РЕШЕНИЕ № 127
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства <…>, рассмотрев дело № 8-01/51, возбужденное в отношении Комитета государственного заказа Правительства Хабаровского края по признакам нарушения статьи 17 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
Пунктом 2 решения Комиссии Хабаровского УФАС России от 29.01.2013 №7 в действиях уполномоченного органа - Комитета государственного заказа Правительства Хабаровского края и заказчика – КГБУЗ «Краевой клинический центр онкологии» министерства здравоохранения Хабаровского края признано нарушение пункта 5 статьи 41.6, пункта 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 21.07.2005 №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Пунктом 4 указанного решения принято решение материалы дела передать в отдел контроля органов власти.
Служебной запиской отдела контроля за размещением заказов в отдел контроля органов власти Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю передана жалоба ООО «Виролаб» на действия уполномоченного органа – Комитета государственного заказа Правительства Хабаровского края и заказчика - КГБУЗ «Краевой клинический центр онкологии» министерства здравоохранения Хабаровского края при размещении заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме на оказание услуг по проведению бактериологических исследований для нужд заказчика.
Приказом Хабаровского УФАС России от 13.03.2013 №126 возбуждено дело по признакам нарушения Комитетом государственного заказа Правительства Хабаровского края антимонопольного законодательства, выразившегося в объединении в один лот видов работ (услуг), на выполнение которых требуются различные разрешительные документы.
В заседании Комиссии 12.04.2013 представитель Комитета государственного заказа Правительства Хабаровского края заявил ходатайство о приостановлении рассмотрения дела №8-01\51 о нарушении антимонопольного законодательства в связи с тем, что в производстве арбитражного суда Хабаровского края находится дело по заявлению Комитета государственного заказа Правительства Хабаровского края по делу №А73-1222/2013, решение по которому будет иметь значение для рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства.
Рассмотрение дела определением от 12.04.2013 приостановлено до вступления решения арбитражного суда Хабаровского края в законную силу.
Определением от 13.11.2013 рассмотрение дела возобновлено и назначено к рассмотрению на 03.12.2013.
Комиссия Хабаровского УФАС России, изучив материалы дела №8-01\51, пришла к следующим выводам.
Извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме на оказание услуг по проведению бактериологических исследований №0122200002512004414 размещено уполномоченным органом на официальном сайте www.zakupki.gov.ru 20.12.2012. Заказчик - КГБУЗ «Краевой клинический центр онкологии» министерства здравоохранения Хабаровского края.
Предмет контракта (договора) – оказание услуг по проведению бактериологических исследований для нужд КГБУЗ «Краевой клинический центр онкологии».
Раздел IV «Техническая часть» аукционной документации содержит требования к качественным, техническим и иным характеристикам оказываемых услуг, наименование, объем оказываемых услуг и график проведения исследований (также содержащиеся в проекте договора), услуги подразделяются на:
1) микробиологические (бактериологические)
- исследования материала на стерильность, в том числе аптечных форм,
-клинического материала на кишечную группу инфекций,
-клинического материала на микрофлору (на 2 возбудителя),
-смывов на БГКП, золотистый стафиллококк и синегнойную палочку (УПФ), в том числе исследование смывов на контроль качества дезинфекции (ДВУ),
-бактериологический контроль дезкамер и автоклавов,
-исследование воздуха помещений,
-сухих аптечных форм на ОМЧ,
-исследование пищевых продуктов,
-на капельную группу инфекций (сотрудники на стафиллококк зев+нос),
и паразитологическое исследование методом обращения на я\г,
2) определение пищевой и энергетической ценности в 1 блюде,
3)определение концентрации рабочих хлорсодержащих растворов (дезсредств).
Оказываемые услуг выставлены на аукцион единым лотом.
Начальная (максимальная) цена договора в сумме 1 116 912,27 руб. включает в себя стоимость услуг, все расходы, связанные с оказанием услуг, а также расходы на страхование, уплату налогов, пошлин, сборов и других обязательных платежей, взимаемых с исполнителя в связи с исполнением договора.
Пунктом 14 информационной карты аукциона установлены требования к участникам размещения заказа – наличие лицензии на осуществление деятельности в области использования возбудителей инфекционных заболеваний человека и животных (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется в медицинских целях) и генно-инженерно-модифицированных организмов 3 и 4 степеней потенциальной опасности, осуществляемая в замкнутых системах.
Вид выполняемых работ (оказываемых услуг): диагностические исследования, производственные работы, хранение санитарно-показательных микроорганизмов 3 -4 групп патогенности.
