Решение и предписание по делу о нарушении Советом депутатов Мичуринского сельского поселения Закона о защите конкуренции

Номер дела: 8-01/187
Дата публикации: 30 октября 2013, 12:14

РЕШЕНИЕ № 106

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства    в присутствии представителя Совета депутатов Мичуринского сельского поселения  <…>, рассмотрев дело № 8-01/187 по признакам нарушения Советом депутатов Мичуринского сельского поселения Хабаровского муниципального района  частей 1, 3 статьи 15 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закона о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю поступило обращение гр. Поличка М.А. на действия администрации Мичуринского сельского поселения, связанные ограничением конкуренции на рынке ритуальных услуг.

В ходе проведенной Хабаровским УФАС России проверки, на основании представленных администрацией Мичуринского сельского поселения документов и информации установлено, что Советом депутатов Мичуринского сельского поселения  (далее – Совет депутатов) принят Порядок деятельности общественного муниципального кладбища и правила содержания мест погребения на территории Мичуринского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края (далее – Порядок), утвержденный решением от 06.07.2009 № 34, отдельные положения которого нарушают антимонопольное законодательство.

При рассмотрении дела представитель Совета депутатов пояснила следующее.

Порядок принимался в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле». Выдачу разрешений на захоронение и регистрацию захоронений осуществляет специалист администрации Мичуринского сельского поселения. В бюджете сельского поселения отсутствуют средства на создание специализированной службы, поэтому для оказания ритуальных услуг населению, для благоустройства и содержания кладбищ заключен договор с ритуальным агентством. При этом родственные захоронения на муниципальном кладбище  может осуществить любой хозяйствующий субъект, оказывающий ритуальные услуги,  и имеющий разрешение на захоронение  от администрации поселения.

Дополнительных документов в заседание Комиссии не представлено.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, заслушав пояснения представителя Совета депутатов, изучив материалы дела, пришла к следующему выводу.

В целях реализации Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее – Закон о погребении)ния (в томгребения (в том числ, регулирующего отношения, связанные с погребением умерших, и устанавливающего правовые основы организации похоронного дела в Российской Федерации, принято решение Совета депутатов от 06.07.2009 № 34, которым  утвержден Порядок деятельности общественного муниципального кладбища и правила содержания мест погребения на территории Мичуринского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края.

В соответствии  с Порядком каждое захоронение регистрируется в книге установленной формы  специализированной службой по вопросам похоронного дела (п. 2 ст. 3). Захоронение в семейную могилу урн с прахом, а также изъятие из нее допускается только с разрешения специализированной службы (п. 8 ст. 3). Установка (замена) надмогильных сооружений регистрируется специализированной службой в специальной книге установленного образца (п. 10 ст.3).

Пунктом 3 статьи 4 Порядка установлено, что специализированная служба сообщает родственникам умершего о пришедших в ветхость надгробных сооружениях и требует их исправления. В противном случае специализированной службой создается комиссия по списанию могил в составе представителей специализированной службы и специалистов администрации поселения по управлению муниципальным имуществом. 

В соответствии с Порядком специализированная служба обязана содержать кладбища в надлежащем порядке и обеспечивать своевременную подготовку могил, погребение, подготовку регистрационных знаков, установку памятников, представлять гражданам напрокат инвентарь для ухода за могилой, (лопаты, грабли, ведра и т.д.) согласно прейскуранту,  своевременный вывоз мусора по мере накопления с территории кладбища, систематическую уборку территории кладбища, уборку туалетов и благоустройство кладбища, уход за зелеными насаждениями на территории кладбища, их полив и обновление, своевременный ремонт сооружений кладбища, содержание подъездных путей к кладбищу, стоянок автокатафалков и автотранспорта, наличие прейскуранта на товары и услуги в кассе кладбища и салоне-магазине по продаже похоронных принадлежностей, наличие на кладбище книги отзывов и предложений (ст. 5).

