Администрация муниципального района им. Лазо

Дата публикации: 2 октября 2008, 18:13

РЕШЕНИЕ № 2

 

 

Резолютивная часть решения объявлена 18 сентября 2008 г. Полный текст решения изготовлен 02 октября 2008 г. Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в присутствии представителей Администрации муниципального района имени Лазо, МУП «Электрические линии района имени Лазо», МУП «Хорские  электрические сети» района имени Лазо, ООО «Лазовская Энергосбытовая компания», филиала Хабаровскэнергосбыт ОАО «Дальневосточная энергетическая компания», рассмотрев дело № 3-03/1 по признакам нарушения Администрацией муниципального района имени Лазо требований статьи 20 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закона о конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю поступило заявление филиала Хабаровскэнергосбыт ОАО «ДЭК» (далее – ОАО «ДЭК») на действия Администрации муниципального района имени Лазо (далее – Администрация), связанные с согласованием возможности передачи МУП «Электрические линии муниципального района имени Лазо»  муниципального имущества в аренду ООО «Лазовская Энергосбытовая компания».

Заявитель полагает, что действия Администрации, МУП «Электрические линии муниципального района имени Лазо», МУП «Хорские электрические сети» района имени Лазо направлены на исключение у ОАО «ДЭК» возможности определить объем отпуска электроэнергии в сеть и объем фактических потерь энергии, что причинит экономический ущерб ОАО «ДЭК», скажется на качестве и надежности электроснабжения потребителей. Представитель заявителя в полном объеме поддержал доводы заявления.

 

При рассмотрении дела представитель МУП «Хорские электрические сети», МУП «Электрические линии муниципального района имени Лазо», ООО «Лазовская Энергосбытовая компания», пояснил следующее. Распоряжением Главы муниципального района имени Лазо от 07.12.2007 № 1904-р МУП «Электрические линии муниципального района имени Лазо» согласована возможность передачи части закрепленного за ним на праве хозяйственного ведения имущества в аренду МУП «Хорские электрические сети», на основании чего предприятиями заключен договор аренды от 04.12.2007, расторгнутый 30.04.2008.

 

Распоряжением Главы муниципального района имени Лазо от 04.06.2008 № 835-р  МУП «Электрические линии муниципального района имени Лазо»  согласована возможность передачи части закрепленного за ним на праве хозяйственного ведения имущества в аренду ООО «Лазовская Энергосбытовая компания». На основании данного распоряжения МУП «Электрические линии муниципального района имени Лазо» заключен договор аренды с ООО «Лазовская Энергосбытовая компания» от 01.05.2008, сроком действия 11 месяцев. При оформлении договорных отношений МУП  «Электрические линии муниципального района имени Лазо»  руководствовалось гражданским законодательством, Федеральным законом от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (далее – Закон о государственных и муниципальных предприятиях), предусматривающих свободу хозяйственной деятельности предприятия.

 

Закон о государственных и муниципальных предприятиях позволяет МУПу распоряжаться недвижимым имуществом, принадлежащим ему на праве хозяйственного ведения, с согласия собственника такого имущества. Иных требований, обуславливающих распоряжение таким имуществом, в том числе обязанность проведения торгов, закон не предусматривает.

     

Представитель Администрации пояснила, что передача муниципального имущества в арендное пользование осуществляется в соответствии с положениями гражданского законодательства, не предусматривающего в данном случае обязанность муниципалитета проводить торги. Не установлена такая обязанность и законом  о конкуренции. Полагает, действия Администрации в полной мере основаны на нормах действующего законодательства. Дополнительных документов и информации в заседание Комиссии стороны не представили.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, заслушав доводы сторон, изучив материалы дела, пришла к следующему выводу. На основании распоряжения Главы муниципального района имени Лазо от 07.12.2007 № 1904-р МУП «Электрические линии муниципального района имени Лазо» передало в аренду муниципальное имущество, закрепленное за ним на праве хозяйственного ведения, МУП «Хорские электрические сети» согласно договору аренды имущества от 04.12.2007, расторгнутого 30.04.2008. Имущество возвращено арендодателю.

