Постановление о наложении штрафа в отношении ОАО «Промсвязьбанк»

Номер дела: 4-05/38
Дата публикации: 27 мая 2014, 10:35

 

 

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ №  36

о наложении штрафа по делу №  4-05/38

 об административном правонарушении

 

16 мая    2014 года                                                                                 г. Хабаровск

 

Заместитель  руководителя  Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю, рассмотрев протокол об административном правонарушении  от  24 апреля 2014 года  и материалы дела  № 4-05/38 об административном правонарушении в отношении ОАО «Промсвязьбанк» (ИНН 7744000912, КПП997950001, местонахождение: г. Москва,  ул. Смирновская, 10, строение 22), в связи с распространением ненадлежащей рекламы  финансовых услуг,

в отсутствие представителя ОАО «Промсвязьбанк», надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения дела.

 

УСТАНОВИЛА:

 

При осуществлении государственного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе Хабаровским УФАС России  27 марта 2014 года  отслежена наружная реклама  ОАО «Промсвязьбанк», распространяемая в г. Хабаровске  на пересечении улиц Запарина – Уссурийский бульвар, следующего содержания:

        - крупным шрифтом:

«Кредиты для малого бизнеса без залога. 14,9% годовых, акция, до 3 млн. рублей. ул. Запарина, 51,  8(4212) 74-77-99  8 800 5002020 www.psbank.ru Промсвязьбанк».

-мелким шрифтом (43 мм):

«ОАО «Промсвязьбанк. Генеральная лицензия Банка России № 3251

Указанные условия  действуют в рамках продукта «Кредит Упрощенный» с упрощенными технологиями по сравнению  с другими продуктами ОАО «Промсвязьбанк». Ставка по кредиту от 14,9% и определяется по решению банка индивидуально. Срок  кредитования  - до 60  месяцев. Штрафные санкции: о,5 % от суммы просроченного платежа за каждый день просрочки.

Сумма кредита от 500 000 руб. до 3 000 000 руб.- для заемщиков – физических лиц; от 1500 000 руб. до 3 000 000  руб. – для заемщиков – индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. Комиссия не взимается. Минимальная процентная ставка 14,9%  может быть установлена при условии  участия клиента в программе добровольного коллективного  страхования жизни и здоровья заемщиков – физических лиц в рамках кредитования  клиентов малого  и среднего бизнеса, а также при соблюдении иных требований, предъявляемых к клиенту и его финансовому положению. Участие в программе является добровольным,  не влияет на приятие банком решения о предоставлении кредита. Более подробная информация на сайте  www.psbank.ru.». 

 

            Срок распространения рекламы с 27 марта  по 31 декабря   2014 года.

Реклама ориентирована на неопределенный круг лиц,  целенаправленно направлена на мотивацию потребителя рекламы на выбор услуги. Создавая привлекательные условия возможности по заключению  кредитного договора, побуждает совершить определенные  действия в отношении объекта рекламирования, а именно вступить в конкретные правоотношения с  Банком по заключению договора на определенных рекламой условиях.

            Согласно пункту 2  части  2   статьи 28 ФЗ «О рекламе»  реклама  банковских,  страховых и иных финансовых услуг не должна  умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

В расходы лица (заемщика), заключившего  кредитный  договор, включаются:

оплата стоимости кредита  (процент за пользование кредитом, платежи за открытие счета, ежемесячные фиксированные платежи за обслуживание счета, платежи, связанные с получением суммы кредита наличными, и другие платежи, обусловленные выдачей  кредита   и процессом его возврата);

оплата услуг страхования, если выдача займа обусловлена необходимостью заключения договора страхования;

иные расходы, возникающие у заемщика в процессе исполнения договора займа (необходимость нотариального заверения документов и т.п.).

            Следовательно, если в рекламе услуг по предоставлению кредита указано любое из перечисленных условий, то должны быть указаны все остальные условия, как определяющие размеры расходов заемщика по договору кредита, так и влияющие на эти расходы.

В соответствии  с частью 3 статьи 28 ФЗ «О рекламе», если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита, пользованием им и погашением кредита, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющие на нее.

