РЕШЕНИЕ № 10
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, рассмотрев дело №3-1/263 по признакам нарушения ООО «РН-Востокнефтепродукт» части 1 статьи 10 Федерального Закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), установила:
Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю в ходе проведения еженедельного мониторинга оптовых и розничных цен реализации нефтепродуктов установило, что в течение 90 дней с 17 июля 2012 года по 17 октября 2012 года рост цен розничной реализации через АЗС ООО «РН-Востокнефтепродукт» в г. Хабаровске бензинов автомобильных и дизельного топлива превысил 5%.
Приказом Хабаровского УФАС России от 19.11.2012 №878 возбуждено дело №3-1/263 по признакам нарушения ООО «РН-Востокнефтепродукт» части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
В процессе рассмотрения дела №3-1/263 о нарушении антимонопольного законодательства приняли участие представители ответчика – ООО «РН-Востокнефтепродукт» <…>.
Хабаровским УФАС России проведён анализ состояния конкуренции на рынке розничной реализации бензинов автомобильных и дизельного топлива в Хабаровском крае.
Анализ проводился в соответствии с «Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке», утверждённым Приказом ФАС России от 28.04.2010 №220, «Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией», утверждённым приказом ФАС России от 17.01.2007 №5.
При проведении данного анализа в качестве исходной информации использованы данные, предоставленные администрациями муниципальных образований Хабаровского края, хозяйствующими субъектами, осуществляющими розничную реализацию через АЗС нефтепродуктов в Хабаровском крае.
Исходя из дифференциации по функциональному назначению, применению, качественным и техническим характеристикам, продуктовыми границами исследуемых рынков является розничная торговля бензинами автомобильными марок А-80(76), Аи-92, Аи-95, Аи-98 и дизельным топливом.
В общероссийском классификаторе видов экономической деятельности ОК 029-2001 розничная торговля автомобильными бензинами и розничная торговля дизельным топливом входят в состав единой группы – розничная торговля моторным топливом ОКВЭД 50.50.
В соответствии с Общероссийским классификатором продукции ОК 005-93 дизельное топливо (код ОКП 025130) и автомобильные бензины (код ОКП 025110) являются разными подгруппами группы «нефтепродукты светлые» (код ОКП 025100).
Исходя из дифференциации физико-химических и эксплуатационных показателей различных марок бензинов и дизельного топлива (условий потребления), а также сложившейся практики позиционирования марок топлива при их продаже на АЗС, автомобильные бензины марок А-80(76), Аи-92, Аи-92, Аи-95, Аи-98 и дизельное топливо не являются взаимозаменяемыми товарами.
Продавцами на рассматриваемом товарном рынке являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие розничную продажу бензинов автомобильных и дизельного топлива через АЗС.
Покупателями товара на рассматриваемом товарном рынке являются физические и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию легкового и грузового транспорта, приобретающие исследуемый товар для личного или иного использования.
В ходе проведения данного анализа установлено, что на территории г. Хабаровска деятельность на розничном рынке реализации бензинов автомобильных и дизельного топлива осуществляли 9 хозяйствующих субъектов через 82 АЗС.
По данным проведённого анализа, рынок розничной реализации через АЗС в г. Хабаровске нефтепродуктов относится к рынку с неразвитой конкуренцией.
Товарные рынки реализации бензинов автомобильных и дизельного топлива через АЗС на территории г. Хабаровска не подлежат сравнению с аналогичными рынками других муниципальных образований Хабаровского края, а также иных субъектов Российской Федерации и являются несопоставимыми по следующим критериям:
– по составу покупателей или продавцов товара;
– условиям обращения товара;
– условиям доступа на товарный рынок.
В соответствии с пунктами 3.25, 3.26, 3.28 «Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении заявлений, материалов, дел о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией», утверждённого приказом ФАС России от 25.05.2012 №345, Комиссия Хабаровского УФАС России по рассмотрению дела №3-1/263 о нарушении антимонопольного законодательства заслушав доводы ООО «РН-Востокнефтепродукт», руководствуясь документами и информацией, полученными в ходе рассмотрения дела №3-1/263, а также, руководствуясь служебным письмом отдела контроля экономической концентрации Хабаровского УФАС России, принимает решение об установлении, в соответствии с частью 3 статьи 5 Закона о защите конкуренции, доминирующего положения на рынке розничной реализации в г. Хабаровске бензинов автомобильных Аи-92, Аи-95, Аи-98 и дизельного топлива ООО «РН-Востокнефтепродукт».
В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара (пункт 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции).
Как установлено частью 1 статьи 6 Закона о защите конкуренции монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование (далее – сопоставимый товарный рынок), при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами, в том числе установленная путем поддержания или неснижения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия (пункт 2 части 1 статьи 6 Закона о защите конкуренции):
а) расходы, необходимые для производства и реализации товара, существенно снизились;
б) состав продавцов или покупателей товара обусловливает возможность изменения цены товара в сторону уменьшения;
в) условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, обеспечивают возможность изменения цены товара в сторону уменьшения.
Рассмотрев материалы дела и заслушав представителей ООО «РН-Востокнефтепродукт», Комиссия пришла к следующим выводам:
ООО «РН-Востокнефтепродукт» осуществляет деятельность по оптовой и розничной реализации нефтепродуктов, в том числе розничную реализацию через АЗС в г. Хабаровске бензинов автомобильных и дизельного топлива.
Хабаровское УФАС России запросило у ООО «РН-Востокнефтепродукт» документы и информацию по вопросам розничной реализации через АЗС в г. Хабаровске в 2012 году бензинов автомобильных и дизельного топлива, в том числе по формированию розничных цен.
Как следует из предоставленных в Хабаровское УФАС России документов и информации, по состоянию на 01.01.2012 цены розничной реализации через АЗС в г. Хабаровске бензинов автомобильных и дизельного топлива у ООО «РН-Востокнефтепродукт» составили: бензин автомобильный А-80(76) – 25,90руб./л, бензин автомобильный Аи-92 – 28,35 руб./л, бензин автомобильный Аи-95 – 29,00 руб./л, бензин автомобильный Аи-98 – 30,30 руб./л, дизельное топливо – 28,10 руб./л.
Данные цены не изменялись до 12.08.2012. 13 августа 2012 года произошло увеличение на 0,30 руб./л цен розничной реализации бензинов автомобильных, а 14 августа 2012 года увеличение на 0,30 руб./л цены розничной реализации дизельного топлива. Затем, в оставшийся период 2012 года, цены розничной реализации через АЗС в г. Хабаровске бензинов автомобильных и дизельного топлива неоднократно увеличивались.
По информации ООО «РН-Востокнефтепродукт» увеличение цен розничной реализации происходило вследствие увеличения цены покупки нефтепродуктов, транспортных расходов, роста тарифов естественных монополий, инфляции и изменения рыночной ситуации.
Основным продавцом нефтепродуктов ООО «РН-Востокнефтепродукт» является ОАО «Нефтяная компания «Роснефть», поставляющее бензины автомобильные и дизельное топливо в соответствии с Договором поставки нефтепродуктов от 21.12.2011 №0000611/3992Д. ОАО «Нефтяная компания «Роснефть» осуществляет поставку нефтепродуктов, произведённых на ООО «РН-Комсомольский нефтеперерабатывающий завод», ОАО «Ангарская нефтехимическая компания», ОАО «Ачинский НПЗ ВНК».
Также нефтепродукты закупались у ООО «РН-Трейдинг» на основании Договора поставки нефтепродуктов от 01.01.2012 №9010011/0221Д, согласно которому поставлялись нефтепродукты, произведённые ОАО «Ачинский НПЗ ВНК».
Незначительные объёмы нефтепродуктов закупались у иных поставщиков (ООО «Омнитрейд»).
Комиссия рассмотрела документы и информацию по формированию цены розничной реализации через АЗС в г. Хабаровске бензинов автомобильных и дизельного топлива в 2012 году.
По информации ООО «РН-Востокнефтепродукт» в цену розничной реализации включаются расходы на покупку нефтепродуктов у поставщиков, транспортные расходы, расходы на реализацию, состоящие из заработной платы работников, содержания имущественного комплекса АЗС (электроэнергия, амортизация основных средств, охрана и пр.), общехозяйственные расходы (управленческие расходы, расходы на содержание других подразделений предприятия, необходимых, в том числе, и для осуществления розничной реализации, расходы на охрану, электроэнергию, сырьё и материалы и пр.).
