Решение по делу о нарушении администрацией Кругликовского сельского поселения муниципального района имени Лазо ФЗ "О защите конкуренции"

Номер дела: 8-01/282
Дата публикации: 18 декабря 2012, 09:43

РЕШЕНИЕ № 88

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в присутствии представителей Администрации Кругликовского сельского поселения, МУП «Хорская ТЭЦ», рассмотрев дело № 8-01/282 по признакам нарушения администрацией Кругликовского сельского поселения муниципального района имени Лазо части 1 статьи 15 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В ходе осуществления антимонопольного контроля органов власти при заключении договоров в отношении муниципального имущества Хабаровским УФАС России в действиях администрации Кругликовского сельского поселения установлены признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившегося в передаче МУП «Хорская ТЭЦ» муниципального имущества без проведения торгов и без согласования с антимонопольным органом предоставления предприятию муниципальной преференции. В связи с чем управлением возбуждено настоящее дело.  

Представители администрации в заседании комиссии с вменяемым нарушением антимонопольного законодательства не согласились, указав, что на момент заключения спорного договора аренды администрация не являлась собственником переданного муниципальному предприятию имущества и договор является ничтожным. Кроме того, договор считается незаключенным, так как его сторонами не определены существенные условия договора – не указаны идентифицирующие признаки котельной. Наличие данных обстоятельств, свидетельствует об отсутствии в действиях администрации нарушения антимонопольного законодательства. На сегодняшний день администрацией проведены торги, единственным участником которых являлось МУП «Хорская ТЭЦ», с которым 07.09.2012 заключен договор аренды. Имущество передано из муниципальной собственности района в муниципальную собственность поселения в период отопительного сезона. Переданная котельная предназначена для отопления общеобразовательной школы, в связи с чем администрация была вынуждена передать имущество муниципальному предприятию.

Представитель МУП «Хорская ТЭЦ» пояснил, что предприятие обладает необходимыми техническими и кадровыми ресурсами для оказания коммунальных услуг. По договору аренды предприятие приняло котельную и вспомогательное имущество, необходимое для отопления общеобразовательной школы. Данный вид деятельности является убыточным.

Комиссия, рассмотрев материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, пришла к следующему выводу.

На основании решения Собрания депутатов муниципального района имени Лазо от 24.09.2009 № 66 из муниципальной собственности района в муниципальную собственность Кругликовского сельского поселения передано имущество: здание котельной в с. Кругликово по ул. Школьная, 1, оборудование, установленное в котельной. Решением Совета депутатов Кругликовского сельского поселения от 22.09.2009 № 27 данное имущество принято в муниципальную собственность поселения. Фактически имущество передано по акту приема передачи 16.10.2009. Право собственности сельского поселения на здание котельной зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 06.10.2010, о чем сделана соответствующая запись регистрации.

Между администрацией сельского поселения и МУП «Хорская ТЭЦ» 01.10.2009 заключен договор аренды муниципального имущества. Предметом договора является комплекс имущества котельной. Срок действия договора установлен с 01.10.2009 по 01.09.2010.

В соответствии со статьей 606 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.

В силу статьи 608 Гражданского кодекса Российской Федерации право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику. Арендодателями могут быть также лица, управомоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду.

В соответствии с пунктом 2 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 настоящей статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Следовательно, передача в 2009 году котельной и имущества администрации Кругликовского сельского поселения означает только изменение органа местного самоуправления, полномочного осуществлять правомочия собственника в отношения данного имущества, но не изменение собственника имущества, поскольку последнее из муниципальной собственности не выбывало.

Отношения, связанные с распределением имущества, предназначенного для решения вопросов местного значения, не регулируются гражданским законодательством, поскольку обусловлены разграничением публично-властных полномочий и представляют собой систему публично-правовых властных отношений.

Частью 11.1 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 122-ФЗ) установлен порядок безвозмездной передачи в процессе разграничения имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными районами, поселениями, городскими округами, которым в частности предусмотрено, что к правоотношениям, возникающим при разграничении муниципального имущества в соответствии с данной частью, нормы Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», определяющие момент возникновения права собственности на имущество, применяются в части, не противоречащей положениям настоящей статьи.

Разграничение имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными образованиями осуществляется в соответствии с установленными статьей 50 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131-ФЗ) видами имущества.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 50 Закона № 131-ФЗ в собственности поселений могут находиться, в том числе имущество, предназначенное для электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, для освещения улиц населенных пунктов поселения.

Согласно абзацам 4, 11 части 11.1 статьи 154 Закона № 122-ФЗ разграничение имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными районами, поселениями, городскими округами осуществляется правовыми актами субъектов Российской Федерации, принимаемыми по согласованным предложениям органов местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, и основанием возникновения права собственности муниципального образования, принявшего имущество, является правовой акт субъекта Российской Федерации, которым осуществляется разграничение имущества, находящегося в муниципальной собственности.

Утвержденный указанными положениями порядок безвозмездной передачи в процессе разграничения имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными районами, поселениями, городскими округами утвержден в целях обеспечения выполнения требований статьи 85 Закона № 131-ФЗ.

Согласно статье 85 указанного Федерального закона в целях организации местного самоуправления в Российской Федерации в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона органы государственной власти субъектов Российской Федерации до 1 марта 2005 года устанавливают в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона границы муниципальных образований и наделяют соответствующие муниципальные образования статусом городского, сельского поселения, городского округа, муниципального района.

