Решение по заявлению Дальневосточного объединения промышленников и предпринимателей на действия Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края

Номер дела: 8-01/99
Дата публикации: 27 марта 2013, 10:02

РЕШЕНИЕ № 29

 

Комиссия Хабаровского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) при участии представителей Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края <…>, рассмотрев дело № 8-01/99 по признакам нарушения Комитетом по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края ч. 1 ст. 15 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Хабаровское УФАС России поступило заявление Дальневосточного объединения промышленников и предпринимателей на действия Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края (далее – Комитет), связанные с установлением для хозяйствующих субъектов, оказывающих услуги питания учащимся профтехучилищ, средних специальных и высших учебных заведений, предельных максимальных наценок на сырье и покупные товары, используемые на изготовление продукции собственного производства.

Заявителем указано на то, что постановлением Комитета от 28.04.2011 № 12-Ц для предприятий общественного питания и индивидуальных предпринимателей, оказывающих услугу питания учащимся общеобразовательных учреждений города Хабаровска, установлена единая наценка в размере 80 процентов на сырье и покупные товары, используемые на изготовление продукции собственного производства.

По мнению заявителя, в нарушение положений постановления Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» и постановления Губернатора Хабаровского края от 30.04.2002 № 252 «Об упорядочении государственного регулирования цен и тарифов в Хабаровском крае» Комитет, не установив единых наценок на товары, поименованные в постановлении  от 28.04.2011 № 12-Ц, для хозяйствующих субъектов, оказывающих услуги общественного питания в профтехучилищах, средних специальных и высших учебных заведениях, устанавливает только индивидуальные наценки, что противоречит ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции. Отсутствие единых наценок является препятствием для входа на рынок предоставления услуг питания учащимся таких учебных учреждений для хозяйствующих субъектов, для которых наценки не установлены.

В ходе рассмотрения заявления Хабаровским УФАС России установлено, что не установив единой предельной максимальной наценки на сырье и покупные товары, используемые на изготовление продукции собственного производства для хозяйствующих субъектов, оказывающих услуги общественного питания в профтехучилищах, средних специальных и высших учебных заведениях, Комитет п. 1 постановления от 20.01.2011 № 1-Ц «О наценке для индивидуального предпринимателя Сучкова Юрия Борисовича, оказывающего услугу питания учащимся ГОУ СПО «Хабаровский государственный медицинский колледж» установил для указанного хозяйствующего субъекта индивидуальную наценку в размере 100 процентов, поставив его в более благоприятные условия относительно хозяйствующих субъектов, для которых такая наценка не установлена, что является признаком нарушения ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции, в связи с чем возбуждено настоящее дело.

Из письменных пояснений Комитета от 09.04.2012 № 4-2-10/1129, от 18.03.2013  № 4-2-10/976 следует, что тарифное регулирование наценок на продукцию (товары), реализуемую на предприятиях общественного питания при общеобразовательных школах, профтехучилищах, средних специальных и высших учебных заведениях, осуществляется Комитетом в соответствии с Порядком организации установления (согласования) или изменения цен, тарифов, надбавок, наценок на продукцию, товары и услуги, осуществляемого органами исполнительной власти Хабаровского края, утвержденным постановлением Губернатора Хабаровского края от 20.03.2006 № 60», которым предусмотрено установление как индивидуального тарифа для отдельно обратившегося хозяйствующего субъекта на основании его заявления, так и единого тарифа на определенной территории при наличии обращений нескольких хозяйствующих субъектов, осуществляющих такую деятельность на данной территории.

По мнению Комитета, для установления единой наценки для хозяйствующих субъектов, оказывающих услуги питания учащимся профтехучилищ, средних специальных и высших учебных заведений, на сырье и покупные товары, используемые на изготовление продукции собственного производства, необходимо обращение всех таких хозяйствующих субъектов.

По результатам рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства №№ 8-01/69, 8-01/99, 8-01/97 Хабаровским УФАС России решениями от 14.06.2012 №№  28, 31, 32 отдельные положения постановлений Комитета от 03.07.2009 № 15-Ц, от 12.11.2009 № 29-Ц, от 26.10.2010 № 60-Ц, признаны нарушающими ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции».

