Решение и предписание по делу о нарушении ООО "Акрополь" Закона о рекламе

Номер дела: 4-05/106
Дата публикации: 6 декабря 2013, 17:44

РЕШЕНИЕ

 

Комиссия  Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому     краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе, рассмотрев дело № 4-05/106  по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения ООО «Акрополь» рекламы ритуальных услуг,  в присутствии представителей ООО «Акрополь»;

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Хабаровского УФАС России  поступили заявления  граждан  *** (вх. № 5/9696 от 05.11.2013 г;  № 5/10373 от 25.11.2013)  о распространении  на территории г. Хабаровска рекламных  буклетов и наружной рекламы (напротив Краевой клинической больницы № 1, ул. Краснодарская, 9) следующего содержания:

«Акрополь». Единая городская специализированная ритуальная служба. Предоставление качественных услуг».

Из содержания рекламы следует вывод  о том, что единой городской  службой  ритуальных услуг в г. Хабаровске является компания «Акрополь» (юридическое лицо – ООО «Акрополь»).

По мнению заявителей,  реклама содержит  признаки нарушения рекламного законодательства, в связи с чем,  суть его требований  заключается в привлечении рекламодателя к ответственности за нарушение Федерального закона «О рекламе».

В результате проверки поступившей информации и наружной рекламы  установлено следующее.

В соответствии с положениями Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" организация похоронного дела осуществляется органами государственной власти, а также органами местного самоуправления с учетом соблюдения социальных гарантий.

Статьей 25 Закона о погребении закреплены гарантии осуществления погребения путем организации похоронного дела как самостоятельного вида деятельности, заключающиеся в создании органами местного самоуправления специализированных служб, которые обязаны оказывать гарантированный перечень услуг по погребению на безвозмездной основе.

В соответствии со статьей 3  Положения  «О погребении  и похоронном деле в городе Хабаровске», утвержденного решением Хабаровской городской Думы от 25 января 2005 г. N 27, организация похоронного дела осуществляется администрацией города через специализированную службу. 

Согласно Постановлению Мэра города Хабаровска от 23 мая 2005 г. N 827  «Об организации похоронного дела в г. Хабаровске» функции специализированной службы города Хабаровска по вопросам похоронного дела возложены  на муниципальное унитарное предприятие города Хабаровска «Специализированный производственный комбинат коммунального обслуживания».

Вместе с тем,  наличие специализированной службы по оказанию ритуальных услуг не препятствует иным лицам  заниматься этой деятельностью.

 На основании п. 2 ст. 3  положения  «О погребении  и похоронном деле в городе Хабаровске» (от 25 января 2005 г. N 27) взаимодействие специализированной службы с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, оказывающими ритуальные услуги, осуществляется на основании договора.

Таким образом, единой городской ритуальной службы в лице ООО «Акрополь» в г. Хабаровске не существует.

Кроме того, само название «Единая городская специализированная ритуальная служба» означает, что ООО «Акрополь»   осуществляет деятельность  по приему и распределению заявок между всеми участниками рынка, предоставляющими в городе ритуальные услуги, что также не соответствует действительности, поскольку названое общество не является организацией, объединяющей все  хозяйствующие субъекты,  которые осуществляют деятельность на рынке ритуальных услуг в г. Хабаровске.

Данная информация в контексте всей рекламы вызывает у потребителей впечатление,  что, обратившись в компанию «Акрополь», можно воспользоваться услугой единой службы, объединяющей в себе организации г. Хабаровска, которые оказывают ритуальные услуги.

Следовательно, распространяемая ООО «Акрополь»  реклама «Единая городская специализированная ритуальная служба» содержит недостоверную информацию о том, что по указанному в рекламе телефону и адресу потребитель может воспользоваться единой  ритуальной службой, объединяющей в себе все организации г. Хабаровска, которые оказывают ритуальные услуги.