Частью 11.1 статьи 154 Закона № 122-ФЗ установлено, что разграничение имущества осуществляется между:

- вновь образованными городскими, сельскими поселениями и муниципальным районом, в границах которого они образованы;

- вновь образованным муниципальным районом и расположенными в его границах городскими, сельскими поселениями;

- вновь образованными муниципальными образованиями в случае разделения муниципального образования;

- муниципальным районом и городским округом в случае наделения городского поселения, входящего в границы муниципального района, статусом городского округа или лишения его статуса городского округа;

- муниципальными образованиями в случае изменения их границ, влекущего за собой отнесение территорий отдельных населенных пунктов одного муниципального образования к территории другого муниципального образования;

- муниципальными образованиями, созданными до дня вступления в силу главы 12 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Таким образом, отсутствие государственной регистрации права муниципальной собственности на котельную не может однозначно свидетельствовать об отсутствии у администрации поселения права на передачу указанного имущества в аренду, в силу чего доводы представителя администрации в данной части подлежат отклонению.

Иное означало бы, что отсутствие государственной регистрации права муниципальной собственности на имущество коммунального назначения полностью лишает муниципальное образование возможности осуществлять решение вопросов местного значения, отнесенных законом к полномочиям органов местного самоуправления, что противоречит требования Закона № 131-ФЗ.

Вместе с тем, из материалов дела усматривается, что акт приема-передачи муниципального имущества подписан 16.10.2009, тогда как договор аренды спорного имущества заключен 01.10.2009. На момент заключения договора, имущество фактически администрации поселения не передавалось, соответственно полномочия на заключение данного договора у администрации отсутствовали.

В соответствии со статьей 429 Гражданского кодекса Российской Федерации по предварительному договору стороны обязуются заключить в будущем договор о передаче имущества, выполнении работ или оказании услуг (основной договор) на условиях, предусмотренных предварительным договором.

Предварительный договор заключается в форме, установленной для основного договора, а если форма основного договора не установлена, то в письменной форме. Несоблюдение правил о форме предварительного договора влечет его ничтожность.

Предварительный договор должен содержать условия, позволяющие установить предмет, а также другие существенные условия основного договора.

В предварительном договоре указывается срок, в который стороны обязуются заключить основной договор.

Если такой срок в предварительном договоре не определен, основной договор подлежит заключению в течение года с момента заключения предварительного договора.

Исходя из фактических обстоятельств рассматриваемого дела, а также учитывая принятые представительными органами муниципального района имени Лазо и Кругликовского сельского поселения решениями о передаче имущества из муниципальной собственности района в собственность поселения, комиссия приходит к выводу, что к заключенному 01.10.2009 договору применяются правила о предварительном договоре.

По общим правилам статей 432, 433 Гражданского кодекса Российской Федерации договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.

Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Договор признается заключенным в момент получения лицом, направившим оферту, ее акцепта. Если в соответствии с законом для заключения договора необходима также передача имущества, договор считается заключенным с момента передачи соответствующего имущества (статья 224). 

В соответствии со статьей 224 Гражданского кодекса Российской Федерации передачей признается вручение вещи приобретателю, а равно сдача перевозчику для отправки приобретателю или сдача в организацию связи для пересылки приобретателю вещей, отчужденных без обязательства доставки. Вещь считается врученной приобретателю с момента ее фактического поступления во владение приобретателя или указанного им лица. Если к моменту заключения договора об отчуждении вещи она уже находится во владении приобретателя, вещь признается переданной ему с этого момента.

Таким образом, следует признать, что фактически имущество передано администрацией муниципальному предприятию с 16.10.2009, соответственно договор аренды муниципального имущества в понятии статьи 650 Гражданского кодекса Российской Федерации считается заключенным именно с этой даты.

В последующем письмом от 07.06.2010 № 1-12/208 администрация поселения выразила согласие на продление срока действия договора аренды на 2011 год. Письмом от 17.05.2011 № 165 администрация выразила согласие на продление срока действия договора аренды на 2012 год. Дополнительным соглашением от 26.04.2012 срок действия договора установлен с 01.07.2012 по 30.06.2013.

Из пункта 1.1 договора аренды имущества следует, что администрация передает, а муниципальное предприятие принимает во владение и пользование имущество, состав которого указан в перечне (приложение № 1) к настоящему договору. Передаваемое в аренду имущество расположено по адресу: Хабаровский край, район имени Лазо, с. Кругликово, ул. Школьная, 2. <…>. Цель использования: по назначению. Пунктом 1.4 договора установлено, что имущество свободно от прав третьих лиц. Раздел 3 договора содержит указание на размер арендной платы. Договор подписан и скреплен печатями от имени администрации главой поселения, от имени муниципального предприятия его директором.

В приложении № 1 к договору аренды имущества от 01.10.2009 № 1 указан перечень имущества, передаваемого во владение и пользование МУП «Хорская ТЭЦ»: здание котельной, теплотрасса, котлы водогрейные «Универсал-6», насос К 20/30, электродвигатель, насос К 18/8, электровентилятор, труба дымоходная, манометры, термометры, труба холодного водоснабжения, труба горячего водоснабжения, задвижка, емкость для воды (подпиточный бак), электропроводка, электросчетчик, фонарь осветительный, выключатель электрический, щитовая (рубильник, кнопка включения насосов, рубильник питания щита), фонарь осветительный на котельной, тепловой узел (задвижка, трубы). В этом же перечне содержится краткая характеристика имущества, количественный состав имущества, год ввода в эксплуатацию, (не по всем объектам), балансовая и остаточная стоимости (не по всем объектам). Перечень также подписан главой поселения и директором предприятия, скреплен печатями администрации Кругликовского сельского поселения и ПУП «Хорская ТЭЦ».

В соответствии с актом приема-передачи имущества администрация Кругликовского сельского поселения передала, а МУП «Хорская ТЭЦ» приняло имущество, в том числе здание котельной, общей площадью 36,1 кв.м., по ул. Школьная, 1, лит В, с. Кругликово, а также иное имущество, поименованное в названном приложении к договору.

В указанный период муниципальное предприятие использовало переданное ему по договору имущество по назначению, оказывало коммунальные услуги, подтверждением данного обстоятельства служат постановления комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 11.11.2009 №№ 49/145, 49/146, от 22.12.2010 № 44/22, от 17.08.2011 № 28/11, от 28.11.2012 № 37/29, которыми предприятию устанавливались соответствующие тарифы на тепловую энергию для его потребителей на территории с. Кругликово.