 

Распоряжением Главы муниципального района имени Лазо от 04.06.2008 № 835-р МУП «Электрические линии муниципального района имени Лазо» согласована возможность передачи муниципального имущества, закрепленного за ним на праве хозяйственного ведения в аренду ООО «Лазовская Энергосбытовая компания». На основании указанного распоряжения между МУП «Электрические линии района имени Лазо» и ООО «Лазовская Энергосбытовая компания» заключен договор аренды имущества от 01.05.2008 сроком действия 11 месяцев.  

 

Согласно ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

 

Органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами. Исходя из приведенной нормы законодательства, осуществление прав владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом должно основываться на требованиях законодательства, в том числе антимонопольного. Как установлено ст. 1 Закона о конкуренции, основной целью данного закона является предупреждение и пресечение недопущения, ограничения, устранения конкуренции, в том числе органами местного самоуправления.

 

В соответствии с п. 20 ст. 4 Закона о конкуренции, предоставление органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями преимущества, которое обеспечивает отдельным хозяйствующим субъектам по сравнению с другими участниками рынка (потенциальными участниками рынка) более выгодные условия деятельности на соответствующем товарном рынке, путем передачи имущества и (или) иных объектов гражданских прав, является  муниципальной помощью. Частью 2 статьи 18 Закона о государственных и муниципальных предприятиях установлено, что муниципальное предприятие не вправе продавать принадлежащее ему недвижимое имущество, сдавать в аренду, отдавать в залог или иным способом распоряжаться таким имуществом без согласия собственника имущества муниципального предприятия. Следовательно, передача муниципальным унитарным предприятием хозяйствующему субъекту прав на имущество, закрепленное за ним, может осуществляться только с согласия собственника такого имущества (соответствующего органа местного самоуправления), без которого данная сделка является ничтожной.

 

Поскольку предоставление органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями в пользование хозяйствующим субъектам (в том числе из казны  муниципального образования) объектов коммунальной инфраструктуры, находящихся в муниципальной собственности, не может соответствовать целям, указанным в ч. 1 ст. 19 Закона о конкуренции, указанное предоставление должно осуществляться в порядке, предусмотренном ч. 2 ст. 19 Закона о конкуренции с соблюдением требований ст. 17 Закона о конкуренции, то есть посредством проведения торгов.

 

Проведение торгов способствует развитию конкуренции за обладание ограниченным ресурсом путем создания условий для выбора контрагента, предлагающего наилучшие условия его использования, что обеспечивает равный доступ к муниципальному имуществу всех заинтересованных лиц, а также обеспечивает соблюдение интересов собственника имущества, имеющего намерение передать его на наиболее выгодных условиях. Проведение торгов ведет к эффективному использованию и обеспечению благоприятных и безопасных условий пользования объектами коммунальной инфраструктуры, находящихся в муниципальной собственности, развитию конкурентной среды на соответствующем товарном рынке.

 

Согласно ст. 15 Закона о конкуренции, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

 

Передача в приоритетном порядке прав на объекты коммунальной инфраструктуры, являющиеся муниципальным имуществом, одному хозяйствующему субъекту необоснованно ограничивает право иных хозяйствующих субъектов, осуществляющих аналогичный вид деятельности, на доступ к такому имуществу, следовательно, препятствует развитию конкуренции. Таким образом, действия Администрации муниципального района имени Лазо Хабаровского края, выразившиеся в издании распоряжения от 04.06.2008 № 835-р о согласовании МУП «Электрические линии муниципального района имени Лазо» возможности передачи в аренду муниципального имущества ООО «Лазовская Энергосбытовая компания» без проведения торгов, противоречат ч.1 ст.15 Закона о конкуренции.

