Решение и предписание по заявлению ООО "Эко-Дент" по факту недобросовестной конкуренции со стороны ООО "ГЕНЕЗИС-ВОСТОК"

Номер дела: 4-03/7
Дата публикации: 3 декабря 2012, 15:23

Р Е Ш Е Н И Е
по делу №  4-03/7
о нарушении антимонопольного законодательства

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю   по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, рассмотрев дело № 4-03/7 по признакам нарушения ООО ««ГЕНЕЗИС-ВОСТОК» части 2 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», возбужденное по заявлению ООО «Эко-Дент», при участии представителей ООО «Эко-Дент»; ООО «ГЕНЕЗИС-ВОСТОК» (по доверенности),

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В Хабаровское УФАС России поступило заявление ООО «Эко-Дент» (далее – Заявитель) о нарушении антимонопольного законодательства  ООО «ГЕНЕЗИС-ВОСТОК», выраженного в недобросовестном приобретении и использовании исключительных прав на фирменное наименование заявителя.

По мнению заявителя, ООО «ГЕНЕЗИС-ВОСТОК» с целью привлечения клиентов во вновь открывшийся стоматологический центр незаконно использует коммерческое обозначение «Эко Дент» на вывеске стоматологического центра  по адресу: г. Хабаровск, ул. Костромская <…>, и в рекламе, распространяемой по адресу: г. Хабаровск, пересечение улиц Восточное шоссе – Промышленная, и в сети Интернет,  что вводит в заблуждение потребителей, наносит ущерб деловой репутации  и причиняет убытки заявителю.

Словообразование «Эко Дент», является основной составляющей частью фирменного наименования ООО «Эко-Дент» и одновременно такой же составляющей частью коммерческого обозначения, используемого ООО «ГЕНЕЗИС-ВОСТОК».

Требованиями действующего законодательства установлено следующее.

В силу пункта 1 статьи 1225 Гражданского кодекса Российской Федерации фирменные наименования и коммерческие обозначения являются средством индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, которым предоставляется правовая охрана.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1473 ГК РФ юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, выступает в гражданском обороте под своим фирменным наименованием, которое определяется в его учредительных документах и включается в единый государственный реестр юридических лиц при государственной регистрации юридического лица.

Пунктом 1 статьи 1474 ГК РФ установлено, что юридическому лицу принадлежит исключительное право использования своего фирменного наименования в качестве средства индивидуализации любым не противоречащим закону способом (исключительное право на фирменное наименование), в том числе путем его указания на вывесках, бланках, в счетах и иной документации, в объявлениях и рекламе, на товарах или их упаковках.

Таким образом, из смысла данных норм следует, что право на использование фирменного наименования в установленном законом порядке возникает у юридического лица с момента его государственной регистрации.

На основании пункта 1 статьи 1538 Гражданского кодекса Российской Федерации юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность,  могут использовать для индивидуализации принадлежащих им торговых, промышленных и других предприятий коммерческие обозначения, не являющиеся фирменными наименованиями и не подлежащие обязательному включению в учредительные документы и Единый государственный реестр юридических лиц.

Согласно пункту 1 статьи 1539 Гражданского кодекса Российской Федерации правообладателю принадлежит исключительное право использования коммерческого обозначения в качестве средства индивидуализации принадлежащего ему предприятия любым не противоречащим закону способом (исключительное право на коммерческое обозначение), в том числе путем указания коммерческого обозначения на вывесках, бланках, в счетах и на иной документации, в объявлениях и рекламе, на товарах или их упаковках, если такое обозначение обладает достаточными различительными признаками и его употребление правообладателем для индивидуализации своего предприятия является известным в пределах определенной территории.

При сопоставлении коммерческого обозначения "Эко Дент", используемого ООО «ГЕНЕЗИС-ВЛСТОК» и фирменного наименования ООО «Эко-Дент» усматривается явное сходство до степени смешения наименований двух хозяйствующих субъектов, осуществляющих однородную деятельность на территории г. Хабаровска.

В силу пункта 3 статьи 1539 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускается использование коммерческого обозначения, способного ввести в заблуждение относительно принадлежности предприятия определенному лицу, в частности обозначения, сходного до степени смешения с фирменным наименованием, товарным знаком или защищенным исключительным правом коммерческим обозначением, принадлежащим другому лицу, у которого соответствующее исключительное право возникло ранее.