Однако согласно аукционной документации, проекту договора на оказание услуг по определению пищевой и энергетической ценности в 1 блюде, по определению концентрации рабочих хлорсодержащих растворов (дезсредств) исследование пищи и дезсредств на наличие или отсутствие ПБА не требуется.
В силу статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон о лицензировании) деятельность в области использования возбудителей инфекционных заболеваний человека и животных (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется в медицинских целях) и генно-инженерно-модифицированных организмов III и IV степеней потенциальной опасности, осуществляемая в замкнутых системах (пункт 19), медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково» (пункт 46) подлежат лицензированию.
Постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2008 №4 утверждены санитарно-эпидемиологические правила СП 1.3.2322-08 «Безопасность работы с микроорганизмами III-IV групп патогенности (опасности) и возбудителями паразитарных болезней», которые устанавливают требования к организационным, санитарно-противоэпидемическим (профилактическим) мероприятиям, направленным на обеспечение личной и общественной безопасности, защиту окружающей среды при работе с указанными патогенными биологическими агентами, патогенными для человека микроорганизмами и гельминтами, а также любыми объектами и материалами, включая полевой, клинический, секционный, подозрительными на содержание указанных ПБА.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 №317 утверждено Положение о лицензировании деятельности в области использования возбудителей инфекционных заболеваний человека и животных (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется в медицинских целях) и генно-инженерно-модифицированных организмов III-IV степеней потенциальной опасности, осуществляемой в замкнутых системах.
В силу статьи 1 Федерального закона от 02.01.2000 №29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» пищевая ценность пищевого продукта - совокупность свойств пищевого продукта, при наличии которых удовлетворяются физиологические потребности человека в необходимых веществах и энергии.
Как следует из пункта 3.31. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 14.11.2001 №36 «О введении в действие Санитарных правил» (вместе с СанПин 2.3.2.1078-01.2.3.2. Продовольственное сырье и пищевые продукты. Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов. Санитарно-эпидемиологические правила безопасности пищевой ценности пищевых продуктов. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы») в пищевых продуктах определяются показатели пищевой ценности, которые обосновываются изготовителем (разработчиком технических документов) на основе аналитических методов исследования и/или с использованием расчетного метода с учетом рецептуры пищевого продукта и данных по составу сырья.
Таким образом, к деятельности в области использования возбудителей инфекционных заболеваний человека и животных не относится деятельность по определению пищевой и энергетической ценности пищи, концентрации рабочих хлорсодержащих растворов (дезсредств).
Химический анализ тех или иных объектов может проводить аккредитованная в установленном порядке лаборатория.
Лаборатория, имеющая лицензию на деятельность в области использования возбудителей инфекционных заболеваний человека и животных и генно-инженерно-мидифицированных организмов III-IV степеней потенциальной опасности, и необходимый набор материально-технических средств, может проводить химический анализ как пищи, так и иных веществ, однако не любая лаборатория может осуществлять работы с ПБА.
Статьей 12 Закона о лицензировании установлен перечень видов деятельности, на которые требуются лицензии, виды деятельности по определению пищевой и энергетической ценности пищи, по определению концентрации рабочих хлорсодержащих растворов (дезсредств) в указанный перечень не входят, следовательно, не являются лицензируемыми.
Статьей 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а также запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах, запросе котировок (часть 2 указанной статьи).
Решением арбитражного суда Хабаровского края от 29.04.2013 по делу №А73-1222/2013 решение Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы от 29.01.2013 №7 признано незаконным.
Постановлениями Шестого арбитражного апелляционного суда от 31.07.2013 и Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 19.11.2013 указанное решение арбитражного суда оставлено без изменения, при этом суды пришли к выводу, что объединение в одном лоте всех видов услуг по бактериологическим исследованиям, являющимся предметом аукциона, к исполнителям которых законодательством Российской Федерации предъявляются различные требования, касающиеся разрешительных документов, соответствует основным задачам Закона о размещении заказов и позволяет не только обеспечить качественное их выполнение, но и рационально расходовать бюджетные средства, в связи с чем такое объединение является обоснованным.
Из материалов дела следует, что антимонопольным органом усмотрены признаки нарушения антимонопольного законодательства в объединении в один лот услуг, для выполнения которых требуются различные разрешительные документы: объединение в одном лоте видов работ (услуг), связанных с диагностическими исследованиями, производственными работами, хранением санитарно-показательных микроорганизмов 3-4 групп патогенности, для выполнения которых требуется лицензия, и работ, не связанных с указанными патогенными биологическими агентами (оказание услуг по определение пищевой и энергетической ценности пищи, концентрации рабочих хлорсодержащих растворов (дезсредств)), для выполнения которых достаточно иметь аккредитацию.