 

На основании изложенного, руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, ч. 1 ст. 41, ч. 1 ст. 49 Федерального Закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

                                               

РЕШИЛА:

 

1. Признать действия Администрации муниципального района имени Лазо, выразившиеся в принятии распоряжения от 04.06.2008 № 835-р о согласовании МУП «Электрические линии муниципального района имени Лазо» возможности передать муниципальное имущество, закрепленное за ним на праве хозяйственного ведения, в аренду ООО «Лазовская Энергосбытовая компания» без проведения торгов, нарушением ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Выдать Администрации муниципального района имени Лазо предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

3. Предложить МУП «Электрические линии муниципального района имени Лазо» в срок до 16.10.2008 рассмотреть возможность расторжения договора аренды от 01.05.2008, заключенного с ООО «Лазовская Энергосбытовая компания», с направлением в Хабаровское УФАС документов, свидетельствующих о его расторжении.  

4. В случае непредставления указанных в п. 3 настоящего решения  документов, обратиться в Арбитражный суд с заявлением о признании сделки недействительной.  

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

                                                                                                      ПРЕДПИСАНИЕ №4

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ “О защите конкуренции” на основании своего решения от 02.10.2008 г. по делу № 3-03/1 о нарушении Администрацией муниципального района имени Лазо Хабаровского края (682910, муниципальный район имени Лазо Хабаровского края, р.п. Переясловка, ул. Октябрьская, 31)  части 1 статьи  15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ “О защите конкуренции” (далее – Закон о конкуренции),

 

                          ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Администрации муниципального района имени Лазо прекратить нарушение ч. 1 ст. 15 Закона о конкуренции, выразившееся в принятии решения о согласовании МУП «Электрические линии муниципального района имени Лазо» возможности передать муниципальное имущество, закрепленное за ним на праве хозяйственного ведения, в аренду ООО «Лазовская Энергосбытовая компания», путем отмены распоряжения Главы муниципального района имени Лазо от 04.06.2008 № 835-р.

Администрации муниципального района имени Лазо, при передаче объектов муниципальной собственности в пользование и (или) владение хозяйствующих субъектов, в том числе при согласовании возможности передачи муниципального имущества, закрепленного за муниципальными унитарными предприятиями на праве хозяйственного ведения, соблюдать требования антимонопольного законодательства.

2.  В двухнедельный срок с момента получения настоящего предписания сообщить в Хабаровское УФАС России об исполнении п. 1 настоящего предписания, с приложением копий соответствующих документов.

stdClass Object ( [vid] => 7197 [uid] => 1 [title] => Администрация муниципального района им. Лазо [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 7197 [type] => solution [language] => ru [created] => 1222917186 [changed] => 1370523932 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370523932 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

РЕШЕНИЕ № 2

 

 

Резолютивная часть решения объявлена 18 сентября 2008 г. Полный текст решения изготовлен 02 октября 2008 г. Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в присутствии представителей Администрации муниципального района имени Лазо, МУП «Электрические линии района имени Лазо», МУП «Хорские  электрические сети» района имени Лазо, ООО «Лазовская Энергосбытовая компания», филиала Хабаровскэнергосбыт ОАО «Дальневосточная энергетическая компания», рассмотрев дело № 3-03/1 по признакам нарушения Администрацией муниципального района имени Лазо требований статьи 20 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закона о конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю поступило заявление филиала Хабаровскэнергосбыт ОАО «ДЭК» (далее – ОАО «ДЭК») на действия Администрации муниципального района имени Лазо (далее – Администрация), связанные с согласованием возможности передачи МУП «Электрические линии муниципального района имени Лазо»  муниципального имущества в аренду ООО «Лазовская Энергосбытовая компания».

Заявитель полагает, что действия Администрации, МУП «Электрические линии муниципального района имени Лазо», МУП «Хорские электрические сети» района имени Лазо направлены на исключение у ОАО «ДЭК» возможности определить объем отпуска электроэнергии в сеть и объем фактических потерь энергии, что причинит экономический ущерб ОАО «ДЭК», скажется на качестве и надежности электроснабжения потребителей. Представитель заявителя в полном объеме поддержал доводы заявления.