            Стоимость кредита включает в себя проценты за кредит, а также все иные платежи, взимаемые в рамках кредитного договора в связи с предоставлением кредита. Сюда включаются: платежи за открытие счета, ежемесячные фиксированные платежи за обслуживание счета, платежи, связанные с получением суммы кредита наличными, и другие платежи, обусловленные выдачей кредита и процессом его возврата.

В данной рекламе  ОАО «Промсвязьбанк»  указывает такие условия договора, как минимальную  процентную ставку по кредиту 14,9%,  максимальную сумму кредита.

В содержании рекламы «Кредит Упрощенный», распространяемой на средствах наружной рекламы, содержится указание на условия  кредитного договора.

Необходимая информация нанесена на баннеры наружной рекламы мелким шрифтом, что не позволяет потребителю рекламы ознакомиться и воспринять информацию о  сроке кредита, минимальной сумме кредита, о возможности получения минимальной процентной ставки только при условии участия в программе добровольного  страхования  и это вводит потребителя в заблуждение.

Согласно части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе»  не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения  или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

На рекламных щитах, информация, размещенная в нижней части рекламы, не доступна, так как размер шрифта маленький. Для пассажиров и водителей движущегося транспорта время считывания рекламной информации  ограничено и, следовательно, информация, нанесенная на баннер мелким шрифтом, также недоступна для восприятия.

Информация о существенных условиях кредита выполнена столь мелким по сравнению с основным рекламным текстом шрифтом, что делает невозможным ее восприятие и вводит потребителя в заблуждение относительно условий по рекламируемому вкладу.

В соответствии  со статьей 3 ФЗ «О рекламе»  реклама - это информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному  кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирования или поддержания интереса к нему и его продвижение на рынке.

Совокупность таких особенностей спорной рекламы, как ограниченное время считывания информации, объем информации, размещенной в рекламе, размер шрифта, которым написаны существенные условия получения услуги, лишают возможности потребителя  получить полный текст (информацию) рекламы.

Учитывая изложенное, несмотря на формальное наличие в рекламе существенной информации обо всех условиях  кредитного договора, форма предоставления данных сведений такова, что они не воспринимаются потребителями, так как размер шрифта очень маленький и исключена возможность максимального приближения к ней потребителя (рекламные конструкции формата  высотой  3м и более).

Тот факт, что существенная информация  в спорной рекламе не читается, очевидно усматривается при визуальном просмотре текста наружной рекламы.

Поскольку существенной является не только информация привлекательная для потребителей (написана крупным шрифтом), но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей рекламы банковских услуг, отсутствие каких-либо сведений, в том числе и доступных, об условиях кредита, может привести к искажению смысла рекламы и ввести в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемой банковской услугой, так как данная информация сложно воспринимаема или вообще недоступна для потребителей.

Таким образом, наружная реклама кредита   ОАО «Промсвязьбанк» противоречит части 7 статьи  5, пункту 2 части 2, части 3 статьи 28 ФЗ «О рекламе».

В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований статьи 28 Закона  несет рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Установлено, что рекламодателем, в интересах которого непосредственно распространялась рекламная кампания, является  ОАО «Промсвязьбанк». Данный факт подтверждается письмом ООО «Медиамикс» (вход. от 17.04.2014 № 5/625), согласно которому макет рекламы  предоставлялся ОАО «Промсвязьбанк» самостоятельно ООО «Иммедиа Холдинг», с которым у ООО «Медиамикс» заключен договор.

На основании части 1 статьи 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях нарушение рекламодателем, рекламораспространителем законодательства о рекламе (ненадлежащая реклама) влечет наложение административного штрафа.

При назначении административного наказания ОАО «Промсвязьбанк » учитывалось, что в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 4.3. КоАП РФ повторное совершение однородного административного правонарушения, если за совершение первого административного правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию, по которому не истек срок, предусмотренный статьей 4.6. КоАП РФ является обстоятельством, отягчающим административную ответственность.

Постановлением №  2 от 16.01.2014 года по делу № 4-05/115  ОАО «Промсвязьбанк»  подвергалось административному штрафу в размере  100 000 рублей за ненадлежащую рекламу финансовых услуг.