По результатам аукциона КГБУЗ «Краевой клинический центр онкологи» заключен 30.01.2013 договор №23 с ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Хабаровском крае», цена договора – 747 295,44 руб., при этом определение пищевой и энергетической ценности в 1 блюде и определение концентрации рабочих хлорсодержащих растворов (дезсредств) в сумме составляет 6 957,46 руб.
Как указал Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 28.12.2010 №11017/10 по делу №А06-6611/2009, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Исходя из положения пункта 1 статьи 1 Закона о размещении заказов в торгах могут участвовать лишь те лица, которые соответствуют названным целям. Поэтому включение в документацию о торгах условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников размещения заказа лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в торгах и не является нарушением статьи 17 Закона о защите конкуренции.
Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу, что исходя из объема включенных в предмет аукциона услуг по определению пищевой и энергетической ценности пищи, концентрации рабочих хлорсодержащих растворов (дезсредств), на выполнение которых не требуется лицензий, относительно всего объема услуг, объединение в один лот лицензируемых и нелицензируемых видов деятельности в данном случае не может свидетельствовать о нарушении антимонопольного законодательства, поскольку направлено на обеспечение эффективного расходования средств бюджета и соответствует основным задачам законодательства о размещении заказов. Отсутствие в рассматриваемых действиях признаков нарушения антимонопольного законодательства в силу статьи 48 Закона о защите конкуренции является основанием прекращения рассмотрения дела.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
РЕШИЛА:
Рассмотрение дела №8-01/51 прекратить в связи с отсутствием в рассматриваемых действиях Комитета государственного заказа Правительства Хабаровского края признаков нарушения антимонопольного законодательства.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
stdClass Object
(
[vid] => 9294
[uid] => 5
[title] => Решение по делу в отношении Правительства Хабаровского края по признакам нарушения антимонопольного законодательства
[log] =>
[status] => 1
[comment] => 1
[promote] => 0
[sticky] => 0
[nid] => 9294
[type] => solution
[language] => ru
[created] => 1386920613
[changed] => 1386920613
[tnid] => 0
[translate] => 0
[revision_timestamp] => 1386920613
[revision_uid] => 5
[body] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[value] =>
РЕШЕНИЕ № 127
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства <…>, рассмотрев дело № 8-01/51, возбужденное в отношении Комитета государственного заказа Правительства Хабаровского края по признакам нарушения статьи 17 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
Пунктом 2 решения Комиссии Хабаровского УФАС России от 29.01.2013 №7 в действиях уполномоченного органа - Комитета государственного заказа Правительства Хабаровского края и заказчика – КГБУЗ «Краевой клинический центр онкологии» министерства здравоохранения Хабаровского края признано нарушение пункта 5 статьи 41.6, пункта 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 21.07.2005 №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Пунктом 4 указанного решения принято решение материалы дела передать в отдел контроля органов власти.
Служебной запиской отдела контроля за размещением заказов в отдел контроля органов власти Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю передана жалоба ООО «Виролаб» на действия уполномоченного органа – Комитета государственного заказа Правительства Хабаровского края и заказчика - КГБУЗ «Краевой клинический центр онкологии» министерства здравоохранения Хабаровского края при размещении заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме на оказание услуг по проведению бактериологических исследований для нужд заказчика.
Приказом Хабаровского УФАС России от 13.03.2013 №126 возбуждено дело по признакам нарушения Комитетом государственного заказа Правительства Хабаровского края антимонопольного законодательства, выразившегося в объединении в один лот видов работ (услуг), на выполнение которых требуются различные разрешительные документы.
В заседании Комиссии 12.04.2013 представитель Комитета государственного заказа Правительства Хабаровского края заявил ходатайство о приостановлении рассмотрения дела №8-01\51 о нарушении антимонопольного законодательства в связи с тем, что в производстве арбитражного суда Хабаровского края находится дело по заявлению Комитета государственного заказа Правительства Хабаровского края по делу №А73-1222/2013, решение по которому будет иметь значение для рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства.
Рассмотрение дела определением от 12.04.2013 приостановлено до вступления решения арбитражного суда Хабаровского края в законную силу.
Определением от 13.11.2013 рассмотрение дела возобновлено и назначено к рассмотрению на 03.12.2013.
Комиссия Хабаровского УФАС России, изучив материалы дела №8-01\51, пришла к следующим выводам.
Извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме на оказание услуг по проведению бактериологических исследований №0122200002512004414 размещено уполномоченным органом на официальном сайте www.zakupki.gov.ru 20.12.2012. Заказчик - КГБУЗ «Краевой клинический центр онкологии» министерства здравоохранения Хабаровского края.