Согласно Порядку на территории кладбища гражданам запрещается устанавливать, переделывать, снимать памятники, мемориальные доски и другие надгробные сооружения, производить работы по благоустройству мест захоронения без согласия со специализированной службой (п. 4 ст. 6).

В Приложении № 2 к Порядку предусмотрено, что удостоверение о захоронении также выдается специализированной службой.

Из приведенных норм следует, что специализированная служба наделена полномочиями на осуществление функций контрольно-распорядительного характера на территории муниципального общественного кладбища (ведение регистрации и учета произведенных захоронений и памятников, осуществление контроля за соблюдением порядка захоронений на кладбище, выдача разрешений на осуществление захоронений и т.д.).

Специализированная служба органами местного самоуправления Мичуринского сельского поселения не создана, её функции выполняет ООО «Ритуальное агентство «ЗиЛ», заключившее с администрацией договор об оказании услуг на территории муниципальных кладбищ Мичуринского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края от 15.05.2013. Пунктом 1.3. договора администрация наделила общество статусом специализированной службы.

Пунктом 22 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения отнесена организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

Согласно пункту 1 статьи 18 и статьи 26 Закона о погребении общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления. Финансовое обеспечение похоронного дела осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов.

В соответствии с приведенными положениями функции по обслуживанию и содержанию муниципальных общественных кладбищ отнесены к функциям органа местного самоуправления, осуществляемым за счет средств местного бюджета. Законодательством не установлена возможность передачи полномочий по решению вопросов, связанных с организацией ритуальных услуг и содержанием мест захоронения хозяйствующему субъекту. 

Закон о погребении не дает право органу местного самоуправления принимать акты или осуществлять действия, которые создавали бы преимущественные условия для деятельности специализированной службы по отношению к другим хозяйствующим субъектам, осуществляющим деятельность на рынке ритуальных услуг.

Специализированная служба по своей организационно-правовой форме не является органом местного самоуправления, в связи с чем не может быть наделена функциями и правами органов местного самоуправления. В данном случае специализированная служба является одним из хозяйствующих субъектов, осуществляющим деятельность на рынке ритуальных услуг наравне с другими хозяйствующими субъектами, оказывающими аналогичные услуги.

Частью 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции запрещается совмещение функций органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов.

Поскольку пунктами 2, 8, 10 статьи 3, пунктом 3 статьи 4, абзацем 1, пунктами 2, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 11, 13 статьи 5, пунктом 4 статьи 6  Порядка специализированная служба наделена рядом полномочий контрольно-распорядительного характера, отнесенных законом к полномочиям органов местного самоуправления, Комиссия приходит к выводу о несоответствии данных положений части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Кроме того, решением Комиссии Хабаровского УФАС России от 28.10.2013 № 105 пункты 1, 2, 5 статьи 3 Положения о погребении и похоронном деле на территории Мичуринского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края, утвержденного решением Совета депутатов Мичуринского сельского поселения от 06.07.2009 № 33, в части предоставления специализированной службе права осуществления обслуживания и ведения хозяйственной деятельности на муниципальных общественных кладбищах, признаны нарушающими часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, которой установлен запрет на принятие органами местного самоуправления актов, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Из данного положения следует, что достаточным основанием для вывода о нарушении части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции является создание условий, возможностей для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции.

Под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при которым самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (п. 7 ст. 4 Закона о защите конкуренции).

Признаки ограничения конкуренции - сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации (п. 17 ст. 4 Закона о защите конкуренции).

Наделение специализированной службы полномочиями контрольно-распорядительного характера с возложением на такую службу функций по содержанию и обслуживанию муниципальных общественных кладбищ обеспечивает ей более выгодные условия осуществления хозяйственной деятельности в сравнении с иными участниками данного рынка услуг, позволяет по своему усмотрению реализовывать переданные полномочия в собственных интересах, что может привести к негативным последствиям для конкуренции и противоречит части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