 

При рассмотрении дела представитель МУП «Хорские электрические сети», МУП «Электрические линии муниципального района имени Лазо», ООО «Лазовская Энергосбытовая компания», пояснил следующее. Распоряжением Главы муниципального района имени Лазо от 07.12.2007 № 1904-р МУП «Электрические линии муниципального района имени Лазо» согласована возможность передачи части закрепленного за ним на праве хозяйственного ведения имущества в аренду МУП «Хорские электрические сети», на основании чего предприятиями заключен договор аренды от 04.12.2007, расторгнутый 30.04.2008.

 

Распоряжением Главы муниципального района имени Лазо от 04.06.2008 № 835-р  МУП «Электрические линии муниципального района имени Лазо»  согласована возможность передачи части закрепленного за ним на праве хозяйственного ведения имущества в аренду ООО «Лазовская Энергосбытовая компания». На основании данного распоряжения МУП «Электрические линии муниципального района имени Лазо» заключен договор аренды с ООО «Лазовская Энергосбытовая компания» от 01.05.2008, сроком действия 11 месяцев. При оформлении договорных отношений МУП  «Электрические линии муниципального района имени Лазо»  руководствовалось гражданским законодательством, Федеральным законом от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (далее – Закон о государственных и муниципальных предприятиях), предусматривающих свободу хозяйственной деятельности предприятия.

 

Закон о государственных и муниципальных предприятиях позволяет МУПу распоряжаться недвижимым имуществом, принадлежащим ему на праве хозяйственного ведения, с согласия собственника такого имущества. Иных требований, обуславливающих распоряжение таким имуществом, в том числе обязанность проведения торгов, закон не предусматривает.

     

Представитель Администрации пояснила, что передача муниципального имущества в арендное пользование осуществляется в соответствии с положениями гражданского законодательства, не предусматривающего в данном случае обязанность муниципалитета проводить торги. Не установлена такая обязанность и законом  о конкуренции. Полагает, действия Администрации в полной мере основаны на нормах действующего законодательства. Дополнительных документов и информации в заседание Комиссии стороны не представили.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, заслушав доводы сторон, изучив материалы дела, пришла к следующему выводу. На основании распоряжения Главы муниципального района имени Лазо от 07.12.2007 № 1904-р МУП «Электрические линии муниципального района имени Лазо» передало в аренду муниципальное имущество, закрепленное за ним на праве хозяйственного ведения, МУП «Хорские электрические сети» согласно договору аренды имущества от 04.12.2007, расторгнутого 30.04.2008. Имущество возвращено арендодателю.

 

Распоряжением Главы муниципального района имени Лазо от 04.06.2008 № 835-р МУП «Электрические линии муниципального района имени Лазо» согласована возможность передачи муниципального имущества, закрепленного за ним на праве хозяйственного ведения в аренду ООО «Лазовская Энергосбытовая компания». На основании указанного распоряжения между МУП «Электрические линии района имени Лазо» и ООО «Лазовская Энергосбытовая компания» заключен договор аренды имущества от 01.05.2008 сроком действия 11 месяцев.  

 

Согласно ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

 

Органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами. Исходя из приведенной нормы законодательства, осуществление прав владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом должно основываться на требованиях законодательства, в том числе антимонопольного. Как установлено ст. 1 Закона о конкуренции, основной целью данного закона является предупреждение и пресечение недопущения, ограничения, устранения конкуренции, в том числе органами местного самоуправления.

 

В соответствии с п. 20 ст. 4 Закона о конкуренции, предоставление органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями преимущества, которое обеспечивает отдельным хозяйствующим субъектам по сравнению с другими участниками рынка (потенциальными участниками рынка) более выгодные условия деятельности на соответствующем товарном рынке, путем передачи имущества и (или) иных объектов гражданских прав, является  муниципальной помощью. Частью 2 статьи 18 Закона о государственных и муниципальных предприятиях установлено, что муниципальное предприятие не вправе продавать принадлежащее ему недвижимое имущество, сдавать в аренду, отдавать в залог или иным способом распоряжаться таким имуществом без согласия собственника имущества муниципального предприятия. Следовательно, передача муниципальным унитарным предприятием хозяйствующему субъекту прав на имущество, закрепленное за ним, может осуществляться только с согласия собственника такого имущества (соответствующего органа местного самоуправления), без которого данная сделка является ничтожной.