 Сообщая подобную недостоверную информацию неопределенному кругу лиц, ООО «Акрополь»  привлекает внимание потребителей к себе, как к одному, единому хозяйствующему субъекту, исключая необходимость обращаться за оказанием  ритуальных услуг  в другие организации, чем неправомерно и необоснованно создает преимущество рекламируемых оказываемых им услуг перед аналогичными услугами, оказываемыми другими хозяйствующими субъектами  на данном рынке.

Согласно пункту 1 части 3 статьи 5 Закона  недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

Следовательно, распространяемая в рекламных буклетах и в наружной рекламе информация о том, что ООО «Акрополь» является единой городской специализированной ритуальной службой, противоречит указанным требованиям.

Кроме того, использование в рекламе ООО «Акрополь» названия «Единая городская специализированная ритуальная служба»  слова «городская»   противоречит требованиям рекламного законодательства по следующим основаниям.

Термин «город» означает крупный населенный пункт, управляемый по особому положению (Д.Н. Ушаков. Большой толковый словарь современного русского языка. Изд. Альта-Принт.  Дом XXI век, Москва, 2009. стр. 152).

Высшим нормативным правовым актом городского округа «Город Хабаровск»  является Устав, который в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации регулирует  организацию и деятельность местного самоуправления, устанавливает структуру органов местного самоуправления, правовое регулирование муниципальной службы и  другое.

В соответствии с пунктом 23 статьи 9 Устава организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения, а также создание структуры органов местного самоуправления в данной сфере деятельности относится к вопросам местного значения и регулируется Хабаровской городской Думой.

Таким образом, городские службы г. Хабаровска создаются по решению органов местного самоуправления.

Как указано выше, функции специализированной службы города Хабаровска по вопросам похоронного дела возложены  на муниципальное унитарное предприятие города Хабаровска «Специализированный производственный комбинат коммунального обслуживания, из чего следует, что  ООО «Акрополь» не является городской службой на рынке ритуальных услуг.

Согласно пункту 2 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о  любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия  и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара,  не допускается.

Следовательно, распространение рекламной информации о том, что ООО «Акрополь является городской ритуальной службой, является нарушением указанных требований.

В процессе подготовки материалов данного дела в адрес Хабаровского УФАС России  поступило другое заявление  гр-на *** (вх. № 3/10619 от 29.11.2013 г.)  о нарушении рекламного законодательства при распространении   ООО «Акрополь» рекламных визиток, в которых предлагает услуги 1-ого краевого морга.

В ходе проверки поступившей информации установлено следующее.

В соответствии с договором на перевозку груза от 27.03.2013 г., заключенным между КГБУЗ «Краевая клиническая больница № 1 и ООО «Акрополь», последний осуществляет перевозку трупов (груза) из первой больницы до моргов по адресам: ул. Краснодарская, 9 и ул. Истомина, 85.

Другие обязательства ООО «Акрополь» по исполнению функций морга указанным договором не предусмотрены.

Вместе с тем, на основании пункта 2.5.13. ГОСТа Р 53107-2008 «Услуги бытовые.  Услуги ритуальные. Термины и определения» морг – это  помещение или группа помещений, входящие в состав патолого-анатомических отделений лечебно-профилактических учреждений, бюро судебной медицины, бюро судебной экспертизы, в которых проводятся патолого-анатомические и судебно-медицинские экспертизы и хранятся тела или части тел умерших или погибших.

Следовательно, ООО «Акрополь», осуществляя только транспортировку трупов от больницы до моргов, распространяет недостоверную информацию об оказании услуг 1-ого краевого морга.

На основании пункта 3 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения об ассортименте и о комплектации товара (услуги), а также   о возможности  их приобретения в определенном месте или в течение определенного срока.

Таким образом, распространение ООО «Акрополь» рекламных визиток с предложением услуг морга, является нарушением указанных требований.

В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение пунктов 1, 2, 3  части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» несет рекламодатель – лицо, определившее объект рекламирования и содержание рекламы.   

 Установлено, что рекламодателем является ООО «Акрополь», следовательно, по его вине произошло распространение ненадлежащей рекламы.

