Решение и предписание по жалобе ООО "Экосфера" на действия МУП г.Хабаровска "Водоканал"

Номер дела: 8-01/59
Дата публикации: 13 июня 2013, 09:33

РЕШЕНИЕ № 55

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в присутствии представителей ООО «Экосфера», МУП г. Хабаровска «Водоканал», ООО «АСД-Хабаровск»; ИП Шемякин, уведомленный о дате, времени и месте рассмотрения дела, явку своего представителя в заседание комиссии не обеспечил, рассмотрев дело № 8-01/59 по признакам нарушения МУП г. Хабаровска «Водоканал» части 1 статьи 17 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Хабаровское УФАС России поступили жалоба ООО «Экосфера» на действия МУП г. Хабаровска «Водоканал» при проведении открытого редукциона на право заключения договора на поставку кабельной продукции и светодиодных светильников. Из жалобы общества следует, что заказчиком в редукционной документации по лоту № 2 установлено требование о сертификации светодиодных светильников, не предусмотренное законодательством, необоснованный запрет на поставку светодиодных светильников 2013 года выпуска, в предмете закупки отсутствует указание на технические характеристики необходимого к поставке товара, на объем закупаемого товара. Допущенные нарушения, по мнению общества, препятствуют доступу к участию в торгах.

В заседании комиссии представитель общества доводы жалобы поддержал в полном объеме.

Представитель муниципального предприятия, возражая относительно позиции заявителя, указала, что техническое задание сформировано в соответствии с требованиями Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», устанавливающего право заказчика самостоятельно определять потребность в товарах, работах, услугах и условия исполнения соответствующих договоров. Технические характеристики в их минимальных значениях установлены в прилагаемом к редукционной документации техническом задании. Начальная (максимальная) цена договора поставки установлена за единицу товара, что также не противоречит требованиям законодательства. Предоставление сертификатов на светодиодные светильники необходимо для подтверждения качества поставляемого товара. Хотя обязательная сертификация данного товара и не предусмотрена законодательством, не исключается возможность претендентов пройти добровольную сертификацию. В установленном порядке заявитель не обращался к заказчику с запросом о разъяснении положений редукционной документации.

Представитель ООО «АСД-Хабаровск» поддержал позицию муниципального предприятия, пояснив, что условия и порядок поставки светодиодных светильников не вызвали у него каких-либо затруднений при формировании редукционной заявки.

В заседании комиссии объявлялся перерыв до 10 часов 00 минут 25.04.2013. Определением комиссии от 25.04.2013 рассмотрение дела приостановлено до вступления в законную силу судебного акта арбитражного суда Хабаровского края по делу А73-2458/2013. Определением арбитражного суда от 30.04.2013 производство по указанному делу прекращено в связи с отказом ООО «Экосфера» от иска в полном объеме.

Определением комиссии от 15.05.2013 рассмотрение дела возобновлено и назначено к рассмотрению на 11 часов 00 минут 07.06.2013.

ООО «Экосфера», ООО «АСД-Хабаровск», ИП Шемякин, уведомленные о дате, времени и месте рассмотрения дела в заседание комиссии после возобновления производства по делу явку своих представителей не обеспечили.

Представитель муниципального предприятия в заседании комиссии на изложенной в представленном по делу отзыве позиции настаивала, полагая отсутствие в действиях предприятия вменяемого нарушения антимонопольного законодательства. На день заседания комиссии договор по результатам проведенного редукциона не заключен.

Комиссия Хабаровского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, рассмотрев материалы дела, пришла к следующему выводу.

Общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг установлены Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг, отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ).

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами: -информационная открытость закупки; -равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки; -целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика; -отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки (пункт 1 статьи 3).

Пунктами 9, 10 статьи 4 Закона № 223-ФЗ предусмотрено, что извещение о проведении закупки, закупочная документация в частности должны содержать: - предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг; - установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика; - требования к описанию участниками закупки поставляемого товара, который является предметом закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки, их количественных и качественных характеристик; - требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.

При этом, исходя из пункта 8 статьи 4 Закона № 223-ФЗ извещение о закупке, в том числе извещение о проведении открытого конкурса или открытого аукциона, является неотъемлемой частью документации о закупке. Сведения, содержащиеся в извещении о закупке, должны соответствовать сведениям, содержащимся в документации о закупке.

08.02.2013 на официальном сайте Российской Федерации в сети «Интернет» - www.zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении спорного редукциона № 31300132097, закупочная документация. Срок подачи заявок на участие в закупке установлен до 04.03.2013. Рассмотрение заявок назначено на 04.03.2013. Дата и время проведения редукциона 06.03.2013.

Предметом закупки по лоту № 1 является поставка кабельной продукции с начальной (максимальной) ценой 2000000,0 руб., по лоту № 2 поставка светодиодных светильников с начальной (максимальной) ценой 2360000,0 руб.

Вместе с тем, из информационной карты редукциона следует, что срок подачи заявок на участие в нем до 14-00 15.02.2013, в это же время должно состояться рассмотрение поданных заявок. Проведение редукциона назначено на 18.02.2013, что не соответствует информации, указанной в извещении о проведении закупки и противоречит требованиям пункта 8 статьи 4 Закона № 223-ФЗ.

В установленный срок на участие в редукционе поданы заявки ООО «Завод Светлов», ОАО «Амурский кабельный завод», ООО «АСД-Хабаровск», ООО «Экосфера», ООО «Дальневосточная кабельная компания», ИП Шемякина, ООО «ПромСнабТрансСервис».

К участию в редукционе допущены ООО «Завод Светлов», ОАО «Амурский кабельный завод», ООО «АСД-Хабаровск», ООО «Дальневосточная кабельная компания». Заявки ООО «Экосфера», ИП Шемякина, ООО «ПромСнабТрансСервис» отклонены по причине несоответствия требованиям редукционной документации (протокол от 05.03.2013 № 1).

В результате проведенного редукциона победителем по лоту № 1 признано ООО «Дальневосточная кабельная компания» с ценовым предложением 1450000,0 руб., по лоту № 2 ООО «АСД-Хабаровск» с ценовым предложением 2100400,0 руб.

Порядок осуществления закупки товаров, работ, услуг МУП г. Хабаровска «Водоканал» установлен Положением об организации соответствующих закупок за счет собственных средств муниципального предприятия П СМК 1.36-02-2013 (выпуск 3).

Под редукционом в Положении понимаются торги, победителем которых признается лицо, предложившее наименьшую цену договора. Если при проведении редукциона цена договора снижена до нуля, далее проводится аукцион на право заключить договор на наиболее высокую цену договора, редукцион может быть открытым или закрытым, проводиться по одному или нескольким лотам (раздел 3).