Доля расходов на покупку нефтепродуктов в цене розничной реализации бензинов автомобильных и дизельного топлива составляет 73 – 90 процентов.
Предоставленные ООО «РН-Востокнефтепродукт» документы и информация свидетельствуют о том, что при формировании цены розничной реализации в составе расходов учитываются расходы, необходимые для производства и реализации товара (розничной реализации через АЗС нефтепродуктов в г. Хабаровске). Расходы, не являющиеся необходимыми для осуществления розничной реализации через АЗС в г. Хабаровске бензинов автомобильных и дизельного топлива, в розничной цене не учитываются.
Комиссия рассмотрела плановые калькуляции цен розничной реализации через АЗС ООО «РН-Востокнефтепродукт» в г. Хабаровске бензинов автомобильных и дизельного топлива в 2012 году:
1. Плановые калькуляции цен, действовавших в январе – августе 2012 года (до 14 августа 2012 года). <…>
2. Плановые калькуляции цен, действовавших с 14 августа 2012 года по 10 сентября 2012 года.<…>
3. Плановые калькуляции цен, действовавших с 11 сентября 2012 года по 23 сентября 2012 года.<…>
4. Плановые калькуляции цен, действовавших с 24 сентября 2012 года по 04 октября 2012 года.<…>
5. Плановые калькуляции цен, действовавших с 05 октября 2012 года по 16 октября 2012 года.<…>
6. Плановые калькуляции цен, действовавших с 17 октября 2012 года.<…>
Комиссия рассмотрела документы о фактических результатах розничной реализации через АЗС в г. Хабаровске в 2012 году бензинов автомобильных и дизельного топлива.
Фактические расходы на розничную реализацию через АЗС бензинов автомобильных и дизельного топлива в январе – сентябре 2012 года сложились на уровне ниже планового. <…>
Фактические цены покупки нефтепродуктов в январе – июле 2012 года практически не изменялись, по некоторым нефтепродуктам происходило снижение цен. Значительный рост цен на поставленные нефтепродукты произошёл в августе и сентябре 2012 года, затем цены стабилизировались и в октябре – декабре 2012 года происходило незначительное их изменение.
<…>
Информация о фактических ценах поставки бензинов автомобильных и дизельного топлива свидетельствует об отсутствии роста закупочных цен в январе – июле 2012 года.
<…>
Комиссия рассмотрела фактические показатели деятельности по розничной реализации нефтепродуктов:
1. Розничную реализацию бензина автомобильного Аи-80(76).<…>
2. Розничную реализацию бензина автомобильного Аи-92.<…>
3. Розничную реализацию бензина Аи-95.<…>
4. Розничную реализацию бензина автомобильного Аи-98.<…>
5. Розничную реализацию дизельного топлива.<…>
Рассмотрев вышеизложенную информацию, Комиссия констатирует, что в мае – июле 2012 года фактические расходы на покупку и реализацию бензина автомобильного Аи-92 и бензина автомобильного Аи-95 существенно снизились, как относительно плановых показателей, так и относительно показателей апреля 2012 года.
Объём розничной реализации через АЗС ООО «РН-Востокнефтепродукт» в г. Хабаровске бензинов автомобильных и дизельного топлива в течение января – июля 2012 года изменялся незначительно, что свидетельствует о стабильности рынка розничной реализации через АЗС в г. Хабаровске нефтепродуктов и обуславливает возможность изменения цены розничной реализации нефтепродуктов в сторону уменьшения.
В январе – июле 2012 года условия обращения товара на рынке розничной реализации бензинов автомобильных и дизельного топлива не изменялись под воздействием мер государственного регулирования.
В течение января – июля 2012 года условия осуществления деятельности по розничной реализации через АЗС нефтепродуктов не изменялись.
Учитывая вышеизложенное, Комиссия считает, что ООО «РН-Востокнефтепродукт» имело возможность для снижения в мае – июле 2012 года цены розничной реализации через АЗС в г. Хабаровске бензина автомобильного Аи-92 и бензина автомобильного Аи-95.
Действия ООО «РН-Востокнефтепродукт» по поддержанию в мае – июле 2012 года цены розничной реализации через АЗС в г. Хабаровске бензина автомобильного Аи-92 и бензина автомобильного Аи-95 нарушают пункт 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции в части установления, поддержания монопольно высокой цены товара путём поддержания или неснижения ранее установленной цены товара, так как при этом выполняются в совокупности следующие условия:
а) расходы, необходимые для производства и реализации товара, существенно снизились;
б) состав продавцов или покупателей товара обусловливает возможность изменения цены товара в сторону уменьшения;
в) условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, обеспечивают возможность изменения цены товара в сторону уменьшения.
Кроме того, как следует из предоставленных ООО «РН-Востокнефтепродукт» документов и информации, плотность нефтепродуктов изменяется в зависимости от сезона. Так в тёплое время года (лето), в результате изменения плотности, реализация 1 тонны нефтепродуктов в розничном сегменте позволяет получать больше выручки при одинаковой цене за счёт большего количества реализованных литров относительно холодного сезона (зима).
По информации ООО «РН-Востокнефтепродукт» плотность нефтепродуктов в зависимости от сезона изменяется следующим образом:
Наименование нефтепродукта | Плотность нефтепродуктов (г/см³) |
зима (1 января) | весна (1 апреля) | лето (1 июля) | осень (1 октября) |
Бензин автомобильный А-80 | 0,7615 | 0,7477 | 0,7409 | 0,7425 |
Бензин автомобильный Аи-92 | 0,7747 | 0,7510 | 0,7560 | 0,7617 |
Бензин автомобильный Аи-95 | 0,7722 | 0,7650 | 0,7584 | 0,7679 |
Бензин автомобильный Аи-98 | 0,7782 | 0,7757 | 0,7615 | 0,7637 |
Дизельное топливо | 0,8407 | 0,8505 | 0,8365 | 0,8352 |
Таким образом, как следует из вышеприведённых данных, в 1 тонне бензина автомобильного Аи-92 содержится 1290,8 литров в зимний период, 1331,6 литров в весенний период (на 3,15% больше относительно зимнего периода), 1322,8 литров в летний период (на 2,47% больше относительно зимнего периода), 1312,9 литров в осенний период (на 1,71% больше относительно зимнего периода). Аналогичная зависимость сложилась и по другим видам нефтепродуктов.
Предоставленные в Хабаровское УФАС России документы и информация свидетельствуют о том, что ООО «РН-Востокнефтепродукт» ведёт учёт финансовых показателей (в том числе расходов и доходов) в расчёте на 1 тонну реализованных нефтепродуктов.
Учитывая изложенное, ООО «РН-Востокнефтепродукт» могло располагать сведениями о возможности получения дополнительной выручки от розничной реализации нефтепродуктов при неизменной цене за счёт увеличения объёма реализации (количества литров).
Доводы ООО «РН-Востокнефтепродукт» о неснижении в мае – июле 2012 года цены розничной реализации через АЗС в г. Хабаровске бензина автомобильного Аи-92 и бензина автомобильного Аи-95 из-за неснижения цен розничной реализации на аналогичные нефтепродукты ОАО «Нефтяная компания «Альянс», так как в случае снижения цен ООО «РН-Востокнефтепродукт» увеличится разница между ценами на аналогичные товары у конкурирующих хозяйствующих субъектов, что приведёт к переходу покупателей к ООО «РН-Востокнефтепродукт» и к значительному увеличению объёмов реализации нефтепродуктов, в результате чего возникнет дефицит данного товара, не принимается Комиссией в качестве обоснования причины неснижения цен, как не соответствующий принципам и целям предпринимательской деятельности, установленными Гражданским кодексом Российской Федерации (абзац третий пункта 1 статьи 2 и статья 50 Гражданского кодекса Российской Федерации), и противоречащий Закону о защите конкуренции, определяющему конкуренцию, поддержка которой гарантируется Конституцией Российской Федерации, как соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке. Одним из значимых для потребителей товара критериев, влияющих на спрос товара является цена. В отношениях соперничества хозяйствующих субъектов цена выступает как действие, ограничивающее возможность хозяйствующего субъекта в одностороннем порядке воздействовать на условия обращения товара на соответствующем товарном рынке. Соответственно не совершение указанных действий свидетельствует об отказе от участия в конкуренции и как следствие лишение потребителя соответствующих результатов и преимуществ конкуренции.
