении перевозок пассажиров, путем получения «Одобрение типа транспортного средства» на транспортные средства, бывшие в эксплуатации (употреблении), не представляется возможным.

 

Ст.15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (Закон о защите конкуренции) установлен запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти, а именно: согласно ч.1 ст.15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами. На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Закона о конкуренции, Комиссия Хабаровского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать действия Дальневосточного Управления государственного автодорожного надзора, выразившиеся в необоснованном требовании представлять хозяйствующими субъектами документ «Одобрение типа транспортного средства» на бывшие в эксплуатации (употреблении) транспортные средства при рассмотрении вопроса о выдаче дополнительной выписки из документа, подтверждающего наличие лицензии на перевозки пассажиров транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случаев, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя),  нарушением ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Выдать Дальневосточному Управлению государственного автодорожного надзора предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 20

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ “О защите конкуренции” на основании своего решения от 24.12.2008 по делу № 3-03/32 о нарушении Дальневосточным Управлением государственного автодорожного надзора (г. Хабаровск, ул. Некрасова, 5) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ “О защите конкуренции”,

 

     ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Дальневосточному Управлению государственного автодорожного надзора прекратить нарушение части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ “О защите конкуренции”, выразившееся в необоснованном требовании документа «Одобрение типа транспортного средства» на бывшие в эксплуатации (употреблении) транспортные средства при рассмотрении вопроса о выдаче дополнительной выписки из документа, подтверждающего наличие лицензии на перевозку пассажиров транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случаев, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).

2. Во исполнение п.1 настоящего предписания совершить действия, направленные на обеспечение конкуренции, с целью чего впредь, при выдаче хозяйствующим субъектам, оказывающим услуги по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозки более 8 человек, дополнительной выписки из документа, подтверждающего наличие лицензии (лицензионных карточек), не допускать требования документа «Одобрение типа транспортного средства» на бывшие в эксплуатации транспортные средства.

3. В срок до 23.01.2009 сообщить в Хабаровское УФАС России о выполнении настоящего предписания.

stdClass Object ( [vid] => 7192 [uid] => 1 [title] => Дальневосточное Управление государственного автодорожного надзора [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 7192 [type] => solution [language] => ru [created] => 1230081495 [changed] => 1370523932 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370523932 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

РЕШЕНИЕ № 22

 

 

Резолютивная часть решения объявлена 10 декабря 2008 года. Полный текст решения изготовлен 24 декабря 2008 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, в присутствии представителей Дальневосточного Управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта и ООО «Вираж»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю поступило заявление ООО «Вираж» на действия Дальневосточного Управления государственного автодорожного надзора, выразившиеся в необоснованном требовании документа «Одобрение типа транспортного средства» при выдаче дополнительной выписки из документа, подтверждающего наличие лицензии (лицензионных карточек) на транспортное средство KIA GRANBIRD регистрационный знак АА <…> (далее – транспортное средство).

 

В ходе рассмотрения заявления, представленных документов и сведений установлено следующее. ООО «Вираж», имеющее лицензию на перевозку пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозки более 8 человек, в связи с изменением состава транспортных средств, используемых при перевозке пассажиров, подало заявку в Дальневосточное Управление государственного автодорожного надзора на выдачу лицензионной карточки на транспортное средство (год изготовления-1997), бывшее ранее в  эксплуатации в Южной Корее, в последующем, с 2004 года - в России. Заявителем были поданы документы в соответствии с п. 6, п. 12 «Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)», утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.10.06 г. № 637 (далее – Положение), а именно: заявление о выдаче дополнительных выписок из документа, подтверждающих наличие лицензии (лицензионных карточек), а также копии документов, подтверждающих наличие на праве собственности или ином законном основании транспортных средств, их государственную регистрацию, копии талонов о прохождении государственного технического осмотра транспортных средств, предполагаемых к использованию для перевозок пассажиров.