В ходе рассмотрения дела на заседании Комиссии представители ООО «Акрополь» пояснили, что при рекламировании своего предприятия   в качестве  единой городской специализированной ритуальной службой не преследуется  цель привлечения внимания потребителей к себе, как к одному, единому хозяйствующему субъекту на рынке ритуальных услуг в Хабаровске.

При использовании термина «единая» подразумевалась возможность оказания услуг в комплексе, в одном месте, а при употреблении слова «городская» имелось в виду нахождение ООО «Акрополь» на территории г. Хабаровска.

В целом, представители ООО «Акрополь» согласились  с допущенными нарушениями рекламного законодательства, указав при этом, что рекламные листовки с названием  «Единая городская специализированная ритуальная служба» уничтожены и изъяты из оборота, а ненадлежащая наружная реклама демонтирована.

Новые рекламные буклеты и макет наружной рекламы, представленные Комиссии на обозрение, скорректированы и  приведены в соответствие с требованиями рекламного законодательства.

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ненадлежащей рекламу «ООО «Акрополь». Единая городская специализированная ритуальная служба»,  распространенную в рекламных буклетах, в рекламных визитках и наружными средставми, поскольку в ней  нарушены требования  пункта 1, 2 и 3  части 3 статьи 5  Федерального закона «О рекламе».

2. Выдать ООО «Акрополь» предписание о прекращении нарушения  пункта 3 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» при распространении рекламных визиток с предложением услуг 1-ого краевого морга.

3. В связи с устранением нарушения пунктов 1 и 2 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» при распространении рекламных буклетов и наружной рекламы «ООО «Акрополь», предписание не выдавать.

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Хабаровского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Решение изготовлено в полном объеме 04 декабря 2013 г.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

ПРЕДПИСАНИЕ

о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе

 

Комиссия  Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому     краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе на основании своего решения от 04 декабря  мая 2013 г.  по делу № 4-05/106 о признании ненадлежащей  рекламы ОО «Акрополь»  и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1,3 статьи 36 Федерального закона «О рекламе», пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. ООО «Акрополь» в 5-дневный срок со дня получения настоящего предписания прекратить распространение любыми способами при помощи любых средств рекламы «ООО «Акрополь» о предоставлении услуг 1-ого краевого морга.

2. ООО «Акрополь» представить в Хабаровское УФАС России письменные доказательства исполнения пункта 1  настоящего предписания в срок до 15 декабря  2013г.

В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Хабаровское УФАС России вправе в соответствии с пунктом 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации  об административных правонарушениях наложить на юридическое лицо штраф в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

stdClass Object ( [vid] => 9287 [uid] => 5 [title] => Решение и предписание по делу о нарушении ООО "Акрополь" Закона о рекламе [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 9287 [type] => solution [language] => ru [created] => 1386917138 [changed] => 1386917190 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1386917190 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

РЕШЕНИЕ

 

Комиссия  Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому     краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе, рассмотрев дело № 4-05/106  по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения ООО «Акрополь» рекламы ритуальных услуг,  в присутствии представителей ООО «Акрополь»;

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Хабаровского УФАС России  поступили заявления  граждан  *** (вх. № 5/9696 от 05.11.2013 г;  № 5/10373 от 25.11.2013)  о распространении  на территории г. Хабаровска рекламных  буклетов и наружной рекламы (напротив Краевой клинической больницы № 1, ул. Краснодарская, 9) следующего содержания:

«Акрополь». Единая городская специализированная ритуальная служба. Предоставление качественных услуг».

Из содержания рекламы следует вывод  о том, что единой городской  службой  ритуальных услуг в г. Хабаровске является компания «Акрополь» (юридическое лицо – ООО «Акрополь»).

По мнению заявителей,  реклама содержит  признаки нарушения рекламного законодательства, в связи с чем,  суть его требований  заключается в привлечении рекламодателя к ответственности за нарушение Федерального закона «О рекламе».

В результате проверки поступившей информации и наружной рекламы  установлено следующее.

В соответствии с положениями Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" организация похоронного дела осуществляется органами государственной власти, а также органами местного самоуправления с учетом соблюдения социальных гарантий.