Имеющиеся в Хабаровском УФАС России документы и информация свидетельствуют о том, что ООО «РН-Востокнефтепродукт» имело возможность снижения в мае, июне, июле 2012 года цены розничной реализвции через АЗС в г. Хабаровске бензина автомобильного Аи-92 и бензина автомобильного Аи-95.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, Комиссия считает, что вина ООО «РН-Востокнефтепродукт» выражается в том, что оно имело возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых действующим законодательством предусмотрена ответственность, однако не принимало все зависящие от него меры по их соблюдению.
Комиссия не располагает сведениями о размере причиненного данным хозяйствующим субъектам ущерба или извлеченного дохода.
Исходя из вышеизложенного, Комиссия пришла к выводу, что рассмотренные Комиссией запрещённые пунктом 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции действия ООО «РН-Востокнефтепродукт» по поддержанию в мае – июле 2012 года цен розничной реализации через АЗС в г. Хабаровске бензина автомобильного Аи-92 и бензина автомобильного Аи-95 могли привести к ограничению конкуренции на рынке розничной реализации через АЗС в г. Хабаровске нефтепродуктов, а также привели к ущемлению интересов неопределённого круга лиц – покупателей нефтепродуктов.
Комиссия считает, что рассмотренные Комиссией запрещённые пунктом 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции действия ООО «РН-Востокнефтепродукт» по поддержанию в мае – июле 2012 года цен розничной реализации через АЗС в г. Хабаровске бензина автомобильного Аи-92 и бензина автомобильного Аи-95 оказывают негативное влияние на потребителей услуги розничной реализации нефтепродуктов, так как они лишены возможности пользоваться преимуществами конкуренции (снижение цен, возможность выбора выгодных ценовых предложений и пр.).
Вышеуказанные действия ООО «РН-Востокнефтепродукт» квалифицируются как нарушение пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции и являются основанием для выдачи предписания о недопущении действий, которые могут привести к ограничению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства.
Руководствуясь статьёй 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, статьёй 49 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,
РЕШИЛА
1. Установить, в соответствии с частью 3 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», доминирующее положение ООО «РН-Востокнефтепродукт» на рынках розничной реализации в г.Хабаровске бензина автомобильного Аи-92, бензина автомобильного Аи-95, бензина автомобильного Аи-98, дизельного топлива.
2. Признать ООО «РН-Востокнефтепродукт» нарушившими пункт 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» в части совершения действий по поддержанию в мае – июле 2012 года монопольно высокой цены розничной реализации через АЗС в г.Хабаровске бензина автомобильного Аи-92, бензина автомобильного Аи-95.
3. Выдать ООО «РН-Востокнефтепродукт» предписание о недопущении действий, которые могут привести к ограничению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства.
<…>
ПРЕДПИСАНИЕ № 5
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, руководствуясь статьёй 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьёй 50 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от 06 июня 2013 года №10 по делу №3-1/263 о нарушении ООО «РН-Востокнефтепродукт» пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального Закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»
ПРЕДПИСЫВАЕТ
1. ООО «РН-Востокнефтепродукт» с момента получения настоящего предписания не допускать действий, которые могут привести к ограничению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства, подобных действиям, признанных решением Хабаровского УФАС России от 06 июня 2013 года №10 нарушением антимонопольного законодательства.
2. ООО «РН-Востокнефтепродукт» в срок до 30 сентября 2013 года сообщить в Хабаровское УФАС России об исполнении настоящего предписания.
stdClass Object
(
[vid] => 8758
[uid] => 5
[title] => Решение ипредписание по делу о нарушении ООО "РН-Востокнефтепродукт" антимонопольного законодательства
[log] =>
[status] => 1
[comment] => 1
[promote] => 0
[sticky] => 0
[nid] => 8758
[type] => solution
[language] => ru
[created] => 1371441597
[changed] => 1371441597
[tnid] => 0
[translate] => 0
[revision_timestamp] => 1371441597
[revision_uid] => 5
[body] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[value] =>
РЕШЕНИЕ № 10
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, рассмотрев дело №3-1/263 по признакам нарушения ООО «РН-Востокнефтепродукт» части 1 статьи 10 Федерального Закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), установила:
Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю в ходе проведения еженедельного мониторинга оптовых и розничных цен реализации нефтепродуктов установило, что в течение 90 дней с 17 июля 2012 года по 17 октября 2012 года рост цен розничной реализации через АЗС ООО «РН-Востокнефтепродукт» в г. Хабаровске бензинов автомобильных и дизельного топлива превысил 5%.
Приказом Хабаровского УФАС России от 19.11.2012 №878 возбуждено дело №3-1/263 по признакам нарушения ООО «РН-Востокнефтепродукт» части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
В процессе рассмотрения дела №3-1/263 о нарушении антимонопольного законодательства приняли участие представители ответчика – ООО «РН-Востокнефтепродукт» <…>.
Хабаровским УФАС России проведён анализ состояния конкуренции на рынке розничной реализации бензинов автомобильных и дизельного топлива в Хабаровском крае.
Анализ проводился в соответствии с «Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке», утверждённым Приказом ФАС России от 28.04.2010 №220, «Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией», утверждённым приказом ФАС России от 17.01.2007 №5.
При проведении данного анализа в качестве исходной информации использованы данные, предоставленные администрациями муниципальных образований Хабаровского края, хозяйствующими субъектами, осуществляющими розничную реализацию через АЗС нефтепродуктов в Хабаровском крае.
Исходя из дифференциации по функциональному назначению, применению, качественным и техническим характеристикам, продуктовыми границами исследуемых рынков является розничная торговля бензинами автомобильными марок А-80(76), Аи-92, Аи-95, Аи-98 и дизельным топливом.
В общероссийском классификаторе видов экономической деятельности ОК 029-2001 розничная торговля автомобильными бензинами и розничная торговля дизельным топливом входят в состав единой группы – розничная торговля моторным топливом ОКВЭД 50.50.
В соответствии с Общероссийским классификатором продукции ОК 005-93 дизельное топливо (код ОКП 025130) и автомобильные бензины (код ОКП 025110) являются разными подгруппами группы «нефтепродукты светлые» (код ОКП 025100).
Исходя из дифференциации физико-химических и эксплуатационных показателей различных марок бензинов и дизельного топлива (условий потребления), а также сложившейся практики позиционирования марок топлива при их продаже на АЗС, автомобильные бензины марок А-80(76), Аи-92, Аи-92, Аи-95, Аи-98 и дизельное топливо не являются взаимозаменяемыми товарами.
Продавцами на рассматриваемом товарном рынке являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие розничную продажу бензинов автомобильных и дизельного топлива через АЗС.
Покупателями товара на рассматриваемом товарном рынке являются физические и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию легкового и грузового транспорта, приобретающие исследуемый товар для личного или иного использования.
В ходе проведения данного анализа установлено, что на территории г. Хабаровска деятельность на розничном рынке реализации бензинов автомобильных и дизельного топлива осуществляли 9 хозяйствующих субъектов через 82 АЗС.
По данным проведённого анализа, рынок розничной реализации через АЗС в г. Хабаровске нефтепродуктов относится к рынку с неразвитой конкуренцией.
Товарные рынки реализации бензинов автомобильных и дизельного топлива через АЗС на территории г. Хабаровска не подлежат сравнению с аналогичными рынками других муниципальных образований Хабаровского края, а также иных субъектов Российской Федерации и являются несопоставимыми по следующим критериям:
– по составу покупателей или продавцов товара;
– условиям обращения товара;
– условиям доступа на товарный рынок.
