Решение и предписание по делу о нарушении антимонопольного законодательства администацией Бичевского сельского поселения муниципального района имени Лазо Хабаровского края

Сфера деятельности: Контроль органов власти
Номер дела: 8-01/34
Дата публикации: 22 апреля 2013, 12:11

РЕШЕНИЕ № 31

            

Резолютивная часть решения оглашена 12 апреля 2013 года

В полном объеме решение изготовлено 17 апреля 2013 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в присутствии представителей Администрации Бичевского сельского поселения и ООО «Бичевской теплоэнергетик», рассмотрев дело № 8-01/34 по признакам нарушения администрацией Бичевского сельского поселения муниципального района имени Лазо части 1 статьи 15 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

В ходе осуществления антимонопольного контроля органов местного самоуправления при заключении договоров в отношении муниципального имущества Хабаровским УФАС России в действиях администрации Бичевского сельского поселения (далее – Администрация) установлены признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившегося в заключении с ООО «Бичевской теплоэнергетик» (далее – Общество) договоров аренды от 08.10.2011 № 09, от 30.12.2010 № 01, соглашения к данному договору без проведения торгов и без согласования предоставления муниципальной преференции с антимонопольным органом. В связи с чем управлением возбуждено настоящее дело. 

Определением от 06.03.2013 заседание Комиссии отложено до 12.04.2013.

При рассмотрении дела представитель Администрации пояснила, что договор аренды № 01 по передаче котельной заключался в зимний период, возможность проведения торгов отсутствовала в связи с наступлением отопительного сезона. На данный момент Администрацией заключен договор оценки муниципального имущества, которое будет выставлено на конкурс.

Администрацией построено помещение для бойлерной, закуплено оборудование, но до сих пор данный объект не оформлен соответствующим образом, поэтому Администрация не может провести конкурс на передачу данного имущества в аренду. В связи с наступлением отопительного сезона заключен договор с Обществом для обслуживания данного имущества.

Договор аренды и соглашение, заключенные с Обществом, являются действующими до проведения конкурсов на право заключения договоров аренды муниципального имущества.

Решением Совета депутатов Бичевского сельского поселения от 25.12.2009 № 23/66 утверждена целевая программа «Развитие  и поддержка малого и среднего предпринимательства на территории Бичевского сельского поселения на 2010-2012 годы», на основании которой были заключены указанные договоры.  Решением от 15.01.2013 № 01/02 действие данной целевой программы пролонгировано и разрабатывается новая целевая программа на 2013-2015 годы.

Представитель Общества поддержал доводы Администрации.

Комиссия, рассмотрев материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, пришла к следующему выводу.

Между Администрацией и ООО «Бичевской теплоэнергетик» заключены договор аренды имущества, находящегося в муниципальной собственности Бичевского сельского поселения от 08.10.2011 № 09,  договор аренды от 30.12.2010 № 01, который  соглашением от 10.2012 о продлении и внесении изменений, дополнений в договор аренды имущества, находящегося в муниципальной собственности Бичевского сельского поселения продлен до 31.12.2013.

Согласно договору 08.10.2011 № 09 Администрация предоставила Обществу во временное пользование  и владение муниципальное имущество – оборудование для бойлерной, бойлерную. Срок действия договора аренды установлен на 11 месяцев.

Договором аренды от 30.12.2010 № 01 Обществу передано недвижимое и движимое муниципальное имущество. Срок действия договора установлен с 30.12.2010 по 01.12.2011.

В соответствии со статьей 17.1 Закона о защите конкуренции заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления,  возможно только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением установленных в частях 1 и 3 указанной статьи случаев.

По смыслу данной нормы, любые договоры, которые предусматривают переход прав владения и (или) пользования в отношении объектов публичной собственности, подлежат заключению с соблюдением установленных статьей 17.1 Закона о защите конкуренции особенностей.

В заседании комиссии установлено, что договоры аренды заключены без проведения торгов, оснований, указанных в статье 17.1 Закона о защите конкуренции, позволяющих администрации заключить указанные договоры без проведения торгов, в ходе рассмотрения дела не установлено.

Частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления запрещается принимать акты и осуществлять действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе предоставление государственных и муниципальных преференций в нарушение порядка, установленного главой 5 настоящего закона.

Из данного положения следует, что достаточным основанием для вывода о нарушении части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции.