Согласно пункту 6 статьи 1252 Гражданского кодекса Российской Федерации, если различные средства индивидуализации (фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания, коммерческое обозначение) оказываются тождественными или сходными до степени смешения и в результате такого тождества или сходства могут быть введены в заблуждение потребители и (или) контрагенты, преимущество имеет средство индивидуализации, исключительное право на которое возникло ранее. Обладатель такого исключительного права может в порядке, установленном настоящим Кодексом, требовать признания недействительным предоставления правовой охраны товарному знаку (знаку обслуживания) либо полного или частичного запрета на использование фирменного наименования или коммерческого обозначения.

ООО «Эко-Дент» зарегистрировано в качестве юридического лица 22.04.2009 года, осуществляет медицинскую деятельность по стоматологии. С этого момента использует фирменное наименование путем указания его на вывесках, бланках, документах, в объявлениях и рекламе.

Словообразование «Эко Дент» используется ООО «ГЕНЕЗИС-ВОСТОК» как коммерческое обозначение с 01.08.2012 года и является средством индивидуализации предприятия на рынке стоматологических услуг путем указания в названии стоматологического центра, на вывеске и в рекламе.

Фактически полностью совпадающие фирменное наименование заявителя и коммерческое обозначение, используемое ООО «ГЕНЕЗИС-ВОСТОК», приводят к реальному смешению и введению в заблуждение потребителей, относительно того, какое лицо оказывает услуги.

При этом различительные признаки, позволяющие определить принадлежность предприятия конкретному юридическому лицу (заявителю либо обществу), отсутствуют.

Учитывая, что исключительное право на фирменное наименование у заявителя  возникло ранее, нежели у ООО «ГЕНЕЗИС-ВОСТОК» на коммерческое обозначение, последний  не вправе использовать данное коммерческое обозначение в любой форме и любым способом.

В силу ст. 10 bis Парижской Конвенции по охране промышленной собственности актом недобросовестной конкуренции считается всякий акт конкуренции, противоречащий честным обычаям в промышленных и торговых делах. В частности, подлежат запрету все действия, способные каким бы то ни было способом вызвать смешение в отношении предприятия, продуктов или промышленной или торговой деятельности конкурента.

В соответствии с пунктом 9 статьи 4 Закона о защите конкуренции недобросовестная конкуренция - любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

ООО «Эко-Дент» и ООО «ГЕНЕЗИС-ВОСТОК» являются хозяйствующими субъектами-конкурентами на товарном рынке Российской Федерации по оказанию стоматологических услуг.

Согласно части 2 статьи 14 Закона о защите конкуренции не допускается недобросовестная конкуренция, выраженная в приобретении и использовании исключительного права на средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ или услуг.

Обстоятельства дела подтверждают наличие в действиях ООО «ГЕНЕЗИС-ВОСТОК» признаков недобросовестной конкуренции, а именно:

- противоречие требованиям добропорядочности, разумности и справедливости выражается в использовании Обществом в качестве коммерческого обозначения словообразования «Эко Дент», которое уже долгое время использовалось Заявителем в качестве средства индивидуализации юридического лица в фирменном наименовании  и зарекомендовавшим себя под этим наименованием;

- действия хозяйствующего субъекта считаются направленными на получение преимуществ, если они позволяют хозяйствующему субъекту увеличить размер получаемых доходов. ООО «ГЕНЕЗИС-ВОСТОК» с целью привлечения клиентов использует на вывеске и в рекламе известное в г. Хабаровске наименование «Эко-Дент», то есть, посредством воздействия на потребителя формирует у него интерес к рекламируемым услугам, увеличивает объем реализации услуг и соответственно увеличивает получаемую прибыль;

- действия ООО «ГЕНЕЗИС-ВОСТОК» могут причинить убытки заявителю.

Таким образом, использование Обществом коммерческого обозначения "Эко Дент", сходного до степени смешения с фирменным наименованием ООО «Эко-Дент» является актом недобросовестной конкуренции, направленным на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности.