Редукцион (обратный аукцион) может быть выбран организатором размещения заказа в качестве способа размещения заказа, если: - на проведение закупки (от момента размещения извещения на официальном сайте и сайте заказчика до подписания договора) у заказчика есть не менее 27 дней; - предметом закупки является серийная продукция, при условии наличия конкуренции между поставщиками (предложения предмета закупки нескольких производителей). Единственным критерием для выбора поставщика с использованием редукциона является цена (раздел 12).

Согласно пункту 26.2 раздела 26 Положения редукционная документация должна содержать требования, установленные заказчиком, организатором размещения заказа к количеству, качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.

Представитель муниципального предприятия указала, что при подготовке технического задания заказчик руководствовался продукцией, выпускаемой ООО «Завод Светлов». Из представленного в материалы дела каталога продукции ООО «Завод Светлов» следует, что светодиодные лампы обладают такими техническими характеристиками как мощность, напряжение, световой поток, цветовая температура, количество светодиодов, размеры, цоколь.

Однако, в редукционной документации отсутствует указание на технические и функциональные (потребительские свойства) характеристики закупаемого товара, а также иные параметры, позволяющие установить конкретную потребность заказчика в определенном товаре, определить соответствие поставляемого товара потребностям заказчика, что не соответствует требованиям пунктов 9, 10 статьи 4 Закона № 223-ФЗ, пункту 26.2 раздела 26 Положения. Ссылки на определенные ГОСТы, ТУ, каталоги производителей и иные источники, из которых можно было бы получить информацию о технических характеристиках необходимого заказчику товара, в редукционной документации отсутствуют.

Указанные в техническом задании минимальные характеристики закупаемого товара (серия, цветовая температура, для отдельных позиций размер цоколя) не позволяют однозначно установить конкретную потребность заказчика в том или ином товаре, так как исходя из перечисленных выше параметров такие технические характеристики у каждой серии лам индивидуальные. Светодиодные лампы одной серии также могут различаться по цветовой температуре, напряжению, цоколю и т.д.

14.02.2013 в редукционную документацию внесены изменения, техническое задание по лоту № 2 дополнено указанием светового потока ламп, требованием наличия встроенной защиты драйвера от перенапряжения, ссылкой на СНиП 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным ЭВМ и организации работы».

Согласно частям 5, 11 статьи 4 Закона № 223-ФЗ при закупке на официальном сайте размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой на официальном сайте предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.

Изменения, вносимые в извещение о закупке, документацию о закупке, разъяснения положений такой документации размещаются заказчиком на официальном сайте не позднее чем в течение трех дней со дня принятия решения о внесении указанных изменений, предоставления указанных разъяснений. В случае, если закупка осуществляется путем проведения торгов и изменения в извещение о закупке, документацию о закупке внесены заказчиком позднее чем за пятнадцать дней до даты окончания подачи заявок на участие в закупке, срок подачи заявок на участие в такой закупке должен быть продлен так, чтобы со дня размещения на официальном сайте внесенных в извещение о закупке, документацию о закупке изменений до даты окончания подачи заявок на участие в закупке такой срок составлял не менее чем пятнадцать дней.

Вместе с тем, внесенные в редукционную документацию изменения размещены только на официальном сайте МУП г. Хабаровска «Водоканал». На официальном сайте такие изменения в нарушение статьи 4 Закона № 223-ФЗ не размещались.

Размещение информации о проведении редукциона, изменений, вносимых в редукционную документацию, на сайте муниципального предприятия не может подметить ее размещение на официальном сайте Российской Федерации, так как заинтересованные в участии в закупке лица, в соответствии с требованиями статей 3, 4 Закона № 223-ФЗ, ожидают получение соответствующей информации именно с федерального портала и не обладают сведениями об иных источниках информации, в которых такие сведения могут быть размещены для публичного доступа.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 5.3 раздела 5 закупочной документации в составе заявки должны быть представлены сведения о функциональных характеристиках (потребительских свойствах) и качественных характеристиках товара. В случаях, предусмотренных разделом 5 «Техническая часть», также копии документов, подтверждающих соответствие товаров. Работ, услуг требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены такие требования. Непредставление данных документов и сведений является основанием отклонения поданной заявки (подпункт «а» пункта 6.4 документации).

В техническом задании на закупку по лоту № 2 установлены определенные требования к закупаемому товару: - производимая продукция должна быть надлежащим образом сертифицирована, - не позднее 2012 года выпуска и т.д. К каждой партии товара должны прилагаться сертификаты, технические паспорта и гарантийные талоны.

В соответствии с пунктом 3 статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее – Закон № 184-ФЗ) Правительством Российской Федерации до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов утверждаются и ежегодно уточняются единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единый перечень продукции, подлежащей декларированию соответствия.

Технический регламент на лампы и светильники в период проведения редукциона в силу не вступил. Единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации утверждён постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 № 982.

В соответствии с Перечнем обязательной сертификации подлежат (в редакции в период проведения редукциона):

- код 3466: лампы накаливания на напряжение от 50 В до 250 В включительно (кроме судовых с кодом 34 6626);

- код 3467: лампы разрядные, в том числе люминесцентные и со встроенными пускорегулирующими аппаратами для общего освещения;

- код 3461: оборудование светотехническое:

- светильники переносные общего назначения

- светильники переносные детские

- светильники ручные

- светильники переносные для использования в саду

- светильники со встроенными трансформаторами или преобразователями для ламп накаливания

- светильники стационарные общего назначения (кроме светильников для освещения улиц и дорог)

- светильники для использования в клинических зонах больниц и других медицинских учреждений

- светильники для освещения сцен, телевизионных, кино- и фотостудий

- светильники для непрофессиональных фото- и киносъемок.

Светодиодные лампы, являющиеся принципиально иным видом ламп, отличным от ламп накаливания и газоразрядных, в Перечне не указаны.

При этом в соответствии с пунктом 1 статьи 19 Закона № 184-ФЗ одним из принципов подтверждения соответствия является недопустимость принуждения к осуществлению добровольного подтверждения соответствия.

Таким образом, установленное требование о предоставлении на продукцию по лоту № 2 сертификатов соответствия противоречит требованиям законодательства.

Доводы ответчика об отсутствии в Законе № 223-ФЗ прямого запрета на установление к участникам закупки такого требования, а также о том, что заказчик вправе самостоятельно определить круг требований, которым должен соответствовать такой участник подлежат отклонению в силу следующего.

Из содержания части 1 статьи 2 Закона № 223-ФЗ следует, что правовая основа закупки товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц не ограничивается регулированием нормами данного закона.

В соответствии со статьей 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).

Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

Частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен запрещено совершать действия, которые приводят либо могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Подпунктом 9 пункта 10 статьи 4 Закона № 223-ФЗ заказчику предоставлено право устанавливать в документации о закупке, в соответствии с положением о закупке, требования к участникам закупки и перечню документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.