Руководствуясь статьей  33 Федерального закона «О рекламе», частью 1 статьи 14.3, статьями  23.48, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

ПОСТАНОВИЛА:

 

            1. Признать ОАО «Промсвязьбанк» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи  14.3. КоАП РФ.

            2. Применить к ОАО  «Промсвязьбанк» меру ответственности в виде административного штрафа за ненадлежащую рекламу в размере 200 000   (двести  тысяч)  рублей.

            Согласно части 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не  позднее шестидесяти  дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Сумма штрафа, уплаченная за нарушение законодательства о рекламе, зачисляется в бюджет:

получатель УФК по Хабаровскому краю (Хабаровское УФАС России), р/c 40101810300000010001, ГРКЦ ГУ ЦБ РФ по Хабаровскому краю г. Хабаровска, БИК 040813001, ИНН 2721023142, КПП 272101001, код 161 11626000016000140, ОКТМО 08701000001.

При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении шестидесяти дней  со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, должностное лицо, вынесшее постановление, направляет соответствующие материалы судебному приставу - исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, должностное лицо, вынесшее постановление, принимает решение о привлечении лица, не уплатившего административный штраф, к административной ответственности в соответствии с частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в  арбитражный суд  в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

 

 

stdClass Object ( [vid] => 9807 [uid] => 5 [title] => Постановление о наложении штрафа в отношении ОАО «Промсвязьбанк» [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 9807 [type] => solution [language] => ru [created] => 1401147445 [changed] => 1401147445 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1401147445 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

 

 

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ №  36

о наложении штрафа по делу №  4-05/38

 об административном правонарушении

 

16 мая    2014 года                                                                                 г. Хабаровск

 

Заместитель  руководителя  Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю, рассмотрев протокол об административном правонарушении  от  24 апреля 2014 года  и материалы дела  № 4-05/38 об административном правонарушении в отношении ОАО «Промсвязьбанк» (ИНН 7744000912, КПП997950001, местонахождение: г. Москва,  ул. Смирновская, 10, строение 22), в связи с распространением ненадлежащей рекламы  финансовых услуг,

в отсутствие представителя ОАО «Промсвязьбанк», надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения дела.

 

УСТАНОВИЛА:

 

При осуществлении государственного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе Хабаровским УФАС России  27 марта 2014 года  отслежена наружная реклама  ОАО «Промсвязьбанк», распространяемая в г. Хабаровске  на пересечении улиц Запарина – Уссурийский бульвар, следующего содержания:

        - крупным шрифтом:

«Кредиты для малого бизнеса без залога. 14,9% годовых, акция, до 3 млн. рублей. ул. Запарина, 51,  8(4212) 74-77-99  8 800 5002020 www.psbank.ru Промсвязьбанк».

-мелким шрифтом (43 мм):

«ОАО «Промсвязьбанк. Генеральная лицензия Банка России № 3251

Указанные условия  действуют в рамках продукта «Кредит Упрощенный» с упрощенными технологиями по сравнению  с другими продуктами ОАО «Промсвязьбанк». Ставка по кредиту от 14,9% и определяется по решению банка индивидуально. Срок  кредитования  - до 60  месяцев. Штрафные санкции: о,5 % от суммы просроченного платежа за каждый день просрочки.

Сумма кредита от 500 000 руб. до 3 000 000 руб.- для заемщиков – физических лиц; от 1500 000 руб. до 3 000 000  руб. – для заемщиков – индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. Комиссия не взимается. Минимальная процентная ставка 14,9%  может быть установлена при условии  участия клиента в программе добровольного коллективного  страхования жизни и здоровья заемщиков – физических лиц в рамках кредитования  клиентов малого  и среднего бизнеса, а также при соблюдении иных требований, предъявляемых к клиенту и его финансовому положению. Участие в программе является добровольным,  не влияет на приятие банком решения о предоставлении кредита. Более подробная информация на сайте  www.psbank.ru.». 

 

            Срок распространения рекламы с 27 марта  по 31 декабря   2014 года.