Учитывая, что в договоре аренды сторонами согласованы все существенные условия, в том числе о размере и сроках внесения арендной платы, о перечне передаваемого в аренду имущества, доводы представителя администрации о том, что договор считается незаключенным, подлежат отклонению.

В соответствии со  статьей 17.1 Закона о защите конкуренции заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления,  возможно только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением установленных в частях 1 и 3 указанной статьи случаев.

Оснований, указанных в статье 17.1 Закона о защите конкуренции, позволяющих администрации заключить спорный договор без проведения торгов, Комиссией в ходе рассмотрения дела не установлено.

Частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления запрещается принимать акты и осуществлять действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе предоставление государственных и муниципальных преференций в нарушение порядка, установленного главой 5 настоящего закона.

Из данного положения следует, что достаточным основанием для вывода о нарушении части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции.

Под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (пункт 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции).

В тех случаях, когда требуется проведение торгов, подразумевающее состязательность хозяйствующих субъектов, их непроведение, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить товары, работы, услуги, доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем.

Передача муниципального имущества в пользование определенного хозяйствующего субъекта, без соблюдения установленного законом публичного порядка, обеспечивает такому субъекту преимущественные условия осуществления предпринимательской деятельности, исключает возможность иных хозяйствующих субъектов в равных (конкурентных) условиях претендовать на получение муниципального имущества в пользование, ведет к недопущению конкуренции за право обладания таким имуществом.

В соответствии с пунктом 20 статьи 4 Закона о защите конкуренции предоставление органами местного самоуправления отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот является муниципальной преференцией.

Передача муниципального имущества хозяйствующему субъекту на безконкурсной основе, в отсутствие законодательно установленных оснований, в понятии Закона о защите конкуренции является муниципальной преференцией, порядок предоставления которой установлен статьями 19, 20 данного закона.

Частью 3 статьи 19 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что муниципальная преференция может быть предоставлена только с предварительного письменного согласия антимонопольного органа. В данном случае администрацией сельского поселения согласия на предоставление МУП «Хорская ТЭЦ»  преференции не испрашивалось.

При указанных обстоятельствах, Комиссия приходит к выводу, что действия администрации сельского поселения, связанные с передачей в пользование муниципального предприятия без проведения торгов и без получения предварительного письменного согласия антимонопольного органа на предоставление муниципальной преференции имущества, нарушают часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Представителем администрации в материалы дела представлены документы о проведенном в отношении спорного имущества в 2012 году конкурсе. По результатам которого с МУП «Хорская ТЭЦ», как с единственным участником, заключен договор аренды муниципального имущества от 07.09.2012 № 3, что свидетельствует о добровольном устранении нарушения антимонопольного законодательства.

Добровольное устранение нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение, является в силу пункта 1 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции основанием прекращения рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства. При этом, резолютивная часть решения о прекращении рассмотрения дела должна содержать сведения об установлении факта нарушения ответчиком антимонопольного законодательства.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать действия администрации Кругликовского сельского поселения муниципального района имени Лазо, связанные с передачей с 16.10.2009 в аренду МУП «Хорская ТЭЦ» муниципального имущества в составе, указанном в приложениях к договору от 01.10.2009 (здание котельной с установленным в нем оборудованием), без проведения торгов и без получения предварительного письменного согласия антимонопольного органа на предоставление муниципальной преференции, нарушающими часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

2. Рассмотрение дела № 8-01/282 прекратить, в связи с добровольным устранением администрацией Кругликовского сельского поселения нарушения антимонопольного законодательства.

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд Хабаровского края в течение трех месяцев со дня его принятия.

stdClass Object ( [vid] => 8374 [uid] => 5 [title] => Решение по делу о нарушении администрацией Кругликовского сельского поселения муниципального района имени Лазо ФЗ "О защите конкуренции" [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 8374 [type] => solution [language] => ru [created] => 1355784679 [changed] => 1370523932 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370523932 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

РЕШЕНИЕ № 88

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в присутствии представителей Администрации Кругликовского сельского поселения, МУП «Хорская ТЭЦ», рассмотрев дело № 8-01/282 по признакам нарушения администрацией Кругликовского сельского поселения муниципального района имени Лазо части 1 статьи 15 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В ходе осуществления антимонопольного контроля органов власти при заключении договоров в отношении муниципального имущества Хабаровским УФАС России в действиях администрации Кругликовского сельского поселения установлены признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившегося в передаче МУП «Хорская ТЭЦ» муниципального имущества без проведения торгов и без согласования с антимонопольным органом предоставления предприятию муниципальной преференции. В связи с чем управлением возбуждено настоящее дело.  

Представители администрации в заседании комиссии с вменяемым нарушением антимонопольного законодательства не согласились, указав, что на момент заключения спорного договора аренды администрация не являлась собственником переданного муниципальному предприятию имущества и договор является ничтожным. Кроме того, договор считается незаключенным, так как его сторонами не определены существенные условия договора – не указаны идентифицирующие признаки котельной. Наличие данных обстоятельств, свидетельствует об отсутствии в действиях администрации нарушения антимонопольного законодательства. На сегодняшний день администрацией проведены торги, единственным участником которых являлось МУП «Хорская ТЭЦ», с которым 07.09.2012 заключен договор аренды. Имущество передано из муниципальной собственности района в муниципальную собственность поселения в период отопительного сезона. Переданная котельная предназначена для отопления общеобразовательной школы, в связи с чем администрация была вынуждена передать имущество муниципальному предприятию.

Представитель МУП «Хорская ТЭЦ» пояснил, что предприятие обладает необходимыми техническими и кадровыми ресурсами для оказания коммунальных услуг. По договору аренды предприятие приняло котельную и вспомогательное имущество, необходимое для отопления общеобразовательной школы. Данный вид деятельности является убыточным.