Предоставленное заказчику право предъявлять к участникам закупки определенные требования должно реализовываться в системе действующего правового регулирования с учетом установленных Законом № 223-ФЗ принципов, а также запретов, перечисленных в статье 17 Закона о защите конкуренции. Реализация заказчиком полномочий, предоставленных ему Законом 223-ФЗ, в ущерб конкуренции при проведении торгов является недопустимой.

Под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (пункт 7).

Признаки ограничения конкуренции - сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации (пункт 17).

Поскольку сформированный заказчиком в редукционной документации предмет поставки по лоту № 2 не позволяет однозначно установить технические характеристики закупаемых светодиодных светильников, надлежащим образом подготовить заявку на участие в редукционе, определить соответствие предложенного к поставке товара потребностям заказчика, а установленное требование о предоставлении сертификатов соответствия на светодиодные светильники не предусмотрено законодательством, возлагает на участников закупки обязанность прохождения добровольной сертификации и препятствует доступу к участию в торгах, действия муниципального предприятия в данной части следует признать нарушающими часть 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

Также комиссия приходит к выводу о несоответствии действий организатора торгов, связанных с неразмещением на официальном сайте Российской Федерации информации о внесенных в редукционную документацию изменениях, части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, поскольку отсутствие данной информации не позволяет заявителям учитывать существенные условия поставки товара, не позволяет надлежащим образом сформировать и подать заявку на участие в редукционе, может повлечь необоснованное отклонение поданной заявки.

Довод заявителя об отсутствии в редукционной документации указания на количество необходимого к поставке товара комиссией не принимается, так как из пункта 8.4 редукционной документации, пунктов 2.1, 2.2, 7.1 проекта договора следует, что редукцион проводится путем снижения цены за единицу товара и конкретный объем поставок будет определяться по заявкам заказчика, что не противоречит Закону № 223-ФЗ и не свидетельствует о нарушении организатором торгов антимонопольного законодательства.

Требование редукционной документации о поставке товара не позднее 2012 года выпуска также не свидетельствуют о нарушении заказчиком положений Закона № 223-ФЗ и Закона о защите конкуренции, так как по смыслу Закона № 223-ФЗ закупаемые товары, работы, услуги в первую очередь должны соответствовать потребностям заказчика и, в данном случае, такая потребность законом не ограничена.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать действия МУП г. Хабаровска «Водоканал», выразившиеся в установлении в документации на проведение открытого редукциона на право заключения договора на поставку кабельной продукции и светодиодных светильников (извещение о проведении закупки от 08.02.2013 № 31300132097) требования сертификации светодиодных светильников и предоставления сертификатов соответствия на светодиодные светильники, в неустановлении в редукционной документации по лоту № 2 требований заказчика к техническим, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара потребностям заказчика, в неразмещении на официальном сайте Российской Федерации в сети «Интернет» www.zakupki.gov.ru изменений в редукционную документацию от 14.02.2013, нарушением части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

2. Выдать МУП г. Хабаровска «Водоканал» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства и совершений действий, направленных на обеспечение конкуренции.

 Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд Хабаровского края в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

ПРЕДПИСАНИЕ №32

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) на основании своего решения от 10.06.2013 № 55 по делу № 8-01/59 о нарушении МУП г. Хабаровска «Водоканал» части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

МУП г. Хабаровска «Водоканал» в срок до 18.06.2013 устранить нарушение части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, выразившееся в установлении в документации на проведение открытого редукциона на право заключения договора на поставку кабельной продукции и светодиодных светильников (извещение о проведении закупки от 08.02.2013 № 31300132097) требования сертификации светодиодных светильников и предоставления сертификатов соответствия на светодиодные светильники, в неустановлении в редукционной документации по лоту № 2 требований заказчика к техническим, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара потребностям заказчика, в неразмещении на официальном сайте Российской Федерации в сети «Интернет» www.zakupki.gov.ru изменений в редукционную документацию от 14.02.2013, и совершить действия, направленные на обеспечение конкуренции, с целью чего:

- аннулировать проведенный по лоту № 2 редукцион,

- при повторной закупке указанного товара посредством проведения редукциона учесть замечания, изложенные в решении комиссии Хабаровского УФАС России от 10.06.2013 № 55 по делу 8-01/59.

Об исполнении настоящего предписания сообщить в Хабаровское УФАС России не позднее пяти дней с даты его исполнения (с приложением подтверждающих документов).

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

stdClass Object ( [vid] => 8781 [uid] => 5 [title] => Решение и предписание по жалобе ООО "Экосфера" на действия МУП г.Хабаровска "Водоканал" [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 8781 [type] => solution [language] => ru [created] => 1372286250 [changed] => 1372286250 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1372286250 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

РЕШЕНИЕ № 55

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в присутствии представителей ООО «Экосфера», МУП г. Хабаровска «Водоканал», ООО «АСД-Хабаровск»; ИП Шемякин, уведомленный о дате, времени и месте рассмотрения дела, явку своего представителя в заседание комиссии не обеспечил, рассмотрев дело № 8-01/59 по признакам нарушения МУП г. Хабаровска «Водоканал» части 1 статьи 17 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Хабаровское УФАС России поступили жалоба ООО «Экосфера» на действия МУП г. Хабаровска «Водоканал» при проведении открытого редукциона на право заключения договора на поставку кабельной продукции и светодиодных светильников. Из жалобы общества следует, что заказчиком в редукционной документации по лоту № 2 установлено требование о сертификации светодиодных светильников, не предусмотренное законодательством, необоснованный запрет на поставку светодиодных светильников 2013 года выпуска, в предмете закупки отсутствует указание на технические характеристики необходимого к поставке товара, на объем закупаемого товара. Допущенные нарушения, по мнению общества, препятствуют доступу к участию в торгах.

В заседании комиссии представитель общества доводы жалобы поддержал в полном объеме.

Представитель муниципального предприятия, возражая относительно позиции заявителя, указала, что техническое задание сформировано в соответствии с требованиями Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», устанавливающего право заказчика самостоятельно определять потребность в товарах, работах, услугах и условия исполнения соответствующих договоров. Технические характеристики в их минимальных значениях установлены в прилагаемом к редукционной документации техническом задании. Начальная (максимальная) цена договора поставки установлена за единицу товара, что также не противоречит требованиям законодательства. Предоставление сертификатов на светодиодные светильники необходимо для подтверждения качества поставляемого товара. Хотя обязательная сертификация данного товара и не предусмотрена законодательством, не исключается возможность претендентов пройти добровольную сертификацию. В установленном порядке заявитель не обращался к заказчику с запросом о разъяснении положений редукционной документации.

Представитель ООО «АСД-Хабаровск» поддержал позицию муниципального предприятия, пояснив, что условия и порядок поставки светодиодных светильников не вызвали у него каких-либо затруднений при формировании редукционной заявки.