Реклама ориентирована на неопределенный круг лиц,  целенаправленно направлена на мотивацию потребителя рекламы на выбор услуги. Создавая привлекательные условия возможности по заключению  кредитного договора, побуждает совершить определенные  действия в отношении объекта рекламирования, а именно вступить в конкретные правоотношения с  Банком по заключению договора на определенных рекламой условиях.

            Согласно пункту 2  части  2   статьи 28 ФЗ «О рекламе»  реклама  банковских,  страховых и иных финансовых услуг не должна  умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

В расходы лица (заемщика), заключившего  кредитный  договор, включаются:

оплата стоимости кредита  (процент за пользование кредитом, платежи за открытие счета, ежемесячные фиксированные платежи за обслуживание счета, платежи, связанные с получением суммы кредита наличными, и другие платежи, обусловленные выдачей  кредита   и процессом его возврата);

оплата услуг страхования, если выдача займа обусловлена необходимостью заключения договора страхования;

иные расходы, возникающие у заемщика в процессе исполнения договора займа (необходимость нотариального заверения документов и т.п.).

            Следовательно, если в рекламе услуг по предоставлению кредита указано любое из перечисленных условий, то должны быть указаны все остальные условия, как определяющие размеры расходов заемщика по договору кредита, так и влияющие на эти расходы.

В соответствии  с частью 3 статьи 28 ФЗ «О рекламе», если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита, пользованием им и погашением кредита, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющие на нее.

            Стоимость кредита включает в себя проценты за кредит, а также все иные платежи, взимаемые в рамках кредитного договора в связи с предоставлением кредита. Сюда включаются: платежи за открытие счета, ежемесячные фиксированные платежи за обслуживание счета, платежи, связанные с получением суммы кредита наличными, и другие платежи, обусловленные выдачей кредита и процессом его возврата.

В данной рекламе  ОАО «Промсвязьбанк»  указывает такие условия договора, как минимальную  процентную ставку по кредиту 14,9%,  максимальную сумму кредита.

В содержании рекламы «Кредит Упрощенный», распространяемой на средствах наружной рекламы, содержится указание на условия  кредитного договора.

Необходимая информация нанесена на баннеры наружной рекламы мелким шрифтом, что не позволяет потребителю рекламы ознакомиться и воспринять информацию о  сроке кредита, минимальной сумме кредита, о возможности получения минимальной процентной ставки только при условии участия в программе добровольного  страхования  и это вводит потребителя в заблуждение.

Согласно части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе»  не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения  или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

На рекламных щитах, информация, размещенная в нижней части рекламы, не доступна, так как размер шрифта маленький. Для пассажиров и водителей движущегося транспорта время считывания рекламной информации  ограничено и, следовательно, информация, нанесенная на баннер мелким шрифтом, также недоступна для восприятия.

Информация о существенных условиях кредита выполнена столь мелким по сравнению с основным рекламным текстом шрифтом, что делает невозможным ее восприятие и вводит потребителя в заблуждение относительно условий по рекламируемому вкладу.

В соответствии  со статьей 3 ФЗ «О рекламе»  реклама - это информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному  кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирования или поддержания интереса к нему и его продвижение на рынке.

Совокупность таких особенностей спорной рекламы, как ограниченное время считывания информации, объем информации, размещенной в рекламе, размер шрифта, которым написаны существенные условия получения услуги, лишают возможности потребителя  получить полный текст (информацию) рекламы.

Учитывая изложенное, несмотря на формальное наличие в рекламе существенной информации обо всех условиях  кредитного договора, форма предоставления данных сведений такова, что они не воспринимаются потребителями, так как размер шрифта очень маленький и исключена возможность максимального приближения к ней потребителя (рекламные конструкции формата  высотой  3м и более).

Тот факт, что существенная информация  в спорной рекламе не читается, очевидно усматривается при визуальном просмотре текста наружной рекламы.

Поскольку существенной является не только информация привлекательная для потребителей (написана крупным шрифтом), но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей рекламы банковских услуг, отсутствие каких-либо сведений, в том числе и доступных, об условиях кредита, может привести к искажению смысла рекламы и ввести в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемой банковской услугой, так как данная информация сложно воспринимаема или вообще недоступна для потребителей.