В соответствии с пунктами 3.25, 3.26, 3.28 «Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении заявлений, материалов, дел о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией», утверждённого приказом ФАС России от 25.05.2012 №345, Комиссия Хабаровского УФАС России по рассмотрению дела №3-1/263 о нарушении антимонопольного законодательства заслушав доводы ООО «РН-Востокнефтепродукт», руководствуясь документами и информацией, полученными в ходе рассмотрения дела №3-1/263, а также, руководствуясь служебным письмом отдела контроля экономической концентрации Хабаровского УФАС России, принимает решение об установлении, в соответствии с частью 3 статьи 5 Закона о защите конкуренции, доминирующего положения на рынке розничной реализации в г. Хабаровске бензинов автомобильных Аи-92, Аи-95, Аи-98 и дизельного топлива ООО «РН-Востокнефтепродукт».
В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара (пункт 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции).
Как установлено частью 1 статьи 6 Закона о защите конкуренции монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование (далее – сопоставимый товарный рынок), при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами, в том числе установленная путем поддержания или неснижения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия (пункт 2 части 1 статьи 6 Закона о защите конкуренции):
а) расходы, необходимые для производства и реализации товара, существенно снизились;
б) состав продавцов или покупателей товара обусловливает возможность изменения цены товара в сторону уменьшения;
в) условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, обеспечивают возможность изменения цены товара в сторону уменьшения.
Рассмотрев материалы дела и заслушав представителей ООО «РН-Востокнефтепродукт», Комиссия пришла к следующим выводам:
ООО «РН-Востокнефтепродукт» осуществляет деятельность по оптовой и розничной реализации нефтепродуктов, в том числе розничную реализацию через АЗС в г. Хабаровске бензинов автомобильных и дизельного топлива.
Хабаровское УФАС России запросило у ООО «РН-Востокнефтепродукт» документы и информацию по вопросам розничной реализации через АЗС в г. Хабаровске в 2012 году бензинов автомобильных и дизельного топлива, в том числе по формированию розничных цен.
Как следует из предоставленных в Хабаровское УФАС России документов и информации, по состоянию на 01.01.2012 цены розничной реализации через АЗС в г. Хабаровске бензинов автомобильных и дизельного топлива у ООО «РН-Востокнефтепродукт» составили: бензин автомобильный А-80(76) – 25,90руб./л, бензин автомобильный Аи-92 – 28,35 руб./л, бензин автомобильный Аи-95 – 29,00 руб./л, бензин автомобильный Аи-98 – 30,30 руб./л, дизельное топливо – 28,10 руб./л.
Данные цены не изменялись до 12.08.2012. 13 августа 2012 года произошло увеличение на 0,30 руб./л цен розничной реализации бензинов автомобильных, а 14 августа 2012 года увеличение на 0,30 руб./л цены розничной реализации дизельного топлива. Затем, в оставшийся период 2012 года, цены розничной реализации через АЗС в г. Хабаровске бензинов автомобильных и дизельного топлива неоднократно увеличивались.
По информации ООО «РН-Востокнефтепродукт» увеличение цен розничной реализации происходило вследствие увеличения цены покупки нефтепродуктов, транспортных расходов, роста тарифов естественных монополий, инфляции и изменения рыночной ситуации.
Основным продавцом нефтепродуктов ООО «РН-Востокнефтепродукт» является ОАО «Нефтяная компания «Роснефть», поставляющее бензины автомобильные и дизельное топливо в соответствии с Договором поставки нефтепродуктов от 21.12.2011 №0000611/3992Д. ОАО «Нефтяная компания «Роснефть» осуществляет поставку нефтепродуктов, произведённых на ООО «РН-Комсомольский нефтеперерабатывающий завод», ОАО «Ангарская нефтехимическая компания», ОАО «Ачинский НПЗ ВНК».
Также нефтепродукты закупались у ООО «РН-Трейдинг» на основании Договора поставки нефтепродуктов от 01.01.2012 №9010011/0221Д, согласно которому поставлялись нефтепродукты, произведённые ОАО «Ачинский НПЗ ВНК».
Незначительные объёмы нефтепродуктов закупались у иных поставщиков (ООО «Омнитрейд»).
Комиссия рассмотрела документы и информацию по формированию цены розничной реализации через АЗС в г. Хабаровске бензинов автомобильных и дизельного топлива в 2012 году.
По информации ООО «РН-Востокнефтепродукт» в цену розничной реализации включаются расходы на покупку нефтепродуктов у поставщиков, транспортные расходы, расходы на реализацию, состоящие из заработной платы работников, содержания имущественного комплекса АЗС (электроэнергия, амортизация основных средств, охрана и пр.), общехозяйственные расходы (управленческие расходы, расходы на содержание других подразделений предприятия, необходимых, в том числе, и для осуществления розничной реализации, расходы на охрану, электроэнергию, сырьё и материалы и пр.).
Доля расходов на покупку нефтепродуктов в цене розничной реализации бензинов автомобильных и дизельного топлива составляет 73 – 90 процентов.
Предоставленные ООО «РН-Востокнефтепродукт» документы и информация свидетельствуют о том, что при формировании цены розничной реализации в составе расходов учитываются расходы, необходимые для производства и реализации товара (розничной реализации через АЗС нефтепродуктов в г. Хабаровске). Расходы, не являющиеся необходимыми для осуществления розничной реализации через АЗС в г. Хабаровске бензинов автомобильных и дизельного топлива, в розничной цене не учитываются.
Комиссия рассмотрела плановые калькуляции цен розничной реализации через АЗС ООО «РН-Востокнефтепродукт» в г. Хабаровске бензинов автомобильных и дизельного топлива в 2012 году:
1. Плановые калькуляции цен, действовавших в январе – августе 2012 года (до 14 августа 2012 года). <…>
2. Плановые калькуляции цен, действовавших с 14 августа 2012 года по 10 сентября 2012 года.<…>
3. Плановые калькуляции цен, действовавших с 11 сентября 2012 года по 23 сентября 2012 года.<…>
4. Плановые калькуляции цен, действовавших с 24 сентября 2012 года по 04 октября 2012 года.<…>
5. Плановые калькуляции цен, действовавших с 05 октября 2012 года по 16 октября 2012 года.<…>
6. Плановые калькуляции цен, действовавших с 17 октября 2012 года.<…>
Комиссия рассмотрела документы о фактических результатах розничной реализации через АЗС в г. Хабаровске в 2012 году бензинов автомобильных и дизельного топлива.
Фактические расходы на розничную реализацию через АЗС бензинов автомобильных и дизельного топлива в январе – сентябре 2012 года сложились на уровне ниже планового. <…>
Фактические цены покупки нефтепродуктов в январе – июле 2012 года практически не изменялись, по некоторым нефтепродуктам происходило снижение цен. Значительный рост цен на поставленные нефтепродукты произошёл в августе и сентябре 2012 года, затем цены стабилизировались и в октябре – декабре 2012 года происходило незначительное их изменение.
<…>
Информация о фактических ценах поставки бензинов автомобильных и дизельного топлива свидетельствует об отсутствии роста закупочных цен в январе – июле 2012 года.
<…>
Комиссия рассмотрела фактические показатели деятельности по розничной реализации нефтепродуктов:
1. Розничную реализацию бензина автомобильного Аи-80(76).<…>
2. Розничную реализацию бензина автомобильного Аи-92.<…>
3. Розничную реализацию бензина Аи-95.<…>
4. Розничную реализацию бензина автомобильного Аи-98.<…>
5. Розничную реализацию дизельного топлива.<…>
Рассмотрев вышеизложенную информацию, Комиссия констатирует, что в мае – июле 2012 года фактические расходы на покупку и реализацию бензина автомобильного Аи-92 и бензина автомобильного Аи-95 существенно снизились, как относительно плановых показателей, так и относительно показателей апреля 2012 года.
Объём розничной реализации через АЗС ООО «РН-Востокнефтепродукт» в г. Хабаровске бензинов автомобильных и дизельного топлива в течение января – июля 2012 года изменялся незначительно, что свидетельствует о стабильности рынка розничной реализации через АЗС в г. Хабаровске нефтепродуктов и обуславливает возможность изменения цены розничной реализации нефтепродуктов в сторону уменьшения.
В январе – июле 2012 года условия обращения товара на рынке розничной реализации бензинов автомобильных и дизельного топлива не изменялись под воздействием мер государственного регулирования.
В течение января – июля 2012 года условия осуществления деятельности по розничной реализации через АЗС нефтепродуктов не изменялись.