При таком положении Комиссия приходит к выводу, что поименованные    положения Порядка также не соответствуют части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, ч. 1-4 ст. 41, ст. 48, 49 Федерального Закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать пункты 2, 8,  10 статьи 3 в части слов «специализированной службой по вопросам похоронного дела», абзац первый пункта 3 статьи 4 в части слов «требует их исправления», абзац второй пункта 3 статьи 4 в части слов «специализированной службой», абзац первый статьи 5 в части слов «содержать кладбища в надлежащем порядке и обеспечивать», пункты 2, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 11, 13 статьи 5, подпункт 1 пункта 4 статьи 6 в части слов «специализированной службы», приложение № 2 в части слов «специализированная служба» Порядка деятельности общественного муниципального кладбища и правил содержания мест погребения на территории Мичуринского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края, утвержденного решением Совета депутатов Мичуринского сельского поселения от 06.07.2009 № 34, нарушающими части 1, 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

2. Выдать Совету депутатов Мичуринского сельского поселения предписание об изменении акта, нарушающего антимонопольное законодательство.

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд Хабаровского края в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

ПРЕДПИСАНИЕ  №  56

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ “О защите конкуренции” на основании своего решения от 28.10.2013 № 106 по делу № 8-01/187 о нарушении Советом депутатов Мичуринского сельского поселения Хабаровского муниципального района частей 1, 3 1стическая, 8муниципальнымльным имушщестом Вяземского муниципального района статьи  15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ “О защите конкуренции” (далее – Закон о защите конкуренции)

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

Совету депутатов Мичуринского сельского поселения в срок до 10.12.2013 изменить Порядок деятельности общественного муниципального кладбища и правил содержания мест погребения на территории Мичуринского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края, утвержденный решением Совета депутатов Мичуринского сельского поселения от 06.07.2009 № 34, в части исключения:

- из пунктов 2, 10 статьи 3 слов «специализированной службой по вопросам похоронного дела», пункта 8 статьи 3 слов «специализированной службы»,

- из абзаца первого пункта 3 статьи 4 слов «требует их исправления»,

- из абзаца второго пункта 3 статьи 4 слов «специализированной службой»,

- из абзаца первого статьи 5 слов «содержать кладбища в надлежащем порядке и обеспечивать»,

- пунктов 2, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 11, 13 статьи 5 полностью,

- из подпункта 1 пункта 4 статьи 6 слов «специализированной службы»,

- из приложения № 2 слов «специализированная служба».

О выполнении настоящего предписания сообщить в Хабаровское УФАС России  не позднее пяти дней со дня его выполнения (с приложением подтверждающих документов).

stdClass Object ( [vid] => 9138 [uid] => 5 [title] => Решение и предписание по делу о нарушении Советом депутатов Мичуринского сельского поселения Закона о защите конкуренции [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 9138 [type] => solution [language] => ru [created] => 1383096148 [changed] => 1383096148 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1383096148 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

РЕШЕНИЕ № 106

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства    в присутствии представителя Совета депутатов Мичуринского сельского поселения  <…>, рассмотрев дело № 8-01/187 по признакам нарушения Советом депутатов Мичуринского сельского поселения Хабаровского муниципального района  частей 1, 3 статьи 15 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закона о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю поступило обращение гр. Поличка М.А. на действия администрации Мичуринского сельского поселения, связанные ограничением конкуренции на рынке ритуальных услуг.

В ходе проведенной Хабаровским УФАС России проверки, на основании представленных администрацией Мичуринского сельского поселения документов и информации установлено, что Советом депутатов Мичуринского сельского поселения  (далее – Совет депутатов) принят Порядок деятельности общественного муниципального кладбища и правила содержания мест погребения на территории Мичуринского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края (далее – Порядок), утвержденный решением от 06.07.2009 № 34, отдельные положения которого нарушают антимонопольное законодательство.

При рассмотрении дела представитель Совета депутатов пояснила следующее.