Таким образом, наружная реклама кредита   ОАО «Промсвязьбанк» противоречит части 7 статьи  5, пункту 2 части 2, части 3 статьи 28 ФЗ «О рекламе».

В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований статьи 28 Закона  несет рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Установлено, что рекламодателем, в интересах которого непосредственно распространялась рекламная кампания, является  ОАО «Промсвязьбанк». Данный факт подтверждается письмом ООО «Медиамикс» (вход. от 17.04.2014 № 5/625), согласно которому макет рекламы  предоставлялся ОАО «Промсвязьбанк» самостоятельно ООО «Иммедиа Холдинг», с которым у ООО «Медиамикс» заключен договор.

На основании части 1 статьи 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях нарушение рекламодателем, рекламораспространителем законодательства о рекламе (ненадлежащая реклама) влечет наложение административного штрафа.

При назначении административного наказания ОАО «Промсвязьбанк » учитывалось, что в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 4.3. КоАП РФ повторное совершение однородного административного правонарушения, если за совершение первого административного правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию, по которому не истек срок, предусмотренный статьей 4.6. КоАП РФ является обстоятельством, отягчающим административную ответственность.

Постановлением №  2 от 16.01.2014 года по делу № 4-05/115  ОАО «Промсвязьбанк»  подвергалось административному штрафу в размере  100 000 рублей за ненадлежащую рекламу финансовых услуг.

Руководствуясь статьей  33 Федерального закона «О рекламе», частью 1 статьи 14.3, статьями  23.48, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

ПОСТАНОВИЛА:

 

            1. Признать ОАО «Промсвязьбанк» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи  14.3. КоАП РФ.

            2. Применить к ОАО  «Промсвязьбанк» меру ответственности в виде административного штрафа за ненадлежащую рекламу в размере 200 000   (двести  тысяч)  рублей.

            Согласно части 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не  позднее шестидесяти  дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Сумма штрафа, уплаченная за нарушение законодательства о рекламе, зачисляется в бюджет:

получатель УФК по Хабаровскому краю (Хабаровское УФАС России), р/c 40101810300000010001, ГРКЦ ГУ ЦБ РФ по Хабаровскому краю г. Хабаровска, БИК 040813001, ИНН 2721023142, КПП 272101001, код 161 11626000016000140, ОКТМО 08701000001.

При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении шестидесяти дней  со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, должностное лицо, вынесшее постановление, направляет соответствующие материалы судебному приставу - исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, должностное лицо, вынесшее постановление, принимает решение о привлечении лица, не уплатившего административный штраф, к административной ответственности в соответствии с частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в  арбитражный суд  в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

 

 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

 

 

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ №  36

о наложении штрафа по делу №  4-05/38

 об административном правонарушении

 

16 мая    2014 года                                                                                 г. Хабаровск

 

Заместитель  руководителя  Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю, рассмотрев протокол об административном правонарушении  от  24 апреля 2014 года  и материалы дела  № 4-05/38 об административном правонарушении в отношении ОАО «Промсвязьбанк» (ИНН 7744000912, КПП997950001, местонахождение: г. Москва,  ул. Смирновская, 10, строение 22), в связи с распространением ненадлежащей рекламы  финансовых услуг,

в отсутствие представителя ОАО «Промсвязьбанк», надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения дела.

 

УСТАНОВИЛА:

 

При осуществлении государственного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе Хабаровским УФАС России  27 марта 2014 года  отслежена наружная реклама  ОАО «Промсвязьбанк», распространяемая в г. Хабаровске  на пересечении улиц Запарина – Уссурийский бульвар, следующего содержания:

        - крупным шрифтом:

«Кредиты для малого бизнеса без залога. 14,9% годовых, акция, до 3 млн. рублей. ул. Запарина, 51,  8(4212) 74-77-99  8 800 5002020 www.psbank.ru Промсвязьбанк».

-мелким шрифтом (43 мм):

«ОАО «Промсвязьбанк. Генеральная лицензия Банка России № 3251

Указанные условия  действуют в рамках продукта «Кредит Упрощенный» с упрощенными технологиями по сравнению  с другими продуктами ОАО «Промсвязьбанк». Ставка по кредиту от 14,9% и определяется по решению банка индивидуально. Срок  кредитования  - до 60  месяцев. Штрафные санкции: о,5 % от суммы просроченного платежа за каждый день просрочки.