В заседании комиссии объявлялся перерыв до 10 часов 00 минут 25.04.2013. Определением комиссии от 25.04.2013 рассмотрение дела приостановлено до вступления в законную силу судебного акта арбитражного суда Хабаровского края по делу А73-2458/2013. Определением арбитражного суда от 30.04.2013 производство по указанному делу прекращено в связи с отказом ООО «Экосфера» от иска в полном объеме.

Определением комиссии от 15.05.2013 рассмотрение дела возобновлено и назначено к рассмотрению на 11 часов 00 минут 07.06.2013.

ООО «Экосфера», ООО «АСД-Хабаровск», ИП Шемякин, уведомленные о дате, времени и месте рассмотрения дела в заседание комиссии после возобновления производства по делу явку своих представителей не обеспечили.

Представитель муниципального предприятия в заседании комиссии на изложенной в представленном по делу отзыве позиции настаивала, полагая отсутствие в действиях предприятия вменяемого нарушения антимонопольного законодательства. На день заседания комиссии договор по результатам проведенного редукциона не заключен.

Комиссия Хабаровского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, рассмотрев материалы дела, пришла к следующему выводу.

Общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг установлены Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг, отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ).

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами: -информационная открытость закупки; -равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки; -целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика; -отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки (пункт 1 статьи 3).

Пунктами 9, 10 статьи 4 Закона № 223-ФЗ предусмотрено, что извещение о проведении закупки, закупочная документация в частности должны содержать: - предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг; - установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика; - требования к описанию участниками закупки поставляемого товара, который является предметом закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки, их количественных и качественных характеристик; - требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.

При этом, исходя из пункта 8 статьи 4 Закона № 223-ФЗ извещение о закупке, в том числе извещение о проведении открытого конкурса или открытого аукциона, является неотъемлемой частью документации о закупке. Сведения, содержащиеся в извещении о закупке, должны соответствовать сведениям, содержащимся в документации о закупке.

08.02.2013 на официальном сайте Российской Федерации в сети «Интернет» - www.zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении спорного редукциона № 31300132097, закупочная документация. Срок подачи заявок на участие в закупке установлен до 04.03.2013. Рассмотрение заявок назначено на 04.03.2013. Дата и время проведения редукциона 06.03.2013.

Предметом закупки по лоту № 1 является поставка кабельной продукции с начальной (максимальной) ценой 2000000,0 руб., по лоту № 2 поставка светодиодных светильников с начальной (максимальной) ценой 2360000,0 руб.

Вместе с тем, из информационной карты редукциона следует, что срок подачи заявок на участие в нем до 14-00 15.02.2013, в это же время должно состояться рассмотрение поданных заявок. Проведение редукциона назначено на 18.02.2013, что не соответствует информации, указанной в извещении о проведении закупки и противоречит требованиям пункта 8 статьи 4 Закона № 223-ФЗ.

В установленный срок на участие в редукционе поданы заявки ООО «Завод Светлов», ОАО «Амурский кабельный завод», ООО «АСД-Хабаровск», ООО «Экосфера», ООО «Дальневосточная кабельная компания», ИП Шемякина, ООО «ПромСнабТрансСервис».

К участию в редукционе допущены ООО «Завод Светлов», ОАО «Амурский кабельный завод», ООО «АСД-Хабаровск», ООО «Дальневосточная кабельная компания». Заявки ООО «Экосфера», ИП Шемякина, ООО «ПромСнабТрансСервис» отклонены по причине несоответствия требованиям редукционной документации (протокол от 05.03.2013 № 1).

В результате проведенного редукциона победителем по лоту № 1 признано ООО «Дальневосточная кабельная компания» с ценовым предложением 1450000,0 руб., по лоту № 2 ООО «АСД-Хабаровск» с ценовым предложением 2100400,0 руб.

Порядок осуществления закупки товаров, работ, услуг МУП г. Хабаровска «Водоканал» установлен Положением об организации соответствующих закупок за счет собственных средств муниципального предприятия П СМК 1.36-02-2013 (выпуск 3).

Под редукционом в Положении понимаются торги, победителем которых признается лицо, предложившее наименьшую цену договора. Если при проведении редукциона цена договора снижена до нуля, далее проводится аукцион на право заключить договор на наиболее высокую цену договора, редукцион может быть открытым или закрытым, проводиться по одному или нескольким лотам (раздел 3).

Редукцион (обратный аукцион) может быть выбран организатором размещения заказа в качестве способа размещения заказа, если: - на проведение закупки (от момента размещения извещения на официальном сайте и сайте заказчика до подписания договора) у заказчика есть не менее 27 дней; - предметом закупки является серийная продукция, при условии наличия конкуренции между поставщиками (предложения предмета закупки нескольких производителей). Единственным критерием для выбора поставщика с использованием редукциона является цена (раздел 12).

Согласно пункту 26.2 раздела 26 Положения редукционная документация должна содержать требования, установленные заказчиком, организатором размещения заказа к количеству, качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.

Представитель муниципального предприятия указала, что при подготовке технического задания заказчик руководствовался продукцией, выпускаемой ООО «Завод Светлов». Из представленного в материалы дела каталога продукции ООО «Завод Светлов» следует, что светодиодные лампы обладают такими техническими характеристиками как мощность, напряжение, световой поток, цветовая температура, количество светодиодов, размеры, цоколь.

Однако, в редукционной документации отсутствует указание на технические и функциональные (потребительские свойства) характеристики закупаемого товара, а также иные параметры, позволяющие установить конкретную потребность заказчика в определенном товаре, определить соответствие поставляемого товара потребностям заказчика, что не соответствует требованиям пунктов 9, 10 статьи 4 Закона № 223-ФЗ, пункту 26.2 раздела 26 Положения. Ссылки на определенные ГОСТы, ТУ, каталоги производителей и иные источники, из которых можно было бы получить информацию о технических характеристиках необходимого заказчику товара, в редукционной документации отсутствуют.

Указанные в техническом задании минимальные характеристики закупаемого товара (серия, цветовая температура, для отдельных позиций размер цоколя) не позволяют однозначно установить конкретную потребность заказчика в том или ином товаре, так как исходя из перечисленных выше параметров такие технические характеристики у каждой серии лам индивидуальные. Светодиодные лампы одной серии также могут различаться по цветовой температуре, напряжению, цоколю и т.д.

14.02.2013 в редукционную документацию внесены изменения, техническое задание по лоту № 2 дополнено указанием светового потока ламп, требованием наличия встроенной защиты драйвера от перенапряжения, ссылкой на СНиП 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным ЭВМ и организации работы».

Согласно частям 5, 11 статьи 4 Закона № 223-ФЗ при закупке на официальном сайте размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой на официальном сайте предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.