Порядок принимался в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле». Выдачу разрешений на захоронение и регистрацию захоронений осуществляет специалист администрации Мичуринского сельского поселения. В бюджете сельского поселения отсутствуют средства на создание специализированной службы, поэтому для оказания ритуальных услуг населению, для благоустройства и содержания кладбищ заключен договор с ритуальным агентством. При этом родственные захоронения на муниципальном кладбище  может осуществить любой хозяйствующий субъект, оказывающий ритуальные услуги,  и имеющий разрешение на захоронение  от администрации поселения.

Дополнительных документов в заседание Комиссии не представлено.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, заслушав пояснения представителя Совета депутатов, изучив материалы дела, пришла к следующему выводу.

В целях реализации Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее – Закон о погребении)ния (в томгребения (в том числ, регулирующего отношения, связанные с погребением умерших, и устанавливающего правовые основы организации похоронного дела в Российской Федерации, принято решение Совета депутатов от 06.07.2009 № 34, которым  утвержден Порядок деятельности общественного муниципального кладбища и правила содержания мест погребения на территории Мичуринского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края.

В соответствии  с Порядком каждое захоронение регистрируется в книге установленной формы  специализированной службой по вопросам похоронного дела (п. 2 ст. 3). Захоронение в семейную могилу урн с прахом, а также изъятие из нее допускается только с разрешения специализированной службы (п. 8 ст. 3). Установка (замена) надмогильных сооружений регистрируется специализированной службой в специальной книге установленного образца (п. 10 ст.3).

Пунктом 3 статьи 4 Порядка установлено, что специализированная служба сообщает родственникам умершего о пришедших в ветхость надгробных сооружениях и требует их исправления. В противном случае специализированной службой создается комиссия по списанию могил в составе представителей специализированной службы и специалистов администрации поселения по управлению муниципальным имуществом. 

В соответствии с Порядком специализированная служба обязана содержать кладбища в надлежащем порядке и обеспечивать своевременную подготовку могил, погребение, подготовку регистрационных знаков, установку памятников, представлять гражданам напрокат инвентарь для ухода за могилой, (лопаты, грабли, ведра и т.д.) согласно прейскуранту,  своевременный вывоз мусора по мере накопления с территории кладбища, систематическую уборку территории кладбища, уборку туалетов и благоустройство кладбища, уход за зелеными насаждениями на территории кладбища, их полив и обновление, своевременный ремонт сооружений кладбища, содержание подъездных путей к кладбищу, стоянок автокатафалков и автотранспорта, наличие прейскуранта на товары и услуги в кассе кладбища и салоне-магазине по продаже похоронных принадлежностей, наличие на кладбище книги отзывов и предложений (ст. 5).

Согласно Порядку на территории кладбища гражданам запрещается устанавливать, переделывать, снимать памятники, мемориальные доски и другие надгробные сооружения, производить работы по благоустройству мест захоронения без согласия со специализированной службой (п. 4 ст. 6).

В Приложении № 2 к Порядку предусмотрено, что удостоверение о захоронении также выдается специализированной службой.

Из приведенных норм следует, что специализированная служба наделена полномочиями на осуществление функций контрольно-распорядительного характера на территории муниципального общественного кладбища (ведение регистрации и учета произведенных захоронений и памятников, осуществление контроля за соблюдением порядка захоронений на кладбище, выдача разрешений на осуществление захоронений и т.д.).

Специализированная служба органами местного самоуправления Мичуринского сельского поселения не создана, её функции выполняет ООО «Ритуальное агентство «ЗиЛ», заключившее с администрацией договор об оказании услуг на территории муниципальных кладбищ Мичуринского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края от 15.05.2013. Пунктом 1.3. договора администрация наделила общество статусом специализированной службы.

Пунктом 22 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения отнесена организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

Согласно пункту 1 статьи 18 и статьи 26 Закона о погребении общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления. Финансовое обеспечение похоронного дела осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов.

В соответствии с приведенными положениями функции по обслуживанию и содержанию муниципальных общественных кладбищ отнесены к функциям органа местного самоуправления, осуществляемым за счет средств местного бюджета. Законодательством не установлена возможность передачи полномочий по решению вопросов, связанных с организацией ритуальных услуг и содержанием мест захоронения хозяйствующему субъекту. 