На Комиссии Хабаровского УФАС России  заявитель поддержала  свое заявление, пояснив, что ООО «ГЕНЕЗИС ВОСТОК», распространяя рекламу под именем «Эко Дент», вводит потребителей в заблуждение в отношении лица, оказывающего услуги.

В сети Интернет многие клиенты оставляют отрицательные отзывы о качестве  обслуживания в стоматологии «Эко-дент» по адресам <…> ООО «ГЕНЕЗИС-ВОСТОК».

Своими действиями ООО «ГЕНЕЗИС-ВОСТОК» наносит вред деловой репутации ООО «Эко-Дент», что способствует оттоку клиентов.

Представитель ООО «ГЕНЕЗИС ВОСТОК» пояснила, что при выборе  названия для вновь открывшегося стоматологического центра Общество не знало о существовании лица с фирменным наименованием ООО «Эко Дент».  Реклама в ближайшее время будет демонтирована.

Принимая во внимание упомянутые обстоятельства, и руководствуясь частью 3 статьи 10bis Парижской конвенции по охране промышленной собственности от 20.03.1883, пунктом 3 статьи 1484 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 4, частью 2 статьи 14, статьей 23, частями 1 и 2 статьи 41, частью 2 статьи 45, статьей 49, статьей 50  Закона о защите конкуренции, Комиссия ФАС России,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать  ООО «ГЕНЕЗИС-ВОСТОК»,  нарушившим часть 2 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»

2. Выдать обязательное для исполнения предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, а именно о прекращении  действий по недобросовестной конкуренции, выразившихся в  незаконном использовании наименования «Эко Дент».

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Хабаровского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение  может  быть  обжаловано  в  течение  трех  месяцев  со дня его принятия в арбитражный суд.

Примечание.  За  невыполнение  в   установленный   срок  законного  решения антимонопольного  органа  статьей  19.5  Кодекса  Российской  Федерации  об административных      правонарушениях      установлена     административная ответственность.

 

П Р Е Д П И С А Н И Е
о прекращении нарушения антимонопольного законодательства

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю   по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего  решения  от 29 ноября по делу № 4-03/7 о нарушении ООО «ГЕНЕЗИС-ВОСТОК» части 2 статьи 14 Федерального закона «О защите конкуренции», 

                                                                                                                                     

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. ООО «ГЕНЕЗИС-ВОСТОК» в срок до 12 декабря 2012 года прекратить  нарушение части 2 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся  в незаконном приобретении и использовании исключительного права на фирменное наименование юридического лица, а именно прекратить  незаконное использование  любым способом в любой форме наименования «Эко Дент».

3. О выполнении настоящего предписания ООО «ГЕНЕЗИС-ВОСТОК» сообщить в Хабаровское УФАС России в срок до  14 декабря 2012 года.

stdClass Object ( [vid] => 8370 [uid] => 5 [title] => Решение и предписание по заявлению ООО "Эко-Дент" по факту недобросовестной конкуренции со стороны ООО "ГЕНЕЗИС-ВОСТОК" [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 8370 [type] => solution [language] => ru [created] => 1355719261 [changed] => 1370523932 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370523932 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Р Е Ш Е Н И Е
по делу №  4-03/7
о нарушении антимонопольного законодательства

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю   по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, рассмотрев дело № 4-03/7 по признакам нарушения ООО ««ГЕНЕЗИС-ВОСТОК» части 2 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», возбужденное по заявлению ООО «Эко-Дент», при участии представителей ООО «Эко-Дент»; ООО «ГЕНЕЗИС-ВОСТОК» (по доверенности),

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В Хабаровское УФАС России поступило заявление ООО «Эко-Дент» (далее – Заявитель) о нарушении антимонопольного законодательства  ООО «ГЕНЕЗИС-ВОСТОК», выраженного в недобросовестном приобретении и использовании исключительных прав на фирменное наименование заявителя.

По мнению заявителя, ООО «ГЕНЕЗИС-ВОСТОК» с целью привлечения клиентов во вновь открывшийся стоматологический центр незаконно использует коммерческое обозначение «Эко Дент» на вывеске стоматологического центра  по адресу: г. Хабаровск, ул. Костромская <…>, и в рекламе, распространяемой по адресу: г. Хабаровск, пересечение улиц Восточное шоссе – Промышленная, и в сети Интернет,  что вводит в заблуждение потребителей, наносит ущерб деловой репутации  и причиняет убытки заявителю.