 

Приказом от 09.01.2008 № 06 -/ 01 лиц Дальневосточного Управления государственного автодорожного надзора (далее – лицензирующий орган) ООО «Вираж» отказано (уведомление от 10.01.2008 № 03/49) в выдаче дополнительных выписок из документа, подтверждающего наличие лицензии (лицензионной карточки) на указанное транспортное средство. Обоснованием отказа лицензирующего органа является то, что на заявленное транспортное средство не подтверждено документально соответствие по назначению, конструкции, внешнему и внутреннему оборудованию техническим требованиям в отношении перевозок пассажиров, что не соответствует ст.2 Федерального Закона от 08.08.2001 № 128 - ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», а именно: по результатам контрольного мероприятия, проведенного лицензирующим органом (акт проверки от 29.12.2007 № 447), установлено, что на указанное транспортное средство отсутствует документ «Одобрение типа транспортного средства».

 

Согласно пояснению представителя лицензирующего органа (письмо от 30.10.2008 № 02/4108) основанием для принятия такого решения явилось несоответствие транспортного средства лицензионным требованиям и условиям, поскольку заявителем не подтверждено документально соответствие автобуса по назначению, конструкции, внешнему и внутреннему оборудованию техническим требованиям в отношении перевозок пассажиров, что является нарушением статьи 2 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» № 128-ФЗ от 08.08.01г., пунктов 4а, 46 Положения.

 

Согласно п. 1 ст. 15 Федерального закона от 10.12.1995г. №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» транспортные средства, изготовленные нв письменном пояснении в полном объеме.а территории Российской Федерации или ввозимые из-за рубежа более чем на 6 месяцев и предназначенные для участия в дорожном движении на ее территории, а также составные части, конструкции, предметы дополнительного оборудования, запасные части и принадлежности транспортных средств в части, относящейся к обеспечению безопасности дорожного движения подлежат обязательной сертификации в соответствии с правилами и процедурами, утверждаемыми уполномоченными на то Федеральными органами исполнительной власти.

 

В соответствии с Правилами по проведению работ в системе сертификации механических транспортных средств и прицепов, утвержденными Постановлением Госстандарта России от 01.04.98г. № 19 (зарегистрировано в Минюсте РФ 15.05.98г. № 1522):

- п.2 - транспортные средства..., а так же составные части конструкции, предметы дополнительного оборудования подлежат сертификации в целях: обеспечения безопасности дорожного  движения, ... контроля  безопасности  продукции  для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества;

- п.6 - соответствие транспортного средства, составных частей его конструкции, предметов дополнительного оборудования или запасных частей, требованиям конкретного нормативного документа, включая Правила ЕЭК ООН удостоверяется выдачей Сертификата соответствия или сообщения, касающегося официального утверждения по типу конструкции транспортного средства; соответствие транспортного средства перечню обязательных при сертификации нормативных документов, включая Правила ЕЭК ООН, удостоверяется выдачей «Одобрение типа транспортного средства».

 

Согласно ст. 2 Федерального закона от 27.12.2002г. № 184 -ФЗ «О техническом регулировании» - Сертификат соответствия - документ, удостоверяющий соответствие объекта требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров. Пунктом 5.2.4 «Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами», утвержденного приказом Минтранса России от 08.01.97г. № 2 предусмотрено, что владельцы автобусов обязаны выбирать тип и марку автобусов в зависимости от вида перевозок. В силу п. 3 ст. 55 Конституции РФ, п.2 ст.1 Гражданского Кодекса РФ, не могут быть признаны ущемляющими интересы хозяйствующих субъектов акты уполномоченных органов, принятые в случаях, предусмотренных федеральным законом в целях защиты здоровья, прав и законных интересов других лиц. В рассматриваемой ситуации таким федеральным законом является Федеральный закон от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», статья 3 которого устанавливает приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности. В заседании комиссии представитель лицензирующего органа в полном объеме поддержал доводы, ранее изложенные в письме от 30.10.2008 № 02/4108.

 

На основании определения от 06.11.2008 заседание комиссии отложено до 10.12.2008, с целью получения дополнительной информации от Ростехрегулирования и ФАС России, связанной с применением порядка сертификации, утвержденного постановлением Государственного комитета стандартизации, метрологии и сертификации от 01.04.1998 № 19, в части необходимости проведения сертификации механических транспортных средств, оборудованных для перевозок более 8 человек (получения «одобрения типа транспортного средства»), ранее находившихся в эксплуатации. После отложения рассмотрения дела ООО «Вираж» было надлежащим образом извещено о дате, времени и месте заседания комиссии по рассмотрению дела № 3-03/32. В заседание комиссии 10.12.2008 ООО «Вираж» своего представителя не направило, ходатайства об отложении рассмотрения дела не представлено.