Предмет контракта (договора) – оказание услуг по проведению бактериологических исследований для нужд КГБУЗ «Краевой клинический центр онкологии».
Раздел IV «Техническая часть» аукционной документации содержит требования к качественным, техническим и иным характеристикам оказываемых услуг, наименование, объем оказываемых услуг и график проведения исследований (также содержащиеся в проекте договора), услуги подразделяются на:
1) микробиологические (бактериологические)
- исследования материала на стерильность, в том числе аптечных форм,
-клинического материала на кишечную группу инфекций,
-клинического материала на микрофлору (на 2 возбудителя),
-смывов на БГКП, золотистый стафиллококк и синегнойную палочку (УПФ), в том числе исследование смывов на контроль качества дезинфекции (ДВУ),
-бактериологический контроль дезкамер и автоклавов,
-исследование воздуха помещений,
-сухих аптечных форм на ОМЧ,
-исследование пищевых продуктов,
-на капельную группу инфекций (сотрудники на стафиллококк зев+нос),
и паразитологическое исследование методом обращения на я\г,
2) определение пищевой и энергетической ценности в 1 блюде,
3)определение концентрации рабочих хлорсодержащих растворов (дезсредств).
Оказываемые услуг выставлены на аукцион единым лотом.
Начальная (максимальная) цена договора в сумме 1 116 912,27 руб. включает в себя стоимость услуг, все расходы, связанные с оказанием услуг, а также расходы на страхование, уплату налогов, пошлин, сборов и других обязательных платежей, взимаемых с исполнителя в связи с исполнением договора.
Пунктом 14 информационной карты аукциона установлены требования к участникам размещения заказа – наличие лицензии на осуществление деятельности в области использования возбудителей инфекционных заболеваний человека и животных (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется в медицинских целях) и генно-инженерно-модифицированных организмов 3 и 4 степеней потенциальной опасности, осуществляемая в замкнутых системах.
Вид выполняемых работ (оказываемых услуг): диагностические исследования, производственные работы, хранение санитарно-показательных микроорганизмов 3 -4 групп патогенности.
Однако согласно аукционной документации, проекту договора на оказание услуг по определению пищевой и энергетической ценности в 1 блюде, по определению концентрации рабочих хлорсодержащих растворов (дезсредств) исследование пищи и дезсредств на наличие или отсутствие ПБА не требуется.
В силу статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон о лицензировании) деятельность в области использования возбудителей инфекционных заболеваний человека и животных (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется в медицинских целях) и генно-инженерно-модифицированных организмов III и IV степеней потенциальной опасности, осуществляемая в замкнутых системах (пункт 19), медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково» (пункт 46) подлежат лицензированию.
Постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2008 №4 утверждены санитарно-эпидемиологические правила СП 1.3.2322-08 «Безопасность работы с микроорганизмами III-IV групп патогенности (опасности) и возбудителями паразитарных болезней», которые устанавливают требования к организационным, санитарно-противоэпидемическим (профилактическим) мероприятиям, направленным на обеспечение личной и общественной безопасности, защиту окружающей среды при работе с указанными патогенными биологическими агентами, патогенными для человека микроорганизмами и гельминтами, а также любыми объектами и материалами, включая полевой, клинический, секционный, подозрительными на содержание указанных ПБА.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 №317 утверждено Положение о лицензировании деятельности в области использования возбудителей инфекционных заболеваний человека и животных (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется в медицинских целях) и генно-инженерно-модифицированных организмов III-IV степеней потенциальной опасности, осуществляемой в замкнутых системах.
В силу статьи 1 Федерального закона от 02.01.2000 №29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» пищевая ценность пищевого продукта - совокупность свойств пищевого продукта, при наличии которых удовлетворяются физиологические потребности человека в необходимых веществах и энергии.
Как следует из пункта 3.31. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 14.11.2001 №36 «О введении в действие Санитарных правил» (вместе с СанПин 2.3.2.1078-01.2.3.2. Продовольственное сырье и пищевые продукты. Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов. Санитарно-эпидемиологические правила безопасности пищевой ценности пищевых продуктов. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы») в пищевых продуктах определяются показатели пищевой ценности, которые обосновываются изготовителем (разработчиком технических документов) на основе аналитических методов исследования и/или с использованием расчетного метода с учетом рецептуры пищевого продукта и данных по составу сырья.
Таким образом, к деятельности в области использования возбудителей инфекционных заболеваний человека и животных не относится деятельность по определению пищевой и энергетической ценности пищи, концентрации рабочих хлорсодержащих растворов (дезсредств).