Указанными решениями Комитету вменено нарушение антимонопольного законодательства в части установления для конкретных хозяйствующих субъектов, оказывающих услуги общественного питания в учебных заведениях, индивидуальных торговых наценок, что в отсутствие единой наценки, ставит таких хозяйствующих субъектов в более благоприятные условия относительно других субъектов, для которых такая наценка не установлена и создает дискриминационные условия доступа на товарный рынок и осуществление деятельности на нем.

Рассматриваемое дело возбуждено по аналогичному основанию.

Рассмотрение дела приостановлено до вступления в силу судебных актов по делам №№ А 73-7991/2012, А 73-7993/2012, А 73-7994/2012.

Решениями арбитражного суда Хабаровского края, постановлениями Шестого арбитражного по делам №№ А 73-7991/2012, А 73-7993/2012, А 73-7994/2012 указанные решения Хабаровского УФАС России признаны недействительными. Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа решения арбитражного суда Хабаровского края по делам №№ А 73-7991/2012, А 73-7993/2012, А 73-7994/2012 оставлены без изменения, судебные акты вступили в законную силу.

При разрешении спора арбитражными судами указано на следующее.

В соответствии с п. 2 Указа Президента Российской Федерации от 28.02.1995 № 221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» Правительству Российской Федерации предоставлены полномочия определять с учетом норм, установленных законодательными актами Российской Федерации, и утверждать перечни продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, цены (тарифы) на которые на внутреннем рынке Российской Федерации подлежат государственному регулированию Правительством Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Этим же пунктом Указа Президента Российской Федерации от 28.02.1995 № 221 на Правительство Российской Федерации возложена обязанность по установлению порядка государственного регулирования цен (тарифов) на продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления и услуги.

Правительством Российской Федерации принято постановление от 07.03.1995 № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)», которым утверждены перечни продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые 1) государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют Правительство Российской Федерации и федеральные органы исполнительной власти; 2) государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации; 3) органам исполнительной власти субъектов Российской федерации предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок.

Наценки на продукцию (товары), реализуемые на предприятиях общественного питания при общеобразовательных школах, профтехучилищах, средних специальных и учебных заведениях указанным постановлением включены в перечень услуг транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций, по которым органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставлено право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок.

Постановлением Губернатора Хабаровского края от 30.04.2002 № 252 «Об упорядочении государственного регулирования цен и тарифов в Хабаровском крае» утверждены: перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен, тарифов и надбавок (наценок) осуществляется Губернатором Хабаровского края; перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен, тарифов и надбавок (наценок) осуществляется Комитетом; перечень услуг, тарифы на которые устанавливаются хозяйствующими субъектами (организациями) по согласованию с Комитетом.

Таким образом, на территории Хабаровского края услуга общественного питания, оказываемая в общеобразовательных школах, лицеях, профтехучилищах, средних специальных и высших учебных заведениях, включена в перечень услуг, в отношении которых введено государственное регулирование, осуществляемое Комитетом.

Постановлением Губернатора Хабаровского края от 20.03.2006 № 60 утвержден порядок организации, установления и изменения цен, тарифов, надбавок, наценок на продукцию, товары и услуги, подлежащие государственному регулированию на территории Хабаровского края (далее – Порядок № 60).

 П. 4 Порядка № 60 установлено, что Комитет при осуществлении государственного регулирования определяет метод регулирования наценок, в том числе на

продукцию, реализуемую при общеобразовательных учреждениях. При регулировании в указанной сфере деятельности Комитетом выбран метод экономически обоснованных расходов непосредственно каждого хозяйствующего субъекта.

Согласно п. 5 Порядка № 60 субъект, осуществляющий регулируемую деятельность, или органы местного самоуправления обращается в Комитет с заявлением об установлении (согласовании) или изменении цен, тарифов, надбавок, наценок на продукцию, товары и услуги с обязательным представлением расчетных и обосновывающих материалов.