 

В ходе рассмотрения заявления, предоставленных документов и сведений, установлено следующее. Согласно ст. 17 Федерального Закона от 08.08.2001 № 128 - ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозки более 8 человек подлежит лицензированию. Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2006 № 637 утверждено Положение «О лицензировании перевозок пассажиров транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случаев, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)».

 

При изменении состава транспортных средств, используемых при перевозке пассажиров, в соответствии с п. 12 Положения о лицензировании, лицензиат обязан направить в лицензирующий орган заявление о выдаче дополнительных выписок из документа, подтверждающих наличие лицензии (лицензионных карточек), а также копии документов, подтверждающих наличие на праве собственности или ином законном основании транспортных средств, их государственную регистрацию, копии талонов о прохождении государственного технического осмотра транспортных средств, предполагаемых к использованию для перевозок пассажиров. В п.7 Положения указано, что лицензирующий орган не вправе требовать иные документы, кроме предусмотренных  п.6 данного Положения. Порядок оценки соответствия механических транспортных средств и прицепов требованиям нормативных документов установлен «Правилами по проведению работ в системе сертификации механических транспортных средств и прицепов», утвержденных Постановлением Госстандарта России от 01.04.1998 № 19 (далее – Правила).

 

В Главе II  Правил определен порядок сертификации механических средств механических транспортных средств и прицепов, составных частей, их конструкций и предметов дополнительного оборудования. Порядок включает в себя подачу и рассмотрение соответствующей заявки, испытания сертифицируемой продукции, проверку производства, выдачу и регистрацию "сообщения, касающегося официального утверждения по типу конструкции транспортного средства", или сертификата соответствия, или "Одобрение типа транспортного средства", осуществление инспекционного контроля за сертифицированной продукцией.

 

Настоящий порядок полностью соответствует процедуре официального утверждения по типу конструкции транспортного средства, предусматриваемой Женевским Соглашением 1958 г. Указанный порядок не распространяется на бывшие в эксплуатации (в употреблении) транспортные средства, то есть ранее зарегистрированные для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации или территории других стран (4 абзац введения Главы II  Правил). «Одобрение типа транспортного средства» на такие транспортные средства не выдается. Таким образом, выполнение со стороны соискателя лицензии одного из лицензионных требований и условий в отношении наличия у лицензиата транспортных средств, соответствующих по назначению, конструкции, внешнему и внутреннему оборудованию техническим требованиям в отношении перевозок пассажиров, путем получения «Одобрение типа транспортного средства» на транспортные средства, бывшие в эксплуатации (употреблении), не представляется возможным.

 

Аналогичные разъяснения, в части применения положений указанных Правил, даны  Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии  в письме от 08.12.2008 № СП-101-32/6922 (представлены согласно определению об отложении рассмотрении дела № 3-03/32 от 06.11.2008), в котором в т.ч. указано на то, что в настоящее время Правила ЕЭК ООН, являющиеся в рамках «Правил по проведению работ в системе сертификации механических транспортных средств и прицепов» основными нормативными документами при оценке соответствия новых транспортных средств, введены в действие в Российской Федерации в качестве национальных стандартов, которые могли бы послужить нормативными документами для подтверждения соответствия не имеющих «Одобрение типа транспортного средства» автобусов требованиям Положения о лицензировании.

 

Согласно разъяснению Федеральной Службы по надзору в сфере транспорта (письмо Ространснадзора от 23.10.2008 № 3.13-1493 в адрес Президента Российского автотранспортного союза) сертификация механических транспортных средств, с выдачей «Одобрение типа транспортного средства» осуществляется в соответствии с порядком, установленным постановлением Госстандарта России от 01.04.1998 № 19, который не распространяется на бывшие в эксплуатации автобусы, в том числе иностранного производства. На основании изложенного, отсутствие «Одобрение типа транспортного средства» не должно являться основанием отказа в выдаче на них лицензионных карточек.

 

В случае отсутствия «Одобрение типа транспортного средства», в качестве подтверждения соответствия транспортного средства требованиям законодательства РФ, могут быть использованы экспертные заключения, добровольные сертификаты соответствия, протоколы испытаний, выданные соответствующими компетентными организациями. В качестве таких организаций могут выступать: органы по сертификации; организации, уполномоченные МВД России для выдачи заключений о возможности внесения изменений в конструкцию транспортных средств; компетентные научные и исследовательские организации в области автомобильного транспорта.