 

Поскольку предоставление органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями в пользование хозяйствующим субъектам (в том числе из казны  муниципального образования) объектов коммунальной инфраструктуры, находящихся в муниципальной собственности, не может соответствовать целям, указанным в ч. 1 ст. 19 Закона о конкуренции, указанное предоставление должно осуществляться в порядке, предусмотренном ч. 2 ст. 19 Закона о конкуренции с соблюдением требований ст. 17 Закона о конкуренции, то есть посредством проведения торгов.

 

Проведение торгов способствует развитию конкуренции за обладание ограниченным ресурсом путем создания условий для выбора контрагента, предлагающего наилучшие условия его использования, что обеспечивает равный доступ к муниципальному имуществу всех заинтересованных лиц, а также обеспечивает соблюдение интересов собственника имущества, имеющего намерение передать его на наиболее выгодных условиях. Проведение торгов ведет к эффективному использованию и обеспечению благоприятных и безопасных условий пользования объектами коммунальной инфраструктуры, находящихся в муниципальной собственности, развитию конкурентной среды на соответствующем товарном рынке.

 

Согласно ст. 15 Закона о конкуренции, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

 

Передача в приоритетном порядке прав на объекты коммунальной инфраструктуры, являющиеся муниципальным имуществом, одному хозяйствующему субъекту необоснованно ограничивает право иных хозяйствующих субъектов, осуществляющих аналогичный вид деятельности, на доступ к такому имуществу, следовательно, препятствует развитию конкуренции. Таким образом, действия Администрации муниципального района имени Лазо Хабаровского края, выразившиеся в издании распоряжения от 04.06.2008 № 835-р о согласовании МУП «Электрические линии муниципального района имени Лазо» возможности передачи в аренду муниципального имущества ООО «Лазовская Энергосбытовая компания» без проведения торгов, противоречат ч.1 ст.15 Закона о конкуренции.

 

На основании изложенного, руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, ч. 1 ст. 41, ч. 1 ст. 49 Федерального Закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

                                               

РЕШИЛА:

 

1. Признать действия Администрации муниципального района имени Лазо, выразившиеся в принятии распоряжения от 04.06.2008 № 835-р о согласовании МУП «Электрические линии муниципального района имени Лазо» возможности передать муниципальное имущество, закрепленное за ним на праве хозяйственного ведения, в аренду ООО «Лазовская Энергосбытовая компания» без проведения торгов, нарушением ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Выдать Администрации муниципального района имени Лазо предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

3. Предложить МУП «Электрические линии муниципального района имени Лазо» в срок до 16.10.2008 рассмотреть возможность расторжения договора аренды от 01.05.2008, заключенного с ООО «Лазовская Энергосбытовая компания», с направлением в Хабаровское УФАС документов, свидетельствующих о его расторжении.  

4. В случае непредставления указанных в п. 3 настоящего решения  документов, обратиться в Арбитражный суд с заявлением о признании сделки недействительной.  

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

                                                                                                      ПРЕДПИСАНИЕ №4

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ “О защите конкуренции” на основании своего решения от 02.10.2008 г. по делу № 3-03/1 о нарушении Администрацией муниципального района имени Лазо Хабаровского края (682910, муниципальный район имени Лазо Хабаровского края, р.п. Переясловка, ул. Октябрьская, 31)  части 1 статьи  15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ “О защите конкуренции” (далее – Закон о конкуренции),

 

                          ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Администрации муниципального района имени Лазо прекратить нарушение ч. 1 ст. 15 Закона о конкуренции, выразившееся в принятии решения о согласовании МУП «Электрические линии муниципального района имени Лазо» возможности передать муниципальное имущество, закрепленное за ним на праве хозяйственного ведения, в аренду ООО «Лазовская Энергосбытовая компания», путем отмены распоряжения Главы муниципального района имени Лазо от 04.06.2008 № 835-р.