Изменения, вносимые в извещение о закупке, документацию о закупке, разъяснения положений такой документации размещаются заказчиком на официальном сайте не позднее чем в течение трех дней со дня принятия решения о внесении указанных изменений, предоставления указанных разъяснений. В случае, если закупка осуществляется путем проведения торгов и изменения в извещение о закупке, документацию о закупке внесены заказчиком позднее чем за пятнадцать дней до даты окончания подачи заявок на участие в закупке, срок подачи заявок на участие в такой закупке должен быть продлен так, чтобы со дня размещения на официальном сайте внесенных в извещение о закупке, документацию о закупке изменений до даты окончания подачи заявок на участие в закупке такой срок составлял не менее чем пятнадцать дней.

Вместе с тем, внесенные в редукционную документацию изменения размещены только на официальном сайте МУП г. Хабаровска «Водоканал». На официальном сайте такие изменения в нарушение статьи 4 Закона № 223-ФЗ не размещались.

Размещение информации о проведении редукциона, изменений, вносимых в редукционную документацию, на сайте муниципального предприятия не может подметить ее размещение на официальном сайте Российской Федерации, так как заинтересованные в участии в закупке лица, в соответствии с требованиями статей 3, 4 Закона № 223-ФЗ, ожидают получение соответствующей информации именно с федерального портала и не обладают сведениями об иных источниках информации, в которых такие сведения могут быть размещены для публичного доступа.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 5.3 раздела 5 закупочной документации в составе заявки должны быть представлены сведения о функциональных характеристиках (потребительских свойствах) и качественных характеристиках товара. В случаях, предусмотренных разделом 5 «Техническая часть», также копии документов, подтверждающих соответствие товаров. Работ, услуг требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены такие требования. Непредставление данных документов и сведений является основанием отклонения поданной заявки (подпункт «а» пункта 6.4 документации).

В техническом задании на закупку по лоту № 2 установлены определенные требования к закупаемому товару: - производимая продукция должна быть надлежащим образом сертифицирована, - не позднее 2012 года выпуска и т.д. К каждой партии товара должны прилагаться сертификаты, технические паспорта и гарантийные талоны.

В соответствии с пунктом 3 статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее – Закон № 184-ФЗ) Правительством Российской Федерации до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов утверждаются и ежегодно уточняются единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единый перечень продукции, подлежащей декларированию соответствия.

Технический регламент на лампы и светильники в период проведения редукциона в силу не вступил. Единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации утверждён постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 № 982.

В соответствии с Перечнем обязательной сертификации подлежат (в редакции в период проведения редукциона):

- код 3466: лампы накаливания на напряжение от 50 В до 250 В включительно (кроме судовых с кодом 34 6626);

- код 3467: лампы разрядные, в том числе люминесцентные и со встроенными пускорегулирующими аппаратами для общего освещения;

- код 3461: оборудование светотехническое:

- светильники переносные общего назначения

- светильники переносные детские

- светильники ручные

- светильники переносные для использования в саду

- светильники со встроенными трансформаторами или преобразователями для ламп накаливания

- светильники стационарные общего назначения (кроме светильников для освещения улиц и дорог)

- светильники для использования в клинических зонах больниц и других медицинских учреждений

- светильники для освещения сцен, телевизионных, кино- и фотостудий

- светильники для непрофессиональных фото- и киносъемок.

Светодиодные лампы, являющиеся принципиально иным видом ламп, отличным от ламп накаливания и газоразрядных, в Перечне не указаны.

При этом в соответствии с пунктом 1 статьи 19 Закона № 184-ФЗ одним из принципов подтверждения соответствия является недопустимость принуждения к осуществлению добровольного подтверждения соответствия.

Таким образом, установленное требование о предоставлении на продукцию по лоту № 2 сертификатов соответствия противоречит требованиям законодательства.

Доводы ответчика об отсутствии в Законе № 223-ФЗ прямого запрета на установление к участникам закупки такого требования, а также о том, что заказчик вправе самостоятельно определить круг требований, которым должен соответствовать такой участник подлежат отклонению в силу следующего.

Из содержания части 1 статьи 2 Закона № 223-ФЗ следует, что правовая основа закупки товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц не ограничивается регулированием нормами данного закона.

В соответствии со статьей 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).

Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

Частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен запрещено совершать действия, которые приводят либо могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Подпунктом 9 пункта 10 статьи 4 Закона № 223-ФЗ заказчику предоставлено право устанавливать в документации о закупке, в соответствии с положением о закупке, требования к участникам закупки и перечню документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.

Предоставленное заказчику право предъявлять к участникам закупки определенные требования должно реализовываться в системе действующего правового регулирования с учетом установленных Законом № 223-ФЗ принципов, а также запретов, перечисленных в статье 17 Закона о защите конкуренции. Реализация заказчиком полномочий, предоставленных ему Законом 223-ФЗ, в ущерб конкуренции при проведении торгов является недопустимой.

Под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (пункт 7).

Признаки ограничения конкуренции - сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации (пункт 17).

Поскольку сформированный заказчиком в редукционной документации предмет поставки по лоту № 2 не позволяет однозначно установить технические характеристики закупаемых светодиодных светильников, надлежащим образом подготовить заявку на участие в редукционе, определить соответствие предложенного к поставке товара потребностям заказчика, а установленное требование о предоставлении сертификатов соответствия на светодиодные светильники не предусмотрено законодательством, возлагает на участников закупки обязанность прохождения добровольной сертификации и препятствует доступу к участию в торгах, действия муниципального предприятия в данной части следует признать нарушающими часть 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

Также комиссия приходит к выводу о несоответствии действий организатора торгов, связанных с неразмещением на официальном сайте Российской Федерации информации о внесенных в редукционную документацию изменениях, части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, поскольку отсутствие данной информации не позволяет заявителям учитывать существенные условия поставки товара, не позволяет надлежащим образом сформировать и подать заявку на участие в редукционе, может повлечь необоснованное отклонение поданной заявки.

Довод заявителя об отсутствии в редукционной документации указания на количество необходимого к поставке товара комиссией не принимается, так как из пункта 8.4 редукционной документации, пунктов 2.1, 2.2, 7.1 проекта договора следует, что редукцион проводится путем снижения цены за единицу товара и конкретный объем поставок будет определяться по заявкам заказчика, что не противоречит Закону № 223-ФЗ и не свидетельствует о нарушении организатором торгов антимонопольного законодательства.