 

В связи с изложенным, до решения Минтрансом России вопроса о выдаче перевозчикам лицензионных карточек на бывшие в эксплуатации (употреблении) транспортные средства без «Одобрение типа транспортного средства», Дальневосточному управлению государственного автодорожного надзора дано указание выдавать лицензионные карточки при наличии положительного заключения соответствующих организаций.

 

В ходе рассмотрения материалов дела установлено, что по аналогичному основанию (отсутствие «Одобрение типа транспортного средства») лицензирующим органом ранее было отказано ООО «Интур–Хабаровск», также оказывающего услуги в сфере пассажирских автоперевозок, в выдаче дополнительных выписок из документа, подтверждающего наличие лицензии (лицензионной карточки) (уведомления от 03.12.2007 и 21.07.2008 № 03/2869) на бывшие в эксплуатации (употреблении) транспортные средства, находящиеся в пользовании у данного хозяйствующего субъекта. ООО «Интур – Хабаровск»  в отсутствие «Одобрение типа транспортного средства» к заявкам были приложены заключения Центра технической экспертизы - ФГУП ГНЦ РФ «НАМИ» о назначении и возможности эксплуатации заявленных автобусов.

 

В заседании комиссии представитель ответчика по вопросу о возможности принимать в качестве подтверждения соответствия транспортного средства требованиям законодательства РФ соответствующие письма, заключения органов и организаций по сертификации пояснил, что на сегодняшний день лицензирующим органом, принято решение о взаимодействии с Уральским центром сертификации, имеющим соответствующую государственную аккредитацию.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, заслушав доводы представителя ответчика, изучив материалы дела, пришла к  выводу, что действия Дальневосточного Управления государственного автодорожного надзора, в части требования документа «Одобрение типа транспортного средства» на бывшие в эксплуатации (употреблении) транспортные средства, при рассмотрении вопроса о выдаче дополнительной выписки из документа, подтверждающего наличие лицензии, являются необоснованным препятствованием осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, осуществляющими услуги по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, так как предоставление поименованного документа на бывшие в эксплуатации транспортные средства не предусмотрено действующим законодательством. Данные действия Дальневосточного Управления государственного автодорожного надзора также могут привести к ограничению конкуренции, в частности – к сокращению числа хозяйствующих субъектов и иным негативным последствиям на рынке пассажирских автоперевозок, ввиду того, что выполнение со стороны соискателя лицензии одного из лицензионных требований и условий в отношении наличия у лицензиата транспортных средств, соответствующих по назначению, конструкции, внешнему и внутреннему оборудованию техническим требованиям в отношении перевозок пассажиров, путем получения «Одобрение типа транспортного средства» на транспортные средства, бывшие в эксплуатации (употреблении), не представляется возможным.

 

Ст.15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (Закон о защите конкуренции) установлен запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти, а именно: согласно ч.1 ст.15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами. На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Закона о конкуренции, Комиссия Хабаровского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать действия Дальневосточного Управления государственного автодорожного надзора, выразившиеся в необоснованном требовании представлять хозяйствующими субъектами документ «Одобрение типа транспортного средства» на бывшие в эксплуатации (употреблении) транспортные средства при рассмотрении вопроса о выдаче дополнительной выписки из документа, подтверждающего наличие лицензии на перевозки пассажиров транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случаев, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя),  нарушением ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Выдать Дальневосточному Управлению государственного автодорожного надзора предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 20

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ “О защите конкуренции” на основании своего решения от 24.12.2008 по делу № 3-03/32 о нарушении Дальневосточным Управлением государственного автодорожного надзора (г. Хабаровск, ул. Некрасова, 5) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ “О защите конкуренции”,

 

     ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Дальневосточному Управлению государственного автодорожного надзора прекратить нарушение части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ “О защите конкуренции”, выразившееся в необоснованном требовании документа «Одобрение типа транспортного средства» на бывшие в эксплуатации (употреблении) транспортные средства при рассмотрении вопроса о выдаче дополнительной выписки из документа, подтверждающего наличие лицензии на перевозку пассажиров транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случаев, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).