Поскольку Порядком № 60 установлен исчерпывающий перечень полномочий Комитета при решении вопроса об установлении спорной наценки, установление единой наценки, в отсутствие соответствующих заявлений хозяйствующих субъектов, превышает полномочия Комитета.

Ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции органам государственной власти субъектов Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Поскольку при регулировании торговых надбавок к ценам на основе метода экономически обоснованных затрат организациям, осуществляющим регулируемую деятельность, обеспечивается компенсация экономически обоснованных расходов на производство продукции и получение прибыли, действия Комитета, в части установления постановлениями от 03.07.2009 № 15-Ц, от 12.11.2009 № 29-Ц, от 26.10.2010 № 60-Ц для конкретных хозяйствующих субъектов, оказывающих услуги общественного питания в учебных заведениях, индивидуальных торговых наценок, в отсутствие единой наценки, не противоречат ч.1 ст. 15 Закона о защите конкуренции.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, ч.ч. 1 – 4 ст. 41, п. п. 2, 5 ч. 1 ст. 48, ст. 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

Рассмотрение дела № 8-01/99 прекратить в связи с отсутствием в рассматриваемых Комиссией действиях нарушения антимонопольного законодательства.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

stdClass Object ( [vid] => 8613 [uid] => 5 [title] => Решение по заявлению Дальневосточного объединения промышленников и предпринимателей на действия Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 8613 [type] => solution [language] => ru [created] => 1364511959 [changed] => 1370523932 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370523932 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

РЕШЕНИЕ № 29

 

Комиссия Хабаровского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) при участии представителей Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края <…>, рассмотрев дело № 8-01/99 по признакам нарушения Комитетом по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края ч. 1 ст. 15 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Хабаровское УФАС России поступило заявление Дальневосточного объединения промышленников и предпринимателей на действия Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края (далее – Комитет), связанные с установлением для хозяйствующих субъектов, оказывающих услуги питания учащимся профтехучилищ, средних специальных и высших учебных заведений, предельных максимальных наценок на сырье и покупные товары, используемые на изготовление продукции собственного производства.

Заявителем указано на то, что постановлением Комитета от 28.04.2011 № 12-Ц для предприятий общественного питания и индивидуальных предпринимателей, оказывающих услугу питания учащимся общеобразовательных учреждений города Хабаровска, установлена единая наценка в размере 80 процентов на сырье и покупные товары, используемые на изготовление продукции собственного производства.

По мнению заявителя, в нарушение положений постановления Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» и постановления Губернатора Хабаровского края от 30.04.2002 № 252 «Об упорядочении государственного регулирования цен и тарифов в Хабаровском крае» Комитет, не установив единых наценок на товары, поименованные в постановлении  от 28.04.2011 № 12-Ц, для хозяйствующих субъектов, оказывающих услуги общественного питания в профтехучилищах, средних специальных и высших учебных заведениях, устанавливает только индивидуальные наценки, что противоречит ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции. Отсутствие единых наценок является препятствием для входа на рынок предоставления услуг питания учащимся таких учебных учреждений для хозяйствующих субъектов, для которых наценки не установлены.

В ходе рассмотрения заявления Хабаровским УФАС России установлено, что не установив единой предельной максимальной наценки на сырье и покупные товары, используемые на изготовление продукции собственного производства для хозяйствующих субъектов, оказывающих услуги общественного питания в профтехучилищах, средних специальных и высших учебных заведениях, Комитет п. 1 постановления от 20.01.2011 № 1-Ц «О наценке для индивидуального предпринимателя Сучкова Юрия Борисовича, оказывающего услугу питания учащимся ГОУ СПО «Хабаровский государственный медицинский колледж» установил для указанного хозяйствующего субъекта индивидуальную наценку в размере 100 процентов, поставив его в более благоприятные условия относительно хозяйствующих субъектов, для которых такая наценка не установлена, что является признаком нарушения ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции, в связи с чем возбуждено настоящее дело.