Комиссия, рассмотрев материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, пришла к следующему выводу.

На основании решения Собрания депутатов муниципального района имени Лазо от 24.09.2009 № 66 из муниципальной собственности района в муниципальную собственность Кругликовского сельского поселения передано имущество: здание котельной в с. Кругликово по ул. Школьная, 1, оборудование, установленное в котельной. Решением Совета депутатов Кругликовского сельского поселения от 22.09.2009 № 27 данное имущество принято в муниципальную собственность поселения. Фактически имущество передано по акту приема передачи 16.10.2009. Право собственности сельского поселения на здание котельной зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 06.10.2010, о чем сделана соответствующая запись регистрации.

Между администрацией сельского поселения и МУП «Хорская ТЭЦ» 01.10.2009 заключен договор аренды муниципального имущества. Предметом договора является комплекс имущества котельной. Срок действия договора установлен с 01.10.2009 по 01.09.2010.

В соответствии со статьей 606 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.

В силу статьи 608 Гражданского кодекса Российской Федерации право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику. Арендодателями могут быть также лица, управомоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду.

В соответствии с пунктом 2 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 настоящей статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Следовательно, передача в 2009 году котельной и имущества администрации Кругликовского сельского поселения означает только изменение органа местного самоуправления, полномочного осуществлять правомочия собственника в отношения данного имущества, но не изменение собственника имущества, поскольку последнее из муниципальной собственности не выбывало.

Отношения, связанные с распределением имущества, предназначенного для решения вопросов местного значения, не регулируются гражданским законодательством, поскольку обусловлены разграничением публично-властных полномочий и представляют собой систему публично-правовых властных отношений.

Частью 11.1 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 122-ФЗ) установлен порядок безвозмездной передачи в процессе разграничения имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными районами, поселениями, городскими округами, которым в частности предусмотрено, что к правоотношениям, возникающим при разграничении муниципального имущества в соответствии с данной частью, нормы Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», определяющие момент возникновения права собственности на имущество, применяются в части, не противоречащей положениям настоящей статьи.

Разграничение имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными образованиями осуществляется в соответствии с установленными статьей 50 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131-ФЗ) видами имущества.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 50 Закона № 131-ФЗ в собственности поселений могут находиться, в том числе имущество, предназначенное для электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, для освещения улиц населенных пунктов поселения.

Согласно абзацам 4, 11 части 11.1 статьи 154 Закона № 122-ФЗ разграничение имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными районами, поселениями, городскими округами осуществляется правовыми актами субъектов Российской Федерации, принимаемыми по согласованным предложениям органов местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, и основанием возникновения права собственности муниципального образования, принявшего имущество, является правовой акт субъекта Российской Федерации, которым осуществляется разграничение имущества, находящегося в муниципальной собственности.

Утвержденный указанными положениями порядок безвозмездной передачи в процессе разграничения имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными районами, поселениями, городскими округами утвержден в целях обеспечения выполнения требований статьи 85 Закона № 131-ФЗ.

Согласно статье 85 указанного Федерального закона в целях организации местного самоуправления в Российской Федерации в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона органы государственной власти субъектов Российской Федерации до 1 марта 2005 года устанавливают в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона границы муниципальных образований и наделяют соответствующие муниципальные образования статусом городского, сельского поселения, городского округа, муниципального района.

Частью 11.1 статьи 154 Закона № 122-ФЗ установлено, что разграничение имущества осуществляется между:

- вновь образованными городскими, сельскими поселениями и муниципальным районом, в границах которого они образованы;

- вновь образованным муниципальным районом и расположенными в его границах городскими, сельскими поселениями;

- вновь образованными муниципальными образованиями в случае разделения муниципального образования;

- муниципальным районом и городским округом в случае наделения городского поселения, входящего в границы муниципального района, статусом городского округа или лишения его статуса городского округа;

- муниципальными образованиями в случае изменения их границ, влекущего за собой отнесение территорий отдельных населенных пунктов одного муниципального образования к территории другого муниципального образования;

- муниципальными образованиями, созданными до дня вступления в силу главы 12 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Таким образом, отсутствие государственной регистрации права муниципальной собственности на котельную не может однозначно свидетельствовать об отсутствии у администрации поселения права на передачу указанного имущества в аренду, в силу чего доводы представителя администрации в данной части подлежат отклонению.

Иное означало бы, что отсутствие государственной регистрации права муниципальной собственности на имущество коммунального назначения полностью лишает муниципальное образование возможности осуществлять решение вопросов местного значения, отнесенных законом к полномочиям органов местного самоуправления, что противоречит требования Закона № 131-ФЗ.

Вместе с тем, из материалов дела усматривается, что акт приема-передачи муниципального имущества подписан 16.10.2009, тогда как договор аренды спорного имущества заключен 01.10.2009. На момент заключения договора, имущество фактически администрации поселения не передавалось, соответственно полномочия на заключение данного договора у администрации отсутствовали.

В соответствии со статьей 429 Гражданского кодекса Российской Федерации по предварительному договору стороны обязуются заключить в будущем договор о передаче имущества, выполнении работ или оказании услуг (основной договор) на условиях, предусмотренных предварительным договором.

Предварительный договор заключается в форме, установленной для основного договора, а если форма основного договора не установлена, то в письменной форме. Несоблюдение правил о форме предварительного договора влечет его ничтожность.

Предварительный договор должен содержать условия, позволяющие установить предмет, а также другие существенные условия основного договора.

В предварительном договоре указывается срок, в который стороны обязуются заключить основной договор.

Если такой срок в предварительном договоре не определен, основной договор подлежит заключению в течение года с момента заключения предварительного договора.

Исходя из фактических обстоятельств рассматриваемого дела, а также учитывая принятые представительными органами муниципального района имени Лазо и Кругликовского сельского поселения решениями о передаче имущества из муниципальной собственности района в собственность поселения, комиссия приходит к выводу, что к заключенному 01.10.2009 договору применяются правила о предварительном договоре.