Словообразование «Эко Дент», является основной составляющей частью фирменного наименования ООО «Эко-Дент» и одновременно такой же составляющей частью коммерческого обозначения, используемого ООО «ГЕНЕЗИС-ВОСТОК».

Требованиями действующего законодательства установлено следующее.

В силу пункта 1 статьи 1225 Гражданского кодекса Российской Федерации фирменные наименования и коммерческие обозначения являются средством индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, которым предоставляется правовая охрана.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1473 ГК РФ юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, выступает в гражданском обороте под своим фирменным наименованием, которое определяется в его учредительных документах и включается в единый государственный реестр юридических лиц при государственной регистрации юридического лица.

Пунктом 1 статьи 1474 ГК РФ установлено, что юридическому лицу принадлежит исключительное право использования своего фирменного наименования в качестве средства индивидуализации любым не противоречащим закону способом (исключительное право на фирменное наименование), в том числе путем его указания на вывесках, бланках, в счетах и иной документации, в объявлениях и рекламе, на товарах или их упаковках.

Таким образом, из смысла данных норм следует, что право на использование фирменного наименования в установленном законом порядке возникает у юридического лица с момента его государственной регистрации.

На основании пункта 1 статьи 1538 Гражданского кодекса Российской Федерации юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность,  могут использовать для индивидуализации принадлежащих им торговых, промышленных и других предприятий коммерческие обозначения, не являющиеся фирменными наименованиями и не подлежащие обязательному включению в учредительные документы и Единый государственный реестр юридических лиц.

Согласно пункту 1 статьи 1539 Гражданского кодекса Российской Федерации правообладателю принадлежит исключительное право использования коммерческого обозначения в качестве средства индивидуализации принадлежащего ему предприятия любым не противоречащим закону способом (исключительное право на коммерческое обозначение), в том числе путем указания коммерческого обозначения на вывесках, бланках, в счетах и на иной документации, в объявлениях и рекламе, на товарах или их упаковках, если такое обозначение обладает достаточными различительными признаками и его употребление правообладателем для индивидуализации своего предприятия является известным в пределах определенной территории.

При сопоставлении коммерческого обозначения "Эко Дент", используемого ООО «ГЕНЕЗИС-ВЛСТОК» и фирменного наименования ООО «Эко-Дент» усматривается явное сходство до степени смешения наименований двух хозяйствующих субъектов, осуществляющих однородную деятельность на территории г. Хабаровска.

В силу пункта 3 статьи 1539 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускается использование коммерческого обозначения, способного ввести в заблуждение относительно принадлежности предприятия определенному лицу, в частности обозначения, сходного до степени смешения с фирменным наименованием, товарным знаком или защищенным исключительным правом коммерческим обозначением, принадлежащим другому лицу, у которого соответствующее исключительное право возникло ранее.

Согласно пункту 6 статьи 1252 Гражданского кодекса Российской Федерации, если различные средства индивидуализации (фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания, коммерческое обозначение) оказываются тождественными или сходными до степени смешения и в результате такого тождества или сходства могут быть введены в заблуждение потребители и (или) контрагенты, преимущество имеет средство индивидуализации, исключительное право на которое возникло ранее. Обладатель такого исключительного права может в порядке, установленном настоящим Кодексом, требовать признания недействительным предоставления правовой охраны товарному знаку (знаку обслуживания) либо полного или частичного запрета на использование фирменного наименования или коммерческого обозначения.

ООО «Эко-Дент» зарегистрировано в качестве юридического лица 22.04.2009 года, осуществляет медицинскую деятельность по стоматологии. С этого момента использует фирменное наименование путем указания его на вывесках, бланках, документах, в объявлениях и рекламе.

Словообразование «Эко Дент» используется ООО «ГЕНЕЗИС-ВОСТОК» как коммерческое обозначение с 01.08.2012 года и является средством индивидуализации предприятия на рынке стоматологических услуг путем указания в названии стоматологического центра, на вывеске и в рекламе.