Требование редукционной документации о поставке товара не позднее 2012 года выпуска также не свидетельствуют о нарушении заказчиком положений Закона № 223-ФЗ и Закона о защите конкуренции, так как по смыслу Закона № 223-ФЗ закупаемые товары, работы, услуги в первую очередь должны соответствовать потребностям заказчика и, в данном случае, такая потребность законом не ограничена.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать действия МУП г. Хабаровска «Водоканал», выразившиеся в установлении в документации на проведение открытого редукциона на право заключения договора на поставку кабельной продукции и светодиодных светильников (извещение о проведении закупки от 08.02.2013 № 31300132097) требования сертификации светодиодных светильников и предоставления сертификатов соответствия на светодиодные светильники, в неустановлении в редукционной документации по лоту № 2 требований заказчика к техническим, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара потребностям заказчика, в неразмещении на официальном сайте Российской Федерации в сети «Интернет» www.zakupki.gov.ru изменений в редукционную документацию от 14.02.2013, нарушением части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

2. Выдать МУП г. Хабаровска «Водоканал» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства и совершений действий, направленных на обеспечение конкуренции.

 Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд Хабаровского края в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

ПРЕДПИСАНИЕ №32

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) на основании своего решения от 10.06.2013 № 55 по делу № 8-01/59 о нарушении МУП г. Хабаровска «Водоканал» части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

МУП г. Хабаровска «Водоканал» в срок до 18.06.2013 устранить нарушение части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, выразившееся в установлении в документации на проведение открытого редукциона на право заключения договора на поставку кабельной продукции и светодиодных светильников (извещение о проведении закупки от 08.02.2013 № 31300132097) требования сертификации светодиодных светильников и предоставления сертификатов соответствия на светодиодные светильники, в неустановлении в редукционной документации по лоту № 2 требований заказчика к техническим, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара потребностям заказчика, в неразмещении на официальном сайте Российской Федерации в сети «Интернет» www.zakupki.gov.ru изменений в редукционную документацию от 14.02.2013, и совершить действия, направленные на обеспечение конкуренции, с целью чего:

- аннулировать проведенный по лоту № 2 редукцион,

- при повторной закупке указанного товара посредством проведения редукциона учесть замечания, изложенные в решении комиссии Хабаровского УФАС России от 10.06.2013 № 55 по делу 8-01/59.

Об исполнении настоящего предписания сообщить в Хабаровское УФАС России не позднее пяти дней с даты его исполнения (с приложением подтверждающих документов).

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

РЕШЕНИЕ № 55

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в присутствии представителей ООО «Экосфера», МУП г. Хабаровска «Водоканал», ООО «АСД-Хабаровск»; ИП Шемякин, уведомленный о дате, времени и месте рассмотрения дела, явку своего представителя в заседание комиссии не обеспечил, рассмотрев дело № 8-01/59 по признакам нарушения МУП г. Хабаровска «Водоканал» части 1 статьи 17 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Хабаровское УФАС России поступили жалоба ООО «Экосфера» на действия МУП г. Хабаровска «Водоканал» при проведении открытого редукциона на право заключения договора на поставку кабельной продукции и светодиодных светильников. Из жалобы общества следует, что заказчиком в редукционной документации по лоту № 2 установлено требование о сертификации светодиодных светильников, не предусмотренное законодательством, необоснованный запрет на поставку светодиодных светильников 2013 года выпуска, в предмете закупки отсутствует указание на технические характеристики необходимого к поставке товара, на объем закупаемого товара. Допущенные нарушения, по мнению общества, препятствуют доступу к участию в торгах.

В заседании комиссии представитель общества доводы жалобы поддержал в полном объеме.

Представитель муниципального предприятия, возражая относительно позиции заявителя, указала, что техническое задание сформировано в соответствии с требованиями Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», устанавливающего право заказчика самостоятельно определять потребность в товарах, работах, услугах и условия исполнения соответствующих договоров. Технические характеристики в их минимальных значениях установлены в прилагаемом к редукционной документации техническом задании. Начальная (максимальная) цена договора поставки установлена за единицу товара, что также не противоречит требованиям законодательства. Предоставление сертификатов на светодиодные светильники необходимо для подтверждения качества поставляемого товара. Хотя обязательная сертификация данного товара и не предусмотрена законодательством, не исключается возможность претендентов пройти добровольную сертификацию. В установленном порядке заявитель не обращался к заказчику с запросом о разъяснении положений редукционной документации.

Представитель ООО «АСД-Хабаровск» поддержал позицию муниципального предприятия, пояснив, что условия и порядок поставки светодиодных светильников не вызвали у него каких-либо затруднений при формировании редукционной заявки.

В заседании комиссии объявлялся перерыв до 10 часов 00 минут 25.04.2013. Определением комиссии от 25.04.2013 рассмотрение дела приостановлено до вступления в законную силу судебного акта арбитражного суда Хабаровского края по делу А73-2458/2013. Определением арбитражного суда от 30.04.2013 производство по указанному делу прекращено в связи с отказом ООО «Экосфера» от иска в полном объеме.

Определением комиссии от 15.05.2013 рассмотрение дела возобновлено и назначено к рассмотрению на 11 часов 00 минут 07.06.2013.

ООО «Экосфера», ООО «АСД-Хабаровск», ИП Шемякин, уведомленные о дате, времени и месте рассмотрения дела в заседание комиссии после возобновления производства по делу явку своих представителей не обеспечили.

Представитель муниципального предприятия в заседании комиссии на изложенной в представленном по делу отзыве позиции настаивала, полагая отсутствие в действиях предприятия вменяемого нарушения антимонопольного законодательства. На день заседания комиссии договор по результатам проведенного редукциона не заключен.

Комиссия Хабаровского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, рассмотрев материалы дела, пришла к следующему выводу.

Общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг установлены Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг, отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ).

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами: -информационная открытость закупки; -равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки; -целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика; -отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки (пункт 1 статьи 3).

Пунктами 9, 10 статьи 4 Закона № 223-ФЗ предусмотрено, что извещение о проведении закупки, закупочная документация в частности должны содержать: - предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг; - установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика; - требования к описанию участниками закупки поставляемого товара, который является предметом закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки, их количественных и качественных характеристик; - требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.

При этом, исходя из пункта 8 статьи 4 Закона № 223-ФЗ извещение о закупке, в том числе извещение о проведении открытого конкурса или открытого аукциона, является неотъемлемой частью документации о закупке. Сведения, содержащиеся в извещении о закупке, должны соответствовать сведениям, содержащимся в документации о закупке.

08.02.2013 на официальном сайте Российской Федерации в сети «Интернет» - www.zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении спорного редукциона № 31300132097, закупочная документация. Срок подачи заявок на участие в закупке установлен до 04.03.2013. Рассмотрение заявок назначено на 04.03.2013. Дата и время проведения редукциона 06.03.2013.

Предметом закупки по лоту № 1 является поставка кабельной продукции с начальной (максимальной) ценой 2000000,0 руб., по лоту № 2 поставка светодиодных светильников с начальной (максимальной) ценой 2360000,0 руб.