По общим правилам статей 432, 433 Гражданского кодекса Российской Федерации договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.

Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Договор признается заключенным в момент получения лицом, направившим оферту, ее акцепта. Если в соответствии с законом для заключения договора необходима также передача имущества, договор считается заключенным с момента передачи соответствующего имущества (статья 224). 

В соответствии со статьей 224 Гражданского кодекса Российской Федерации передачей признается вручение вещи приобретателю, а равно сдача перевозчику для отправки приобретателю или сдача в организацию связи для пересылки приобретателю вещей, отчужденных без обязательства доставки. Вещь считается врученной приобретателю с момента ее фактического поступления во владение приобретателя или указанного им лица. Если к моменту заключения договора об отчуждении вещи она уже находится во владении приобретателя, вещь признается переданной ему с этого момента.

Таким образом, следует признать, что фактически имущество передано администрацией муниципальному предприятию с 16.10.2009, соответственно договор аренды муниципального имущества в понятии статьи 650 Гражданского кодекса Российской Федерации считается заключенным именно с этой даты.

В последующем письмом от 07.06.2010 № 1-12/208 администрация поселения выразила согласие на продление срока действия договора аренды на 2011 год. Письмом от 17.05.2011 № 165 администрация выразила согласие на продление срока действия договора аренды на 2012 год. Дополнительным соглашением от 26.04.2012 срок действия договора установлен с 01.07.2012 по 30.06.2013.

Из пункта 1.1 договора аренды имущества следует, что администрация передает, а муниципальное предприятие принимает во владение и пользование имущество, состав которого указан в перечне (приложение № 1) к настоящему договору. Передаваемое в аренду имущество расположено по адресу: Хабаровский край, район имени Лазо, с. Кругликово, ул. Школьная, 2. <…>. Цель использования: по назначению. Пунктом 1.4 договора установлено, что имущество свободно от прав третьих лиц. Раздел 3 договора содержит указание на размер арендной платы. Договор подписан и скреплен печатями от имени администрации главой поселения, от имени муниципального предприятия его директором.

В приложении № 1 к договору аренды имущества от 01.10.2009 № 1 указан перечень имущества, передаваемого во владение и пользование МУП «Хорская ТЭЦ»: здание котельной, теплотрасса, котлы водогрейные «Универсал-6», насос К 20/30, электродвигатель, насос К 18/8, электровентилятор, труба дымоходная, манометры, термометры, труба холодного водоснабжения, труба горячего водоснабжения, задвижка, емкость для воды (подпиточный бак), электропроводка, электросчетчик, фонарь осветительный, выключатель электрический, щитовая (рубильник, кнопка включения насосов, рубильник питания щита), фонарь осветительный на котельной, тепловой узел (задвижка, трубы). В этом же перечне содержится краткая характеристика имущества, количественный состав имущества, год ввода в эксплуатацию, (не по всем объектам), балансовая и остаточная стоимости (не по всем объектам). Перечень также подписан главой поселения и директором предприятия, скреплен печатями администрации Кругликовского сельского поселения и ПУП «Хорская ТЭЦ».

В соответствии с актом приема-передачи имущества администрация Кругликовского сельского поселения передала, а МУП «Хорская ТЭЦ» приняло имущество, в том числе здание котельной, общей площадью 36,1 кв.м., по ул. Школьная, 1, лит В, с. Кругликово, а также иное имущество, поименованное в названном приложении к договору.

В указанный период муниципальное предприятие использовало переданное ему по договору имущество по назначению, оказывало коммунальные услуги, подтверждением данного обстоятельства служат постановления комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 11.11.2009 №№ 49/145, 49/146, от 22.12.2010 № 44/22, от 17.08.2011 № 28/11, от 28.11.2012 № 37/29, которыми предприятию устанавливались соответствующие тарифы на тепловую энергию для его потребителей на территории с. Кругликово.

Учитывая, что в договоре аренды сторонами согласованы все существенные условия, в том числе о размере и сроках внесения арендной платы, о перечне передаваемого в аренду имущества, доводы представителя администрации о том, что договор считается незаключенным, подлежат отклонению.

В соответствии со  статьей 17.1 Закона о защите конкуренции заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления,  возможно только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением установленных в частях 1 и 3 указанной статьи случаев.

Оснований, указанных в статье 17.1 Закона о защите конкуренции, позволяющих администрации заключить спорный договор без проведения торгов, Комиссией в ходе рассмотрения дела не установлено.

Частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления запрещается принимать акты и осуществлять действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе предоставление государственных и муниципальных преференций в нарушение порядка, установленного главой 5 настоящего закона.

Из данного положения следует, что достаточным основанием для вывода о нарушении части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции.

Под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (пункт 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции).

В тех случаях, когда требуется проведение торгов, подразумевающее состязательность хозяйствующих субъектов, их непроведение, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить товары, работы, услуги, доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем.

Передача муниципального имущества в пользование определенного хозяйствующего субъекта, без соблюдения установленного законом публичного порядка, обеспечивает такому субъекту преимущественные условия осуществления предпринимательской деятельности, исключает возможность иных хозяйствующих субъектов в равных (конкурентных) условиях претендовать на получение муниципального имущества в пользование, ведет к недопущению конкуренции за право обладания таким имуществом.

В соответствии с пунктом 20 статьи 4 Закона о защите конкуренции предоставление органами местного самоуправления отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот является муниципальной преференцией.

Передача муниципального имущества хозяйствующему субъекту на безконкурсной основе, в отсутствие законодательно установленных оснований, в понятии Закона о защите конкуренции является муниципальной преференцией, порядок предоставления которой установлен статьями 19, 20 данного закона.

Частью 3 статьи 19 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что муниципальная преференция может быть предоставлена только с предварительного письменного согласия антимонопольного органа. В данном случае администрацией сельского поселения согласия на предоставление МУП «Хорская ТЭЦ»  преференции не испрашивалось.