Фактически полностью совпадающие фирменное наименование заявителя и коммерческое обозначение, используемое ООО «ГЕНЕЗИС-ВОСТОК», приводят к реальному смешению и введению в заблуждение потребителей, относительно того, какое лицо оказывает услуги.

При этом различительные признаки, позволяющие определить принадлежность предприятия конкретному юридическому лицу (заявителю либо обществу), отсутствуют.

Учитывая, что исключительное право на фирменное наименование у заявителя  возникло ранее, нежели у ООО «ГЕНЕЗИС-ВОСТОК» на коммерческое обозначение, последний  не вправе использовать данное коммерческое обозначение в любой форме и любым способом.

В силу ст. 10 bis Парижской Конвенции по охране промышленной собственности актом недобросовестной конкуренции считается всякий акт конкуренции, противоречащий честным обычаям в промышленных и торговых делах. В частности, подлежат запрету все действия, способные каким бы то ни было способом вызвать смешение в отношении предприятия, продуктов или промышленной или торговой деятельности конкурента.

В соответствии с пунктом 9 статьи 4 Закона о защите конкуренции недобросовестная конкуренция - любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

ООО «Эко-Дент» и ООО «ГЕНЕЗИС-ВОСТОК» являются хозяйствующими субъектами-конкурентами на товарном рынке Российской Федерации по оказанию стоматологических услуг.

Согласно части 2 статьи 14 Закона о защите конкуренции не допускается недобросовестная конкуренция, выраженная в приобретении и использовании исключительного права на средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ или услуг.

Обстоятельства дела подтверждают наличие в действиях ООО «ГЕНЕЗИС-ВОСТОК» признаков недобросовестной конкуренции, а именно:

- противоречие требованиям добропорядочности, разумности и справедливости выражается в использовании Обществом в качестве коммерческого обозначения словообразования «Эко Дент», которое уже долгое время использовалось Заявителем в качестве средства индивидуализации юридического лица в фирменном наименовании  и зарекомендовавшим себя под этим наименованием;

- действия хозяйствующего субъекта считаются направленными на получение преимуществ, если они позволяют хозяйствующему субъекту увеличить размер получаемых доходов. ООО «ГЕНЕЗИС-ВОСТОК» с целью привлечения клиентов использует на вывеске и в рекламе известное в г. Хабаровске наименование «Эко-Дент», то есть, посредством воздействия на потребителя формирует у него интерес к рекламируемым услугам, увеличивает объем реализации услуг и соответственно увеличивает получаемую прибыль;

- действия ООО «ГЕНЕЗИС-ВОСТОК» могут причинить убытки заявителю.

Таким образом, использование Обществом коммерческого обозначения "Эко Дент", сходного до степени смешения с фирменным наименованием ООО «Эко-Дент» является актом недобросовестной конкуренции, направленным на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности.

На Комиссии Хабаровского УФАС России  заявитель поддержала  свое заявление, пояснив, что ООО «ГЕНЕЗИС ВОСТОК», распространяя рекламу под именем «Эко Дент», вводит потребителей в заблуждение в отношении лица, оказывающего услуги.

В сети Интернет многие клиенты оставляют отрицательные отзывы о качестве  обслуживания в стоматологии «Эко-дент» по адресам <…> ООО «ГЕНЕЗИС-ВОСТОК».

Своими действиями ООО «ГЕНЕЗИС-ВОСТОК» наносит вред деловой репутации ООО «Эко-Дент», что способствует оттоку клиентов.

Представитель ООО «ГЕНЕЗИС ВОСТОК» пояснила, что при выборе  названия для вновь открывшегося стоматологического центра Общество не знало о существовании лица с фирменным наименованием ООО «Эко Дент».  Реклама в ближайшее время будет демонтирована.

Принимая во внимание упомянутые обстоятельства, и руководствуясь частью 3 статьи 10bis Парижской конвенции по охране промышленной собственности от 20.03.1883, пунктом 3 статьи 1484 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 4, частью 2 статьи 14, статьей 23, частями 1 и 2 статьи 41, частью 2 статьи 45, статьей 49, статьей 50  Закона о защите конкуренции, Комиссия ФАС России,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать  ООО «ГЕНЕЗИС-ВОСТОК»,  нарушившим часть 2 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»

2. Выдать обязательное для исполнения предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, а именно о прекращении  действий по недобросовестной конкуренции, выразившихся в  незаконном использовании наименования «Эко Дент».