Из письменных пояснений Комитета от 09.04.2012 № 4-2-10/1129, от 18.03.2013  № 4-2-10/976 следует, что тарифное регулирование наценок на продукцию (товары), реализуемую на предприятиях общественного питания при общеобразовательных школах, профтехучилищах, средних специальных и высших учебных заведениях, осуществляется Комитетом в соответствии с Порядком организации установления (согласования) или изменения цен, тарифов, надбавок, наценок на продукцию, товары и услуги, осуществляемого органами исполнительной власти Хабаровского края, утвержденным постановлением Губернатора Хабаровского края от 20.03.2006 № 60», которым предусмотрено установление как индивидуального тарифа для отдельно обратившегося хозяйствующего субъекта на основании его заявления, так и единого тарифа на определенной территории при наличии обращений нескольких хозяйствующих субъектов, осуществляющих такую деятельность на данной территории.

По мнению Комитета, для установления единой наценки для хозяйствующих субъектов, оказывающих услуги питания учащимся профтехучилищ, средних специальных и высших учебных заведений, на сырье и покупные товары, используемые на изготовление продукции собственного производства, необходимо обращение всех таких хозяйствующих субъектов.

По результатам рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства №№ 8-01/69, 8-01/99, 8-01/97 Хабаровским УФАС России решениями от 14.06.2012 №№  28, 31, 32 отдельные положения постановлений Комитета от 03.07.2009 № 15-Ц, от 12.11.2009 № 29-Ц, от 26.10.2010 № 60-Ц, признаны нарушающими ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции».

Указанными решениями Комитету вменено нарушение антимонопольного законодательства в части установления для конкретных хозяйствующих субъектов, оказывающих услуги общественного питания в учебных заведениях, индивидуальных торговых наценок, что в отсутствие единой наценки, ставит таких хозяйствующих субъектов в более благоприятные условия относительно других субъектов, для которых такая наценка не установлена и создает дискриминационные условия доступа на товарный рынок и осуществление деятельности на нем.

Рассматриваемое дело возбуждено по аналогичному основанию.

Рассмотрение дела приостановлено до вступления в силу судебных актов по делам №№ А 73-7991/2012, А 73-7993/2012, А 73-7994/2012.

Решениями арбитражного суда Хабаровского края, постановлениями Шестого арбитражного по делам №№ А 73-7991/2012, А 73-7993/2012, А 73-7994/2012 указанные решения Хабаровского УФАС России признаны недействительными. Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа решения арбитражного суда Хабаровского края по делам №№ А 73-7991/2012, А 73-7993/2012, А 73-7994/2012 оставлены без изменения, судебные акты вступили в законную силу.

При разрешении спора арбитражными судами указано на следующее.

В соответствии с п. 2 Указа Президента Российской Федерации от 28.02.1995 № 221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» Правительству Российской Федерации предоставлены полномочия определять с учетом норм, установленных законодательными актами Российской Федерации, и утверждать перечни продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, цены (тарифы) на которые на внутреннем рынке Российской Федерации подлежат государственному регулированию Правительством Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Этим же пунктом Указа Президента Российской Федерации от 28.02.1995 № 221 на Правительство Российской Федерации возложена обязанность по установлению порядка государственного регулирования цен (тарифов) на продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления и услуги.

Правительством Российской Федерации принято постановление от 07.03.1995 № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)», которым утверждены перечни продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые 1) государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют Правительство Российской Федерации и федеральные органы исполнительной власти; 2) государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации; 3) органам исполнительной власти субъектов Российской федерации предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок.

Наценки на продукцию (товары), реализуемые на предприятиях общественного питания при общеобразовательных школах, профтехучилищах, средних специальных и учебных заведениях указанным постановлением включены в перечень услуг транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций, по которым органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставлено право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок.

Постановлением Губернатора Хабаровского края от 30.04.2002 № 252 «Об упорядочении государственного регулирования цен и тарифов в Хабаровском крае» утверждены: перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен, тарифов и надбавок (наценок) осуществляется Губернатором Хабаровского края; перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен, тарифов и надбавок (наценок) осуществляется Комитетом; перечень услуг, тарифы на которые устанавливаются хозяйствующими субъектами (организациями) по согласованию с Комитетом.