Учитывая вышеизложенное, Комиссия считает, что ООО «РН-Востокнефтепродукт» имело возможность для снижения в мае – июле 2012 года цены розничной реализации через АЗС в г. Хабаровске бензина автомобильного Аи-92 и бензина автомобильного Аи-95.
Действия ООО «РН-Востокнефтепродукт» по поддержанию в мае – июле 2012 года цены розничной реализации через АЗС в г. Хабаровске бензина автомобильного Аи-92 и бензина автомобильного Аи-95 нарушают пункт 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции в части установления, поддержания монопольно высокой цены товара путём поддержания или неснижения ранее установленной цены товара, так как при этом выполняются в совокупности следующие условия:
а) расходы, необходимые для производства и реализации товара, существенно снизились;
б) состав продавцов или покупателей товара обусловливает возможность изменения цены товара в сторону уменьшения;
в) условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, обеспечивают возможность изменения цены товара в сторону уменьшения.
Кроме того, как следует из предоставленных ООО «РН-Востокнефтепродукт» документов и информации, плотность нефтепродуктов изменяется в зависимости от сезона. Так в тёплое время года (лето), в результате изменения плотности, реализация 1 тонны нефтепродуктов в розничном сегменте позволяет получать больше выручки при одинаковой цене за счёт большего количества реализованных литров относительно холодного сезона (зима).
По информации ООО «РН-Востокнефтепродукт» плотность нефтепродуктов в зависимости от сезона изменяется следующим образом:
Наименование нефтепродукта | Плотность нефтепродуктов (г/см³) |
зима (1 января) | весна (1 апреля) | лето (1 июля) | осень (1 октября) |
Бензин автомобильный А-80 | 0,7615 | 0,7477 | 0,7409 | 0,7425 |
Бензин автомобильный Аи-92 | 0,7747 | 0,7510 | 0,7560 | 0,7617 |
Бензин автомобильный Аи-95 | 0,7722 | 0,7650 | 0,7584 | 0,7679 |
Бензин автомобильный Аи-98 | 0,7782 | 0,7757 | 0,7615 | 0,7637 |
Дизельное топливо | 0,8407 | 0,8505 | 0,8365 | 0,8352 |
Таким образом, как следует из вышеприведённых данных, в 1 тонне бензина автомобильного Аи-92 содержится 1290,8 литров в зимний период, 1331,6 литров в весенний период (на 3,15% больше относительно зимнего периода), 1322,8 литров в летний период (на 2,47% больше относительно зимнего периода), 1312,9 литров в осенний период (на 1,71% больше относительно зимнего периода). Аналогичная зависимость сложилась и по другим видам нефтепродуктов.
Предоставленные в Хабаровское УФАС России документы и информация свидетельствуют о том, что ООО «РН-Востокнефтепродукт» ведёт учёт финансовых показателей (в том числе расходов и доходов) в расчёте на 1 тонну реализованных нефтепродуктов.
Учитывая изложенное, ООО «РН-Востокнефтепродукт» могло располагать сведениями о возможности получения дополнительной выручки от розничной реализации нефтепродуктов при неизменной цене за счёт увеличения объёма реализации (количества литров).
Доводы ООО «РН-Востокнефтепродукт» о неснижении в мае – июле 2012 года цены розничной реализации через АЗС в г. Хабаровске бензина автомобильного Аи-92 и бензина автомобильного Аи-95 из-за неснижения цен розничной реализации на аналогичные нефтепродукты ОАО «Нефтяная компания «Альянс», так как в случае снижения цен ООО «РН-Востокнефтепродукт» увеличится разница между ценами на аналогичные товары у конкурирующих хозяйствующих субъектов, что приведёт к переходу покупателей к ООО «РН-Востокнефтепродукт» и к значительному увеличению объёмов реализации нефтепродуктов, в результате чего возникнет дефицит данного товара, не принимается Комиссией в качестве обоснования причины неснижения цен, как не соответствующий принципам и целям предпринимательской деятельности, установленными Гражданским кодексом Российской Федерации (абзац третий пункта 1 статьи 2 и статья 50 Гражданского кодекса Российской Федерации), и противоречащий Закону о защите конкуренции, определяющему конкуренцию, поддержка которой гарантируется Конституцией Российской Федерации, как соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке. Одним из значимых для потребителей товара критериев, влияющих на спрос товара является цена. В отношениях соперничества хозяйствующих субъектов цена выступает как действие, ограничивающее возможность хозяйствующего субъекта в одностороннем порядке воздействовать на условия обращения товара на соответствующем товарном рынке. Соответственно не совершение указанных действий свидетельствует об отказе от участия в конкуренции и как следствие лишение потребителя соответствующих результатов и преимуществ конкуренции.
Имеющиеся в Хабаровском УФАС России документы и информация свидетельствуют о том, что ООО «РН-Востокнефтепродукт» имело возможность снижения в мае, июне, июле 2012 года цены розничной реализвции через АЗС в г. Хабаровске бензина автомобильного Аи-92 и бензина автомобильного Аи-95.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, Комиссия считает, что вина ООО «РН-Востокнефтепродукт» выражается в том, что оно имело возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых действующим законодательством предусмотрена ответственность, однако не принимало все зависящие от него меры по их соблюдению.
Комиссия не располагает сведениями о размере причиненного данным хозяйствующим субъектам ущерба или извлеченного дохода.
Исходя из вышеизложенного, Комиссия пришла к выводу, что рассмотренные Комиссией запрещённые пунктом 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции действия ООО «РН-Востокнефтепродукт» по поддержанию в мае – июле 2012 года цен розничной реализации через АЗС в г. Хабаровске бензина автомобильного Аи-92 и бензина автомобильного Аи-95 могли привести к ограничению конкуренции на рынке розничной реализации через АЗС в г. Хабаровске нефтепродуктов, а также привели к ущемлению интересов неопределённого круга лиц – покупателей нефтепродуктов.
Комиссия считает, что рассмотренные Комиссией запрещённые пунктом 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции действия ООО «РН-Востокнефтепродукт» по поддержанию в мае – июле 2012 года цен розничной реализации через АЗС в г. Хабаровске бензина автомобильного Аи-92 и бензина автомобильного Аи-95 оказывают негативное влияние на потребителей услуги розничной реализации нефтепродуктов, так как они лишены возможности пользоваться преимуществами конкуренции (снижение цен, возможность выбора выгодных ценовых предложений и пр.).
Вышеуказанные действия ООО «РН-Востокнефтепродукт» квалифицируются как нарушение пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции и являются основанием для выдачи предписания о недопущении действий, которые могут привести к ограничению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства.
Руководствуясь статьёй 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, статьёй 49 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,
РЕШИЛА
1. Установить, в соответствии с частью 3 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», доминирующее положение ООО «РН-Востокнефтепродукт» на рынках розничной реализации в г.Хабаровске бензина автомобильного Аи-92, бензина автомобильного Аи-95, бензина автомобильного Аи-98, дизельного топлива.
2. Признать ООО «РН-Востокнефтепродукт» нарушившими пункт 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» в части совершения действий по поддержанию в мае – июле 2012 года монопольно высокой цены розничной реализации через АЗС в г.Хабаровске бензина автомобильного Аи-92, бензина автомобильного Аи-95.
3. Выдать ООО «РН-Востокнефтепродукт» предписание о недопущении действий, которые могут привести к ограничению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства.
<…>
ПРЕДПИСАНИЕ № 5
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, руководствуясь статьёй 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьёй 50 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от 06 июня 2013 года №10 по делу №3-1/263 о нарушении ООО «РН-Востокнефтепродукт» пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального Закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»
ПРЕДПИСЫВАЕТ
1. ООО «РН-Востокнефтепродукт» с момента получения настоящего предписания не допускать действий, которые могут привести к ограничению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства, подобных действиям, признанных решением Хабаровского УФАС России от 06 июня 2013 года №10 нарушением антимонопольного законодательства.
2. ООО «РН-Востокнефтепродукт» в срок до 30 сентября 2013 года сообщить в Хабаровское УФАС России об исполнении настоящего предписания.