Закон о погребении не дает право органу местного самоуправления принимать акты или осуществлять действия, которые создавали бы преимущественные условия для деятельности специализированной службы по отношению к другим хозяйствующим субъектам, осуществляющим деятельность на рынке ритуальных услуг.

Специализированная служба по своей организационно-правовой форме не является органом местного самоуправления, в связи с чем не может быть наделена функциями и правами органов местного самоуправления. В данном случае специализированная служба является одним из хозяйствующих субъектов, осуществляющим деятельность на рынке ритуальных услуг наравне с другими хозяйствующими субъектами, оказывающими аналогичные услуги.

Частью 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции запрещается совмещение функций органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов.

Поскольку пунктами 2, 8, 10 статьи 3, пунктом 3 статьи 4, абзацем 1, пунктами 2, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 11, 13 статьи 5, пунктом 4 статьи 6  Порядка специализированная служба наделена рядом полномочий контрольно-распорядительного характера, отнесенных законом к полномочиям органов местного самоуправления, Комиссия приходит к выводу о несоответствии данных положений части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Кроме того, решением Комиссии Хабаровского УФАС России от 28.10.2013 № 105 пункты 1, 2, 5 статьи 3 Положения о погребении и похоронном деле на территории Мичуринского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края, утвержденного решением Совета депутатов Мичуринского сельского поселения от 06.07.2009 № 33, в части предоставления специализированной службе права осуществления обслуживания и ведения хозяйственной деятельности на муниципальных общественных кладбищах, признаны нарушающими часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, которой установлен запрет на принятие органами местного самоуправления актов, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Из данного положения следует, что достаточным основанием для вывода о нарушении части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции является создание условий, возможностей для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции.

Под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при которым самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (п. 7 ст. 4 Закона о защите конкуренции).

Признаки ограничения конкуренции - сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации (п. 17 ст. 4 Закона о защите конкуренции).

Наделение специализированной службы полномочиями контрольно-распорядительного характера с возложением на такую службу функций по содержанию и обслуживанию муниципальных общественных кладбищ обеспечивает ей более выгодные условия осуществления хозяйственной деятельности в сравнении с иными участниками данного рынка услуг, позволяет по своему усмотрению реализовывать переданные полномочия в собственных интересах, что может привести к негативным последствиям для конкуренции и противоречит части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

При таком положении Комиссия приходит к выводу, что поименованные    положения Порядка также не соответствуют части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, ч. 1-4 ст. 41, ст. 48, 49 Федерального Закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать пункты 2, 8,  10 статьи 3 в части слов «специализированной службой по вопросам похоронного дела», абзац первый пункта 3 статьи 4 в части слов «требует их исправления», абзац второй пункта 3 статьи 4 в части слов «специализированной службой», абзац первый статьи 5 в части слов «содержать кладбища в надлежащем порядке и обеспечивать», пункты 2, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 11, 13 статьи 5, подпункт 1 пункта 4 статьи 6 в части слов «специализированной службы», приложение № 2 в части слов «специализированная служба» Порядка деятельности общественного муниципального кладбища и правил содержания мест погребения на территории Мичуринского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края, утвержденного решением Совета депутатов Мичуринского сельского поселения от 06.07.2009 № 34, нарушающими части 1, 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

2. Выдать Совету депутатов Мичуринского сельского поселения предписание об изменении акта, нарушающего антимонопольное законодательство.