Под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (п. 7 ст. 4 Закона о защите конкуренции).

В тех случаях, когда требуется проведение конкурса, подразумевающее состязательность хозяйствующих субъектов, его непроведение, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении конкурса в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить товары, работы, услуги, доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем.

Передача муниципального имущества конкретному хозяйствующему субъекту без проведения торгов создает для данного субъекта преимущественные условия в получении указанного имущества, обеспечивает ему более выгодные условия осуществления предпринимательской деятельности.

Предоставление органами местного самоуправления отдельным хозяйствующим субъектам преимуществ, которые обеспечивают им более выгодные условия деятельности, путем передачи муниципального имущества, является муниципальной преференцией (п. 20 ст. 4 Закона о защите конкуренции). Порядок предоставления преференций установлен главой 5 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с частью 3 статьи 19 Закона о защите конкуренции государственная или муниципальная преференция предоставляется в целях, предусмотренных частью 1 статьи 19 указанного закона с предварительного письменного согласия антимонопольного органа, за исключение случаев, если такая преференция предоставляется согласно части 3 статьи 19 Закона о защите конкуренции.

В данном случае муниципальное имущество передано Обществу без проведения торгов, без согласования с антимонопольным органом и в отсутствии оснований, исключающих предоставление преференций без получения согласия антимонопольного органа.

Доводы Администрации о возможности заключения договоров аренды с Обществом на основании целевой программы «Развитие  и поддержка малого и среднего предпринимательства на территории Бичевского сельского поселения на 2010-2012 годы» отклоняются, так как п. 4 ч. 3 ст. 19 Закона о защите конкуренции, которым установлена возможность  предоставления муниципальной преференции в соответствии с муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства без согласования с антимонопольным органом введен Федеральным законом от 06.12.2011 № 401-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», вступившим в силу 06.01.2012. Договоры аренды заключены Администрацией с Обществом до вступления в силу указанного положения.

Вместе с тем, следует учитывать, что условия и порядок оказания поддержки малого и среднего предпринимательства на муниципальном уровне устанавливаются муниципальными программами развития малого и среднего предпринимательства (ч. 2 ст. 16 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»).

 Решением Совета депутатов Бичевского сельского поселения от 25.12.2009 № 23/66 утверждена целевая программа «Развитие  и поддержка малого и среднего предпринимательства на территории Бичевского сельского поселения на 2010-2012 годы». Срок действия программы установлен на 2010-2012 годы.

Вместе с тем, соглашением от 10.2012 к договору аренды имущества  от 30.12.2010 № 01 продлен до 31.12.2013, что превышает срок действия указанной целевой программы.        

Доводы Администрации о продлении действия целевой программы Комиссией отклоняются, так как в решении Совета депутатов Бичевского сельского поселения от 05.01.2013 № 01/02 не указан конкретный срок пролонгации целевой программы, в то время как согласно ст. 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации  долгосрочные целевые программы (подпрограммы), реализуемые за счет средств  местного бюджета, утверждаются местной администрацией муниципального образования, с указанием срока их реализации.

Также согласно Постановлению Правительства РФ от 02.08.2010 № 588 государственная программа должна содержать приоритеты и цели государственной политики в соответствующей сфере социально-экономического развития, описание основных целей и задач государственной программы, прогноз развития соответствующей сферы социально-экономического развития и планируемые макроэкономические показатели по итогам реализации государственной программы, ….сроки реализации государственной программы в целом, контрольные этапы и сроки их реализации с указанием промежуточных показателей.

При указанных обстоятельствах, Комиссия приходит к выводу, что действия Администрации, связанные с заключением спорных договоров аренды и соглашения без проведения торгов и без получения предварительного письменного согласия антимонопольного органа на предоставление муниципальной преференции, нарушают часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, ч. 1-4 ст. 41, ч. 1 ст. 49 Федерального Закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,                                              

РЕШИЛА:

 

1. Признать действия администрации Бичевского сельского поселения муниципального района имени Лазо, выразившиеся в заключении с ООО «Бичевской теплоэнергетик» договора аренды имущества, находящегося в муниципальной собственности Бичевского сельского поселения от 08.10.2011 № 09,  договора аренды от 30.12.2010 № 01, соглашения от 10.2012 о продлении и внесении изменений, дополнений в договор аренды имущества, без проведения торгов и без получения предварительного письменного согласия антимонопольного органа на предоставление преференции, нарушением ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Выдать администрации Бичевского сельского поселения муниципального района имени Лазо предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства. 