Химический анализ тех или иных объектов может проводить аккредитованная в установленном порядке лаборатория.
Лаборатория, имеющая лицензию на деятельность в области использования возбудителей инфекционных заболеваний человека и животных и генно-инженерно-мидифицированных организмов III-IV степеней потенциальной опасности, и необходимый набор материально-технических средств, может проводить химический анализ как пищи, так и иных веществ, однако не любая лаборатория может осуществлять работы с ПБА.
Статьей 12 Закона о лицензировании установлен перечень видов деятельности, на которые требуются лицензии, виды деятельности по определению пищевой и энергетической ценности пищи, по определению концентрации рабочих хлорсодержащих растворов (дезсредств) в указанный перечень не входят, следовательно, не являются лицензируемыми.
Статьей 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а также запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах, запросе котировок (часть 2 указанной статьи).
Решением арбитражного суда Хабаровского края от 29.04.2013 по делу №А73-1222/2013 решение Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы от 29.01.2013 №7 признано незаконным.
Постановлениями Шестого арбитражного апелляционного суда от 31.07.2013 и Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 19.11.2013 указанное решение арбитражного суда оставлено без изменения, при этом суды пришли к выводу, что объединение в одном лоте всех видов услуг по бактериологическим исследованиям, являющимся предметом аукциона, к исполнителям которых законодательством Российской Федерации предъявляются различные требования, касающиеся разрешительных документов, соответствует основным задачам Закона о размещении заказов и позволяет не только обеспечить качественное их выполнение, но и рационально расходовать бюджетные средства, в связи с чем такое объединение является обоснованным.
Из материалов дела следует, что антимонопольным органом усмотрены признаки нарушения антимонопольного законодательства в объединении в один лот услуг, для выполнения которых требуются различные разрешительные документы: объединение в одном лоте видов работ (услуг), связанных с диагностическими исследованиями, производственными работами, хранением санитарно-показательных микроорганизмов 3-4 групп патогенности, для выполнения которых требуется лицензия, и работ, не связанных с указанными патогенными биологическими агентами (оказание услуг по определение пищевой и энергетической ценности пищи, концентрации рабочих хлорсодержащих растворов (дезсредств)), для выполнения которых достаточно иметь аккредитацию.
По результатам аукциона КГБУЗ «Краевой клинический центр онкологи» заключен 30.01.2013 договор №23 с ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Хабаровском крае», цена договора – 747 295,44 руб., при этом определение пищевой и энергетической ценности в 1 блюде и определение концентрации рабочих хлорсодержащих растворов (дезсредств) в сумме составляет 6 957,46 руб.
Как указал Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 28.12.2010 №11017/10 по делу №А06-6611/2009, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Исходя из положения пункта 1 статьи 1 Закона о размещении заказов в торгах могут участвовать лишь те лица, которые соответствуют названным целям. Поэтому включение в документацию о торгах условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников размещения заказа лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в торгах и не является нарушением статьи 17 Закона о защите конкуренции.
Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу, что исходя из объема включенных в предмет аукциона услуг по определению пищевой и энергетической ценности пищи, концентрации рабочих хлорсодержащих растворов (дезсредств), на выполнение которых не требуется лицензий, относительно всего объема услуг, объединение в один лот лицензируемых и нелицензируемых видов деятельности в данном случае не может свидетельствовать о нарушении антимонопольного законодательства, поскольку направлено на обеспечение эффективного расходования средств бюджета и соответствует основным задачам законодательства о размещении заказов. Отсутствие в рассматриваемых действиях признаков нарушения антимонопольного законодательства в силу статьи 48 Закона о защите конкуренции является основанием прекращения рассмотрения дела.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
РЕШИЛА:
Рассмотрение дела №8-01/51 прекратить в связи с отсутствием в рассматриваемых действиях Комитета государственного заказа Правительства Хабаровского края признаков нарушения антимонопольного законодательства.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
[summary] =>
[format] => full_html
[safe_value] =>
РЕШЕНИЕ № 127
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства <…>, рассмотрев дело № 8-01/51, возбужденное в отношении Комитета государственного заказа Правительства Хабаровского края по признакам нарушения статьи 17 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
Пунктом 2 решения Комиссии Хабаровского УФАС России от 29.01.2013 №7 в действиях уполномоченного органа - Комитета государственного заказа Правительства Хабаровского края и заказчика – КГБУЗ «Краевой клинический центр онкологии» министерства здравоохранения Хабаровского края признано нарушение пункта 5 статьи 41.6, пункта 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 21.07.2005 №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Пунктом 4 указанного решения принято решение материалы дела передать в отдел контроля органов власти.