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд Хабаровского края в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

ПРЕДПИСАНИЕ  №  56

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ “О защите конкуренции” на основании своего решения от 28.10.2013 № 106 по делу № 8-01/187 о нарушении Советом депутатов Мичуринского сельского поселения Хабаровского муниципального района частей 1, 3 1стическая, 8муниципальнымльным имушщестом Вяземского муниципального района статьи  15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ “О защите конкуренции” (далее – Закон о защите конкуренции)

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

Совету депутатов Мичуринского сельского поселения в срок до 10.12.2013 изменить Порядок деятельности общественного муниципального кладбища и правил содержания мест погребения на территории Мичуринского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края, утвержденный решением Совета депутатов Мичуринского сельского поселения от 06.07.2009 № 34, в части исключения:

- из пунктов 2, 10 статьи 3 слов «специализированной службой по вопросам похоронного дела», пункта 8 статьи 3 слов «специализированной службы»,

- из абзаца первого пункта 3 статьи 4 слов «требует их исправления»,

- из абзаца второго пункта 3 статьи 4 слов «специализированной службой»,

- из абзаца первого статьи 5 слов «содержать кладбища в надлежащем порядке и обеспечивать»,

- пунктов 2, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 11, 13 статьи 5 полностью,

- из подпункта 1 пункта 4 статьи 6 слов «специализированной службы»,

- из приложения № 2 слов «специализированная служба».

О выполнении настоящего предписания сообщить в Хабаровское УФАС России  не позднее пяти дней со дня его выполнения (с приложением подтверждающих документов).

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

РЕШЕНИЕ № 106

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства    в присутствии представителя Совета депутатов Мичуринского сельского поселения  <…>, рассмотрев дело № 8-01/187 по признакам нарушения Советом депутатов Мичуринского сельского поселения Хабаровского муниципального района  частей 1, 3 статьи 15 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закона о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю поступило обращение гр. Поличка М.А. на действия администрации Мичуринского сельского поселения, связанные ограничением конкуренции на рынке ритуальных услуг.

В ходе проведенной Хабаровским УФАС России проверки, на основании представленных администрацией Мичуринского сельского поселения документов и информации установлено, что Советом депутатов Мичуринского сельского поселения  (далее – Совет депутатов) принят Порядок деятельности общественного муниципального кладбища и правила содержания мест погребения на территории Мичуринского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края (далее – Порядок), утвержденный решением от 06.07.2009 № 34, отдельные положения которого нарушают антимонопольное законодательство.

При рассмотрении дела представитель Совета депутатов пояснила следующее.

Порядок принимался в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле». Выдачу разрешений на захоронение и регистрацию захоронений осуществляет специалист администрации Мичуринского сельского поселения. В бюджете сельского поселения отсутствуют средства на создание специализированной службы, поэтому для оказания ритуальных услуг населению, для благоустройства и содержания кладбищ заключен договор с ритуальным агентством. При этом родственные захоронения на муниципальном кладбище  может осуществить любой хозяйствующий субъект, оказывающий ритуальные услуги,  и имеющий разрешение на захоронение  от администрации поселения.

Дополнительных документов в заседание Комиссии не представлено.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, заслушав пояснения представителя Совета депутатов, изучив материалы дела, пришла к следующему выводу.

В целях реализации Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее – Закон о погребении)ния (в томгребения (в том числ, регулирующего отношения, связанные с погребением умерших, и устанавливающего правовые основы организации похоронного дела в Российской Федерации, принято решение Совета депутатов от 06.07.2009 № 34, которым  утвержден Порядок деятельности общественного муниципального кладбища и правила содержания мест погребения на территории Мичуринского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края.

В соответствии  с Порядком каждое захоронение регистрируется в книге установленной формы  специализированной службой по вопросам похоронного дела (п. 2 ст. 3). Захоронение в семейную могилу урн с прахом, а также изъятие из нее допускается только с разрешения специализированной службы (п. 8 ст. 3). Установка (замена) надмогильных сооружений регистрируется специализированной службой в специальной книге установленного образца (п. 10 ст.3).

Пунктом 3 статьи 4 Порядка установлено, что специализированная служба сообщает родственникам умершего о пришедших в ветхость надгробных сооружениях и требует их исправления. В противном случае специализированной службой создается комиссия по списанию могил в составе представителей специализированной службы и специалистов администрации поселения по управлению муниципальным имуществом. 