[summary] =>
[format] => full_html
[safe_value] =>
РЕШЕНИЕ № 10
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, рассмотрев дело №3-1/263 по признакам нарушения ООО «РН-Востокнефтепродукт» части 1 статьи 10 Федерального Закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), установила:
Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю в ходе проведения еженедельного мониторинга оптовых и розничных цен реализации нефтепродуктов установило, что в течение 90 дней с 17 июля 2012 года по 17 октября 2012 года рост цен розничной реализации через АЗС ООО «РН-Востокнефтепродукт» в г. Хабаровске бензинов автомобильных и дизельного топлива превысил 5%.
Приказом Хабаровского УФАС России от 19.11.2012 №878 возбуждено дело №3-1/263 по признакам нарушения ООО «РН-Востокнефтепродукт» части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
В процессе рассмотрения дела №3-1/263 о нарушении антимонопольного законодательства приняли участие представители ответчика – ООО «РН-Востокнефтепродукт» <…>.
Хабаровским УФАС России проведён анализ состояния конкуренции на рынке розничной реализации бензинов автомобильных и дизельного топлива в Хабаровском крае.
Анализ проводился в соответствии с «Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке», утверждённым Приказом ФАС России от 28.04.2010 №220, «Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией», утверждённым приказом ФАС России от 17.01.2007 №5.
При проведении данного анализа в качестве исходной информации использованы данные, предоставленные администрациями муниципальных образований Хабаровского края, хозяйствующими субъектами, осуществляющими розничную реализацию через АЗС нефтепродуктов в Хабаровском крае.
Исходя из дифференциации по функциональному назначению, применению, качественным и техническим характеристикам, продуктовыми границами исследуемых рынков является розничная торговля бензинами автомобильными марок А-80(76), Аи-92, Аи-95, Аи-98 и дизельным топливом.
В общероссийском классификаторе видов экономической деятельности ОК 029-2001 розничная торговля автомобильными бензинами и розничная торговля дизельным топливом входят в состав единой группы – розничная торговля моторным топливом ОКВЭД 50.50.
В соответствии с Общероссийским классификатором продукции ОК 005-93 дизельное топливо (код ОКП 025130) и автомобильные бензины (код ОКП 025110) являются разными подгруппами группы «нефтепродукты светлые» (код ОКП 025100).
Исходя из дифференциации физико-химических и эксплуатационных показателей различных марок бензинов и дизельного топлива (условий потребления), а также сложившейся практики позиционирования марок топлива при их продаже на АЗС, автомобильные бензины марок А-80(76), Аи-92, Аи-92, Аи-95, Аи-98 и дизельное топливо не являются взаимозаменяемыми товарами.
Продавцами на рассматриваемом товарном рынке являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие розничную продажу бензинов автомобильных и дизельного топлива через АЗС.
Покупателями товара на рассматриваемом товарном рынке являются физические и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию легкового и грузового транспорта, приобретающие исследуемый товар для личного или иного использования.
В ходе проведения данного анализа установлено, что на территории г. Хабаровска деятельность на розничном рынке реализации бензинов автомобильных и дизельного топлива осуществляли 9 хозяйствующих субъектов через 82 АЗС.
По данным проведённого анализа, рынок розничной реализации через АЗС в г. Хабаровске нефтепродуктов относится к рынку с неразвитой конкуренцией.
Товарные рынки реализации бензинов автомобильных и дизельного топлива через АЗС на территории г. Хабаровска не подлежат сравнению с аналогичными рынками других муниципальных образований Хабаровского края, а также иных субъектов Российской Федерации и являются несопоставимыми по следующим критериям:
– по составу покупателей или продавцов товара;
– условиям обращения товара;
– условиям доступа на товарный рынок.
В соответствии с пунктами 3.25, 3.26, 3.28 «Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении заявлений, материалов, дел о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией», утверждённого приказом ФАС России от 25.05.2012 №345, Комиссия Хабаровского УФАС России по рассмотрению дела №3-1/263 о нарушении антимонопольного законодательства заслушав доводы ООО «РН-Востокнефтепродукт», руководствуясь документами и информацией, полученными в ходе рассмотрения дела №3-1/263, а также, руководствуясь служебным письмом отдела контроля экономической концентрации Хабаровского УФАС России, принимает решение об установлении, в соответствии с частью 3 статьи 5 Закона о защите конкуренции, доминирующего положения на рынке розничной реализации в г. Хабаровске бензинов автомобильных Аи-92, Аи-95, Аи-98 и дизельного топлива ООО «РН-Востокнефтепродукт».
В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара (пункт 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции).
Как установлено частью 1 статьи 6 Закона о защите конкуренции монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование (далее – сопоставимый товарный рынок), при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами, в том числе установленная путем поддержания или неснижения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия (пункт 2 части 1 статьи 6 Закона о защите конкуренции):
а) расходы, необходимые для производства и реализации товара, существенно снизились;
б) состав продавцов или покупателей товара обусловливает возможность изменения цены товара в сторону уменьшения;
в) условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, обеспечивают возможность изменения цены товара в сторону уменьшения.
Рассмотрев материалы дела и заслушав представителей ООО «РН-Востокнефтепродукт», Комиссия пришла к следующим выводам:
ООО «РН-Востокнефтепродукт» осуществляет деятельность по оптовой и розничной реализации нефтепродуктов, в том числе розничную реализацию через АЗС в г. Хабаровске бензинов автомобильных и дизельного топлива.
Хабаровское УФАС России запросило у ООО «РН-Востокнефтепродукт» документы и информацию по вопросам розничной реализации через АЗС в г. Хабаровске в 2012 году бензинов автомобильных и дизельного топлива, в том числе по формированию розничных цен.
Как следует из предоставленных в Хабаровское УФАС России документов и информации, по состоянию на 01.01.2012 цены розничной реализации через АЗС в г. Хабаровске бензинов автомобильных и дизельного топлива у ООО «РН-Востокнефтепродукт» составили: бензин автомобильный А-80(76) – 25,90руб./л, бензин автомобильный Аи-92 – 28,35 руб./л, бензин автомобильный Аи-95 – 29,00 руб./л, бензин автомобильный Аи-98 – 30,30 руб./л, дизельное топливо – 28,10 руб./л.
Данные цены не изменялись до 12.08.2012. 13 августа 2012 года произошло увеличение на 0,30 руб./л цен розничной реализации бензинов автомобильных, а 14 августа 2012 года увеличение на 0,30 руб./л цены розничной реализации дизельного топлива. Затем, в оставшийся период 2012 года, цены розничной реализации через АЗС в г. Хабаровске бензинов автомобильных и дизельного топлива неоднократно увеличивались.
По информации ООО «РН-Востокнефтепродукт» увеличение цен розничной реализации происходило вследствие увеличения цены покупки нефтепродуктов, транспортных расходов, роста тарифов естественных монополий, инфляции и изменения рыночной ситуации.
Основным продавцом нефтепродуктов ООО «РН-Востокнефтепродукт» является ОАО «Нефтяная компания «Роснефть», поставляющее бензины автомобильные и дизельное топливо в соответствии с Договором поставки нефтепродуктов от 21.12.2011 №0000611/3992Д. ОАО «Нефтяная компания «Роснефть» осуществляет поставку нефтепродуктов, произведённых на ООО «РН-Комсомольский нефтеперерабатывающий завод», ОАО «Ангарская нефтехимическая компания», ОАО «Ачинский НПЗ ВНК».
Также нефтепродукты закупались у ООО «РН-Трейдинг» на основании Договора поставки нефтепродуктов от 01.01.2012 №9010011/0221Д, согласно которому поставлялись нефтепродукты, произведённые ОАО «Ачинский НПЗ ВНК».
Незначительные объёмы нефтепродуктов закупались у иных поставщиков (ООО «Омнитрейд»).
Комиссия рассмотрела документы и информацию по формированию цены розничной реализации через АЗС в г. Хабаровске бензинов автомобильных и дизельного топлива в 2012 году.
По информации ООО «РН-Востокнефтепродукт» в цену розничной реализации включаются расходы на покупку нефтепродуктов у поставщиков, транспортные расходы, расходы на реализацию, состоящие из заработной платы работников, содержания имущественного комплекса АЗС (электроэнергия, амортизация основных средств, охрана и пр.), общехозяйственные расходы (управленческие расходы, расходы на содержание других подразделений предприятия, необходимых, в том числе, и для осуществления розничной реализации, расходы на охрану, электроэнергию, сырьё и материалы и пр.).