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Хабаровского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение  может  быть  обжаловано  в  течение  трех  месяцев  со дня его принятия в арбитражный суд.

Примечание.  За  невыполнение  в   установленный   срок  законного  решения антимонопольного  органа  статьей  19.5  Кодекса  Российской  Федерации  об административных      правонарушениях      установлена     административная ответственность.

 

П Р Е Д П И С А Н И Е
о прекращении нарушения антимонопольного законодательства

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю   по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего  решения  от 29 ноября по делу № 4-03/7 о нарушении ООО «ГЕНЕЗИС-ВОСТОК» части 2 статьи 14 Федерального закона «О защите конкуренции», 

                                                                                                                                     

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. ООО «ГЕНЕЗИС-ВОСТОК» в срок до 12 декабря 2012 года прекратить  нарушение части 2 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся  в незаконном приобретении и использовании исключительного права на фирменное наименование юридического лица, а именно прекратить  незаконное использование  любым способом в любой форме наименования «Эко Дент».

3. О выполнении настоящего предписания ООО «ГЕНЕЗИС-ВОСТОК» сообщить в Хабаровское УФАС России в срок до  14 декабря 2012 года.

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

Р Е Ш Е Н И Е
по делу №  4-03/7
о нарушении антимонопольного законодательства

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю   по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, рассмотрев дело № 4-03/7 по признакам нарушения ООО ««ГЕНЕЗИС-ВОСТОК» части 2 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», возбужденное по заявлению ООО «Эко-Дент», при участии представителей ООО «Эко-Дент»; ООО «ГЕНЕЗИС-ВОСТОК» (по доверенности),

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В Хабаровское УФАС России поступило заявление ООО «Эко-Дент» (далее – Заявитель) о нарушении антимонопольного законодательства  ООО «ГЕНЕЗИС-ВОСТОК», выраженного в недобросовестном приобретении и использовании исключительных прав на фирменное наименование заявителя.

По мнению заявителя, ООО «ГЕНЕЗИС-ВОСТОК» с целью привлечения клиентов во вновь открывшийся стоматологический центр незаконно использует коммерческое обозначение «Эко Дент» на вывеске стоматологического центра  по адресу: г. Хабаровск, ул. Костромская <…>, и в рекламе, распространяемой по адресу: г. Хабаровск, пересечение улиц Восточное шоссе – Промышленная, и в сети Интернет,  что вводит в заблуждение потребителей, наносит ущерб деловой репутации  и причиняет убытки заявителю.

Словообразование «Эко Дент», является основной составляющей частью фирменного наименования ООО «Эко-Дент» и одновременно такой же составляющей частью коммерческого обозначения, используемого ООО «ГЕНЕЗИС-ВОСТОК».

Требованиями действующего законодательства установлено следующее.

В силу пункта 1 статьи 1225 Гражданского кодекса Российской Федерации фирменные наименования и коммерческие обозначения являются средством индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, которым предоставляется правовая охрана.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1473 ГК РФ юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, выступает в гражданском обороте под своим фирменным наименованием, которое определяется в его учредительных документах и включается в единый государственный реестр юридических лиц при государственной регистрации юридического лица.

Пунктом 1 статьи 1474 ГК РФ установлено, что юридическому лицу принадлежит исключительное право использования своего фирменного наименования в качестве средства индивидуализации любым не противоречащим закону способом (исключительное право на фирменное наименование), в том числе путем его указания на вывесках, бланках, в счетах и иной документации, в объявлениях и рекламе, на товарах или их упаковках.

Таким образом, из смысла данных норм следует, что право на использование фирменного наименования в установленном законом порядке возникает у юридического лица с момента его государственной регистрации.

На основании пункта 1 статьи 1538 Гражданского кодекса Российской Федерации юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность,  могут использовать для индивидуализации принадлежащих им торговых, промышленных и других предприятий коммерческие обозначения, не являющиеся фирменными наименованиями и не подлежащие обязательному включению в учредительные документы и Единый государственный реестр юридических лиц.