Статьей 25 Закона о погребении закреплены гарантии осуществления погребения путем организации похоронного дела как самостоятельного вида деятельности, заключающиеся в создании органами местного самоуправления специализированных служб, которые обязаны оказывать гарантированный перечень услуг по погребению на безвозмездной основе.

В соответствии со статьей 3  Положения  «О погребении  и похоронном деле в городе Хабаровске», утвержденного решением Хабаровской городской Думы от 25 января 2005 г. N 27, организация похоронного дела осуществляется администрацией города через специализированную службу. 

Согласно Постановлению Мэра города Хабаровска от 23 мая 2005 г. N 827  «Об организации похоронного дела в г. Хабаровске» функции специализированной службы города Хабаровска по вопросам похоронного дела возложены  на муниципальное унитарное предприятие города Хабаровска «Специализированный производственный комбинат коммунального обслуживания».

Вместе с тем,  наличие специализированной службы по оказанию ритуальных услуг не препятствует иным лицам  заниматься этой деятельностью.

 На основании п. 2 ст. 3  положения  «О погребении  и похоронном деле в городе Хабаровске» (от 25 января 2005 г. N 27) взаимодействие специализированной службы с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, оказывающими ритуальные услуги, осуществляется на основании договора.

Таким образом, единой городской ритуальной службы в лице ООО «Акрополь» в г. Хабаровске не существует.

Кроме того, само название «Единая городская специализированная ритуальная служба» означает, что ООО «Акрополь»   осуществляет деятельность  по приему и распределению заявок между всеми участниками рынка, предоставляющими в городе ритуальные услуги, что также не соответствует действительности, поскольку названое общество не является организацией, объединяющей все  хозяйствующие субъекты,  которые осуществляют деятельность на рынке ритуальных услуг в г. Хабаровске.

Данная информация в контексте всей рекламы вызывает у потребителей впечатление,  что, обратившись в компанию «Акрополь», можно воспользоваться услугой единой службы, объединяющей в себе организации г. Хабаровска, которые оказывают ритуальные услуги.

Следовательно, распространяемая ООО «Акрополь»  реклама «Единая городская специализированная ритуальная служба» содержит недостоверную информацию о том, что по указанному в рекламе телефону и адресу потребитель может воспользоваться единой  ритуальной службой, объединяющей в себе все организации г. Хабаровска, которые оказывают ритуальные услуги.

 Сообщая подобную недостоверную информацию неопределенному кругу лиц, ООО «Акрополь»  привлекает внимание потребителей к себе, как к одному, единому хозяйствующему субъекту, исключая необходимость обращаться за оказанием  ритуальных услуг  в другие организации, чем неправомерно и необоснованно создает преимущество рекламируемых оказываемых им услуг перед аналогичными услугами, оказываемыми другими хозяйствующими субъектами  на данном рынке.

Согласно пункту 1 части 3 статьи 5 Закона  недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

Следовательно, распространяемая в рекламных буклетах и в наружной рекламе информация о том, что ООО «Акрополь» является единой городской специализированной ритуальной службой, противоречит указанным требованиям.

Кроме того, использование в рекламе ООО «Акрополь» названия «Единая городская специализированная ритуальная служба»  слова «городская»   противоречит требованиям рекламного законодательства по следующим основаниям.

Термин «город» означает крупный населенный пункт, управляемый по особому положению (Д.Н. Ушаков. Большой толковый словарь современного русского языка. Изд. Альта-Принт.  Дом XXI век, Москва, 2009. стр. 152).

Высшим нормативным правовым актом городского округа «Город Хабаровск»  является Устав, который в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации регулирует  организацию и деятельность местного самоуправления, устанавливает структуру органов местного самоуправления, правовое регулирование муниципальной службы и  другое.

В соответствии с пунктом 23 статьи 9 Устава организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения, а также создание структуры органов местного самоуправления в данной сфере деятельности относится к вопросам местного значения и регулируется Хабаровской городской Думой.