Таким образом, на территории Хабаровского края услуга общественного питания, оказываемая в общеобразовательных школах, лицеях, профтехучилищах, средних специальных и высших учебных заведениях, включена в перечень услуг, в отношении которых введено государственное регулирование, осуществляемое Комитетом.

Постановлением Губернатора Хабаровского края от 20.03.2006 № 60 утвержден порядок организации, установления и изменения цен, тарифов, надбавок, наценок на продукцию, товары и услуги, подлежащие государственному регулированию на территории Хабаровского края (далее – Порядок № 60).

 П. 4 Порядка № 60 установлено, что Комитет при осуществлении государственного регулирования определяет метод регулирования наценок, в том числе на

продукцию, реализуемую при общеобразовательных учреждениях. При регулировании в указанной сфере деятельности Комитетом выбран метод экономически обоснованных расходов непосредственно каждого хозяйствующего субъекта.

Согласно п. 5 Порядка № 60 субъект, осуществляющий регулируемую деятельность, или органы местного самоуправления обращается в Комитет с заявлением об установлении (согласовании) или изменении цен, тарифов, надбавок, наценок на продукцию, товары и услуги с обязательным представлением расчетных и обосновывающих материалов.

Поскольку Порядком № 60 установлен исчерпывающий перечень полномочий Комитета при решении вопроса об установлении спорной наценки, установление единой наценки, в отсутствие соответствующих заявлений хозяйствующих субъектов, превышает полномочия Комитета.

Ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции органам государственной власти субъектов Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Поскольку при регулировании торговых надбавок к ценам на основе метода экономически обоснованных затрат организациям, осуществляющим регулируемую деятельность, обеспечивается компенсация экономически обоснованных расходов на производство продукции и получение прибыли, действия Комитета, в части установления постановлениями от 03.07.2009 № 15-Ц, от 12.11.2009 № 29-Ц, от 26.10.2010 № 60-Ц для конкретных хозяйствующих субъектов, оказывающих услуги общественного питания в учебных заведениях, индивидуальных торговых наценок, в отсутствие единой наценки, не противоречат ч.1 ст. 15 Закона о защите конкуренции.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, ч.ч. 1 – 4 ст. 41, п. п. 2, 5 ч. 1 ст. 48, ст. 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

Рассмотрение дела № 8-01/99 прекратить в связи с отсутствием в рассматриваемых Комиссией действиях нарушения антимонопольного законодательства.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

РЕШЕНИЕ № 29

 

Комиссия Хабаровского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) при участии представителей Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края <…>, рассмотрев дело № 8-01/99 по признакам нарушения Комитетом по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края ч. 1 ст. 15 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Хабаровское УФАС России поступило заявление Дальневосточного объединения промышленников и предпринимателей на действия Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края (далее – Комитет), связанные с установлением для хозяйствующих субъектов, оказывающих услуги питания учащимся профтехучилищ, средних специальных и высших учебных заведений, предельных максимальных наценок на сырье и покупные товары, используемые на изготовление продукции собственного производства.

Заявителем указано на то, что постановлением Комитета от 28.04.2011 № 12-Ц для предприятий общественного питания и индивидуальных предпринимателей, оказывающих услугу питания учащимся общеобразовательных учреждений города Хабаровска, установлена единая наценка в размере 80 процентов на сырье и покупные товары, используемые на изготовление продукции собственного производства.

По мнению заявителя, в нарушение положений постановления Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» и постановления Губернатора Хабаровского края от 30.04.2002 № 252 «Об упорядочении государственного регулирования цен и тарифов в Хабаровском крае» Комитет, не установив единых наценок на товары, поименованные в постановлении  от 28.04.2011 № 12-Ц, для хозяйствующих субъектов, оказывающих услуги общественного питания в профтехучилищах, средних специальных и высших учебных заведениях, устанавливает только индивидуальные наценки, что противоречит ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции. Отсутствие единых наценок является препятствием для входа на рынок предоставления услуг питания учащимся таких учебных учреждений для хозяйствующих субъектов, для которых наценки не установлены.