При указанных обстоятельствах, Комиссия приходит к выводу, что действия администрации сельского поселения, связанные с передачей в пользование муниципального предприятия без проведения торгов и без получения предварительного письменного согласия антимонопольного органа на предоставление муниципальной преференции имущества, нарушают часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Представителем администрации в материалы дела представлены документы о проведенном в отношении спорного имущества в 2012 году конкурсе. По результатам которого с МУП «Хорская ТЭЦ», как с единственным участником, заключен договор аренды муниципального имущества от 07.09.2012 № 3, что свидетельствует о добровольном устранении нарушения антимонопольного законодательства.

Добровольное устранение нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение, является в силу пункта 1 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции основанием прекращения рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства. При этом, резолютивная часть решения о прекращении рассмотрения дела должна содержать сведения об установлении факта нарушения ответчиком антимонопольного законодательства.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать действия администрации Кругликовского сельского поселения муниципального района имени Лазо, связанные с передачей с 16.10.2009 в аренду МУП «Хорская ТЭЦ» муниципального имущества в составе, указанном в приложениях к договору от 01.10.2009 (здание котельной с установленным в нем оборудованием), без проведения торгов и без получения предварительного письменного согласия антимонопольного органа на предоставление муниципальной преференции, нарушающими часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

2. Рассмотрение дела № 8-01/282 прекратить, в связи с добровольным устранением администрацией Кругликовского сельского поселения нарушения антимонопольного законодательства.

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд Хабаровского края в течение трех месяцев со дня его принятия.

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

РЕШЕНИЕ № 88

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в присутствии представителей Администрации Кругликовского сельского поселения, МУП «Хорская ТЭЦ», рассмотрев дело № 8-01/282 по признакам нарушения администрацией Кругликовского сельского поселения муниципального района имени Лазо части 1 статьи 15 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В ходе осуществления антимонопольного контроля органов власти при заключении договоров в отношении муниципального имущества Хабаровским УФАС России в действиях администрации Кругликовского сельского поселения установлены признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившегося в передаче МУП «Хорская ТЭЦ» муниципального имущества без проведения торгов и без согласования с антимонопольным органом предоставления предприятию муниципальной преференции. В связи с чем управлением возбуждено настоящее дело.  

Представители администрации в заседании комиссии с вменяемым нарушением антимонопольного законодательства не согласились, указав, что на момент заключения спорного договора аренды администрация не являлась собственником переданного муниципальному предприятию имущества и договор является ничтожным. Кроме того, договор считается незаключенным, так как его сторонами не определены существенные условия договора – не указаны идентифицирующие признаки котельной. Наличие данных обстоятельств, свидетельствует об отсутствии в действиях администрации нарушения антимонопольного законодательства. На сегодняшний день администрацией проведены торги, единственным участником которых являлось МУП «Хорская ТЭЦ», с которым 07.09.2012 заключен договор аренды. Имущество передано из муниципальной собственности района в муниципальную собственность поселения в период отопительного сезона. Переданная котельная предназначена для отопления общеобразовательной школы, в связи с чем администрация была вынуждена передать имущество муниципальному предприятию.

Представитель МУП «Хорская ТЭЦ» пояснил, что предприятие обладает необходимыми техническими и кадровыми ресурсами для оказания коммунальных услуг. По договору аренды предприятие приняло котельную и вспомогательное имущество, необходимое для отопления общеобразовательной школы. Данный вид деятельности является убыточным.

Комиссия, рассмотрев материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, пришла к следующему выводу.

На основании решения Собрания депутатов муниципального района имени Лазо от 24.09.2009 № 66 из муниципальной собственности района в муниципальную собственность Кругликовского сельского поселения передано имущество: здание котельной в с. Кругликово по ул. Школьная, 1, оборудование, установленное в котельной. Решением Совета депутатов Кругликовского сельского поселения от 22.09.2009 № 27 данное имущество принято в муниципальную собственность поселения. Фактически имущество передано по акту приема передачи 16.10.2009. Право собственности сельского поселения на здание котельной зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 06.10.2010, о чем сделана соответствующая запись регистрации.

Между администрацией сельского поселения и МУП «Хорская ТЭЦ» 01.10.2009 заключен договор аренды муниципального имущества. Предметом договора является комплекс имущества котельной. Срок действия договора установлен с 01.10.2009 по 01.09.2010.

В соответствии со статьей 606 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.

В силу статьи 608 Гражданского кодекса Российской Федерации право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику. Арендодателями могут быть также лица, управомоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду.

В соответствии с пунктом 2 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 настоящей статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Следовательно, передача в 2009 году котельной и имущества администрации Кругликовского сельского поселения означает только изменение органа местного самоуправления, полномочного осуществлять правомочия собственника в отношения данного имущества, но не изменение собственника имущества, поскольку последнее из муниципальной собственности не выбывало.

Отношения, связанные с распределением имущества, предназначенного для решения вопросов местного значения, не регулируются гражданским законодательством, поскольку обусловлены разграничением публично-властных полномочий и представляют собой систему публично-правовых властных отношений.

Частью 11.1 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 122-ФЗ) установлен порядок безвозмездной передачи в процессе разграничения имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными районами, поселениями, городскими округами, которым в частности предусмотрено, что к правоотношениям, возникающим при разграничении муниципального имущества в соответствии с данной частью, нормы Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», определяющие момент возникновения права собственности на имущество, применяются в части, не противоречащей положениям настоящей статьи.

Разграничение имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными образованиями осуществляется в соответствии с установленными статьей 50 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131-ФЗ) видами имущества.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 50 Закона № 131-ФЗ в собственности поселений могут находиться, в том числе имущество, предназначенное для электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, для освещения улиц населенных пунктов поселения.