Служебной запиской отдела контроля за размещением заказов в отдел контроля органов власти Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю передана жалоба ООО «Виролаб» на действия уполномоченного органа – Комитета государственного заказа Правительства Хабаровского края и заказчика - КГБУЗ «Краевой клинический центр онкологии» министерства здравоохранения Хабаровского края при размещении заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме на оказание услуг по проведению бактериологических исследований для нужд заказчика.
Приказом Хабаровского УФАС России от 13.03.2013 №126 возбуждено дело по признакам нарушения Комитетом государственного заказа Правительства Хабаровского края антимонопольного законодательства, выразившегося в объединении в один лот видов работ (услуг), на выполнение которых требуются различные разрешительные документы.
В заседании Комиссии 12.04.2013 представитель Комитета государственного заказа Правительства Хабаровского края заявил ходатайство о приостановлении рассмотрения дела №8-01\51 о нарушении антимонопольного законодательства в связи с тем, что в производстве арбитражного суда Хабаровского края находится дело по заявлению Комитета государственного заказа Правительства Хабаровского края по делу №А73-1222/2013, решение по которому будет иметь значение для рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства.
Рассмотрение дела определением от 12.04.2013 приостановлено до вступления решения арбитражного суда Хабаровского края в законную силу.
Определением от 13.11.2013 рассмотрение дела возобновлено и назначено к рассмотрению на 03.12.2013.
Комиссия Хабаровского УФАС России, изучив материалы дела №8-01\51, пришла к следующим выводам.
Извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме на оказание услуг по проведению бактериологических исследований №0122200002512004414 размещено уполномоченным органом на официальном сайте www.zakupki.gov.ru 20.12.2012. Заказчик - КГБУЗ «Краевой клинический центр онкологии» министерства здравоохранения Хабаровского края.
Предмет контракта (договора) – оказание услуг по проведению бактериологических исследований для нужд КГБУЗ «Краевой клинический центр онкологии».
Раздел IV «Техническая часть» аукционной документации содержит требования к качественным, техническим и иным характеристикам оказываемых услуг, наименование, объем оказываемых услуг и график проведения исследований (также содержащиеся в проекте договора), услуги подразделяются на:
1) микробиологические (бактериологические)
- исследования материала на стерильность, в том числе аптечных форм,
-клинического материала на кишечную группу инфекций,
-клинического материала на микрофлору (на 2 возбудителя),
-смывов на БГКП, золотистый стафиллококк и синегнойную палочку (УПФ), в том числе исследование смывов на контроль качества дезинфекции (ДВУ),
-бактериологический контроль дезкамер и автоклавов,
-исследование воздуха помещений,
-сухих аптечных форм на ОМЧ,
-исследование пищевых продуктов,
-на капельную группу инфекций (сотрудники на стафиллококк зев+нос),
и паразитологическое исследование методом обращения на я\г,
2) определение пищевой и энергетической ценности в 1 блюде,
3)определение концентрации рабочих хлорсодержащих растворов (дезсредств).
Оказываемые услуг выставлены на аукцион единым лотом.
Начальная (максимальная) цена договора в сумме 1 116 912,27 руб. включает в себя стоимость услуг, все расходы, связанные с оказанием услуг, а также расходы на страхование, уплату налогов, пошлин, сборов и других обязательных платежей, взимаемых с исполнителя в связи с исполнением договора.
Пунктом 14 информационной карты аукциона установлены требования к участникам размещения заказа – наличие лицензии на осуществление деятельности в области использования возбудителей инфекционных заболеваний человека и животных (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется в медицинских целях) и генно-инженерно-модифицированных организмов 3 и 4 степеней потенциальной опасности, осуществляемая в замкнутых системах.
Вид выполняемых работ (оказываемых услуг): диагностические исследования, производственные работы, хранение санитарно-показательных микроорганизмов 3 -4 групп патогенности.
Однако согласно аукционной документации, проекту договора на оказание услуг по определению пищевой и энергетической ценности в 1 блюде, по определению концентрации рабочих хлорсодержащих растворов (дезсредств) исследование пищи и дезсредств на наличие или отсутствие ПБА не требуется.
В силу статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон о лицензировании) деятельность в области использования возбудителей инфекционных заболеваний человека и животных (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется в медицинских целях) и генно-инженерно-модифицированных организмов III и IV степеней потенциальной опасности, осуществляемая в замкнутых системах (пункт 19), медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково» (пункт 46) подлежат лицензированию.
Постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2008 №4 утверждены санитарно-эпидемиологические правила СП 1.3.2322-08 «Безопасность работы с микроорганизмами III-IV групп патогенности (опасности) и возбудителями паразитарных болезней», которые устанавливают требования к организационным, санитарно-противоэпидемическим (профилактическим) мероприятиям, направленным на обеспечение личной и общественной безопасности, защиту окружающей среды при работе с указанными патогенными биологическими агентами, патогенными для человека микроорганизмами и гельминтами, а также любыми объектами и материалами, включая полевой, клинический, секционный, подозрительными на содержание указанных ПБА.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 №317 утверждено Положение о лицензировании деятельности в области использования возбудителей инфекционных заболеваний человека и животных (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется в медицинских целях) и генно-инженерно-модифицированных организмов III-IV степеней потенциальной опасности, осуществляемой в замкнутых системах.
В силу статьи 1 Федерального закона от 02.01.2000 №29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» пищевая ценность пищевого продукта - совокупность свойств пищевого продукта, при наличии которых удовлетворяются физиологические потребности человека в необходимых веществах и энергии.
Как следует из пункта 3.31. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 14.11.2001 №36 «О введении в действие Санитарных правил» (вместе с СанПин 2.3.2.1078-01.2.3.2. Продовольственное сырье и пищевые продукты. Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов. Санитарно-эпидемиологические правила безопасности пищевой ценности пищевых продуктов. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы») в пищевых продуктах определяются показатели пищевой ценности, которые обосновываются изготовителем (разработчиком технических документов) на основе аналитических методов исследования и/или с использованием расчетного метода с учетом рецептуры пищевого продукта и данных по составу сырья.
Таким образом, к деятельности в области использования возбудителей инфекционных заболеваний человека и животных не относится деятельность по определению пищевой и энергетической ценности пищи, концентрации рабочих хлорсодержащих растворов (дезсредств).
Химический анализ тех или иных объектов может проводить аккредитованная в установленном порядке лаборатория.
Лаборатория, имеющая лицензию на деятельность в области использования возбудителей инфекционных заболеваний человека и животных и генно-инженерно-мидифицированных организмов III-IV степеней потенциальной опасности, и необходимый набор материально-технических средств, может проводить химический анализ как пищи, так и иных веществ, однако не любая лаборатория может осуществлять работы с ПБА.
Статьей 12 Закона о лицензировании установлен перечень видов деятельности, на которые требуются лицензии, виды деятельности по определению пищевой и энергетической ценности пищи, по определению концентрации рабочих хлорсодержащих растворов (дезсредств) в указанный перечень не входят, следовательно, не являются лицензируемыми.
Статьей 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а также запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах, запросе котировок (часть 2 указанной статьи).
Решением арбитражного суда Хабаровского края от 29.04.2013 по делу №А73-1222/2013 решение Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы от 29.01.2013 №7 признано незаконным.
Постановлениями Шестого арбитражного апелляционного суда от 31.07.2013 и Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 19.11.2013 указанное решение арбитражного суда оставлено без изменения, при этом суды пришли к выводу, что объединение в одном лоте всех видов услуг по бактериологическим исследованиям, являющимся предметом аукциона, к исполнителям которых законодательством Российской Федерации предъявляются различные требования, касающиеся разрешительных документов, соответствует основным задачам Закона о размещении заказов и позволяет не только обеспечить качественное их выполнение, но и рационально расходовать бюджетные средства, в связи с чем такое объединение является обоснованным.
Из материалов дела следует, что антимонопольным органом усмотрены признаки нарушения антимонопольного законодательства в объединении в один лот услуг, для выполнения которых требуются различные разрешительные документы: объединение в одном лоте видов работ (услуг), связанных с диагностическими исследованиями, производственными работами, хранением санитарно-показательных микроорганизмов 3-4 групп патогенности, для выполнения которых требуется лицензия, и работ, не связанных с указанными патогенными биологическими агентами (оказание услуг по определение пищевой и энергетической ценности пищи, концентрации рабочих хлорсодержащих растворов (дезсредств)), для выполнения которых достаточно иметь аккредитацию.
По результатам аукциона КГБУЗ «Краевой клинический центр онкологи» заключен 30.01.2013 договор №23 с ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Хабаровском крае», цена договора – 747 295,44 руб., при этом определение пищевой и энергетической ценности в 1 блюде и определение концентрации рабочих хлорсодержащих растворов (дезсредств) в сумме составляет 6 957,46 руб.
Как указал Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 28.12.2010 №11017/10 по делу №А06-6611/2009, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Исходя из положения пункта 1 статьи 1 Закона о размещении заказов в торгах могут участвовать лишь те лица, которые соответствуют названным целям. Поэтому включение в документацию о торгах условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников размещения заказа лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в торгах и не является нарушением статьи 17 Закона о защите конкуренции.
Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу, что исходя из объема включенных в предмет аукциона услуг по определению пищевой и энергетической ценности пищи, концентрации рабочих хлорсодержащих растворов (дезсредств), на выполнение которых не требуется лицензий, относительно всего объема услуг, объединение в один лот лицензируемых и нелицензируемых видов деятельности в данном случае не может свидетельствовать о нарушении антимонопольного законодательства, поскольку направлено на обеспечение эффективного расходования средств бюджета и соответствует основным задачам законодательства о размещении заказов. Отсутствие в рассматриваемых действиях признаков нарушения антимонопольного законодательства в силу статьи 48 Закона о защите конкуренции является основанием прекращения рассмотрения дела.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
РЕШИЛА:
Рассмотрение дела №8-01/51 прекратить в связи с отсутствием в рассматриваемых действиях Комитета государственного заказа Правительства Хабаровского края признаков нарушения антимонопольного законодательства.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
[safe_summary] =>
)
)
)
[field_solution_num] => Array
(
)
[field_solution_file_num] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[value] => 8-01/51
[format] =>
[safe_value] => 8-01/51
)
)
)
[field_solution_preview] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[value] =>
[format] => full_html
[safe_value] =>
)
)
)
[field_solution_cat] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[tid] => 11
[taxonomy_term] => stdClass Object
(
[tid] => 11
[vid] => 3
[name] => Решения по делам
[description] =>
[format] => full_html
[weight] => 0
[vocabulary_machine_name] => category_solutions
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => skos:Concept
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => rdfs:label
[1] => skos:prefLabel
)
)
[description] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:definition
)
)
[vid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:inScheme
)
[type] => rel
)
[parent] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:broader
)
[type] => rel
)
)
)
)
)
)
[field_solution_file] => Array
(
)
[field_solution_scope] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[tid] => 3
[taxonomy_term] => stdClass Object
(
[tid] => 3
[vid] => 6
[name] => Антимонопольное регулирование
[description] =>
Методологические положения официального статистического учета по форме федерального статистического наблюдения № 1-МОН.doc
Форма № 1-МОН.doc
[format] => full_html
[weight] => 6
[vocabulary_machine_name] => practice_areas
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => skos:Concept
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => rdfs:label
[1] => skos:prefLabel
)
)
[description] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:definition
)
)
[vid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:inScheme
)
[type] => rel
)
[parent] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:broader
)
[type] => rel
)
)
)
)
[1] => Array
(
[tid] => 31
[taxonomy_term] => stdClass Object
(
[tid] => 31
[vid] => 6
[name] => Контроль органов власти
[description] =>
[format] => full_html
[weight] => 6
[vocabulary_machine_name] => practice_areas
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => skos:Concept
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => rdfs:label
[1] => skos:prefLabel
)
)
[description] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:definition
)
)
[vid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:inScheme
)
[type] => rel
)
[parent] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:broader
)
[type] => rel
)
)
)
)
)
)
[field_solution_tags] => Array
(
)
[field_solution_datetime_public] => Array
(
[und] => Array
(
[0] => Array
(
[value] => 2013-12-13 07:40:00
[timezone] => Asia/Vladivostok
[timezone_db] => UTC
[date_type] => datetime
)
)
)
[field_nodes_related] => Array
(
)
[field_date] => Array
(
[und] => Array
(
[0] => Array
(
[value] => 2013-12-09 20:00:00
[timezone] => Asia/Vladivostok
[timezone_db] => UTC
[date_type] => datetime
)
)
)
[field_simplenews_term] => Array
(
)
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => sioc:Item
[1] => foaf:Document
)
[title] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => dc:title
)
)
[created] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => dc:date
[1] => dc:created
)
[datatype] => xsd:dateTime
[callback] => date_iso8601
)
[changed] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => dc:modified
)
[datatype] => xsd:dateTime
[callback] => date_iso8601
)
[body] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => content:encoded
)
)
[uid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => sioc:has_creator
)
[type] => rel
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => foaf:name
)
)
[comment_count] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => sioc:num_replies
)
[datatype] => xsd:integer
)
[last_activity] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => sioc:last_activity_date
)
[datatype] => xsd:dateTime
[callback] => date_iso8601
)
)
[cid] => 0
[last_comment_timestamp] => 1386920613
[last_comment_name] =>
[last_comment_uid] => 5
[comment_count] => 0
[name] => moder
[picture] => 0
[data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;}
[subscriptions_notify] =>
[entity_view_prepared] => 1
[region_name] => Хабаровское УФАС России
)