В ходе рассмотрения заявления Хабаровским УФАС России установлено, что не установив единой предельной максимальной наценки на сырье и покупные товары, используемые на изготовление продукции собственного производства для хозяйствующих субъектов, оказывающих услуги общественного питания в профтехучилищах, средних специальных и высших учебных заведениях, Комитет п. 1 постановления от 20.01.2011 № 1-Ц «О наценке для индивидуального предпринимателя Сучкова Юрия Борисовича, оказывающего услугу питания учащимся ГОУ СПО «Хабаровский государственный медицинский колледж» установил для указанного хозяйствующего субъекта индивидуальную наценку в размере 100 процентов, поставив его в более благоприятные условия относительно хозяйствующих субъектов, для которых такая наценка не установлена, что является признаком нарушения ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции, в связи с чем возбуждено настоящее дело.

Из письменных пояснений Комитета от 09.04.2012 № 4-2-10/1129, от 18.03.2013  № 4-2-10/976 следует, что тарифное регулирование наценок на продукцию (товары), реализуемую на предприятиях общественного питания при общеобразовательных школах, профтехучилищах, средних специальных и высших учебных заведениях, осуществляется Комитетом в соответствии с Порядком организации установления (согласования) или изменения цен, тарифов, надбавок, наценок на продукцию, товары и услуги, осуществляемого органами исполнительной власти Хабаровского края, утвержденным постановлением Губернатора Хабаровского края от 20.03.2006 № 60», которым предусмотрено установление как индивидуального тарифа для отдельно обратившегося хозяйствующего субъекта на основании его заявления, так и единого тарифа на определенной территории при наличии обращений нескольких хозяйствующих субъектов, осуществляющих такую деятельность на данной территории.

По мнению Комитета, для установления единой наценки для хозяйствующих субъектов, оказывающих услуги питания учащимся профтехучилищ, средних специальных и высших учебных заведений, на сырье и покупные товары, используемые на изготовление продукции собственного производства, необходимо обращение всех таких хозяйствующих субъектов.

По результатам рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства №№ 8-01/69, 8-01/99, 8-01/97 Хабаровским УФАС России решениями от 14.06.2012 №№  28, 31, 32 отдельные положения постановлений Комитета от 03.07.2009 № 15-Ц, от 12.11.2009 № 29-Ц, от 26.10.2010 № 60-Ц, признаны нарушающими ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции».

Указанными решениями Комитету вменено нарушение антимонопольного законодательства в части установления для конкретных хозяйствующих субъектов, оказывающих услуги общественного питания в учебных заведениях, индивидуальных торговых наценок, что в отсутствие единой наценки, ставит таких хозяйствующих субъектов в более благоприятные условия относительно других субъектов, для которых такая наценка не установлена и создает дискриминационные условия доступа на товарный рынок и осуществление деятельности на нем.

Рассматриваемое дело возбуждено по аналогичному основанию.

Рассмотрение дела приостановлено до вступления в силу судебных актов по делам №№ А 73-7991/2012, А 73-7993/2012, А 73-7994/2012.

Решениями арбитражного суда Хабаровского края, постановлениями Шестого арбитражного по делам №№ А 73-7991/2012, А 73-7993/2012, А 73-7994/2012 указанные решения Хабаровского УФАС России признаны недействительными. Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа решения арбитражного суда Хабаровского края по делам №№ А 73-7991/2012, А 73-7993/2012, А 73-7994/2012 оставлены без изменения, судебные акты вступили в законную силу.

При разрешении спора арбитражными судами указано на следующее.

В соответствии с п. 2 Указа Президента Российской Федерации от 28.02.1995 № 221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» Правительству Российской Федерации предоставлены полномочия определять с учетом норм, установленных законодательными актами Российской Федерации, и утверждать перечни продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, цены (тарифы) на которые на внутреннем рынке Российской Федерации подлежат государственному регулированию Правительством Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Этим же пунктом Указа Президента Российской Федерации от 28.02.1995 № 221 на Правительство Российской Федерации возложена обязанность по установлению порядка государственного регулирования цен (тарифов) на продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления и услуги.