Доля расходов на покупку нефтепродуктов в цене розничной реализации бензинов автомобильных и дизельного топлива составляет 73 – 90 процентов.
Предоставленные ООО «РН-Востокнефтепродукт» документы и информация свидетельствуют о том, что при формировании цены розничной реализации в составе расходов учитываются расходы, необходимые для производства и реализации товара (розничной реализации через АЗС нефтепродуктов в г. Хабаровске). Расходы, не являющиеся необходимыми для осуществления розничной реализации через АЗС в г. Хабаровске бензинов автомобильных и дизельного топлива, в розничной цене не учитываются.
Комиссия рассмотрела плановые калькуляции цен розничной реализации через АЗС ООО «РН-Востокнефтепродукт» в г. Хабаровске бензинов автомобильных и дизельного топлива в 2012 году:
1. Плановые калькуляции цен, действовавших в январе – августе 2012 года (до 14 августа 2012 года). <…>
2. Плановые калькуляции цен, действовавших с 14 августа 2012 года по 10 сентября 2012 года.<…>
3. Плановые калькуляции цен, действовавших с 11 сентября 2012 года по 23 сентября 2012 года.<…>
4. Плановые калькуляции цен, действовавших с 24 сентября 2012 года по 04 октября 2012 года.<…>
5. Плановые калькуляции цен, действовавших с 05 октября 2012 года по 16 октября 2012 года.<…>
6. Плановые калькуляции цен, действовавших с 17 октября 2012 года.<…>
Комиссия рассмотрела документы о фактических результатах розничной реализации через АЗС в г. Хабаровске в 2012 году бензинов автомобильных и дизельного топлива.
Фактические расходы на розничную реализацию через АЗС бензинов автомобильных и дизельного топлива в январе – сентябре 2012 года сложились на уровне ниже планового. <…>
Фактические цены покупки нефтепродуктов в январе – июле 2012 года практически не изменялись, по некоторым нефтепродуктам происходило снижение цен. Значительный рост цен на поставленные нефтепродукты произошёл в августе и сентябре 2012 года, затем цены стабилизировались и в октябре – декабре 2012 года происходило незначительное их изменение.
<…>
Информация о фактических ценах поставки бензинов автомобильных и дизельного топлива свидетельствует об отсутствии роста закупочных цен в январе – июле 2012 года.
<…>
Комиссия рассмотрела фактические показатели деятельности по розничной реализации нефтепродуктов:
1. Розничную реализацию бензина автомобильного Аи-80(76).<…>
2. Розничную реализацию бензина автомобильного Аи-92.<…>
3. Розничную реализацию бензина Аи-95.<…>
4. Розничную реализацию бензина автомобильного Аи-98.<…>
5. Розничную реализацию дизельного топлива.<…>
Рассмотрев вышеизложенную информацию, Комиссия констатирует, что в мае – июле 2012 года фактические расходы на покупку и реализацию бензина автомобильного Аи-92 и бензина автомобильного Аи-95 существенно снизились, как относительно плановых показателей, так и относительно показателей апреля 2012 года.
Объём розничной реализации через АЗС ООО «РН-Востокнефтепродукт» в г. Хабаровске бензинов автомобильных и дизельного топлива в течение января – июля 2012 года изменялся незначительно, что свидетельствует о стабильности рынка розничной реализации через АЗС в г. Хабаровске нефтепродуктов и обуславливает возможность изменения цены розничной реализации нефтепродуктов в сторону уменьшения.
В январе – июле 2012 года условия обращения товара на рынке розничной реализации бензинов автомобильных и дизельного топлива не изменялись под воздействием мер государственного регулирования.
В течение января – июля 2012 года условия осуществления деятельности по розничной реализации через АЗС нефтепродуктов не изменялись.
Учитывая вышеизложенное, Комиссия считает, что ООО «РН-Востокнефтепродукт» имело возможность для снижения в мае – июле 2012 года цены розничной реализации через АЗС в г. Хабаровске бензина автомобильного Аи-92 и бензина автомобильного Аи-95.
Действия ООО «РН-Востокнефтепродукт» по поддержанию в мае – июле 2012 года цены розничной реализации через АЗС в г. Хабаровске бензина автомобильного Аи-92 и бензина автомобильного Аи-95 нарушают пункт 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции в части установления, поддержания монопольно высокой цены товара путём поддержания или неснижения ранее установленной цены товара, так как при этом выполняются в совокупности следующие условия:
а) расходы, необходимые для производства и реализации товара, существенно снизились;
б) состав продавцов или покупателей товара обусловливает возможность изменения цены товара в сторону уменьшения;
в) условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, обеспечивают возможность изменения цены товара в сторону уменьшения.
Кроме того, как следует из предоставленных ООО «РН-Востокнефтепродукт» документов и информации, плотность нефтепродуктов изменяется в зависимости от сезона. Так в тёплое время года (лето), в результате изменения плотности, реализация 1 тонны нефтепродуктов в розничном сегменте позволяет получать больше выручки при одинаковой цене за счёт большего количества реализованных литров относительно холодного сезона (зима).
По информации ООО «РН-Востокнефтепродукт» плотность нефтепродуктов в зависимости от сезона изменяется следующим образом:
Наименование нефтепродукта
|
Плотность нефтепродуктов (г/см³)
|
зима
(1 января)
|
весна
(1 апреля)
|
лето
(1 июля)
|
осень
(1 октября)
|
Бензин автомобильный А-80
|
0,7615
|
0,7477
|
0,7409
|
0,7425
|
Бензин автомобильный Аи-92
|
0,7747
|
0,7510
|
0,7560
|
0,7617
|
Бензин автомобильный Аи-95
|
0,7722
|
0,7650
|
0,7584
|
0,7679
|
Бензин автомобильный Аи-98
|
0,7782
|
0,7757
|
0,7615
|
0,7637
|
Дизельное топливо
|
0,8407
|
0,8505
|
0,8365
|
0,8352
|
Таким образом, как следует из вышеприведённых данных, в 1 тонне бензина автомобильного Аи-92 содержится 1290,8 литров в зимний период, 1331,6 литров в весенний период (на 3,15% больше относительно зимнего периода), 1322,8 литров в летний период (на 2,47% больше относительно зимнего периода), 1312,9 литров в осенний период (на 1,71% больше относительно зимнего периода). Аналогичная зависимость сложилась и по другим видам нефтепродуктов.
Предоставленные в Хабаровское УФАС России документы и информация свидетельствуют о том, что ООО «РН-Востокнефтепродукт» ведёт учёт финансовых показателей (в том числе расходов и доходов) в расчёте на 1 тонну реализованных нефтепродуктов.
Учитывая изложенное, ООО «РН-Востокнефтепродукт» могло располагать сведениями о возможности получения дополнительной выручки от розничной реализации нефтепродуктов при неизменной цене за счёт увеличения объёма реализации (количества литров).
Доводы ООО «РН-Востокнефтепродукт» о неснижении в мае – июле 2012 года цены розничной реализации через АЗС в г. Хабаровске бензина автомобильного Аи-92 и бензина автомобильного Аи-95 из-за неснижения цен розничной реализации на аналогичные нефтепродукты ОАО «Нефтяная компания «Альянс», так как в случае снижения цен ООО «РН-Востокнефтепродукт» увеличится разница между ценами на аналогичные товары у конкурирующих хозяйствующих субъектов, что приведёт к переходу покупателей к ООО «РН-Востокнефтепродукт» и к значительному увеличению объёмов реализации нефтепродуктов, в результате чего возникнет дефицит данного товара, не принимается Комиссией в качестве обоснования причины неснижения цен, как не соответствующий принципам и целям предпринимательской деятельности, установленными Гражданским кодексом Российской Федерации (абзац третий пункта 1 статьи 2 и статья 50 Гражданского кодекса Российской Федерации), и противоречащий Закону о защите конкуренции, определяющему конкуренцию, поддержка которой гарантируется Конституцией Российской Федерации, как соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке. Одним из значимых для потребителей товара критериев, влияющих на спрос товара является цена. В отношениях соперничества хозяйствующих субъектов цена выступает как действие, ограничивающее возможность хозяйствующего субъекта в одностороннем порядке воздействовать на условия обращения товара на соответствующем товарном рынке. Соответственно не совершение указанных действий свидетельствует об отказе от участия в конкуренции и как следствие лишение потребителя соответствующих результатов и преимуществ конкуренции.