Таким образом, городские службы г. Хабаровска создаются по решению органов местного самоуправления.

Как указано выше, функции специализированной службы города Хабаровска по вопросам похоронного дела возложены  на муниципальное унитарное предприятие города Хабаровска «Специализированный производственный комбинат коммунального обслуживания, из чего следует, что  ООО «Акрополь» не является городской службой на рынке ритуальных услуг.

Согласно пункту 2 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о  любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия  и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара,  не допускается.

Следовательно, распространение рекламной информации о том, что ООО «Акрополь является городской ритуальной службой, является нарушением указанных требований.

В процессе подготовки материалов данного дела в адрес Хабаровского УФАС России  поступило другое заявление  гр-на *** (вх. № 3/10619 от 29.11.2013 г.)  о нарушении рекламного законодательства при распространении   ООО «Акрополь» рекламных визиток, в которых предлагает услуги 1-ого краевого морга.

В ходе проверки поступившей информации установлено следующее.

В соответствии с договором на перевозку груза от 27.03.2013 г., заключенным между КГБУЗ «Краевая клиническая больница № 1 и ООО «Акрополь», последний осуществляет перевозку трупов (груза) из первой больницы до моргов по адресам: ул. Краснодарская, 9 и ул. Истомина, 85.

Другие обязательства ООО «Акрополь» по исполнению функций морга указанным договором не предусмотрены.

Вместе с тем, на основании пункта 2.5.13. ГОСТа Р 53107-2008 «Услуги бытовые.  Услуги ритуальные. Термины и определения» морг – это  помещение или группа помещений, входящие в состав патолого-анатомических отделений лечебно-профилактических учреждений, бюро судебной медицины, бюро судебной экспертизы, в которых проводятся патолого-анатомические и судебно-медицинские экспертизы и хранятся тела или части тел умерших или погибших.

Следовательно, ООО «Акрополь», осуществляя только транспортировку трупов от больницы до моргов, распространяет недостоверную информацию об оказании услуг 1-ого краевого морга.

На основании пункта 3 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения об ассортименте и о комплектации товара (услуги), а также   о возможности  их приобретения в определенном месте или в течение определенного срока.

Таким образом, распространение ООО «Акрополь» рекламных визиток с предложением услуг морга, является нарушением указанных требований.

В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение пунктов 1, 2, 3  части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» несет рекламодатель – лицо, определившее объект рекламирования и содержание рекламы.   

 Установлено, что рекламодателем является ООО «Акрополь», следовательно, по его вине произошло распространение ненадлежащей рекламы.

В ходе рассмотрения дела на заседании Комиссии представители ООО «Акрополь» пояснили, что при рекламировании своего предприятия   в качестве  единой городской специализированной ритуальной службой не преследуется  цель привлечения внимания потребителей к себе, как к одному, единому хозяйствующему субъекту на рынке ритуальных услуг в Хабаровске.

При использовании термина «единая» подразумевалась возможность оказания услуг в комплексе, в одном месте, а при употреблении слова «городская» имелось в виду нахождение ООО «Акрополь» на территории г. Хабаровска.

В целом, представители ООО «Акрополь» согласились  с допущенными нарушениями рекламного законодательства, указав при этом, что рекламные листовки с названием  «Единая городская специализированная ритуальная служба» уничтожены и изъяты из оборота, а ненадлежащая наружная реклама демонтирована.

Новые рекламные буклеты и макет наружной рекламы, представленные Комиссии на обозрение, скорректированы и  приведены в соответствие с требованиями рекламного законодательства.

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ненадлежащей рекламу «ООО «Акрополь». Единая городская специализированная ритуальная служба»,  распространенную в рекламных буклетах, в рекламных визитках и наружными средставми, поскольку в ней  нарушены требования  пункта 1, 2 и 3  части 3 статьи 5  Федерального закона «О рекламе».

2. Выдать ООО «Акрополь» предписание о прекращении нарушения  пункта 3 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» при распространении рекламных визиток с предложением услуг 1-ого краевого морга.