Правительством Российской Федерации принято постановление от 07.03.1995 № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)», которым утверждены перечни продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые 1) государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют Правительство Российской Федерации и федеральные органы исполнительной власти; 2) государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации; 3) органам исполнительной власти субъектов Российской федерации предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок.

Наценки на продукцию (товары), реализуемые на предприятиях общественного питания при общеобразовательных школах, профтехучилищах, средних специальных и учебных заведениях указанным постановлением включены в перечень услуг транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций, по которым органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставлено право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок.

Постановлением Губернатора Хабаровского края от 30.04.2002 № 252 «Об упорядочении государственного регулирования цен и тарифов в Хабаровском крае» утверждены: перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен, тарифов и надбавок (наценок) осуществляется Губернатором Хабаровского края; перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен, тарифов и надбавок (наценок) осуществляется Комитетом; перечень услуг, тарифы на которые устанавливаются хозяйствующими субъектами (организациями) по согласованию с Комитетом.

Таким образом, на территории Хабаровского края услуга общественного питания, оказываемая в общеобразовательных школах, лицеях, профтехучилищах, средних специальных и высших учебных заведениях, включена в перечень услуг, в отношении которых введено государственное регулирование, осуществляемое Комитетом.

Постановлением Губернатора Хабаровского края от 20.03.2006 № 60 утвержден порядок организации, установления и изменения цен, тарифов, надбавок, наценок на продукцию, товары и услуги, подлежащие государственному регулированию на территории Хабаровского края (далее – Порядок № 60).

 П. 4 Порядка № 60 установлено, что Комитет при осуществлении государственного регулирования определяет метод регулирования наценок, в том числе на

продукцию, реализуемую при общеобразовательных учреждениях. При регулировании в указанной сфере деятельности Комитетом выбран метод экономически обоснованных расходов непосредственно каждого хозяйствующего субъекта.

Согласно п. 5 Порядка № 60 субъект, осуществляющий регулируемую деятельность, или органы местного самоуправления обращается в Комитет с заявлением об установлении (согласовании) или изменении цен, тарифов, надбавок, наценок на продукцию, товары и услуги с обязательным представлением расчетных и обосновывающих материалов.

Поскольку Порядком № 60 установлен исчерпывающий перечень полномочий Комитета при решении вопроса об установлении спорной наценки, установление единой наценки, в отсутствие соответствующих заявлений хозяйствующих субъектов, превышает полномочия Комитета.

Ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции органам государственной власти субъектов Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Поскольку при регулировании торговых надбавок к ценам на основе метода экономически обоснованных затрат организациям, осуществляющим регулируемую деятельность, обеспечивается компенсация экономически обоснованных расходов на производство продукции и получение прибыли, действия Комитета, в части установления постановлениями от 03.07.2009 № 15-Ц, от 12.11.2009 № 29-Ц, от 26.10.2010 № 60-Ц для конкретных хозяйствующих субъектов, оказывающих услуги общественного питания в учебных заведениях, индивидуальных торговых наценок, в отсутствие единой наценки, не противоречат ч.1 ст. 15 Закона о защите конкуренции.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, ч.ч. 1 – 4 ст. 41, п. п. 2, 5 ч. 1 ст. 48, ст. 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

Рассмотрение дела № 8-01/99 прекратить в связи с отсутствием в рассматриваемых Комиссией действиях нарушения антимонопольного законодательства.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 8-01/99 [format] => [safe_value] => 8-01/99 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>
[format] => full_html [safe_value] =>

) ) ) [field_solution_cat] => Array ( ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] =>

 

Методологические положения официального статистического учета по форме федерального статистического наблюдения № 1-МОН.doc

Форма № 1-МОН.doc

 

[format] => full_html [weight] => 6 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) [1] => Array ( [tid] => 31 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 31 [vid] => 6 [name] => Контроль органов власти [description] => [format] => full_html [weight] => 6 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 60 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 60 [vid] => 1 [name] => ценообразование [description] => [format] => [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => tags [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-03-26 23:02:00 [timezone] => Asia/Vladivostok [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-03-24 20:00:00 [timezone] => Asia/Vladivostok [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1364511959 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Хабаровское УФАС России )