 

 

                                                          ПРЕДПИСАНИЕ №18

 

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства,       руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ “О защите конкуренции” на основании своего решения от 18.04.2013 по делу № 8-01/34 о нарушении администрацией Бичевского сельского поселения муниципального района имени Лазо Хабаровского края (с. Бичевая, ул. Школьная, 51) части 1 1стическая, 8муниципальнымльным имушщестом Вяземского муниципального района статьи  15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ “О защите конкуренции”,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

Администрации Бичевского сельского поселения муниципального района  имени Лазо Хабаровского края в срок до 01 июня 2013 г. прекратить нарушение антимонопольного законодательства, с целью чего:

- по окончанию отопительного периода 2012-2013 года организовать и провести торги на право заключения договора аренды муниципального имущества, переданного ООО «Бичевской теплоэнергетик» на основании договоров аренды от 08.10.2011 № 09, от 30.12.2010 № 01, с учетом соглашения к данному договору аренды;

- с момента определения победителя торгов в установленном законом порядке совершить действия по изъятию муниципального имущества из пользования ООО «Бичевской теплоэнергетик»;

- исключить случаи передачи данного имущества в пользование хозяйствующим субъектам без проведения торгов и в отсутствие оснований, исключающих обязанность их проведения. 

     

 

stdClass Object ( [vid] => 8683 [uid] => 5 [title] => Решение и предписание по делу о нарушении антимонопольного законодательства администацией Бичевского сельского поселения муниципального района имени Лазо Хабаровского края [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 8683 [type] => solution [language] => ru [created] => 1366593414 [changed] => 1370523932 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370523932 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

РЕШЕНИЕ № 31

            

Резолютивная часть решения оглашена 12 апреля 2013 года

В полном объеме решение изготовлено 17 апреля 2013 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в присутствии представителей Администрации Бичевского сельского поселения и ООО «Бичевской теплоэнергетик», рассмотрев дело № 8-01/34 по признакам нарушения администрацией Бичевского сельского поселения муниципального района имени Лазо части 1 статьи 15 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

В ходе осуществления антимонопольного контроля органов местного самоуправления при заключении договоров в отношении муниципального имущества Хабаровским УФАС России в действиях администрации Бичевского сельского поселения (далее – Администрация) установлены признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившегося в заключении с ООО «Бичевской теплоэнергетик» (далее – Общество) договоров аренды от 08.10.2011 № 09, от 30.12.2010 № 01, соглашения к данному договору без проведения торгов и без согласования предоставления муниципальной преференции с антимонопольным органом. В связи с чем управлением возбуждено настоящее дело. 

Определением от 06.03.2013 заседание Комиссии отложено до 12.04.2013.

При рассмотрении дела представитель Администрации пояснила, что договор аренды № 01 по передаче котельной заключался в зимний период, возможность проведения торгов отсутствовала в связи с наступлением отопительного сезона. На данный момент Администрацией заключен договор оценки муниципального имущества, которое будет выставлено на конкурс.

Администрацией построено помещение для бойлерной, закуплено оборудование, но до сих пор данный объект не оформлен соответствующим образом, поэтому Администрация не может провести конкурс на передачу данного имущества в аренду. В связи с наступлением отопительного сезона заключен договор с Обществом для обслуживания данного имущества.

Договор аренды и соглашение, заключенные с Обществом, являются действующими до проведения конкурсов на право заключения договоров аренды муниципального имущества.

Решением Совета депутатов Бичевского сельского поселения от 25.12.2009 № 23/66 утверждена целевая программа «Развитие  и поддержка малого и среднего предпринимательства на территории Бичевского сельского поселения на 2010-2012 годы», на основании которой были заключены указанные договоры.  Решением от 15.01.2013 № 01/02 действие данной целевой программы пролонгировано и разрабатывается новая целевая программа на 2013-2015 годы.

Представитель Общества поддержал доводы Администрации.

Комиссия, рассмотрев материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, пришла к следующему выводу.

Между Администрацией и ООО «Бичевской теплоэнергетик» заключены договор аренды имущества, находящегося в муниципальной собственности Бичевского сельского поселения от 08.10.2011 № 09,  договор аренды от 30.12.2010 № 01, который  соглашением от 10.2012 о продлении и внесении изменений, дополнений в договор аренды имущества, находящегося в муниципальной собственности Бичевского сельского поселения продлен до 31.12.2013.