3. В связи с устранением нарушения пунктов 1 и 2 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» при распространении рекламных буклетов и наружной рекламы «ООО «Акрополь», предписание не выдавать.

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Хабаровского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Решение изготовлено в полном объеме 04 декабря 2013 г.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

ПРЕДПИСАНИЕ

о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе

 

Комиссия  Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому     краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе на основании своего решения от 04 декабря  мая 2013 г.  по делу № 4-05/106 о признании ненадлежащей  рекламы ОО «Акрополь»  и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1,3 статьи 36 Федерального закона «О рекламе», пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. ООО «Акрополь» в 5-дневный срок со дня получения настоящего предписания прекратить распространение любыми способами при помощи любых средств рекламы «ООО «Акрополь» о предоставлении услуг 1-ого краевого морга.

2. ООО «Акрополь» представить в Хабаровское УФАС России письменные доказательства исполнения пункта 1  настоящего предписания в срок до 15 декабря  2013г.

В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Хабаровское УФАС России вправе в соответствии с пунктом 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации  об административных правонарушениях наложить на юридическое лицо штраф в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

РЕШЕНИЕ

 

Комиссия  Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому     краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе, рассмотрев дело № 4-05/106  по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения ООО «Акрополь» рекламы ритуальных услуг,  в присутствии представителей ООО «Акрополь»;

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Хабаровского УФАС России  поступили заявления  граждан  *** (вх. № 5/9696 от 05.11.2013 г;  № 5/10373 от 25.11.2013)  о распространении  на территории г. Хабаровска рекламных  буклетов и наружной рекламы (напротив Краевой клинической больницы № 1, ул. Краснодарская, 9) следующего содержания:

«Акрополь». Единая городская специализированная ритуальная служба. Предоставление качественных услуг».

Из содержания рекламы следует вывод  о том, что единой городской  службой  ритуальных услуг в г. Хабаровске является компания «Акрополь» (юридическое лицо – ООО «Акрополь»).

По мнению заявителей,  реклама содержит  признаки нарушения рекламного законодательства, в связи с чем,  суть его требований  заключается в привлечении рекламодателя к ответственности за нарушение Федерального закона «О рекламе».

В результате проверки поступившей информации и наружной рекламы  установлено следующее.

В соответствии с положениями Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" организация похоронного дела осуществляется органами государственной власти, а также органами местного самоуправления с учетом соблюдения социальных гарантий.

Статьей 25 Закона о погребении закреплены гарантии осуществления погребения путем организации похоронного дела как самостоятельного вида деятельности, заключающиеся в создании органами местного самоуправления специализированных служб, которые обязаны оказывать гарантированный перечень услуг по погребению на безвозмездной основе.

В соответствии со статьей 3  Положения  «О погребении  и похоронном деле в городе Хабаровске», утвержденного решением Хабаровской городской Думы от 25 января 2005 г. N 27, организация похоронного дела осуществляется администрацией города через специализированную службу. 

Согласно Постановлению Мэра города Хабаровска от 23 мая 2005 г. N 827  «Об организации похоронного дела в г. Хабаровске» функции специализированной службы города Хабаровска по вопросам похоронного дела возложены  на муниципальное унитарное предприятие города Хабаровска «Специализированный производственный комбинат коммунального обслуживания».

Вместе с тем,  наличие специализированной службы по оказанию ритуальных услуг не препятствует иным лицам  заниматься этой деятельностью.

 На основании п. 2 ст. 3  положения  «О погребении  и похоронном деле в городе Хабаровске» (от 25 января 2005 г. N 27) взаимодействие специализированной службы с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, оказывающими ритуальные услуги, осуществляется на основании договора.

Таким образом, единой городской ритуальной службы в лице ООО «Акрополь» в г. Хабаровске не существует.

Кроме того, само название «Единая городская специализированная ритуальная служба» означает, что ООО «Акрополь»   осуществляет деятельность  по приему и распределению заявок между всеми участниками рынка, предоставляющими в городе ритуальные услуги, что также не соответствует действительности, поскольку названое общество не является организацией, объединяющей все  хозяйствующие субъекты,  которые осуществляют деятельность на рынке ритуальных услуг в г. Хабаровске.