Администрации муниципального района имени Лазо, при передаче объектов муниципальной собственности в пользование и (или) владение хозяйствующих субъектов, в том числе при согласовании возможности передачи муниципального имущества, закрепленного за муниципальными унитарными предприятиями на праве хозяйственного ведения, соблюдать требования антимонопольного законодательства.

2.  В двухнедельный срок с момента получения настоящего предписания сообщить в Хабаровское УФАС России об исполнении п. 1 настоящего предписания, с приложением копий соответствующих документов.

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

РЕШЕНИЕ № 2

 

 

Резолютивная часть решения объявлена 18 сентября 2008 г.

Полный текст решения изготовлен 02 октября 2008 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в присутствии представителей Администрации муниципального района имени Лазо, МУП «Электрические линии района имени Лазо», МУП «Хорские  электрические сети» района имени Лазо, ООО «Лазовская Энергосбытовая компания», филиала Хабаровскэнергосбыт ОАО «Дальневосточная энергетическая компания», рассмотрев дело № 3-03/1 по признакам нарушения Администрацией муниципального района имени Лазо требований статьи 20 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закона о конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю поступило заявление филиала Хабаровскэнергосбыт ОАО «ДЭК» (далее – ОАО «ДЭК») на действия Администрации муниципального района имени Лазо (далее – Администрация), связанные с согласованием возможности передачи МУП «Электрические линии муниципального района имени Лазо»  муниципального имущества в аренду ООО «Лазовская Энергосбытовая компания».

Заявитель полагает, что действия Администрации, МУП «Электрические линии муниципального района имени Лазо», МУП «Хорские электрические сети» района имени Лазо направлены на исключение у ОАО «ДЭК» возможности определить объем отпуска электроэнергии в сеть и объем фактических потерь энергии, что причинит экономический ущерб ОАО «ДЭК», скажется на качестве и надежности электроснабжения потребителей. Представитель заявителя в полном объеме поддержал доводы заявления.

 

При рассмотрении дела представитель МУП «Хорские электрические сети», МУП «Электрические линии муниципального района имени Лазо», ООО «Лазовская Энергосбытовая компания», пояснил следующее.

Распоряжением Главы муниципального района имени Лазо от 07.12.2007 № 1904-р МУП «Электрические линии муниципального района имени Лазо» согласована возможность передачи части закрепленного за ним на праве хозяйственного ведения имущества в аренду МУП «Хорские электрические сети», на основании чего предприятиями заключен договор аренды от 04.12.2007, расторгнутый 30.04.2008.

 

Распоряжением Главы муниципального района имени Лазо от 04.06.2008 № 835-р  МУП «Электрические линии муниципального района имени Лазо»  согласована возможность передачи части закрепленного за ним на праве хозяйственного ведения имущества в аренду ООО «Лазовская Энергосбытовая компания». На основании данного распоряжения МУП «Электрические линии муниципального района имени Лазо» заключен договор аренды с ООО «Лазовская Энергосбытовая компания» от 01.05.2008, сроком действия 11 месяцев. При оформлении договорных отношений МУП  «Электрические линии муниципального района имени Лазо»  руководствовалось гражданским законодательством, Федеральным законом от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (далее – Закон о государственных и муниципальных предприятиях), предусматривающих свободу хозяйственной деятельности предприятия.

 

Закон о государственных и муниципальных предприятиях позволяет МУПу распоряжаться недвижимым имуществом, принадлежащим ему на праве хозяйственного ведения, с согласия собственника такого имущества. Иных требований, обуславливающих распоряжение таким имуществом, в том числе обязанность проведения торгов, закон не предусматривает.