2. Во исполнение п.1 настоящего предписания совершить действия, направленные на обеспечение конкуренции, с целью чего впредь, при выдаче хозяйствующим субъектам, оказывающим услуги по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозки более 8 человек, дополнительной выписки из документа, подтверждающего наличие лицензии (лицензионных карточек), не допускать требования документа «Одобрение типа транспортного средства» на бывшие в эксплуатации транспортные средства.

3. В срок до 23.01.2009 сообщить в Хабаровское УФАС России о выполнении настоящего предписания.

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

РЕШЕНИЕ № 22

 

 

Резолютивная часть решения объявлена 10 декабря 2008 года

. Полный текст решения изготовлен 24 декабря 2008 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, в присутствии представителей Дальневосточного Управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта и ООО «Вираж»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю поступило заявление ООО «Вираж» на действия Дальневосточного Управления государственного автодорожного надзора, выразившиеся в необоснованном требовании документа «Одобрение типа транспортного средства» при выдаче дополнительной выписки из документа, подтверждающего наличие лицензии (лицензионных карточек) на транспортное средство KIA GRANBIRD регистрационный знак АА <…> (далее – транспортное средство).

 

В ходе рассмотрения заявления, представленных документов и сведений установлено следующее.

ООО «Вираж», имеющее лицензию на перевозку пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозки более 8 человек, в связи с изменением состава транспортных средств, используемых при перевозке пассажиров, подало заявку в Дальневосточное Управление государственного автодорожного надзора на выдачу лицензионной карточки на транспортное средство (год изготовления-1997), бывшее ранее в  эксплуатации в Южной Корее, в последующем, с 2004 года - в России. Заявителем были поданы документы в соответствии с п. 6, п. 12 «Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)», утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.10.06 г. № 637 (далее – Положение), а именно: заявление о выдаче дополнительных выписок из документа, подтверждающих наличие лицензии (лицензионных карточек), а также копии документов, подтверждающих наличие на праве собственности или ином законном основании транспортных средств, их государственную регистрацию, копии талонов о прохождении государственного технического осмотра транспортных средств, предполагаемых к использованию для перевозок пассажиров.

 

Приказом от 09.01.2008 № 06 -/ 01 лиц Дальневосточного Управления государственного автодорожного надзора (далее – лицензирующий орган) ООО «Вираж» отказано (уведомление от 10.01.2008 № 03/49) в выдаче дополнительных выписок из документа, подтверждающего наличие лицензии (лицензионной карточки) на указанное транспортное средство. Обоснованием отказа лицензирующего органа является то, что на заявленное транспортное средство не подтверждено документально соответствие по назначению, конструкции, внешнему и внутреннему оборудованию техническим требованиям в отношении перевозок пассажиров, что не соответствует ст.2 Федерального Закона от 08.08.2001 № 128 - ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», а именно: по результатам контрольного мероприятия, проведенного лицензирующим органом (акт проверки от 29.12.2007 № 447), установлено, что на указанное транспортное средство отсутствует документ «Одобрение типа транспортного средства».

 

Согласно пояснению представителя лицензирующего органа (письмо от 30.10.2008 № 02/4108) основанием для принятия такого решения явилось несоответствие транспортного средства лицензионным требованиям и условиям, поскольку заявителем не подтверждено документально соответствие автобуса по назначению, конструкции, внешнему и внутреннему оборудованию техническим требованиям в отношении перевозок пассажиров, что является нарушением статьи 2 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» № 128-ФЗ от 08.08.01г., пунктов 4а, 46 Положения.

 

Согласно п. 1 ст. 15 Федерального закона от 10.12.1995г. №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» транспортные средства, изготовленные нв письменном пояснении в полном объеме.а территории Российской Федерации или ввозимые из-за рубежа более чем на 6 месяцев и предназначенные для участия в дорожном движении на ее территории, а также составные части, конструкции, предметы дополнительного оборудования, запасные части и принадлежности транспортных средств в части, относящейся к обеспечению безопасности дорожного движения подлежат обязательной сертификации в соответствии с правилами и процедурами, утверждаемыми уполномоченными на то Федеральными органами исполнительной власти.