В соответствии с Порядком специализированная служба обязана содержать кладбища в надлежащем порядке и обеспечивать своевременную подготовку могил, погребение, подготовку регистрационных знаков, установку памятников, представлять гражданам напрокат инвентарь для ухода за могилой, (лопаты, грабли, ведра и т.д.) согласно прейскуранту,  своевременный вывоз мусора по мере накопления с территории кладбища, систематическую уборку территории кладбища, уборку туалетов и благоустройство кладбища, уход за зелеными насаждениями на территории кладбища, их полив и обновление, своевременный ремонт сооружений кладбища, содержание подъездных путей к кладбищу, стоянок автокатафалков и автотранспорта, наличие прейскуранта на товары и услуги в кассе кладбища и салоне-магазине по продаже похоронных принадлежностей, наличие на кладбище книги отзывов и предложений (ст. 5).

Согласно Порядку на территории кладбища гражданам запрещается устанавливать, переделывать, снимать памятники, мемориальные доски и другие надгробные сооружения, производить работы по благоустройству мест захоронения без согласия со специализированной службой (п. 4 ст. 6).

В Приложении № 2 к Порядку предусмотрено, что удостоверение о захоронении также выдается специализированной службой.

Из приведенных норм следует, что специализированная служба наделена полномочиями на осуществление функций контрольно-распорядительного характера на территории муниципального общественного кладбища (ведение регистрации и учета произведенных захоронений и памятников, осуществление контроля за соблюдением порядка захоронений на кладбище, выдача разрешений на осуществление захоронений и т.д.).

Специализированная служба органами местного самоуправления Мичуринского сельского поселения не создана, её функции выполняет ООО «Ритуальное агентство «ЗиЛ», заключившее с администрацией договор об оказании услуг на территории муниципальных кладбищ Мичуринского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края от 15.05.2013. Пунктом 1.3. договора администрация наделила общество статусом специализированной службы.

Пунктом 22 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения отнесена организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

Согласно пункту 1 статьи 18 и статьи 26 Закона о погребении общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления. Финансовое обеспечение похоронного дела осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов.

В соответствии с приведенными положениями функции по обслуживанию и содержанию муниципальных общественных кладбищ отнесены к функциям органа местного самоуправления, осуществляемым за счет средств местного бюджета. Законодательством не установлена возможность передачи полномочий по решению вопросов, связанных с организацией ритуальных услуг и содержанием мест захоронения хозяйствующему субъекту. 

Закон о погребении не дает право органу местного самоуправления принимать акты или осуществлять действия, которые создавали бы преимущественные условия для деятельности специализированной службы по отношению к другим хозяйствующим субъектам, осуществляющим деятельность на рынке ритуальных услуг.

Специализированная служба по своей организационно-правовой форме не является органом местного самоуправления, в связи с чем не может быть наделена функциями и правами органов местного самоуправления. В данном случае специализированная служба является одним из хозяйствующих субъектов, осуществляющим деятельность на рынке ритуальных услуг наравне с другими хозяйствующими субъектами, оказывающими аналогичные услуги.

Частью 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции запрещается совмещение функций органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов.

Поскольку пунктами 2, 8, 10 статьи 3, пунктом 3 статьи 4, абзацем 1, пунктами 2, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 11, 13 статьи 5, пунктом 4 статьи 6  Порядка специализированная служба наделена рядом полномочий контрольно-распорядительного характера, отнесенных законом к полномочиям органов местного самоуправления, Комиссия приходит к выводу о несоответствии данных положений части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Кроме того, решением Комиссии Хабаровского УФАС России от 28.10.2013 № 105 пункты 1, 2, 5 статьи 3 Положения о погребении и похоронном деле на территории Мичуринского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края, утвержденного решением Совета депутатов Мичуринского сельского поселения от 06.07.2009 № 33, в части предоставления специализированной службе права осуществления обслуживания и ведения хозяйственной деятельности на муниципальных общественных кладбищах, признаны нарушающими часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, которой установлен запрет на принятие органами местного самоуправления актов, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Из данного положения следует, что достаточным основанием для вывода о нарушении части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции является создание условий, возможностей для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции.