Вместе с тем, из информационной карты редукциона следует, что срок подачи заявок на участие в нем до 14-00 15.02.2013, в это же время должно состояться рассмотрение поданных заявок. Проведение редукциона назначено на 18.02.2013, что не соответствует информации, указанной в извещении о проведении закупки и противоречит требованиям пункта 8 статьи 4 Закона № 223-ФЗ.

В установленный срок на участие в редукционе поданы заявки ООО «Завод Светлов», ОАО «Амурский кабельный завод», ООО «АСД-Хабаровск», ООО «Экосфера», ООО «Дальневосточная кабельная компания», ИП Шемякина, ООО «ПромСнабТрансСервис».

К участию в редукционе допущены ООО «Завод Светлов», ОАО «Амурский кабельный завод», ООО «АСД-Хабаровск», ООО «Дальневосточная кабельная компания». Заявки ООО «Экосфера», ИП Шемякина, ООО «ПромСнабТрансСервис» отклонены по причине несоответствия требованиям редукционной документации (протокол от 05.03.2013 № 1).

В результате проведенного редукциона победителем по лоту № 1 признано ООО «Дальневосточная кабельная компания» с ценовым предложением 1450000,0 руб., по лоту № 2 ООО «АСД-Хабаровск» с ценовым предложением 2100400,0 руб.

Порядок осуществления закупки товаров, работ, услуг МУП г. Хабаровска «Водоканал» установлен Положением об организации соответствующих закупок за счет собственных средств муниципального предприятия П СМК 1.36-02-2013 (выпуск 3).

Под редукционом в Положении понимаются торги, победителем которых признается лицо, предложившее наименьшую цену договора. Если при проведении редукциона цена договора снижена до нуля, далее проводится аукцион на право заключить договор на наиболее высокую цену договора, редукцион может быть открытым или закрытым, проводиться по одному или нескольким лотам (раздел 3).

Редукцион (обратный аукцион) может быть выбран организатором размещения заказа в качестве способа размещения заказа, если: - на проведение закупки (от момента размещения извещения на официальном сайте и сайте заказчика до подписания договора) у заказчика есть не менее 27 дней; - предметом закупки является серийная продукция, при условии наличия конкуренции между поставщиками (предложения предмета закупки нескольких производителей). Единственным критерием для выбора поставщика с использованием редукциона является цена (раздел 12).

Согласно пункту 26.2 раздела 26 Положения редукционная документация должна содержать требования, установленные заказчиком, организатором размещения заказа к количеству, качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.

Представитель муниципального предприятия указала, что при подготовке технического задания заказчик руководствовался продукцией, выпускаемой ООО «Завод Светлов». Из представленного в материалы дела каталога продукции ООО «Завод Светлов» следует, что светодиодные лампы обладают такими техническими характеристиками как мощность, напряжение, световой поток, цветовая температура, количество светодиодов, размеры, цоколь.

Однако, в редукционной документации отсутствует указание на технические и функциональные (потребительские свойства) характеристики закупаемого товара, а также иные параметры, позволяющие установить конкретную потребность заказчика в определенном товаре, определить соответствие поставляемого товара потребностям заказчика, что не соответствует требованиям пунктов 9, 10 статьи 4 Закона № 223-ФЗ, пункту 26.2 раздела 26 Положения. Ссылки на определенные ГОСТы, ТУ, каталоги производителей и иные источники, из которых можно было бы получить информацию о технических характеристиках необходимого заказчику товара, в редукционной документации отсутствуют.

Указанные в техническом задании минимальные характеристики закупаемого товара (серия, цветовая температура, для отдельных позиций размер цоколя) не позволяют однозначно установить конкретную потребность заказчика в том или ином товаре, так как исходя из перечисленных выше параметров такие технические характеристики у каждой серии лам индивидуальные. Светодиодные лампы одной серии также могут различаться по цветовой температуре, напряжению, цоколю и т.д.

14.02.2013 в редукционную документацию внесены изменения, техническое задание по лоту № 2 дополнено указанием светового потока ламп, требованием наличия встроенной защиты драйвера от перенапряжения, ссылкой на СНиП 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным ЭВМ и организации работы».

Согласно частям 5, 11 статьи 4 Закона № 223-ФЗ при закупке на официальном сайте размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой на официальном сайте предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.

Изменения, вносимые в извещение о закупке, документацию о закупке, разъяснения положений такой документации размещаются заказчиком на официальном сайте не позднее чем в течение трех дней со дня принятия решения о внесении указанных изменений, предоставления указанных разъяснений. В случае, если закупка осуществляется путем проведения торгов и изменения в извещение о закупке, документацию о закупке внесены заказчиком позднее чем за пятнадцать дней до даты окончания подачи заявок на участие в закупке, срок подачи заявок на участие в такой закупке должен быть продлен так, чтобы со дня размещения на официальном сайте внесенных в извещение о закупке, документацию о закупке изменений до даты окончания подачи заявок на участие в закупке такой срок составлял не менее чем пятнадцать дней.

Вместе с тем, внесенные в редукционную документацию изменения размещены только на официальном сайте МУП г. Хабаровска «Водоканал». На официальном сайте такие изменения в нарушение статьи 4 Закона № 223-ФЗ не размещались.

Размещение информации о проведении редукциона, изменений, вносимых в редукционную документацию, на сайте муниципального предприятия не может подметить ее размещение на официальном сайте Российской Федерации, так как заинтересованные в участии в закупке лица, в соответствии с требованиями статей 3, 4 Закона № 223-ФЗ, ожидают получение соответствующей информации именно с федерального портала и не обладают сведениями об иных источниках информации, в которых такие сведения могут быть размещены для публичного доступа.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 5.3 раздела 5 закупочной документации в составе заявки должны быть представлены сведения о функциональных характеристиках (потребительских свойствах) и качественных характеристиках товара. В случаях, предусмотренных разделом 5 «Техническая часть», также копии документов, подтверждающих соответствие товаров. Работ, услуг требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены такие требования. Непредставление данных документов и сведений является основанием отклонения поданной заявки (подпункт «а» пункта 6.4 документации).

В техническом задании на закупку по лоту № 2 установлены определенные требования к закупаемому товару: - производимая продукция должна быть надлежащим образом сертифицирована, - не позднее 2012 года выпуска и т.д. К каждой партии товара должны прилагаться сертификаты, технические паспорта и гарантийные талоны.

В соответствии с пунктом 3 статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее – Закон № 184-ФЗ) Правительством Российской Федерации до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов утверждаются и ежегодно уточняются единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единый перечень продукции, подлежащей декларированию соответствия.

Технический регламент на лампы и светильники в период проведения редукциона в силу не вступил. Единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации утверждён постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 № 982.