Согласно абзацам 4, 11 части 11.1 статьи 154 Закона № 122-ФЗ разграничение имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными районами, поселениями, городскими округами осуществляется правовыми актами субъектов Российской Федерации, принимаемыми по согласованным предложениям органов местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, и основанием возникновения права собственности муниципального образования, принявшего имущество, является правовой акт субъекта Российской Федерации, которым осуществляется разграничение имущества, находящегося в муниципальной собственности.

Утвержденный указанными положениями порядок безвозмездной передачи в процессе разграничения имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными районами, поселениями, городскими округами утвержден в целях обеспечения выполнения требований статьи 85 Закона № 131-ФЗ.

Согласно статье 85 указанного Федерального закона в целях организации местного самоуправления в Российской Федерации в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона органы государственной власти субъектов Российской Федерации до 1 марта 2005 года устанавливают в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона границы муниципальных образований и наделяют соответствующие муниципальные образования статусом городского, сельского поселения, городского округа, муниципального района.

Частью 11.1 статьи 154 Закона № 122-ФЗ установлено, что разграничение имущества осуществляется между:

- вновь образованными городскими, сельскими поселениями и муниципальным районом, в границах которого они образованы;

- вновь образованным муниципальным районом и расположенными в его границах городскими, сельскими поселениями;

- вновь образованными муниципальными образованиями в случае разделения муниципального образования;

- муниципальным районом и городским округом в случае наделения городского поселения, входящего в границы муниципального района, статусом городского округа или лишения его статуса городского округа;

- муниципальными образованиями в случае изменения их границ, влекущего за собой отнесение территорий отдельных населенных пунктов одного муниципального образования к территории другого муниципального образования;

- муниципальными образованиями, созданными до дня вступления в силу главы 12 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Таким образом, отсутствие государственной регистрации права муниципальной собственности на котельную не может однозначно свидетельствовать об отсутствии у администрации поселения права на передачу указанного имущества в аренду, в силу чего доводы представителя администрации в данной части подлежат отклонению.

Иное означало бы, что отсутствие государственной регистрации права муниципальной собственности на имущество коммунального назначения полностью лишает муниципальное образование возможности осуществлять решение вопросов местного значения, отнесенных законом к полномочиям органов местного самоуправления, что противоречит требования Закона № 131-ФЗ.

Вместе с тем, из материалов дела усматривается, что акт приема-передачи муниципального имущества подписан 16.10.2009, тогда как договор аренды спорного имущества заключен 01.10.2009. На момент заключения договора, имущество фактически администрации поселения не передавалось, соответственно полномочия на заключение данного договора у администрации отсутствовали.

В соответствии со статьей 429 Гражданского кодекса Российской Федерации по предварительному договору стороны обязуются заключить в будущем договор о передаче имущества, выполнении работ или оказании услуг (основной договор) на условиях, предусмотренных предварительным договором.

Предварительный договор заключается в форме, установленной для основного договора, а если форма основного договора не установлена, то в письменной форме. Несоблюдение правил о форме предварительного договора влечет его ничтожность.

Предварительный договор должен содержать условия, позволяющие установить предмет, а также другие существенные условия основного договора.

В предварительном договоре указывается срок, в который стороны обязуются заключить основной договор.

Если такой срок в предварительном договоре не определен, основной договор подлежит заключению в течение года с момента заключения предварительного договора.

Исходя из фактических обстоятельств рассматриваемого дела, а также учитывая принятые представительными органами муниципального района имени Лазо и Кругликовского сельского поселения решениями о передаче имущества из муниципальной собственности района в собственность поселения, комиссия приходит к выводу, что к заключенному 01.10.2009 договору применяются правила о предварительном договоре.

По общим правилам статей 432, 433 Гражданского кодекса Российской Федерации договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.

Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Договор признается заключенным в момент получения лицом, направившим оферту, ее акцепта. Если в соответствии с законом для заключения договора необходима также передача имущества, договор считается заключенным с момента передачи соответствующего имущества (статья 224). 

В соответствии со статьей 224 Гражданского кодекса Российской Федерации передачей признается вручение вещи приобретателю, а равно сдача перевозчику для отправки приобретателю или сдача в организацию связи для пересылки приобретателю вещей, отчужденных без обязательства доставки. Вещь считается врученной приобретателю с момента ее фактического поступления во владение приобретателя или указанного им лица. Если к моменту заключения договора об отчуждении вещи она уже находится во владении приобретателя, вещь признается переданной ему с этого момента.

Таким образом, следует признать, что фактически имущество передано администрацией муниципальному предприятию с 16.10.2009, соответственно договор аренды муниципального имущества в понятии статьи 650 Гражданского кодекса Российской Федерации считается заключенным именно с этой даты.

В последующем письмом от 07.06.2010 № 1-12/208 администрация поселения выразила согласие на продление срока действия договора аренды на 2011 год. Письмом от 17.05.2011 № 165 администрация выразила согласие на продление срока действия договора аренды на 2012 год. Дополнительным соглашением от 26.04.2012 срок действия договора установлен с 01.07.2012 по 30.06.2013.

Из пункта 1.1 договора аренды имущества следует, что администрация передает, а муниципальное предприятие принимает во владение и пользование имущество, состав которого указан в перечне (приложение № 1) к настоящему договору. Передаваемое в аренду имущество расположено по адресу: Хабаровский край, район имени Лазо, с. Кругликово, ул. Школьная, 2. <…>. Цель использования: по назначению. Пунктом 1.4 договора установлено, что имущество свободно от прав третьих лиц. Раздел 3 договора содержит указание на размер арендной платы. Договор подписан и скреплен печатями от имени администрации главой поселения, от имени муниципального предприятия его директором.