Под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при которым самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (п. 7 ст. 4 Закона о защите конкуренции).

Признаки ограничения конкуренции - сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации (п. 17 ст. 4 Закона о защите конкуренции).

Наделение специализированной службы полномочиями контрольно-распорядительного характера с возложением на такую службу функций по содержанию и обслуживанию муниципальных общественных кладбищ обеспечивает ей более выгодные условия осуществления хозяйственной деятельности в сравнении с иными участниками данного рынка услуг, позволяет по своему усмотрению реализовывать переданные полномочия в собственных интересах, что может привести к негативным последствиям для конкуренции и противоречит части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

При таком положении Комиссия приходит к выводу, что поименованные    положения Порядка также не соответствуют части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, ч. 1-4 ст. 41, ст. 48, 49 Федерального Закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать пункты 2, 8,  10 статьи 3 в части слов «специализированной службой по вопросам похоронного дела», абзац первый пункта 3 статьи 4 в части слов «требует их исправления», абзац второй пункта 3 статьи 4 в части слов «специализированной службой», абзац первый статьи 5 в части слов «содержать кладбища в надлежащем порядке и обеспечивать», пункты 2, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 11, 13 статьи 5, подпункт 1 пункта 4 статьи 6 в части слов «специализированной службы», приложение № 2 в части слов «специализированная служба» Порядка деятельности общественного муниципального кладбища и правил содержания мест погребения на территории Мичуринского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края, утвержденного решением Совета депутатов Мичуринского сельского поселения от 06.07.2009 № 34, нарушающими части 1, 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

2. Выдать Совету депутатов Мичуринского сельского поселения предписание об изменении акта, нарушающего антимонопольное законодательство.

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд Хабаровского края в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

ПРЕДПИСАНИЕ  №  56

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ “О защите конкуренции” на основании своего решения от 28.10.2013 № 106 по делу № 8-01/187 о нарушении Советом депутатов Мичуринского сельского поселения Хабаровского муниципального района частей 1, 3 1стическая, 8муниципальнымльным имушщестом Вяземского муниципального района статьи  15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ “О защите конкуренции” (далее – Закон о защите конкуренции)

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

Совету депутатов Мичуринского сельского поселения в срок до 10.12.2013 изменить Порядок деятельности общественного муниципального кладбища и правил содержания мест погребения на территории Мичуринского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края, утвержденный решением Совета депутатов Мичуринского сельского поселения от 06.07.2009 № 34, в части исключения:

- из пунктов 2, 10 статьи 3 слов «специализированной службой по вопросам похоронного дела», пункта 8 статьи 3 слов «специализированной службы»,

- из абзаца первого пункта 3 статьи 4 слов «требует их исправления»,

- из абзаца второго пункта 3 статьи 4 слов «специализированной службой»,

- из абзаца первого статьи 5 слов «содержать кладбища в надлежащем порядке и обеспечивать»,

- пунктов 2, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 11, 13 статьи 5 полностью,

- из подпункта 1 пункта 4 статьи 6 слов «специализированной службы»,

- из приложения № 2 слов «специализированная служба».

О выполнении настоящего предписания сообщить в Хабаровское УФАС России  не позднее пяти дней со дня его выполнения (с приложением подтверждающих документов).

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 8-01/187 [format] => [safe_value] => 8-01/187 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>
[format] => full_html [safe_value] =>

) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] =>

 

Методологические положения официального статистического учета по форме федерального статистического наблюдения № 1-МОН.doc

Форма № 1-МОН.doc

 

[format] => full_html [weight] => 6 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) [1] => Array ( [tid] => 31 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 31 [vid] => 6 [name] => Контроль органов власти [description] => [format] => full_html [weight] => 6 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 64 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 64 [vid] => 1 [name] => несоответствующие закону НПА [description] => [format] => [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => tags [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-10-30 01:14:00 [timezone] => Asia/Vladivostok [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-10-27 20:00:00 [timezone] => Asia/Vladivostok [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1383096148 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Хабаровское УФАС России )