     

Представитель Администрации пояснила, что передача муниципального имущества в арендное пользование осуществляется в соответствии с положениями гражданского законодательства, не предусматривающего в данном случае обязанность муниципалитета проводить торги. Не установлена такая обязанность и законом  о конкуренции. Полагает, действия Администрации в полной мере основаны на нормах действующего законодательства.

Дополнительных документов и информации в заседание Комиссии стороны не представили.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, заслушав доводы сторон, изучив материалы дела, пришла к следующему выводу.

На основании распоряжения Главы муниципального района имени Лазо от 07.12.2007 № 1904-р МУП «Электрические линии муниципального района имени Лазо» передало в аренду муниципальное имущество, закрепленное за ним на праве хозяйственного ведения, МУП «Хорские электрические сети» согласно договору аренды имущества от 04.12.2007, расторгнутого 30.04.2008. Имущество возвращено арендодателю.

 

Распоряжением Главы муниципального района имени Лазо от 04.06.2008 № 835-р МУП «Электрические линии муниципального района имени Лазо» согласована возможность передачи муниципального имущества, закрепленного за ним на праве хозяйственного ведения в аренду ООО «Лазовская Энергосбытовая компания». На основании указанного распоряжения между МУП «Электрические линии района имени Лазо» и ООО «Лазовская Энергосбытовая компания» заключен договор аренды имущества от 01.05.2008 сроком действия 11 месяцев.  

 

Согласно ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

 

Органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.

Исходя из приведенной нормы законодательства, осуществление прав владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом должно основываться на требованиях законодательства, в том числе антимонопольного

. Как установлено ст. 1 Закона о конкуренции, основной целью данного закона является предупреждение и пресечение недопущения, ограничения, устранения конкуренции, в том числе органами местного самоуправления.

 

В соответствии с п. 20 ст. 4 Закона о конкуренции, предоставление органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями преимущества, которое обеспечивает отдельным хозяйствующим субъектам по сравнению с другими участниками рынка (потенциальными участниками рынка) более выгодные условия деятельности на соответствующем товарном рынке, путем передачи имущества и (или) иных объектов гражданских прав, является  муниципальной помощью.

Частью 2 статьи 18 Закона о государственных и муниципальных предприятиях установлено, что муниципальное предприятие не вправе продавать принадлежащее ему недвижимое имущество, сдавать в аренду, отдавать в залог или иным способом распоряжаться таким имуществом без согласия собственника имущества муниципального предприятия. Следовательно, передача муниципальным унитарным предприятием хозяйствующему субъекту прав на имущество, закрепленное за ним, может осуществляться только с согласия собственника такого имущества (соответствующего органа местного самоуправления), без которого данная сделка является ничтожной.

 

Поскольку предоставление органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями в пользование хозяйствующим субъектам (в том числе из казны  муниципального образования) объектов коммунальной инфраструктуры, находящихся в муниципальной собственности, не может соответствовать целям, указанным в ч. 1 ст. 19 Закона о конкуренции, указанное предоставление должно осуществляться в порядке, предусмотренном ч. 2 ст. 19 Закона о конкуренции с соблюдением требований ст. 17 Закона о конкуренции, то есть посредством проведения торгов.

 

Проведение торгов способствует развитию конкуренции за обладание ограниченным ресурсом путем создания условий для выбора контрагента, предлагающего наилучшие условия его использования, что обеспечивает равный доступ к муниципальному имуществу всех заинтересованных лиц, а также обеспечивает соблюдение интересов собственника имущества, имеющего намерение передать его на наиболее выгодных условиях. Проведение торгов ведет к эффективному использованию и обеспечению благоприятных и безопасных условий пользования объектами коммунальной инфраструктуры, находящихся в муниципальной собственности, развитию конкурентной среды на соответствующем товарном рынке.

 

Согласно ст. 15 Закона о конкуренции, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

 

Передача в приоритетном порядке прав на объекты коммунальной инфраструктуры, являющиеся муниципальным имуществом, одному хозяйствующему субъекту необоснованно ограничивает право иных хозяйствующих субъектов, осуществляющих аналогичный вид деятельности, на доступ к такому имуществу, следовательно, препятствует развитию конкуренции.