В соответствии с Перечнем обязательной сертификации подлежат (в редакции в период проведения редукциона):

- код 3466: лампы накаливания на напряжение от 50 В до 250 В включительно (кроме судовых с кодом 34 6626);

- код 3467: лампы разрядные, в том числе люминесцентные и со встроенными пускорегулирующими аппаратами для общего освещения;

- код 3461: оборудование светотехническое:

- светильники переносные общего назначения

- светильники переносные детские

- светильники ручные

- светильники переносные для использования в саду

- светильники со встроенными трансформаторами или преобразователями для ламп накаливания

- светильники стационарные общего назначения (кроме светильников для освещения улиц и дорог)

- светильники для использования в клинических зонах больниц и других медицинских учреждений

- светильники для освещения сцен, телевизионных, кино- и фотостудий

- светильники для непрофессиональных фото- и киносъемок.

Светодиодные лампы, являющиеся принципиально иным видом ламп, отличным от ламп накаливания и газоразрядных, в Перечне не указаны.

При этом в соответствии с пунктом 1 статьи 19 Закона № 184-ФЗ одним из принципов подтверждения соответствия является недопустимость принуждения к осуществлению добровольного подтверждения соответствия.

Таким образом, установленное требование о предоставлении на продукцию по лоту № 2 сертификатов соответствия противоречит требованиям законодательства.

Доводы ответчика об отсутствии в Законе № 223-ФЗ прямого запрета на установление к участникам закупки такого требования, а также о том, что заказчик вправе самостоятельно определить круг требований, которым должен соответствовать такой участник подлежат отклонению в силу следующего.

Из содержания части 1 статьи 2 Закона № 223-ФЗ следует, что правовая основа закупки товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц не ограничивается регулированием нормами данного закона.

В соответствии со статьей 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).

Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

Частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен запрещено совершать действия, которые приводят либо могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Подпунктом 9 пункта 10 статьи 4 Закона № 223-ФЗ заказчику предоставлено право устанавливать в документации о закупке, в соответствии с положением о закупке, требования к участникам закупки и перечню документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.

Предоставленное заказчику право предъявлять к участникам закупки определенные требования должно реализовываться в системе действующего правового регулирования с учетом установленных Законом № 223-ФЗ принципов, а также запретов, перечисленных в статье 17 Закона о защите конкуренции. Реализация заказчиком полномочий, предоставленных ему Законом 223-ФЗ, в ущерб конкуренции при проведении торгов является недопустимой.

Под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (пункт 7).

Признаки ограничения конкуренции - сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации (пункт 17).

Поскольку сформированный заказчиком в редукционной документации предмет поставки по лоту № 2 не позволяет однозначно установить технические характеристики закупаемых светодиодных светильников, надлежащим образом подготовить заявку на участие в редукционе, определить соответствие предложенного к поставке товара потребностям заказчика, а установленное требование о предоставлении сертификатов соответствия на светодиодные светильники не предусмотрено законодательством, возлагает на участников закупки обязанность прохождения добровольной сертификации и препятствует доступу к участию в торгах, действия муниципального предприятия в данной части следует признать нарушающими часть 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

Также комиссия приходит к выводу о несоответствии действий организатора торгов, связанных с неразмещением на официальном сайте Российской Федерации информации о внесенных в редукционную документацию изменениях, части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, поскольку отсутствие данной информации не позволяет заявителям учитывать существенные условия поставки товара, не позволяет надлежащим образом сформировать и подать заявку на участие в редукционе, может повлечь необоснованное отклонение поданной заявки.

Довод заявителя об отсутствии в редукционной документации указания на количество необходимого к поставке товара комиссией не принимается, так как из пункта 8.4 редукционной документации, пунктов 2.1, 2.2, 7.1 проекта договора следует, что редукцион проводится путем снижения цены за единицу товара и конкретный объем поставок будет определяться по заявкам заказчика, что не противоречит Закону № 223-ФЗ и не свидетельствует о нарушении организатором торгов антимонопольного законодательства.

Требование редукционной документации о поставке товара не позднее 2012 года выпуска также не свидетельствуют о нарушении заказчиком положений Закона № 223-ФЗ и Закона о защите конкуренции, так как по смыслу Закона № 223-ФЗ закупаемые товары, работы, услуги в первую очередь должны соответствовать потребностям заказчика и, в данном случае, такая потребность законом не ограничена.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать действия МУП г. Хабаровска «Водоканал», выразившиеся в установлении в документации на проведение открытого редукциона на право заключения договора на поставку кабельной продукции и светодиодных светильников (извещение о проведении закупки от 08.02.2013 № 31300132097) требования сертификации светодиодных светильников и предоставления сертификатов соответствия на светодиодные светильники, в неустановлении в редукционной документации по лоту № 2 требований заказчика к техническим, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара потребностям заказчика, в неразмещении на официальном сайте Российской Федерации в сети «Интернет» www.zakupki.gov.ru изменений в редукционную документацию от 14.02.2013, нарушением части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

2. Выдать МУП г. Хабаровска «Водоканал» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства и совершений действий, направленных на обеспечение конкуренции.

 Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд Хабаровского края в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

ПРЕДПИСАНИЕ №32

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) на основании своего решения от 10.06.2013 № 55 по делу № 8-01/59 о нарушении МУП г. Хабаровска «Водоканал» части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

МУП г. Хабаровска «Водоканал» в срок до 18.06.2013 устранить нарушение части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, выразившееся в установлении в документации на проведение открытого редукциона на право заключения договора на поставку кабельной продукции и светодиодных светильников (извещение о проведении закупки от 08.02.2013 № 31300132097) требования сертификации светодиодных светильников и предоставления сертификатов соответствия на светодиодные светильники, в неустановлении в редукционной документации по лоту № 2 требований заказчика к техническим, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара потребностям заказчика, в неразмещении на официальном сайте Российской Федерации в сети «Интернет» www.zakupki.gov.ru изменений в редукционную документацию от 14.02.2013, и совершить действия, направленные на обеспечение конкуренции, с целью чего:

- аннулировать проведенный по лоту № 2 редукцион,

- при повторной закупке указанного товара посредством проведения редукциона учесть замечания, изложенные в решении комиссии Хабаровского УФАС России от 10.06.2013 № 55 по делу 8-01/59.

Об исполнении настоящего предписания сообщить в Хабаровское УФАС России не позднее пяти дней с даты его исполнения (с приложением подтверждающих документов).

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 8-01/59 [format] => [safe_value] => 8-01/59 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] =>

 

Методологические положения официального статистического учета по форме федерального статистического наблюдения № 1-МОН.doc

Форма № 1-МОН.doc

 

[format] => full_html [weight] => 6 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) [1] => Array ( [tid] => 54 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 54 [vid] => 6 [name] => Контроль проведения торгов [description] => [format] => [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 98 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 98 [vid] => 1 [name] => редукцион [description] => [format] => [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => tags [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-06-12 22:33:00 [timezone] => Asia/Vladivostok [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-06-09 20:00:00 [timezone] => Asia/Vladivostok [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1372286250 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Хабаровское УФАС России )