Сумма кредита от 500 000 руб. до 3 000 000 руб.- для заемщиков – физических лиц; от 1500 000 руб. до 3 000 000  руб. – для заемщиков – индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. Комиссия не взимается. Минимальная процентная ставка 14,9%  может быть установлена при условии  участия клиента в программе добровольного коллективного  страхования жизни и здоровья заемщиков – физических лиц в рамках кредитования  клиентов малого  и среднего бизнеса, а также при соблюдении иных требований, предъявляемых к клиенту и его финансовому положению. Участие в программе является добровольным,  не влияет на приятие банком решения о предоставлении кредита. Более подробная информация на сайте  www.psbank.ru.». 

 

            Срок распространения рекламы с 27 марта  по 31 декабря   2014 года.

Реклама ориентирована на неопределенный круг лиц,  целенаправленно направлена на мотивацию потребителя рекламы на выбор услуги. Создавая привлекательные условия возможности по заключению  кредитного договора, побуждает совершить определенные  действия в отношении объекта рекламирования, а именно вступить в конкретные правоотношения с  Банком по заключению договора на определенных рекламой условиях.

            Согласно пункту 2  части  2   статьи 28 ФЗ «О рекламе»  реклама  банковских,  страховых и иных финансовых услуг не должна  умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

В расходы лица (заемщика), заключившего  кредитный  договор, включаются:

оплата стоимости кредита  (процент за пользование кредитом, платежи за открытие счета, ежемесячные фиксированные платежи за обслуживание счета, платежи, связанные с получением суммы кредита наличными, и другие платежи, обусловленные выдачей  кредита   и процессом его возврата);

оплата услуг страхования, если выдача займа обусловлена необходимостью заключения договора страхования;

иные расходы, возникающие у заемщика в процессе исполнения договора займа (необходимость нотариального заверения документов и т.п.).

            Следовательно, если в рекламе услуг по предоставлению кредита указано любое из перечисленных условий, то должны быть указаны все остальные условия, как определяющие размеры расходов заемщика по договору кредита, так и влияющие на эти расходы.

В соответствии  с частью 3 статьи 28 ФЗ «О рекламе», если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита, пользованием им и погашением кредита, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющие на нее.

            Стоимость кредита включает в себя проценты за кредит, а также все иные платежи, взимаемые в рамках кредитного договора в связи с предоставлением кредита. Сюда включаются: платежи за открытие счета, ежемесячные фиксированные платежи за обслуживание счета, платежи, связанные с получением суммы кредита наличными, и другие платежи, обусловленные выдачей кредита и процессом его возврата.

В данной рекламе  ОАО «Промсвязьбанк»  указывает такие условия договора, как минимальную  процентную ставку по кредиту 14,9%,  максимальную сумму кредита.

В содержании рекламы «Кредит Упрощенный», распространяемой на средствах наружной рекламы, содержится указание на условия  кредитного договора.

Необходимая информация нанесена на баннеры наружной рекламы мелким шрифтом, что не позволяет потребителю рекламы ознакомиться и воспринять информацию о  сроке кредита, минимальной сумме кредита, о возможности получения минимальной процентной ставки только при условии участия в программе добровольного  страхования  и это вводит потребителя в заблуждение.

Согласно части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе»  не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения  или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

На рекламных щитах, информация, размещенная в нижней части рекламы, не доступна, так как размер шрифта маленький. Для пассажиров и водителей движущегося транспорта время считывания рекламной информации  ограничено и, следовательно, информация, нанесенная на баннер мелким шрифтом, также недоступна для восприятия.

Информация о существенных условиях кредита выполнена столь мелким по сравнению с основным рекламным текстом шрифтом, что делает невозможным ее восприятие и вводит потребителя в заблуждение относительно условий по рекламируемому вкладу.

В соответствии  со статьей 3 ФЗ «О рекламе»  реклама - это информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному  кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирования или поддержания интереса к нему и его продвижение на рынке.