Согласно договору 08.10.2011 № 09 Администрация предоставила Обществу во временное пользование  и владение муниципальное имущество – оборудование для бойлерной, бойлерную. Срок действия договора аренды установлен на 11 месяцев.

Договором аренды от 30.12.2010 № 01 Обществу передано недвижимое и движимое муниципальное имущество. Срок действия договора установлен с 30.12.2010 по 01.12.2011.

В соответствии со статьей 17.1 Закона о защите конкуренции заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления,  возможно только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением установленных в частях 1 и 3 указанной статьи случаев.

По смыслу данной нормы, любые договоры, которые предусматривают переход прав владения и (или) пользования в отношении объектов публичной собственности, подлежат заключению с соблюдением установленных статьей 17.1 Закона о защите конкуренции особенностей.

В заседании комиссии установлено, что договоры аренды заключены без проведения торгов, оснований, указанных в статье 17.1 Закона о защите конкуренции, позволяющих администрации заключить указанные договоры без проведения торгов, в ходе рассмотрения дела не установлено.

Частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления запрещается принимать акты и осуществлять действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе предоставление государственных и муниципальных преференций в нарушение порядка, установленного главой 5 настоящего закона.

Из данного положения следует, что достаточным основанием для вывода о нарушении части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции.

Под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (п. 7 ст. 4 Закона о защите конкуренции).

В тех случаях, когда требуется проведение конкурса, подразумевающее состязательность хозяйствующих субъектов, его непроведение, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении конкурса в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить товары, работы, услуги, доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем.

Передача муниципального имущества конкретному хозяйствующему субъекту без проведения торгов создает для данного субъекта преимущественные условия в получении указанного имущества, обеспечивает ему более выгодные условия осуществления предпринимательской деятельности.

Предоставление органами местного самоуправления отдельным хозяйствующим субъектам преимуществ, которые обеспечивают им более выгодные условия деятельности, путем передачи муниципального имущества, является муниципальной преференцией (п. 20 ст. 4 Закона о защите конкуренции). Порядок предоставления преференций установлен главой 5 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с частью 3 статьи 19 Закона о защите конкуренции государственная или муниципальная преференция предоставляется в целях, предусмотренных частью 1 статьи 19 указанного закона с предварительного письменного согласия антимонопольного органа, за исключение случаев, если такая преференция предоставляется согласно части 3 статьи 19 Закона о защите конкуренции.

В данном случае муниципальное имущество передано Обществу без проведения торгов, без согласования с антимонопольным органом и в отсутствии оснований, исключающих предоставление преференций без получения согласия антимонопольного органа.

Доводы Администрации о возможности заключения договоров аренды с Обществом на основании целевой программы «Развитие  и поддержка малого и среднего предпринимательства на территории Бичевского сельского поселения на 2010-2012 годы» отклоняются, так как п. 4 ч. 3 ст. 19 Закона о защите конкуренции, которым установлена возможность  предоставления муниципальной преференции в соответствии с муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства без согласования с антимонопольным органом введен Федеральным законом от 06.12.2011 № 401-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», вступившим в силу 06.01.2012. Договоры аренды заключены Администрацией с Обществом до вступления в силу указанного положения.

Вместе с тем, следует учитывать, что условия и порядок оказания поддержки малого и среднего предпринимательства на муниципальном уровне устанавливаются муниципальными программами развития малого и среднего предпринимательства (ч. 2 ст. 16 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»).

 Решением Совета депутатов Бичевского сельского поселения от 25.12.2009 № 23/66 утверждена целевая программа «Развитие  и поддержка малого и среднего предпринимательства на территории Бичевского сельского поселения на 2010-2012 годы». Срок действия программы установлен на 2010-2012 годы.

Вместе с тем, соглашением от 10.2012 к договору аренды имущества  от 30.12.2010 № 01 продлен до 31.12.2013, что превышает срок действия указанной целевой программы.        

Доводы Администрации о продлении действия целевой программы Комиссией отклоняются, так как в решении Совета депутатов Бичевского сельского поселения от 05.01.2013 № 01/02 не указан конкретный срок пролонгации целевой программы, в то время как согласно ст. 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации  долгосрочные целевые программы (подпрограммы), реализуемые за счет средств  местного бюджета, утверждаются местной администрацией муниципального образования, с указанием срока их реализации.