Данная информация в контексте всей рекламы вызывает у потребителей впечатление,  что, обратившись в компанию «Акрополь», можно воспользоваться услугой единой службы, объединяющей в себе организации г. Хабаровска, которые оказывают ритуальные услуги.

Следовательно, распространяемая ООО «Акрополь»  реклама «Единая городская специализированная ритуальная служба» содержит недостоверную информацию о том, что по указанному в рекламе телефону и адресу потребитель может воспользоваться единой  ритуальной службой, объединяющей в себе все организации г. Хабаровска, которые оказывают ритуальные услуги.

 Сообщая подобную недостоверную информацию неопределенному кругу лиц, ООО «Акрополь»  привлекает внимание потребителей к себе, как к одному, единому хозяйствующему субъекту, исключая необходимость обращаться за оказанием  ритуальных услуг  в другие организации, чем неправомерно и необоснованно создает преимущество рекламируемых оказываемых им услуг перед аналогичными услугами, оказываемыми другими хозяйствующими субъектами  на данном рынке.

Согласно пункту 1 части 3 статьи 5 Закона  недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

Следовательно, распространяемая в рекламных буклетах и в наружной рекламе информация о том, что ООО «Акрополь» является единой городской специализированной ритуальной службой, противоречит указанным требованиям.

Кроме того, использование в рекламе ООО «Акрополь» названия «Единая городская специализированная ритуальная служба»  слова «городская»   противоречит требованиям рекламного законодательства по следующим основаниям.

Термин «город» означает крупный населенный пункт, управляемый по особому положению (Д.Н. Ушаков. Большой толковый словарь современного русского языка. Изд. Альта-Принт.  Дом XXI век, Москва, 2009. стр. 152).

Высшим нормативным правовым актом городского округа «Город Хабаровск»  является Устав, который в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации регулирует  организацию и деятельность местного самоуправления, устанавливает структуру органов местного самоуправления, правовое регулирование муниципальной службы и  другое.

В соответствии с пунктом 23 статьи 9 Устава организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения, а также создание структуры органов местного самоуправления в данной сфере деятельности относится к вопросам местного значения и регулируется Хабаровской городской Думой.

Таким образом, городские службы г. Хабаровска создаются по решению органов местного самоуправления.

Как указано выше, функции специализированной службы города Хабаровска по вопросам похоронного дела возложены  на муниципальное унитарное предприятие города Хабаровска «Специализированный производственный комбинат коммунального обслуживания, из чего следует, что  ООО «Акрополь» не является городской службой на рынке ритуальных услуг.

Согласно пункту 2 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о  любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия  и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара,  не допускается.

Следовательно, распространение рекламной информации о том, что ООО «Акрополь является городской ритуальной службой, является нарушением указанных требований.

В процессе подготовки материалов данного дела в адрес Хабаровского УФАС России  поступило другое заявление  гр-на *** (вх. № 3/10619 от 29.11.2013 г.)  о нарушении рекламного законодательства при распространении   ООО «Акрополь» рекламных визиток, в которых предлагает услуги 1-ого краевого морга.

В ходе проверки поступившей информации установлено следующее.

В соответствии с договором на перевозку груза от 27.03.2013 г., заключенным между КГБУЗ «Краевая клиническая больница № 1 и ООО «Акрополь», последний осуществляет перевозку трупов (груза) из первой больницы до моргов по адресам: ул. Краснодарская, 9 и ул. Истомина, 85.

Другие обязательства ООО «Акрополь» по исполнению функций морга указанным договором не предусмотрены.

Вместе с тем, на основании пункта 2.5.13. ГОСТа Р 53107-2008 «Услуги бытовые.  Услуги ритуальные. Термины и определения» морг – это  помещение или группа помещений, входящие в состав патолого-анатомических отделений лечебно-профилактических учреждений, бюро судебной медицины, бюро судебной экспертизы, в которых проводятся патолого-анатомические и судебно-медицинские экспертизы и хранятся тела или части тел умерших или погибших.