Совокупность таких особенностей спорной рекламы, как ограниченное время считывания информации, объем информации, размещенной в рекламе, размер шрифта, которым написаны существенные условия получения услуги, лишают возможности потребителя  получить полный текст (информацию) рекламы.

Учитывая изложенное, несмотря на формальное наличие в рекламе существенной информации обо всех условиях  кредитного договора, форма предоставления данных сведений такова, что они не воспринимаются потребителями, так как размер шрифта очень маленький и исключена возможность максимального приближения к ней потребителя (рекламные конструкции формата  высотой  3м и более).

Тот факт, что существенная информация  в спорной рекламе не читается, очевидно усматривается при визуальном просмотре текста наружной рекламы.

Поскольку существенной является не только информация привлекательная для потребителей (написана крупным шрифтом), но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей рекламы банковских услуг, отсутствие каких-либо сведений, в том числе и доступных, об условиях кредита, может привести к искажению смысла рекламы и ввести в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемой банковской услугой, так как данная информация сложно воспринимаема или вообще недоступна для потребителей.

Таким образом, наружная реклама кредита   ОАО «Промсвязьбанк» противоречит части 7 статьи  5, пункту 2 части 2, части 3 статьи 28 ФЗ «О рекламе».

В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований статьи 28 Закона  несет рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Установлено, что рекламодателем, в интересах которого непосредственно распространялась рекламная кампания, является  ОАО «Промсвязьбанк». Данный факт подтверждается письмом ООО «Медиамикс» (вход. от 17.04.2014 № 5/625), согласно которому макет рекламы  предоставлялся ОАО «Промсвязьбанк» самостоятельно ООО «Иммедиа Холдинг», с которым у ООО «Медиамикс» заключен договор.

На основании части 1 статьи 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях нарушение рекламодателем, рекламораспространителем законодательства о рекламе (ненадлежащая реклама) влечет наложение административного штрафа.

При назначении административного наказания ОАО «Промсвязьбанк » учитывалось, что в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 4.3. КоАП РФ повторное совершение однородного административного правонарушения, если за совершение первого административного правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию, по которому не истек срок, предусмотренный статьей 4.6. КоАП РФ является обстоятельством, отягчающим административную ответственность.

Постановлением №  2 от 16.01.2014 года по делу № 4-05/115  ОАО «Промсвязьбанк»  подвергалось административному штрафу в размере  100 000 рублей за ненадлежащую рекламу финансовых услуг.

Руководствуясь статьей  33 Федерального закона «О рекламе», частью 1 статьи 14.3, статьями  23.48, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

ПОСТАНОВИЛА:

 

            1. Признать ОАО «Промсвязьбанк» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи  14.3. КоАП РФ.

            2. Применить к ОАО  «Промсвязьбанк» меру ответственности в виде административного штрафа за ненадлежащую рекламу в размере 200 000   (двести  тысяч)  рублей.

            Согласно части 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не  позднее шестидесяти  дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Сумма штрафа, уплаченная за нарушение законодательства о рекламе, зачисляется в бюджет:

получатель УФК по Хабаровскому краю (Хабаровское УФАС России), р/c 40101810300000010001, ГРКЦ ГУ ЦБ РФ по Хабаровскому краю г. Хабаровска, БИК 040813001, ИНН 2721023142, КПП 272101001, код 161 11626000016000140, ОКТМО 08701000001.

При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении шестидесяти дней  со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, должностное лицо, вынесшее постановление, направляет соответствующие материалы судебному приставу - исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, должностное лицо, вынесшее постановление, принимает решение о привлечении лица, не уплатившего административный штраф, к административной ответственности в соответствии с частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в  арбитражный суд  в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

 

 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 4-05/38 [format] => [safe_value] => 4-05/38 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 12 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 12 [vid] => 3 [name] => Постановления о привлечении к административной ответственности [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 5 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 5 [vid] => 6 [name] => Контроль рекламы и недобросовестной конкуренции [description] => [format] => full_html [weight] => 9 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-05-26 23:35:00 [timezone] => Asia/Vladivostok [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-05-15 23:35:00 [timezone] => Asia/Vladivostok [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1401147445 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Хабаровское УФАС России )