 

В соответствии с Правилами по проведению работ в системе сертификации механических транспортных средств и прицепов, утвержденными Постановлением Госстандарта России от 01.04.98г. № 19 (зарегистрировано в Минюсте РФ 15.05.98г. № 1522):

- п.2 - транспортные средства..., а так же составные части конструкции, предметы дополнительного оборудования подлежат сертификации в целях: обеспечения безопасности дорожного  движения, ... контроля  безопасности  продукции  для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества;

- п.6 - соответствие транспортного средства, составных частей его конструкции, предметов дополнительного оборудования или запасных частей, требованиям конкретного нормативного документа, включая Правила ЕЭК ООН удостоверяется выдачей Сертификата соответствия или сообщения, касающегося официального утверждения по типу конструкции транспортного средства; соответствие транспортного средства перечню обязательных при сертификации нормативных документов, включая Правила ЕЭК ООН, удостоверяется выдачей «Одобрение типа транспортного средства».

 

Согласно ст. 2 Федерального закона от 27.12.2002г. № 184 -ФЗ «О техническом регулировании» - Сертификат соответствия - документ, удостоверяющий соответствие объекта требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров.

Пунктом 5.2.4 «Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами», утвержденного приказом Минтранса России от 08.01.97г. № 2 предусмотрено, что владельцы автобусов обязаны выбирать тип и марку автобусов в зависимости от вида перевозок.

В силу п. 3 ст. 55 Конституции РФ, п.2 ст.1 Гражданского Кодекса РФ, не могут быть признаны ущемляющими интересы хозяйствующих субъектов акты уполномоченных органов, принятые в случаях, предусмотренных федеральным законом в целях защиты здоровья, прав и законных интересов других лиц. В рассматриваемой ситуации таким федеральным законом является Федеральный закон от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», статья 3 которого устанавливает приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности.

В заседании комиссии представитель лицензирующего органа в полном объеме поддержал доводы, ранее изложенные в письме от 30.10.2008 № 02/4108.

 

На основании определения от 06.11.2008 заседание комиссии отложено до 10.12.2008, с целью получения дополнительной информации от Ростехрегулирования и ФАС России, связанной с применением порядка сертификации, утвержденного постановлением Государственного комитета стандартизации, метрологии и сертификации от 01.04.1998 № 19, в части необходимости проведения сертификации механических транспортных средств, оборудованных для перевозок более 8 человек (получения «одобрения типа транспортного средства»), ранее находившихся в эксплуатации.

После отложения рассмотрения дела ООО «Вираж» было надлежащим образом извещено о дате, времени и месте заседания комиссии по рассмотрению дела № 3-03/32. В заседание комиссии 10.12.2008 ООО «Вираж» своего представителя не направило, ходатайства об отложении рассмотрения дела не представлено.

 

В ходе рассмотрения заявления, предоставленных документов и сведений, установлено следующее.

Согласно ст. 17 Федерального Закона от 08.08.2001 № 128 - ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозки более 8 человек подлежит лицензированию.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2006 № 637 утверждено Положение «О лицензировании перевозок пассажиров транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случаев, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)».

 

При изменении состава транспортных средств, используемых при перевозке пассажиров, в соответствии с п. 12 Положения о лицензировании, лицензиат обязан направить в лицензирующий орган заявление о выдаче дополнительных выписок из документа, подтверждающих наличие лицензии (лицензионных карточек), а также копии документов, подтверждающих наличие на праве собственности или ином законном основании транспортных средств, их государственную регистрацию, копии талонов о прохождении государственного технического осмотра транспортных средств, предполагаемых к использованию для перевозок пассажиров.

В п.7 Положения указано, что лицензирующий орган не вправе требовать иные документы, кроме предусмотренных  п.6 данного Положения.

Порядок оценки соответствия механических транспортных средств и прицепов требованиям нормативных документов установлен «Правилами по проведению работ в системе сертификации механических транспортных средств и прицепов», утвержденных Постановлением Госстандарта России от 01.04.1998 № 19 (далее – Правила).

 

В Главе II  Правил определен порядок сертификации механических средств механических транспортных средств и прицепов, составных частей, их конструкций и предметов дополнительного оборудования. Порядок включает в себя подачу и рассмотрение соответствующей заявки, испытания сертифицируемой продукции, проверку производства, выдачу и регистрацию "сообщения, касающегося официального утверждения по типу конструкции транспортного средства", или сертификата соответствия, или "Одобрение типа транспортного средства", осуществление инспекционного контроля за сертифицированной продукцией.