Следовательно, ООО «Акрополь», осуществляя только транспортировку трупов от больницы до моргов, распространяет недостоверную информацию об оказании услуг 1-ого краевого морга.

На основании пункта 3 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения об ассортименте и о комплектации товара (услуги), а также   о возможности  их приобретения в определенном месте или в течение определенного срока.

Таким образом, распространение ООО «Акрополь» рекламных визиток с предложением услуг морга, является нарушением указанных требований.

В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение пунктов 1, 2, 3  части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» несет рекламодатель – лицо, определившее объект рекламирования и содержание рекламы.   

 Установлено, что рекламодателем является ООО «Акрополь», следовательно, по его вине произошло распространение ненадлежащей рекламы.

В ходе рассмотрения дела на заседании Комиссии представители ООО «Акрополь» пояснили, что при рекламировании своего предприятия   в качестве  единой городской специализированной ритуальной службой не преследуется  цель привлечения внимания потребителей к себе, как к одному, единому хозяйствующему субъекту на рынке ритуальных услуг в Хабаровске.

При использовании термина «единая» подразумевалась возможность оказания услуг в комплексе, в одном месте, а при употреблении слова «городская» имелось в виду нахождение ООО «Акрополь» на территории г. Хабаровска.

В целом, представители ООО «Акрополь» согласились  с допущенными нарушениями рекламного законодательства, указав при этом, что рекламные листовки с названием  «Единая городская специализированная ритуальная служба» уничтожены и изъяты из оборота, а ненадлежащая наружная реклама демонтирована.

Новые рекламные буклеты и макет наружной рекламы, представленные Комиссии на обозрение, скорректированы и  приведены в соответствие с требованиями рекламного законодательства.

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ненадлежащей рекламу «ООО «Акрополь». Единая городская специализированная ритуальная служба»,  распространенную в рекламных буклетах, в рекламных визитках и наружными средставми, поскольку в ней  нарушены требования  пункта 1, 2 и 3  части 3 статьи 5  Федерального закона «О рекламе».

2. Выдать ООО «Акрополь» предписание о прекращении нарушения  пункта 3 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» при распространении рекламных визиток с предложением услуг 1-ого краевого морга.

3. В связи с устранением нарушения пунктов 1 и 2 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» при распространении рекламных буклетов и наружной рекламы «ООО «Акрополь», предписание не выдавать.

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Хабаровского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Решение изготовлено в полном объеме 04 декабря 2013 г.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

ПРЕДПИСАНИЕ

о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе

 

Комиссия  Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому     краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе на основании своего решения от 04 декабря  мая 2013 г.  по делу № 4-05/106 о признании ненадлежащей  рекламы ОО «Акрополь»  и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1,3 статьи 36 Федерального закона «О рекламе», пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. ООО «Акрополь» в 5-дневный срок со дня получения настоящего предписания прекратить распространение любыми способами при помощи любых средств рекламы «ООО «Акрополь» о предоставлении услуг 1-ого краевого морга.

2. ООО «Акрополь» представить в Хабаровское УФАС России письменные доказательства исполнения пункта 1  настоящего предписания в срок до 15 декабря  2013г.

В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Хабаровское УФАС России вправе в соответствии с пунктом 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации  об административных правонарушениях наложить на юридическое лицо штраф в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 4-05/106 [format] => [safe_value] => 4-05/106 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>
[format] => full_html [safe_value] =>

) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 10 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 10 [vid] => 3 [name] => Решения по ходатайствам [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 5 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 5 [vid] => 6 [name] => Контроль рекламы и недобросовестной конкуренции [description] => [format] => full_html [weight] => 9 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 32 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 32 [vid] => 1 [name] => реклама [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => tags [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-12-06 06:44:00 [timezone] => Asia/Vladivostok [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-12-03 20:00:00 [timezone] => Asia/Vladivostok [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1386917138 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Хабаровское УФАС России )