Также согласно Постановлению Правительства РФ от 02.08.2010 № 588 государственная программа должна содержать приоритеты и цели государственной политики в соответствующей сфере социально-экономического развития, описание основных целей и задач государственной программы, прогноз развития соответствующей сферы социально-экономического развития и планируемые макроэкономические показатели по итогам реализации государственной программы, ….сроки реализации государственной программы в целом, контрольные этапы и сроки их реализации с указанием промежуточных показателей.

При указанных обстоятельствах, Комиссия приходит к выводу, что действия Администрации, связанные с заключением спорных договоров аренды и соглашения без проведения торгов и без получения предварительного письменного согласия антимонопольного органа на предоставление муниципальной преференции, нарушают часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, ч. 1-4 ст. 41, ч. 1 ст. 49 Федерального Закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,                                              

РЕШИЛА:

 

1. Признать действия администрации Бичевского сельского поселения муниципального района имени Лазо, выразившиеся в заключении с ООО «Бичевской теплоэнергетик» договора аренды имущества, находящегося в муниципальной собственности Бичевского сельского поселения от 08.10.2011 № 09,  договора аренды от 30.12.2010 № 01, соглашения от 10.2012 о продлении и внесении изменений, дополнений в договор аренды имущества, без проведения торгов и без получения предварительного письменного согласия антимонопольного органа на предоставление преференции, нарушением ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Выдать администрации Бичевского сельского поселения муниципального района имени Лазо предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства. 

 

 

                                                          ПРЕДПИСАНИЕ №18

 

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства,       руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ “О защите конкуренции” на основании своего решения от 18.04.2013 по делу № 8-01/34 о нарушении администрацией Бичевского сельского поселения муниципального района имени Лазо Хабаровского края (с. Бичевая, ул. Школьная, 51) части 1 1стическая, 8муниципальнымльным имушщестом Вяземского муниципального района статьи  15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ “О защите конкуренции”,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

Администрации Бичевского сельского поселения муниципального района  имени Лазо Хабаровского края в срок до 01 июня 2013 г. прекратить нарушение антимонопольного законодательства, с целью чего:

- по окончанию отопительного периода 2012-2013 года организовать и провести торги на право заключения договора аренды муниципального имущества, переданного ООО «Бичевской теплоэнергетик» на основании договоров аренды от 08.10.2011 № 09, от 30.12.2010 № 01, с учетом соглашения к данному договору аренды;

- с момента определения победителя торгов в установленном законом порядке совершить действия по изъятию муниципального имущества из пользования ООО «Бичевской теплоэнергетик»;

- исключить случаи передачи данного имущества в пользование хозяйствующим субъектам без проведения торгов и в отсутствие оснований, исключающих обязанность их проведения. 

     

 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

РЕШЕНИЕ № 31

            

Резолютивная часть решения оглашена 12 апреля 2013 года

В полном объеме решение изготовлено 17 апреля 2013 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в присутствии представителей Администрации Бичевского сельского поселения и ООО «Бичевской теплоэнергетик», рассмотрев дело № 8-01/34 по признакам нарушения администрацией Бичевского сельского поселения муниципального района имени Лазо части 1 статьи 15 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

В ходе осуществления антимонопольного контроля органов местного самоуправления при заключении договоров в отношении муниципального имущества Хабаровским УФАС России в действиях администрации Бичевского сельского поселения (далее – Администрация) установлены признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившегося в заключении с ООО «Бичевской теплоэнергетик» (далее – Общество) договоров аренды от 08.10.2011 № 09, от 30.12.2010 № 01, соглашения к данному договору без проведения торгов и без согласования предоставления муниципальной преференции с антимонопольным органом. В связи с чем управлением возбуждено настоящее дело. 

Определением от 06.03.2013 заседание Комиссии отложено до 12.04.2013.

При рассмотрении дела представитель Администрации пояснила, что договор аренды № 01 по передаче котельной заключался в зимний период, возможность проведения торгов отсутствовала в связи с наступлением отопительного сезона. На данный момент Администрацией заключен договор оценки муниципального имущества, которое будет выставлено на конкурс.

Администрацией построено помещение для бойлерной, закуплено оборудование, но до сих пор данный объект не оформлен соответствующим образом, поэтому Администрация не может провести конкурс на передачу данного имущества в аренду. В связи с наступлением отопительного сезона заключен договор с Обществом для обслуживания данного имущества.