В приложении № 1 к договору аренды имущества от 01.10.2009 № 1 указан перечень имущества, передаваемого во владение и пользование МУП «Хорская ТЭЦ»: здание котельной, теплотрасса, котлы водогрейные «Универсал-6», насос К 20/30, электродвигатель, насос К 18/8, электровентилятор, труба дымоходная, манометры, термометры, труба холодного водоснабжения, труба горячего водоснабжения, задвижка, емкость для воды (подпиточный бак), электропроводка, электросчетчик, фонарь осветительный, выключатель электрический, щитовая (рубильник, кнопка включения насосов, рубильник питания щита), фонарь осветительный на котельной, тепловой узел (задвижка, трубы). В этом же перечне содержится краткая характеристика имущества, количественный состав имущества, год ввода в эксплуатацию, (не по всем объектам), балансовая и остаточная стоимости (не по всем объектам). Перечень также подписан главой поселения и директором предприятия, скреплен печатями администрации Кругликовского сельского поселения и ПУП «Хорская ТЭЦ».

В соответствии с актом приема-передачи имущества администрация Кругликовского сельского поселения передала, а МУП «Хорская ТЭЦ» приняло имущество, в том числе здание котельной, общей площадью 36,1 кв.м., по ул. Школьная, 1, лит В, с. Кругликово, а также иное имущество, поименованное в названном приложении к договору.

В указанный период муниципальное предприятие использовало переданное ему по договору имущество по назначению, оказывало коммунальные услуги, подтверждением данного обстоятельства служат постановления комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 11.11.2009 №№ 49/145, 49/146, от 22.12.2010 № 44/22, от 17.08.2011 № 28/11, от 28.11.2012 № 37/29, которыми предприятию устанавливались соответствующие тарифы на тепловую энергию для его потребителей на территории с. Кругликово.

Учитывая, что в договоре аренды сторонами согласованы все существенные условия, в том числе о размере и сроках внесения арендной платы, о перечне передаваемого в аренду имущества, доводы представителя администрации о том, что договор считается незаключенным, подлежат отклонению.

В соответствии со  статьей 17.1 Закона о защите конкуренции заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления,  возможно только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением установленных в частях 1 и 3 указанной статьи случаев.

Оснований, указанных в статье 17.1 Закона о защите конкуренции, позволяющих администрации заключить спорный договор без проведения торгов, Комиссией в ходе рассмотрения дела не установлено.

Частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления запрещается принимать акты и осуществлять действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе предоставление государственных и муниципальных преференций в нарушение порядка, установленного главой 5 настоящего закона.

Из данного положения следует, что достаточным основанием для вывода о нарушении части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции.

Под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (пункт 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции).

В тех случаях, когда требуется проведение торгов, подразумевающее состязательность хозяйствующих субъектов, их непроведение, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить товары, работы, услуги, доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем.

Передача муниципального имущества в пользование определенного хозяйствующего субъекта, без соблюдения установленного законом публичного порядка, обеспечивает такому субъекту преимущественные условия осуществления предпринимательской деятельности, исключает возможность иных хозяйствующих субъектов в равных (конкурентных) условиях претендовать на получение муниципального имущества в пользование, ведет к недопущению конкуренции за право обладания таким имуществом.

В соответствии с пунктом 20 статьи 4 Закона о защите конкуренции предоставление органами местного самоуправления отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот является муниципальной преференцией.

Передача муниципального имущества хозяйствующему субъекту на безконкурсной основе, в отсутствие законодательно установленных оснований, в понятии Закона о защите конкуренции является муниципальной преференцией, порядок предоставления которой установлен статьями 19, 20 данного закона.

Частью 3 статьи 19 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что муниципальная преференция может быть предоставлена только с предварительного письменного согласия антимонопольного органа. В данном случае администрацией сельского поселения согласия на предоставление МУП «Хорская ТЭЦ»  преференции не испрашивалось.

При указанных обстоятельствах, Комиссия приходит к выводу, что действия администрации сельского поселения, связанные с передачей в пользование муниципального предприятия без проведения торгов и без получения предварительного письменного согласия антимонопольного органа на предоставление муниципальной преференции имущества, нарушают часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Представителем администрации в материалы дела представлены документы о проведенном в отношении спорного имущества в 2012 году конкурсе. По результатам которого с МУП «Хорская ТЭЦ», как с единственным участником, заключен договор аренды муниципального имущества от 07.09.2012 № 3, что свидетельствует о добровольном устранении нарушения антимонопольного законодательства.

Добровольное устранение нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение, является в силу пункта 1 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции основанием прекращения рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства. При этом, резолютивная часть решения о прекращении рассмотрения дела должна содержать сведения об установлении факта нарушения ответчиком антимонопольного законодательства.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать действия администрации Кругликовского сельского поселения муниципального района имени Лазо, связанные с передачей с 16.10.2009 в аренду МУП «Хорская ТЭЦ» муниципального имущества в составе, указанном в приложениях к договору от 01.10.2009 (здание котельной с установленным в нем оборудованием), без проведения торгов и без получения предварительного письменного согласия антимонопольного органа на предоставление муниципальной преференции, нарушающими часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

2. Рассмотрение дела № 8-01/282 прекратить, в связи с добровольным устранением администрацией Кругликовского сельского поселения нарушения антимонопольного законодательства.

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд Хабаровского края в течение трех месяцев со дня его принятия.

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 8-01/282 [format] => [safe_value] => 8-01/282 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] =>

 

Методологические положения официального статистического учета по форме федерального статистического наблюдения № 1-МОН.doc

Форма № 1-МОН.doc

 

[format] => full_html [weight] => 6 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) [1] => Array ( [tid] => 54 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 54 [vid] => 6 [name] => Контроль проведения торгов [description] => [format] => [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) [2] => Array ( [tid] => 31 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 31 [vid] => 6 [name] => Контроль органов власти [description] => [format] => full_html [weight] => 6 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 57 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 57 [vid] => 1 [name] => торги [description] => [format] => [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => tags [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-12-17 22:43:00 [timezone] => Asia/Vladivostok [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-12-13 20:00:00 [timezone] => Asia/Vladivostok [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1355784679 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Хабаровское УФАС России )