Согласно пункту 1 статьи 1539 Гражданского кодекса Российской Федерации правообладателю принадлежит исключительное право использования коммерческого обозначения в качестве средства индивидуализации принадлежащего ему предприятия любым не противоречащим закону способом (исключительное право на коммерческое обозначение), в том числе путем указания коммерческого обозначения на вывесках, бланках, в счетах и на иной документации, в объявлениях и рекламе, на товарах или их упаковках, если такое обозначение обладает достаточными различительными признаками и его употребление правообладателем для индивидуализации своего предприятия является известным в пределах определенной территории.

При сопоставлении коммерческого обозначения "Эко Дент", используемого ООО «ГЕНЕЗИС-ВЛСТОК» и фирменного наименования ООО «Эко-Дент» усматривается явное сходство до степени смешения наименований двух хозяйствующих субъектов, осуществляющих однородную деятельность на территории г. Хабаровска.

В силу пункта 3 статьи 1539 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускается использование коммерческого обозначения, способного ввести в заблуждение относительно принадлежности предприятия определенному лицу, в частности обозначения, сходного до степени смешения с фирменным наименованием, товарным знаком или защищенным исключительным правом коммерческим обозначением, принадлежащим другому лицу, у которого соответствующее исключительное право возникло ранее.

Согласно пункту 6 статьи 1252 Гражданского кодекса Российской Федерации, если различные средства индивидуализации (фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания, коммерческое обозначение) оказываются тождественными или сходными до степени смешения и в результате такого тождества или сходства могут быть введены в заблуждение потребители и (или) контрагенты, преимущество имеет средство индивидуализации, исключительное право на которое возникло ранее. Обладатель такого исключительного права может в порядке, установленном настоящим Кодексом, требовать признания недействительным предоставления правовой охраны товарному знаку (знаку обслуживания) либо полного или частичного запрета на использование фирменного наименования или коммерческого обозначения.

ООО «Эко-Дент» зарегистрировано в качестве юридического лица 22.04.2009 года, осуществляет медицинскую деятельность по стоматологии. С этого момента использует фирменное наименование путем указания его на вывесках, бланках, документах, в объявлениях и рекламе.

Словообразование «Эко Дент» используется ООО «ГЕНЕЗИС-ВОСТОК» как коммерческое обозначение с 01.08.2012 года и является средством индивидуализации предприятия на рынке стоматологических услуг путем указания в названии стоматологического центра, на вывеске и в рекламе.

Фактически полностью совпадающие фирменное наименование заявителя и коммерческое обозначение, используемое ООО «ГЕНЕЗИС-ВОСТОК», приводят к реальному смешению и введению в заблуждение потребителей, относительно того, какое лицо оказывает услуги.

При этом различительные признаки, позволяющие определить принадлежность предприятия конкретному юридическому лицу (заявителю либо обществу), отсутствуют.

Учитывая, что исключительное право на фирменное наименование у заявителя  возникло ранее, нежели у ООО «ГЕНЕЗИС-ВОСТОК» на коммерческое обозначение, последний  не вправе использовать данное коммерческое обозначение в любой форме и любым способом.

В силу ст. 10 bis Парижской Конвенции по охране промышленной собственности актом недобросовестной конкуренции считается всякий акт конкуренции, противоречащий честным обычаям в промышленных и торговых делах. В частности, подлежат запрету все действия, способные каким бы то ни было способом вызвать смешение в отношении предприятия, продуктов или промышленной или торговой деятельности конкурента.

В соответствии с пунктом 9 статьи 4 Закона о защите конкуренции недобросовестная конкуренция - любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

ООО «Эко-Дент» и ООО «ГЕНЕЗИС-ВОСТОК» являются хозяйствующими субъектами-конкурентами на товарном рынке Российской Федерации по оказанию стоматологических услуг.

Согласно части 2 статьи 14 Закона о защите конкуренции не допускается недобросовестная конкуренция, выраженная в приобретении и использовании исключительного права на средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ или услуг.