 

Настоящий порядок полностью соответствует процедуре официального утверждения по типу конструкции транспортного средства, предусматриваемой Женевским Соглашением 1958 г.

Указанный порядок не распространяется на бывшие в эксплуатации (в употреблении) транспортные средства, то есть ранее зарегистрированные для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации или территории других стран (4 абзац введения Главы II  Правил). «Одобрение типа транспортного средства» на такие транспортные средства не выдается.

Таким образом, выполнение со стороны соискателя лицензии одного из лицензионных требований и условий в отношении наличия у лицензиата транспортных средств, соответствующих по назначению, конструкции, внешнему и внутреннему оборудованию техническим требованиям в отношении перевозок пассажиров, путем получения «Одобрение типа транспортного средства» на транспортные средства, бывшие в эксплуатации (употреблении), не представляется возможным.

 

Аналогичные разъяснения, в части применения положений указанных Правил, даны  Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии  в письме от 08.12.2008 № СП-101-32/6922 (представлены согласно определению об отложении рассмотрении дела № 3-03/32 от 06.11.2008), в котором в т.ч. указано на то, что в настоящее время Правила ЕЭК ООН, являющиеся в рамках «Правил по проведению работ в системе сертификации механических транспортных средств и прицепов» основными нормативными документами при оценке соответствия новых транспортных средств, введены в действие в Российской Федерации в качестве национальных стандартов, которые могли бы послужить нормативными документами для подтверждения соответствия не имеющих «Одобрение типа транспортного средства» автобусов требованиям Положения о лицензировании.

 

Согласно разъяснению Федеральной Службы по надзору в сфере транспорта (письмо Ространснадзора от 23.10.2008 № 3.13-1493 в адрес Президента Российского автотранспортного союза) сертификация механических транспортных средств, с выдачей «Одобрение типа транспортного средства» осуществляется в соответствии с порядком, установленным постановлением Госстандарта России от 01.04.1998 № 19, который не распространяется на бывшие в эксплуатации автобусы, в том числе иностранного производства. На основании изложенного, отсутствие «Одобрение типа транспортного средства» не должно являться основанием отказа в выдаче на них лицензионных карточек.

 

В случае отсутствия «Одобрение типа транспортного средства», в качестве подтверждения соответствия транспортного средства требованиям законодательства РФ, могут быть использованы экспертные заключения, добровольные сертификаты соответствия, протоколы испытаний, выданные соответствующими компетентными организациями.

В качестве таких организаций могут выступать: органы по сертификации; организации, уполномоченные МВД России для выдачи заключений о возможности внесения изменений в конструкцию транспортных средств; компетентные научные и исследовательские организации в области автомобильного транспорта.

 

В связи с изложенным, до решения Минтрансом России вопроса о выдаче перевозчикам лицензионных карточек на бывшие в эксплуатации (употреблении) транспортные средства без «Одобрение типа транспортного средства», Дальневосточному управлению государственного автодорожного надзора дано указание выдавать лицензионные карточки при наличии положительного заключения соответствующих организаций.

 

В ходе рассмотрения материалов дела установлено, что по аналогичному основанию (отсутствие «Одобрение типа транспортного средства») лицензирующим органом ранее было отказано ООО «Интур–Хабаровск», также оказывающего услуги в сфере пассажирских автоперевозок, в выдаче дополнительных выписок из документа, подтверждающего наличие лицензии (лицензионной карточки) (уведомления от 03.12.2007 и 21.07.2008 № 03/2869) на бывшие в эксплуатации (употреблении) транспортные средства, находящиеся в пользовании у данного хозяйствующего субъекта. ООО «Интур – Хабаровск»  в отсутствие «Одобрение типа транспортного средства» к заявкам были приложены заключения Центра технической экспертизы - ФГУП ГНЦ РФ «НАМИ» о назначении и возможности эксплуатации заявленных автобусов.