Таким образом, действия Администрации муниципального района имени Лазо Хабаровского края, выразившиеся в издании распоряжения от 04.06.2008 № 835-р о согласовании МУП «Электрические линии муниципального района имени Лазо» возможности передачи в аренду муниципального имущества ООО «Лазовская Энергосбытовая компания» без проведения торгов, противоречат ч.1 ст.15 Закона о конкуренции.

 

На основании изложенного, руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, ч. 1 ст. 41, ч. 1 ст. 49 Федерального Закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

                                             

 

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать действия Администрации муниципального района имени Лазо, выразившиеся в принятии распоряжения от 04.06.2008 № 835-р о согласовании МУП «Электрические линии муниципального района имени Лазо» возможности передать муниципальное имущество, закрепленное за ним на праве хозяйственного ведения, в аренду ООО «Лазовская Энергосбытовая компания» без проведения торгов, нарушением ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Выдать Администрации муниципального района имени Лазо предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

3. Предложить МУП «Электрические линии муниципального района имени Лазо» в срок до 16.10.2008 рассмотреть возможность расторжения договора аренды от 01.05.2008, заключенного с ООО «Лазовская Энергосбытовая компания», с направлением в Хабаровское УФАС документов, свидетельствующих о его расторжении.  

4. В случае непредставления указанных в п. 3 настоящего решения  документов, обратиться в Арбитражный суд с заявлением о признании сделки недействительной.  

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

                                                                                                      ПРЕДПИСАНИЕ №4

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ “О защите конкуренции” на основании своего решения от 02.10.2008 г. по делу № 3-03/1 о нарушении Администрацией муниципального района имени Лазо Хабаровского края (682910, муниципальный район имени Лазо Хабаровского края, р.п. Переясловка, ул. Октябрьская, 31)  части 1 статьи  15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ “О защите конкуренции” (далее – Закон о конкуренции),

 

                          ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Администрации муниципального района имени Лазо прекратить нарушение ч. 1 ст. 15 Закона о конкуренции, выразившееся в принятии решения о согласовании МУП «Электрические линии муниципального района имени Лазо» возможности передать муниципальное имущество, закрепленное за ним на праве хозяйственного ведения, в аренду ООО «Лазовская Энергосбытовая компания», путем отмены распоряжения Главы муниципального района имени Лазо от 04.06.2008 № 835-р.

Администрации муниципального района имени Лазо, при передаче объектов муниципальной собственности в пользование и (или) владение хозяйствующих субъектов, в том числе при согласовании возможности передачи муниципального имущества, закрепленного за муниципальными унитарными предприятиями на праве хозяйственного ведения, соблюдать требования антимонопольного законодательства.

2.  В двухнедельный срок с момента получения настоящего предписания сообщить в Хабаровское УФАС России об исполнении п. 1 настоящего предписания, с приложением копий соответствующих документов.

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Нарушение требований части 1 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции» (передача в аренду хозяйствующим субъектам муниципального имущества без проведения торгов).

[format] => full_html [safe_value] =>

Нарушение требований части 1 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции» (передача в аренду хозяйствующим субъектам муниципального имущества без проведения торгов).

) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] =>

 

Методологические положения официального статистического учета по форме федерального статистического наблюдения № 1-МОН.doc

Форма № 1-МОН.doc

 

[format] => full_html [weight] => 6 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) [1] => Array ( [tid] => 31 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 31 [vid] => 6 [name] => Контроль органов власти [description] => [format] => full_html [weight] => 6 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2008-10-02 07:13:06 [timezone] => Asia/Vladivostok [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2008-10-02 07:13:06 [timezone] => Asia/Vladivostok [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1321553489 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 1 [comment_count] => 0 [name] => admin [picture] => 0 [data] => a:1:{s:7:"contact";i:0;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Хабаровское УФАС России )