Договор аренды и соглашение, заключенные с Обществом, являются действующими до проведения конкурсов на право заключения договоров аренды муниципального имущества.

Решением Совета депутатов Бичевского сельского поселения от 25.12.2009 № 23/66 утверждена целевая программа «Развитие  и поддержка малого и среднего предпринимательства на территории Бичевского сельского поселения на 2010-2012 годы», на основании которой были заключены указанные договоры.  Решением от 15.01.2013 № 01/02 действие данной целевой программы пролонгировано и разрабатывается новая целевая программа на 2013-2015 годы.

Представитель Общества поддержал доводы Администрации.

Комиссия, рассмотрев материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, пришла к следующему выводу.

Между Администрацией и ООО «Бичевской теплоэнергетик» заключены договор аренды имущества, находящегося в муниципальной собственности Бичевского сельского поселения от 08.10.2011 № 09,  договор аренды от 30.12.2010 № 01, который  соглашением от 10.2012 о продлении и внесении изменений, дополнений в договор аренды имущества, находящегося в муниципальной собственности Бичевского сельского поселения продлен до 31.12.2013.

Согласно договору 08.10.2011 № 09 Администрация предоставила Обществу во временное пользование  и владение муниципальное имущество – оборудование для бойлерной, бойлерную. Срок действия договора аренды установлен на 11 месяцев.

Договором аренды от 30.12.2010 № 01 Обществу передано недвижимое и движимое муниципальное имущество. Срок действия договора установлен с 30.12.2010 по 01.12.2011.

В соответствии со статьей 17.1 Закона о защите конкуренции заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления,  возможно только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением установленных в частях 1 и 3 указанной статьи случаев.

По смыслу данной нормы, любые договоры, которые предусматривают переход прав владения и (или) пользования в отношении объектов публичной собственности, подлежат заключению с соблюдением установленных статьей 17.1 Закона о защите конкуренции особенностей.

В заседании комиссии установлено, что договоры аренды заключены без проведения торгов, оснований, указанных в статье 17.1 Закона о защите конкуренции, позволяющих администрации заключить указанные договоры без проведения торгов, в ходе рассмотрения дела не установлено.

Частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления запрещается принимать акты и осуществлять действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе предоставление государственных и муниципальных преференций в нарушение порядка, установленного главой 5 настоящего закона.

Из данного положения следует, что достаточным основанием для вывода о нарушении части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции.

Под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (п. 7 ст. 4 Закона о защите конкуренции).

В тех случаях, когда требуется проведение конкурса, подразумевающее состязательность хозяйствующих субъектов, его непроведение, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении конкурса в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить товары, работы, услуги, доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем.

Передача муниципального имущества конкретному хозяйствующему субъекту без проведения торгов создает для данного субъекта преимущественные условия в получении указанного имущества, обеспечивает ему более выгодные условия осуществления предпринимательской деятельности.

Предоставление органами местного самоуправления отдельным хозяйствующим субъектам преимуществ, которые обеспечивают им более выгодные условия деятельности, путем передачи муниципального имущества, является муниципальной преференцией (п. 20 ст. 4 Закона о защите конкуренции). Порядок предоставления преференций установлен главой 5 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с частью 3 статьи 19 Закона о защите конкуренции государственная или муниципальная преференция предоставляется в целях, предусмотренных частью 1 статьи 19 указанного закона с предварительного письменного согласия антимонопольного органа, за исключение случаев, если такая преференция предоставляется согласно части 3 статьи 19 Закона о защите конкуренции.

В данном случае муниципальное имущество передано Обществу без проведения торгов, без согласования с антимонопольным органом и в отсутствии оснований, исключающих предоставление преференций без получения согласия антимонопольного органа.

Доводы Администрации о возможности заключения договоров аренды с Обществом на основании целевой программы «Развитие  и поддержка малого и среднего предпринимательства на территории Бичевского сельского поселения на 2010-2012 годы» отклоняются, так как п. 4 ч. 3 ст. 19 Закона о защите конкуренции, которым установлена возможность  предоставления муниципальной преференции в соответствии с муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства без согласования с антимонопольным органом введен Федеральным законом от 06.12.2011 № 401-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», вступившим в силу 06.01.2012. Договоры аренды заключены Администрацией с Обществом до вступления в силу указанного положения.