Обстоятельства дела подтверждают наличие в действиях ООО «ГЕНЕЗИС-ВОСТОК» признаков недобросовестной конкуренции, а именно:

- противоречие требованиям добропорядочности, разумности и справедливости выражается в использовании Обществом в качестве коммерческого обозначения словообразования «Эко Дент», которое уже долгое время использовалось Заявителем в качестве средства индивидуализации юридического лица в фирменном наименовании  и зарекомендовавшим себя под этим наименованием;

- действия хозяйствующего субъекта считаются направленными на получение преимуществ, если они позволяют хозяйствующему субъекту увеличить размер получаемых доходов. ООО «ГЕНЕЗИС-ВОСТОК» с целью привлечения клиентов использует на вывеске и в рекламе известное в г. Хабаровске наименование «Эко-Дент», то есть, посредством воздействия на потребителя формирует у него интерес к рекламируемым услугам, увеличивает объем реализации услуг и соответственно увеличивает получаемую прибыль;

- действия ООО «ГЕНЕЗИС-ВОСТОК» могут причинить убытки заявителю.

Таким образом, использование Обществом коммерческого обозначения "Эко Дент", сходного до степени смешения с фирменным наименованием ООО «Эко-Дент» является актом недобросовестной конкуренции, направленным на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности.

На Комиссии Хабаровского УФАС России  заявитель поддержала  свое заявление, пояснив, что ООО «ГЕНЕЗИС ВОСТОК», распространяя рекламу под именем «Эко Дент», вводит потребителей в заблуждение в отношении лица, оказывающего услуги.

В сети Интернет многие клиенты оставляют отрицательные отзывы о качестве  обслуживания в стоматологии «Эко-дент» по адресам <…> ООО «ГЕНЕЗИС-ВОСТОК».

Своими действиями ООО «ГЕНЕЗИС-ВОСТОК» наносит вред деловой репутации ООО «Эко-Дент», что способствует оттоку клиентов.

Представитель ООО «ГЕНЕЗИС ВОСТОК» пояснила, что при выборе  названия для вновь открывшегося стоматологического центра Общество не знало о существовании лица с фирменным наименованием ООО «Эко Дент».  Реклама в ближайшее время будет демонтирована.

Принимая во внимание упомянутые обстоятельства, и руководствуясь частью 3 статьи 10bis Парижской конвенции по охране промышленной собственности от 20.03.1883, пунктом 3 статьи 1484 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 4, частью 2 статьи 14, статьей 23, частями 1 и 2 статьи 41, частью 2 статьи 45, статьей 49, статьей 50  Закона о защите конкуренции, Комиссия ФАС России,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать  ООО «ГЕНЕЗИС-ВОСТОК»,  нарушившим часть 2 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»

2. Выдать обязательное для исполнения предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, а именно о прекращении  действий по недобросовестной конкуренции, выразившихся в  незаконном использовании наименования «Эко Дент».

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Хабаровского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение  может  быть  обжаловано  в  течение  трех  месяцев  со дня его принятия в арбитражный суд.

Примечание.  За  невыполнение  в   установленный   срок  законного  решения антимонопольного  органа  статьей  19.5  Кодекса  Российской  Федерации  об административных      правонарушениях      установлена     административная ответственность.

 

П Р Е Д П И С А Н И Е
о прекращении нарушения антимонопольного законодательства

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю   по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего  решения  от 29 ноября по делу № 4-03/7 о нарушении ООО «ГЕНЕЗИС-ВОСТОК» части 2 статьи 14 Федерального закона «О защите конкуренции», 

                                                                                                                                     

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. ООО «ГЕНЕЗИС-ВОСТОК» в срок до 12 декабря 2012 года прекратить  нарушение части 2 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся  в незаконном приобретении и использовании исключительного права на фирменное наименование юридического лица, а именно прекратить  незаконное использование  любым способом в любой форме наименования «Эко Дент».

3. О выполнении настоящего предписания ООО «ГЕНЕЗИС-ВОСТОК» сообщить в Хабаровское УФАС России в срок до  14 декабря 2012 года.

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 4-03/7 [format] => [safe_value] => 4-03/7 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 5 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 5 [vid] => 6 [name] => Контроль рекламы и недобросовестной конкуренции [description] => [format] => full_html [weight] => 9 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 52 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 52 [vid] => 1 [name] => недобросовестная конкуренция [description] => [format] => [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => tags [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-12-03 04:23:00 [timezone] => Asia/Vladivostok [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-11-29 20:00:00 [timezone] => Asia/Vladivostok [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1355719261 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Хабаровское УФАС России )