 

В заседании комиссии представитель ответчика по вопросу о возможности принимать в качестве подтверждения соответствия транспортного средства требованиям законодательства РФ соответствующие письма, заключения органов и организаций по сертификации пояснил, что на сегодняшний день лицензирующим органом, принято решение о взаимодействии с Уральским центром сертификации, имеющим соответствующую государственную аккредитацию.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, заслушав доводы представителя ответчика, изучив материалы дела, пришла к  выводу, что действия Дальневосточного Управления государственного автодорожного надзора, в части требования документа «Одобрение типа транспортного средства» на бывшие в эксплуатации (употреблении) транспортные средства, при рассмотрении вопроса о выдаче дополнительной выписки из документа, подтверждающего наличие лицензии, являются необоснованным препятствованием осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, осуществляющими услуги по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, так как предоставление поименованного документа на бывшие в эксплуатации транспортные средства не предусмотрено действующим законодательством. Данные действия Дальневосточного Управления государственного автодорожного надзора также могут привести к ограничению конкуренции, в частности – к сокращению числа хозяйствующих субъектов и иным негативным последствиям на рынке пассажирских автоперевозок, ввиду того, что выполнение со стороны соискателя лицензии одного из лицензионных требований и условий в отношении наличия у лицензиата транспортных средств, соответствующих по назначению, конструкции, внешнему и внутреннему оборудованию техническим требованиям в отношении перевозок пассажиров, путем получения «Одобрение типа транспортного средства» на транспортные средства, бывшие в эксплуатации (употреблении), не представляется возможным.

 

Ст.15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (Закон о защите конкуренции) установлен запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти, а именно: согласно ч.1 ст.15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Закона о конкуренции, Комиссия Хабаровского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать действия Дальневосточного Управления государственного автодорожного надзора, выразившиеся в необоснованном требовании представлять хозяйствующими субъектами документ «Одобрение типа транспортного средства» на бывшие в эксплуатации (употреблении) транспортные средства при рассмотрении вопроса о выдаче дополнительной выписки из документа, подтверждающего наличие лицензии на перевозки пассажиров транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случаев, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя),  нарушением ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Выдать Дальневосточному Управлению государственного автодорожного надзора предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 20

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ “О защите конкуренции” на основании своего решения от 24.12.2008 по делу № 3-03/32 о нарушении Дальневосточным Управлением государственного автодорожного надзора (г. Хабаровск, ул. Некрасова, 5) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ “О защите конкуренции”,

 

     ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Дальневосточному Управлению государственного автодорожного надзора прекратить нарушение части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ “О защите конкуренции”, выразившееся в необоснованном требовании документа «Одобрение типа транспортного средства» на бывшие в эксплуатации (употреблении) транспортные средства при рассмотрении вопроса о выдаче дополнительной выписки из документа, подтверждающего наличие лицензии на перевозку пассажиров транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случаев, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).

2. Во исполнение п.1 настоящего предписания совершить действия, направленные на обеспечение конкуренции, с целью чего впредь, при выдаче хозяйствующим субъектам, оказывающим услуги по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозки более 8 человек, дополнительной выписки из документа, подтверждающего наличие лицензии (лицензионных карточек), не допускать требования документа «Одобрение типа транспортного средства» на бывшие в эксплуатации транспортные средства.

3. В срок до 23.01.2009 сообщить в Хабаровское УФАС России о выполнении настоящего предписания.

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Нарушение требований части 1 статьи 15 Федерального закона “О защите конкуренции” (необоснованное требование документа «Одобрение типа транспортного средства» на бывшие в эксплуатации транспортные средства при рассмотрении вопроса о выдаче дополнительной выписки из документа, подтверждающего наличие лицензии на перевозку пассажиров транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек).

[format] => full_html [safe_value] =>

Нарушение требований части 1 статьи 15 Федерального закона “О защите конкуренции” (необоснованное требование документа «Одобрение типа транспортного средства» на бывшие в эксплуатации транспортные средства при рассмотрении вопроса о выдаче дополнительной выписки из документа, подтверждающего наличие лицензии на перевозку пассажиров транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек).

) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] =>

 

Методологические положения официального статистического учета по форме федерального статистического наблюдения № 1-МОН.doc

Форма № 1-МОН.doc

 

[format] => full_html [weight] => 6 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) [1] => Array ( [tid] => 31 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 31 [vid] => 6 [name] => Контроль органов власти [description] => [format] => full_html [weight] => 6 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2008-12-24 04:18:15 [timezone] => Asia/Vladivostok [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2008-12-24 04:18:15 [timezone] => Asia/Vladivostok [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1321553489 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 1 [comment_count] => 0 [name] => admin [picture] => 0 [data] => a:1:{s:7:"contact";i:0;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Хабаровское УФАС России )