Вместе с тем, следует учитывать, что условия и порядок оказания поддержки малого и среднего предпринимательства на муниципальном уровне устанавливаются муниципальными программами развития малого и среднего предпринимательства (ч. 2 ст. 16 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»).

 Решением Совета депутатов Бичевского сельского поселения от 25.12.2009 № 23/66 утверждена целевая программа «Развитие  и поддержка малого и среднего предпринимательства на территории Бичевского сельского поселения на 2010-2012 годы». Срок действия программы установлен на 2010-2012 годы.

Вместе с тем, соглашением от 10.2012 к договору аренды имущества  от 30.12.2010 № 01 продлен до 31.12.2013, что превышает срок действия указанной целевой программы.        

Доводы Администрации о продлении действия целевой программы Комиссией отклоняются, так как в решении Совета депутатов Бичевского сельского поселения от 05.01.2013 № 01/02 не указан конкретный срок пролонгации целевой программы, в то время как согласно ст. 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации  долгосрочные целевые программы (подпрограммы), реализуемые за счет средств  местного бюджета, утверждаются местной администрацией муниципального образования, с указанием срока их реализации.

Также согласно Постановлению Правительства РФ от 02.08.2010 № 588 государственная программа должна содержать приоритеты и цели государственной политики в соответствующей сфере социально-экономического развития, описание основных целей и задач государственной программы, прогноз развития соответствующей сферы социально-экономического развития и планируемые макроэкономические показатели по итогам реализации государственной программы, ….сроки реализации государственной программы в целом, контрольные этапы и сроки их реализации с указанием промежуточных показателей.

При указанных обстоятельствах, Комиссия приходит к выводу, что действия Администрации, связанные с заключением спорных договоров аренды и соглашения без проведения торгов и без получения предварительного письменного согласия антимонопольного органа на предоставление муниципальной преференции, нарушают часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, ч. 1-4 ст. 41, ч. 1 ст. 49 Федерального Закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,                                              

РЕШИЛА:

 

1. Признать действия администрации Бичевского сельского поселения муниципального района имени Лазо, выразившиеся в заключении с ООО «Бичевской теплоэнергетик» договора аренды имущества, находящегося в муниципальной собственности Бичевского сельского поселения от 08.10.2011 № 09,  договора аренды от 30.12.2010 № 01, соглашения от 10.2012 о продлении и внесении изменений, дополнений в договор аренды имущества, без проведения торгов и без получения предварительного письменного согласия антимонопольного органа на предоставление преференции, нарушением ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Выдать администрации Бичевского сельского поселения муниципального района имени Лазо предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства. 

 

 

                                                          ПРЕДПИСАНИЕ №18

 

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства,       руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ “О защите конкуренции” на основании своего решения от 18.04.2013 по делу № 8-01/34 о нарушении администрацией Бичевского сельского поселения муниципального района имени Лазо Хабаровского края (с. Бичевая, ул. Школьная, 51) части 1 1стическая, 8муниципальнымльным имушщестом Вяземского муниципального района статьи  15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ “О защите конкуренции”,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

Администрации Бичевского сельского поселения муниципального района  имени Лазо Хабаровского края в срок до 01 июня 2013 г. прекратить нарушение антимонопольного законодательства, с целью чего:

- по окончанию отопительного периода 2012-2013 года организовать и провести торги на право заключения договора аренды муниципального имущества, переданного ООО «Бичевской теплоэнергетик» на основании договоров аренды от 08.10.2011 № 09, от 30.12.2010 № 01, с учетом соглашения к данному договору аренды;

- с момента определения победителя торгов в установленном законом порядке совершить действия по изъятию муниципального имущества из пользования ООО «Бичевской теплоэнергетик»;

- исключить случаи передачи данного имущества в пользование хозяйствующим субъектам без проведения торгов и в отсутствие оснований, исключающих обязанность их проведения. 

     

 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 31 [format] => [safe_value] => 31 ) ) ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 8-01/34 [format] => [safe_value] => 8-01/34 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 31 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 31 [vid] => 6 [name] => Контроль органов власти [description] => [format] => full_html [weight] => 6 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-04-22 01:11:00 [timezone] => Asia/Vladivostok [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-04-16 20:00:00 [timezone] => Asia/Vladivostok [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1366593414 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Хабаровское УФАС России )