Имеющиеся в Хабаровском УФАС России документы и информация свидетельствуют о том, что ООО «РН-Востокнефтепродукт» имело возможность снижения в мае, июне, июле 2012 года цены розничной реализвции через АЗС в г. Хабаровске бензина автомобильного Аи-92 и бензина автомобильного Аи-95.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, Комиссия считает, что вина ООО «РН-Востокнефтепродукт» выражается в том, что оно имело возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых действующим законодательством предусмотрена ответственность, однако не принимало все зависящие от него меры по их соблюдению.
Комиссия не располагает сведениями о размере причиненного данным хозяйствующим субъектам ущерба или извлеченного дохода.
Исходя из вышеизложенного, Комиссия пришла к выводу, что рассмотренные Комиссией запрещённые пунктом 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции действия ООО «РН-Востокнефтепродукт» по поддержанию в мае – июле 2012 года цен розничной реализации через АЗС в г. Хабаровске бензина автомобильного Аи-92 и бензина автомобильного Аи-95 могли привести к ограничению конкуренции на рынке розничной реализации через АЗС в г. Хабаровске нефтепродуктов, а также привели к ущемлению интересов неопределённого круга лиц – покупателей нефтепродуктов.
Комиссия считает, что рассмотренные Комиссией запрещённые пунктом 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции действия ООО «РН-Востокнефтепродукт» по поддержанию в мае – июле 2012 года цен розничной реализации через АЗС в г. Хабаровске бензина автомобильного Аи-92 и бензина автомобильного Аи-95 оказывают негативное влияние на потребителей услуги розничной реализации нефтепродуктов, так как они лишены возможности пользоваться преимуществами конкуренции (снижение цен, возможность выбора выгодных ценовых предложений и пр.).
Вышеуказанные действия ООО «РН-Востокнефтепродукт» квалифицируются как нарушение пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции и являются основанием для выдачи предписания о недопущении действий, которые могут привести к ограничению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства.
Руководствуясь статьёй 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, статьёй 49 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,
РЕШИЛА
1. Установить, в соответствии с частью 3 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», доминирующее положение ООО «РН-Востокнефтепродукт» на рынках розничной реализации в г.Хабаровске бензина автомобильного Аи-92, бензина автомобильного Аи-95, бензина автомобильного Аи-98, дизельного топлива.
2. Признать ООО «РН-Востокнефтепродукт» нарушившими пункт 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» в части совершения действий по поддержанию в мае – июле 2012 года монопольно высокой цены розничной реализации через АЗС в г.Хабаровске бензина автомобильного Аи-92, бензина автомобильного Аи-95.
3. Выдать ООО «РН-Востокнефтепродукт» предписание о недопущении действий, которые могут привести к ограничению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства.
<…>
ПРЕДПИСАНИЕ № 5
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, руководствуясь статьёй 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьёй 50 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от 06 июня 2013 года №10 по делу №3-1/263 о нарушении ООО «РН-Востокнефтепродукт» пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального Закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»
ПРЕДПИСЫВАЕТ
1. ООО «РН-Востокнефтепродукт» с момента получения настоящего предписания не допускать действий, которые могут привести к ограничению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства, подобных действиям, признанных решением Хабаровского УФАС России от 06 июня 2013 года №10 нарушением антимонопольного законодательства.
2. ООО «РН-Востокнефтепродукт» в срок до 30 сентября 2013 года сообщить в Хабаровское УФАС России об исполнении настоящего предписания.
[safe_summary] =>
)
)
)
[field_solution_num] => Array
(
)
[field_solution_file_num] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[value] => 3-1/263
[format] =>
[safe_value] => 3-1/263
)
)
)
[field_solution_preview] => Array
(
)
[field_solution_cat] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[tid] => 11
[taxonomy_term] => stdClass Object
(
[tid] => 11
[vid] => 3
[name] => Решения по делам
[description] =>
[format] => full_html
[weight] => 0
[vocabulary_machine_name] => category_solutions
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => skos:Concept
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => rdfs:label
[1] => skos:prefLabel
)
)
[description] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:definition
)
)
[vid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:inScheme
)
[type] => rel
)
[parent] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:broader
)
[type] => rel
)
)
)
)
)
)
[field_solution_file] => Array
(
)
[field_solution_scope] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[tid] => 3
[taxonomy_term] => stdClass Object
(
[tid] => 3
[vid] => 6
[name] => Антимонопольное регулирование
[description] =>
Методологические положения официального статистического учета по форме федерального статистического наблюдения № 1-МОН.doc
Форма № 1-МОН.doc
[format] => full_html
[weight] => 6
[vocabulary_machine_name] => practice_areas
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => skos:Concept
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => rdfs:label
[1] => skos:prefLabel
)
)
[description] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:definition
)
)
[vid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:inScheme
)
[type] => rel
)
[parent] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:broader
)
[type] => rel
)
)
)
)
[1] => Array
(
[tid] => 43
[taxonomy_term] => stdClass Object
(
[tid] => 43
[vid] => 6
[name] => ТЭК
[description] =>
[format] => full_html
[weight] => 1
[vocabulary_machine_name] => practice_areas
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => skos:Concept
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => rdfs:label
[1] => skos:prefLabel
)
)
[description] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:definition
)
)
[vid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:inScheme
)
[type] => rel
)
[parent] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:broader
)
[type] => rel
)
)
)
)
)
)
[field_solution_tags] => Array
(
[und] => Array
(
[0] => Array
(
[tid] => 81
[taxonomy_term] => stdClass Object
(
[tid] => 81
[vid] => 1
[name] => ограничение конкуренции
[description] =>
[format] =>
[weight] => 0
[vocabulary_machine_name] => tags
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => skos:Concept
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => rdfs:label
[1] => skos:prefLabel
)
)
[description] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:definition
)
)
[vid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:inScheme
)
[type] => rel
)
[parent] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:broader
)
[type] => rel
)
)
)
)
[1] => Array
(
[tid] => 78
[taxonomy_term] => stdClass Object
(
[tid] => 78
[vid] => 1
[name] => элоупотребление доминированием
[description] =>
[format] =>
[weight] => 0
[vocabulary_machine_name] => tags
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => skos:Concept
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => rdfs:label
[1] => skos:prefLabel
)
)
[description] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:definition
)
)
[vid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:inScheme
)
[type] => rel
)
[parent] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:broader
)
[type] => rel
)
)
)
)
)
)
[field_solution_datetime_public] => Array
(
[und] => Array
(
[0] => Array
(
[value] => 2013-06-11 03:56:00
[timezone] => Asia/Vladivostok
[timezone_db] => UTC
[date_type] => datetime
)
)
)
[field_nodes_related] => Array
(
)
[field_date] => Array
(
[und] => Array
(
[0] => Array
(
[value] => 2013-06-05 20:00:00
[timezone] => Asia/Vladivostok
[timezone_db] => UTC
[date_type] => datetime
)
)
)
[field_simplenews_term] => Array
(
)
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => sioc:Item
[1] => foaf:Document
)
[title] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => dc:title
)
)
[created] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => dc:date
[1] => dc:created
)
[datatype] => xsd:dateTime
[callback] => date_iso8601
)
[changed] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => dc:modified
)
[datatype] => xsd:dateTime
[callback] => date_iso8601
)
[body] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => content:encoded
)
)
[uid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => sioc:has_creator
)
[type] => rel
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => foaf:name
)
)
[comment_count] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => sioc:num_replies
)
[datatype] => xsd:integer
)
[last_activity] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => sioc:last_activity_date
)
[datatype] => xsd:dateTime
[callback] => date_iso8601
)
)
[cid] => 0
[last_comment_timestamp] => 1371441597
[last_comment_name] =>
[last_comment_uid] => 5
[comment_count] => 0
[name] => moder
[picture] => 0
[data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;}
[subscriptions_notify] =>
[entity_view_prepared] => 1
[region_name] => Хабаровское УФАС России
)